Стою у истоков

 
–  «Веселовская» –  Ваша девичья фамилия? Очень соответствует характеру.
–  Нет, нет! По отцу я «Томаш». 
____________
–  А правда ли, что молдаване, – те же цыгане? Вы цыганка?
Смешно, но я пыталась доказать, что молдаване и цыгане не имеют ничего общего между собой. Эти народы принадлежат к разным языковым группам.
____________
–   А молдаване, –  те же румыны?  Молдавия и Румыния, – это одна страна или… 
   
Как-то сама задумалась: откуда она,  моя фамилия, появилась в Молдавии, на щедрой земле которой я родилась?
Принялась за собственное расследование. Совсем не расследование даже, а … удовлетворение любопытства: где истоки моей жизни?
Пришлось прибегнуть к подробностям, чрезвычайно любопытным, но «мелким», хотя они только на первый взгляд кажутся таковыми. Пыталась что-то опустить, но нить повествования прерывалась, мысль ускользала.
Итак…
   
«Раскопки курганов и древних поселений в Оренбургской области, произведённые археологами, обнаружили следы материальной культуры людей, живших в этих местах более 30 тысяч лет тому назад… Больше всего археологических памятников осталось от сарматов, которые оставили следы своего пребывания примерно с XVI в. до н. э. по IV в. н. э. Это были древние ирано-язычные племена, кочевавшие в степях от Тобола до Дуная и вытеснившие скифов из Северного Причерноморья. Известно также, что территорию Приуралья, начиная со II в. до н. э. по IV в. н. э. занимали аланские племена, завоёванные впоследствии гуннами. Аланы были родственны сарматам, значит, тоже ирано-язычные народы, гунны – группа древних тюркских племен, вторгшихся в Европу в начале н.э. На рубеже I тысячелетия здесь жила чудь. В Древней Руси это было общее название для западно-финских племён и части финно-угорских народов, включающих в себя в наше время венгров, эстонцев, удмуртов, карелов, мордву и др.

Территория Приуралья являлась частью того пути, по которому продвигались на Запад до конца VI в., в эпоху Великого переселения народов, племена, говорившие на разных языках: сарматы и аланы на индоевропейских (древнем иранском), гунны –  на древне-тюркском языке, угро-финские племена – на угро-финских. За гуннами в VII – X вв. следуют и другие тюрко-язычные народности. Так, письменными памятниками IX – XI вв. засвидетельствовано проживание на Южном Урале башкирских племён. В конце I тысячелетия появляются новые волны кочевников из Азии, также тюрко-язычные: печенеги (IX –  XI вв.), торки (IX – X вв.), половцы (XII – XIII вв.), татаро-монголы (XIII в.). Уже во время передвижения гуннов в южно-уральских степях оседают угорские и тюркские племена, позднее их становится всё больше и больше. Со времени покорения Московским государством Казанского ханства (XVII в.) на Южный Урал пришли поволжские угро-финские и тюрко-язычные народности: нагайцы, татары, чуваши, мордва, удмурты, марийцы. Тогда же открылся широкий доступ и русским переселенцам и украинцам».-
«К востоку от Волги пермские и угорские племена распространились далеко за Уральские горы. Следует заметить, что в пятом веке н. э. некоторые угорские племена
____________________
 - Т.Ф.Слободинская. Географические названия Оренбургской области: Краткий топонимический словарь. 2 изд.- Орск: Гуманитарно-технологический институт,1999.   

мигрировали из Уральского района и Зауралья к северокавказским землям, где они были под контролем сначала у гуннов, а затем у хазар.[137] Это была та ветвь угров, которая позже, после распада Великой Булгарии, двинулась в южнорусские степи. Русская "Повесть временных лет" упоминает их как белых угров.[138] Они были предками мадьяр. Еще одна часть угров мигрировала в конце девятого века из Уральского региона в Венгрию. Они были известны русским как чёрные угры.[139] Достигнув Венгрии, они слились с белыми уграми. Та часть из них, что осталась на Урале, позднее смешалась с татарами и стала известна как башкиры». ;
______________
   
«Основной территорией, на которой расположился и развивался румынский народ, были Карпатские горы, земли к юго-западу и югу от них до Дуная, Восточное Прикарпатье. В начале XIV века на территории  к югу от Карпат сложилось княжество, которое румыны назвали Цара Ромыняска, что означает Румынская страна. В середине XIV века в Восточном Прикарпатье образовалось княжество Молдавия, к северу-западу от них находилась Трансильвания. В исторической литературе княжество Цара Ромыняска длительное время было известно под названием Валахия. Возникло это название в нерумынских источниках, в которых румыны именуются волохами (или влахами). В некоторых нерумынских источниках и Молдавия называется Валахией, а в ряде источников Цара Ромыняска и Молдавия именуются «Обе Валахии». В 1859 году оба  княжества добились автономии от Турции и объединились в единое государство, называющееся с 1861 года Румынией».

В древности вышеназванная  территория была населена дакийскими племенами, по имени которых вся страна называлась Дакией. В начале II века н.э. большая часть Дакии была завоёвана римлянами. С этого времени Дакия стала укреплённой окраиной империи. В её состав вошли трансильванские земли, Банат и часть Валахии. Римское владычество продолжалось 170 лет. Разговорный язык римлян того времени – «народную латынь»  –  восприняли местные жители. Он стал основой формирования румынского языка. В конце III века римляне оставили эту территорию. На восточных границах бывшей Дакии в VI – VII веках появились славяне. Они прочно осели рядом с коренным населением. Такое соседство нашло отражение в географических наименованиях явно славянского происхождения. Славянским является и название «волохи». Волохи впервые упоминаются в «Повести временных лет». Румынская народность формировалась в сложном процессе ассимиляции коренным населением многочисленных элементов из различных этнических групп». «…В IX – X  веках на территории Молдавии рядом с местным населением жили восточно-славянские племена –
уличи и тиверцы. Население молдавских земель приняло христианство одновременно с принятием христианства в Древнерусском государстве. В X – XI веках сюда распространилась власть киевских князей… В конце IX века сюда вторгаются угры (венгры), печенеги, в XI  веке здесь появляются половцы. С конца XI века Трансильвания находится в зависимости от Венгерского королевства. Политическое, экономическое развитие было подорвано нашествием в 1241 году татаро-монголов». ;
Прихожу к выводу, уважаемый Читатель, мы с Вами одного корня! У нас общий язык-прародитель. Вы читаете эти строки, значит, мы общаемся на одном языке. Мы  земляки! Я старалась пройти дорогами, которыми шли мои и Ваши предки. Я внешне похожа на татарку-монголку-молдаванку-украинку… А «Томаш», как пояснила профессор-языковед ещё в студенческие годы, означает всего лишь «дочь Фомы». . И должна ещё отметить, что корни предков тянутся из села Бабин, рядом с селом, где родилась София Ротару.
__________________
- Г.В.Вернадский. Древняя Русь. История России. -Тверь: "Леан"- Москва: "Аграф",2000.
- Всемирная история: «Закат Римской империи. Раннее средневековье». (сс. 836-838). / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. - Мн.: Харвест- М.: АСТ, 1999. – 1048 с.
окончание в фамилии -аш говорит о том, что речь идёт о дочери или сыне Фомы.
Своё любопытство я в результате расследования удовлетворила. А Ваше? Нет? –   Тогда идём дальше! Ещё небольшой экскурс в историю.

Корни моего рода от прапрабабушки по отцу (фамилия Довгань) тянутся из Оренбуржья, а от прапрадедушки по отцу из Венгрии (?), из  Горы, именно так пишется название села ли, городка, Прикарпатья (вот откуда пошла фамилия «Томаш»!). По материнской линии следы обнаруживаются в Закарпатском селе Бабин  Новоселицкого района. Отсюда тянется фамилия Бендрюк (прадед по матери).
Чудесным образом, пересекаясь-переплетаясь, проросли корни моего родового дерева в Молдавии. В одном из её северных сёл Шапте-Бань я и появилась на свет.

(«Шапте-Бань» означает по-молдавски «Семь Копеек». Как гласит легенда, после страшного потопа жители моего «первого» родного села Стынкэуцы (стынкэ ; по-молдавски скала), располагавшегося на одном из горных хребтов Карпатского массива, спустились на равнинное место. Разбогатело семь господарей, и село назвали Шапте-Бань. Поистине случилось так, проверить трудно).
 Всегда утверждала, что я славянка по происхождению, и, по-моему, мне удалось  это продемонстрировать. Значительная часть корня моего родного языка – могучего сплава украинского, молдавско-румынского, болгарского и сербско-хорватского –  произошла от старославянского языка. Или древнеславянского?
В графе «национальность» в моём паспорте когда-то стояло «украинка», но, парадокс: в самой Украине нас, «молдавских хохлов», не признавали и не признают, так как наша мова – далеко не украiньска литературная мова. Нас не совсем понимают или не хотят понять. Сегодня, учитывая ситуацию во взаимоотношениях наших стран,  на эту тему очень больно говорить. Ещё острее боль, если говорить сегодня о политических событиях в Молдове.
______________
Как-то, блуждая по «всемирной паутине», наткнулась на материалы-документы учёных-историков, исследователей зарождения народов на территории Оренбуржья и Венгрии. Теперь затрудняюсь с определением, чего во мне больше намешено, и кто я по национальности. Внешность скифско-башкирско-татарско-монгольско-украинско-… русская! И как определить принадлежность к какой-то нации? Утверждаю: «Я –  славянка». По месту рождения, не смею спорить, –  молдаванка.

Могучее, раскидистое дерево Томаш-Веселовской произросло на Урале, тянется до Венгрии, простираясь по Молдавии, возвращается в Россию.
В России я прожила столько, сколько и в Молдавии. Я вольная птица, а они – Россия и Молдавия – мои крылья, которые без устали держат меня не только в жизненном, но и в творческом пространстве. Жаль, что прекрасный, волшебный полёт начался довольно поздно для творческого человека – 31 декабря 1986 года, когда родились первые строки стихотворения «Пусть не будет могил неизвестных».

2015


Рецензии