Туманной юности виденья
Музыкальная фантазия (Мюзикл). (по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»)
На просцениуме появляются два артиста и поют « куплеты»
Куплетист– 1 : "Отчего всемогущий творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны — зачем умираем?
Если несовершенны — то кто бракодел
Куплетист - 2 : "В божий храм не пускайте меня на порог.
Я — безбожник. Таким сотворил меня бог.
Я подобен блуднице, чья вера — порок.
Рады б грешники в рай — да не знают дорог. "
Куплетист - 1 : "Напрасно ты винишь в непостоянстве рок.
Куплетист – 2 : Что не внакладе ты, тебе и невдомек.
Вместе - : Когда б Он в милостях своих был постоянен,
Ты б очереди ждать своей до смерти мог.
( Омар Хайям).
Пролог.
Гаснет свет в зале, и включается фонограмма с записью увертюры, в которой отчётливо слышны цитаты Рахманинова к опере Рахманинова « Алеко». На музыке по просцениуму проходят артисты. Они с фотоаппаратами, магнитофонами, телекамерой, кто-то несёт плакат - « Пушкин - это наше «Всё». Сейчас должно состояться открытие памятника Пушкину.
Председатель городской думы ( на трибуне) : Уважаемые сограждане, земляки, дорогие гости! Сегодня в нашем городе знаменательное событие : мы с Вами присутствуем на открытии памятника великому Русскому поэту АС Пушкину!
Наконец –то, и в нашем городе, в которм много раз бывал поэт , и кто знает, может, именно здесь им были написаны некоторые его замечательные стихи, будет стоять этот памятник, украшая нашу центральную площадь! Перед тем, как упадёт покрывало, и мы с Вами увидим этот шедевр, я хочу от имени всей нашей Городской Думы, и от Вашего имени поблаголарить Администрацию города за этот прекрасный подарок. ( взгласы одобрения, аплодисменты).
На трибуну запрыгивает молодой цыган.
Цыган : Я тоже сказать хочу. Ромалэ, никто и никогда не писал о цыганах так хорошо и красиво, как Пушкин, и мы – цыгане, считаем Пушкина, не только Великим Русским, но и нашим цыганским поэтом. Ромалэ, кому же, как не Александру Сергеевичу, мы должны спеть сегодня «Величальную»!
Наступает долгожданный момент. Звучит какой-то сигнал ( возможно фанфары). Сбрасывается покрывало, и перед глазами почтеннейшей публики предстаёт памятник Великому поэту.
Цыган( обращаясь к цыганочке) : Зарга, бага( пой!)
Цыгане поют «Величальную»- на подносе бокал, в которм искрится на солце шампанское. На словах: «К нам приехал Александр Сергеевич дорогой», памятник вдруг зашевелился, размялся, спустился с пьедестала, взял рюмку с подноса, выпил и, вдруг, заговорил:
Пушкин : «Ну, ромалы! Вы так поёте, черти, что устоять там (показывает на пьедестал) ну просто невозможно
(реакция собравшихся, и подолжение песни).
Пушкин:Друзья, пока я там стоял,
А это, право, очень скучно,
Послушайте, я написал
Своей рукой, собственноручно:
« Цыгане шумною толпою
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекою
В шатрах изодранных ночуют…»
Ну, что, Ромалы, лепота?
Вон, Девы навострили ушки!
Так как Вам вирши, господа?
Голоса: А что? Неплохо! Ерунда! Да, как сказать? Почти что Пушкин!
Пушкин: Волшебной силой песнопенья
В туманной юности моей
( увлекая за собой всю компанию за кулисы)
Там оживляются виденья
То светлых, то печальных дней. ( Все удаляются за кулисы)
Интермедия.
В зрительном зале, в проходе появляются Алеко и Земфира. Они поют (соло и дуэт).
Земфира тащит Алеко за кулисы, где расположился табор.
Пушкин ( появляясь перед занавесом) : «Хочу сегодня вместе с Вами,
стихи услышать в этом зале: «Цыгане шум ною толпою»… Они когда-то, кочевали… Безумно полюбив Земфиру,
о чём поведал всему миру,
Делил с цыганами шатер,
их песни пел, забыв «пальмиру»,
Им безраздельно посвятил свою чарующую лиру».
( уходит вглубь сцены, распахивая занавес )
Картина-1.
Ночь. Слабый свет догорающего костра меркнет на фоне яркого звёздного неба. Молодой месяц сладко дремлет на маленьком светлом облачке. Мирно спят у костра цыгане. Тишина, и только откуда-то из-за кулис доносятся волнующие душу звуки цыганской скрипки. Лойко- скрипач появляется на сцене и музыка усиливается.1). Лойко, играя, ходит вокруг костра, начинается хореаграфическая сценка «Пробуждение» : девушки лежат на земле лицом к костру. Когда костёр начинает набирать силу ( кто-то бросил ветку в огонь), одна из танцовщиц начинает 2). танец « огня» - она и есть « огонь костра!» Темп прибавляется, она кружится вокруг костра, прикасается к лежащим на земле девушкам, и они тоже начинают танцевать, вспыхивая на ветру, как искры от костра. Свет на сцене постепенно прибавляется и к бурному финалу танца, уже сияет в полную мощь. Цыгане пробуждаются от чарующих звуков скрипки. Мелодия закончилась, и старый вожак, ударяет своим посохом – древком три раза, и Табор исполняет песню 3). « Солнышко».
(Появляются Земфира и Алеко)
Земфира : Веду я гостя; за курганом
Его в пустыне я нашла
И в табор на ночь зазвала.
Он хочет быть, как мы - цыганом;
Его зовут Алеко – он готов идти за мною всюду.
(Звучит плясовая, исполняется таборная пляска)
Пушкин сидит в глубине сцены и, пристроившись на пеньке что-то записывает( сочиняет).
Пушкин: Не изменились лишь Цыгане на протяжении веков? Всё те же девы, что очами пленяют « юных стариков»!
Не охладел ли жаркий пламень заворожительных костров?
Не ослабел ли голос страстный их седовласых вожаков?
Нет! Миновала сия чаша, детей природы возлюбя,
Всё те ж Цыгане! Те же песни! И вместе с Вами снова Я!
Ну что ж, настало время, други, и запоёт сейчас Вожак!
И снова песни сладко будут звучать на сахарных устах.
(вожак поёт в сопровождении хора старинную протяжную песню, затем могут прозвучать весёлые хоровые песни с пляской)
Пушкин: А помню, как цыганка Таня
Ко мне примчалась в глухомань,
Меня развеселить пытаясь,
Развеять грусть мою печаль
Как сладко пела, ублажая!
Как песня русская родная
В её устах преобразясь,
С цыганской вольной, слившись плавно,
Явилась, заново родясь
О. это чудо! Мне поверьте,
Хотите, на себя примерьте,
Ведь нашу русскую степную
Затянут, как свою родную!
И наше русское веселье
Цыгане подают, как Зелье,
Которое, мы пьём, хмелея
И жизнь становится милее.
Далее исполняются две русские народные песни ( весёлая и протяжная), песня и танец Земфиры, перерастающий в массовую таборную пляску…
Картина 2.
Пушкин( на авансцене):
Прошло два лета. Так же бродят
Цыганы мирною толпой;
Везде по- прежнему находят
Гостеприимство и покой…(уходит)
Земфира( спускаясь к ручью с кувшином, набирает воду и поёт).
Во время песни появляется Молодой Цыган. Он слушает песню, зачарованно наблюдает за Земфирой, появляясь перед девушкой, загораживает ей дорогу.
Земфира: Пора!
Цыган : Постой. Скажи – когда ж опять свиданье?
Земфира : Сегодня, как зайдёт луна,
Там, за курганом над могилой
Цыган : Обманет! Не придёт она ( поёт):
« Ваш тукэ мрэ гиля,
Лаче багава мэ.
Ваш тукэ мрэ гиля,
Мири лачи, ту екх джины».
Вся сцена выстраивается мастером пантомимы. Заканчивается объятием и поцелуями.
Свет снимается с Земфиры и Молодого Цыгана и на переднем плане высвечивается фигура Алеко.
Алеко ( вспоминая слова Земфиры) :
«Не верь лукавым сновиденьям?»
Ах, я не верю ничему
Ни снам, ни сладким увереньям,
Ни даже сердцу твоему.
Алеко исполняет « Каватину Алеко» из оперы Рахманинова «Алеко».
По окончании муз. Номера свет снимается с Алеко и в луче света вновь появляются Земфира и Молодой Цыган.
Земфира: Пора.
Молодой Цыган: Постой.
Земфира: Пора, мой милый
Молодой Цыган: Нет, нет! Постой, дождёмся дня.
Земфира : Уже поздно.
Молодой цыган: Как ты робко любишь. Минуту!
Земфира : Ты меня погубишь
Молодой Цыган : Минуту.
Земфира : Если без меня проснётся муж?
(Алеко появляется в свете луча)
Алеко: Проснулся я. Куда вы? .
Земфира : Мой друг, беги, беги…
Алеко ( бежит вслед за Молодым Цыганом и Земфирой)
Алеко : Постой! Куда, красавец молодой? Куда вы?
Не спешите оба; Вам хорошо и здесь у гроба.
( Знаменитая сцена убийства происходит за кулисами и зрители её не видят)
Картина 3.
Алеко один на сцене. « там за курганом, над могилой» он убил Земфиру и Молодого Цыгана. Звучит монотонно ритмическая «Пляска мужчин» из оперы «Алеко».
Алеко( на музыке): Так иногда перед зимою,
Туманной, утренней порю,
Когда подымится с полей
Станица поздних журавлей
И с криком вдаль на юг несётся
Пронзённый гибельным свинцом
Один печально остаётся,
Повиснув раненным крылом. ( падает на землю и, рыдая, восклицает по- цыгански) О, Дэвла, Дэвла!.. ( появляется Старый Цыган)
Старый Цыган: Ты звал меня?
Алеко: Сегодня, как зашла луна,
Там, за курганом над могилой
К Моей Земфире смерть пришла,
И вместе с ней красавчик милый,
Курган немой им стал могилой.
Я им сказал: Куда вы оба?
Вам хорошо и здесь у гроба.
Она в ответ-«Нет, не боюсь тебя! Твои угрозы презираю, Твоё убийство проклинаю».
Старик : Любил ты горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.
Взгляни: под отдаленным сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она.
Заглянет в облако любое,
Его так пышно озарит —
И вот — уж, перешла в Другое;
И то недолго посетит.
Кто место в небе ей укажет,
Промолвя: там остановись!
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись!
К чему? Вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Коль сердце пылкое Земфиры
Стрелою поразил Творец
Не вылечит сердечной раны
Ни Бог, ни Муж, и ни Отец.
Она Любви не изменила!
Она Любовь не предала!
И что любовь твоя постыла,
Знать , воля Божия была.!
Алеко : Я не таков. От прав моих не откажусь, Или, хоть мщеньем наслажусь! Я здесь, колени преклоня, - Старик, теперь ты мне судья!
(Старик, ударяя три раза посохом- древком, и это акцентируется в музыке):
Старый Цыган : Великий Дэвла нас рассудит, Ну, а тебя пусть табор судит!
(под всё ещё звучащую ритмическую музыку исполняется «Мужская Пляска». В ритме музыки, появляется табор : Женщины выстраиваются в один ряд, а мужчины, вместе со Старым Цыганом, идут, образуя круг, внутри которого Алеко. (это постановочный танец)
Первый Цыган:
Оставь нас, гордый человек!
Второй Цыган: Мы дики; нет у нас законов,
Третий Цыган: Мы не терзаем, не казним,
Не нужно крови нам и стонов.
Первый цыган: Мы жить с убийцей не хотим
Старый Цыган(выходя из круга): Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел. Оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою.
(цыгане, под продолжающуюся музыку изгоняют Алеко из табора).
Звучит грустная хоровая песня, похожая на «погребальную».
Появляется Пушкин.
Пушкин : Чуть-чуть пересолил я кашу!
Забыть веселья час Цыганам и грустить? Нет! Посему, друзья, в рассказе нашем, Решил финал я изменить!
Пушкин( увлекая в сторону Старого Цыгана, и говорит ему тихонько, как бы по секрету):
Волшебна сила Песнопенья!
И песнь – сильнее всех смертей!
Пусть оживляются виденья
Туманной юности моей (уходит за кулисы)
(Старый цыган, подходя к одному из цыган)
Старый цыган: Сынок, ты б смог такую песню спеть,
Чтоб песня победила Смерть?
( Цыган исполняет с хором «Павлина крылушки»)
Старый Цыган( после исполнения песни) : Слыхал я,как судачат люди,
Что пляска мёртвого разбудит?
( исполняется массовый танец «Пробуждение»). Солистка, оставив массовку солировать, удаляется за кулисы и, вскоре выходит, ведя за собой Земфиру и Алеко.
(музыка заканчивается, табор приветствует своих героев. Молодые становятся на колени перед Старым Цыганом, ожидая благославления. Старый цыган три раза стучит своим посохом- древком, звучит музыка( « встречная полечка»), он благославляет молодых и передаёт древко главному танцору и балетмейстеру(Анатолию Вербицкому), и тот совершает ритуал «Свадьба».
Картина 4.
« Свадьба».
(Это- хореаграфическая миниатюра к финалу пьесы)
Дервиш с древком, на котором привязаны разноцветные ленты.
Сваты в танце выстраиваются в одну линию, у них в руках подарок – самовар. В танце они предлагают за невесту выкуп- самовар, но родители не принимают, а, значит, отказывают сватам. Сваты идут с новыми и новыми подарками( сколько угодно), всё время получают отказ, пока не появляется главный приз - это лошадка( танцоры в костюме лощадки исполняют «Венгерку»), Кто перед таким подарком устоять, и родители дают согласие. Дервиш в танце снимает с древка белые ленты, бросает их в толпу, и на плечах у сватов появляются белые на перевязь полотенца, снова бросает, снятый с древка белый платочек - на голове у невесты появляется фата, снова бросает теперь уже красную ленту - в руках у всех танцовщиц появляются красные платки. Исполняется танец «с платками», танец «Молодых» и танец «Стариков»(танцевальная сюита, балетмейстеры – А. Вербицкий и Г. Баталова).
Занавес.
(На авансцену выходит Пушкин):
Пушкин : Веселья час настал!
Все живы, слава Богу! Вот Вам и другой финал!
А мне, увы, пора в дорогу, Спешу на торжество не опоздать, Теперь, Ваш город, украшая,
На пъедестале там стоять Я должен, но скажу Вам прямо, без обмана, Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов,
Телеги мирные Цыганов. В пустынях часто я бродил, Простую пищу их делил
И засыпал пред их огнями.
( уходит за занавес).
(занавес открывается и на сцене, как и вначале, пьедестал памятника, и Пушкин, взбираясь на пьедестал, говорит следующие строчки):
Пушкин : Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
(с окончанием текста, он накрывается покрывалом и принимает неподвижную позу памятника.)
С шумом врывается многоликая толпа современной цыганской молодёжи( как в начале). Цыгане пют «Величальную», покрывало вздымается вверх – открытие памятника состоялось.
На просцениум, как и вначале, выходят куплетисты.
Куплетист -1 : И долго будет тем любезен он народу,
Что чувства добрые он лирой пробуждал! Куплетист -2 : Подобна театру наша жизнь ,
и так угодно Богу, Что лучшие места в ней иногда ,
не лучший занимал.
Куплетист -1: О, время! Как ты быстротечно!
Жизнь коротка, но слава будет вечна!
Куплетист -2 : И каждого приходит час
- поглотит медленная Лета,
Но память сохранит в веках
талант Великого прэта!
В оркестре звучит « Апофеоз».
***
Свидетельство о публикации №115080105138