Ночные, шёпотные

(19) НОЧНЫЕ ШЁПОТНЫЕ

Сеется снежок, да никак не ляжет.
Стрелка шелестит.
Вещий снится сон, только не подскажет,
Долго ль до шести.
Тяжела земля, жиловата пажить,
Шевели, свисти!

Всё леском-песком сыплется дорожка,
Кроет круг и крюк.
Низкая звезда, тёмная сторожка,
Частокол из рук.
Костью не грозись, бабушка-ворожка,
Я тебе не внук.

Веется снежок рядом да вдогонку,
Всё не может лечь.
Вечный снится сон, кажется спросонку
Тарабарской речь.
Напряжёт кирпич, распахнёт заслонку,
Молвит слово печь.

Где-то из угла, из-под одеяла
Поднялась, бела.
Встала, у окна малость постояла,
Встала и легла.
Низкая звезда таяла, сияла
Слабо, вполсветла.

Тяжела земля, клонит на сторонку:
Придержи, развьючь!
Всё леском-песком, рядом да вдогонку
Выходец из туч.
Ворон ли украл, с кручи ли в воронку
Ветер сбросил ключ.

1998 или 1999


Рецензии
Да, переклички есть, на одних сказочных архетипах взращивались мы явно))
Ваше вот ещё эти напомнило немножко: http://stihi.ru/2018/05/12/1018
http://stihi.ru/2017/01/13/6530

Но Вы ещё и, в отличие от меня, сохраняете и сам склад этой речи былинной.
ТАк как Вы — больше никто не пишет, вообще, в поэзии-то уж точно, потому что сравнить Ваш язык можно только с лесковским, и больше ни с кем.
Это такое плетение языковых кружев, народной речи, образов вроде знакомых и узнаваемых, но ироничных, чуть видоизменённых, но кружащих вокруг нужного автору стержня, сердечника, и при этом огромный массив содержательных пластов, громадная база данных, знания жизни в самых разных её уровнях и парадигмах.
Вы напоминаете мне Лескова, но Вы перевели его на язык поэзии, и вывели на другой уровень другого времени,
и это уже генетическая трансформация, это уже не Лесков, а Каратеев.
Без лесковской эмоциональности, более отстранённый, более "сверху", менее горячливый, менее заводной, куда менее демократичный, более вещь в себе.

С опытом жизни уже в иных эпохах...
но личностными темпоритмами вы с Лесковым поменялись.)))
Его эпоха была куда более неспешной, а он был торопыгой, скорым на эмоцию, на вспышку, он горячился.
Эпоха теперешняя — стремительна и суетлива как м....вошка, и она совершенно не резонирует с Вашим природным ритмом, Дмитрий.
Да, по температуре и по темпоритму вы с Лесковым работаете в противофазе, Дмитрий.)
Но стилистически, тембрально и текстурно невероятно схожи.

Забирова Ольга   08.06.2020 14:17     Заявить о нарушении
Оба Ваших текста мне знакомы и давно представляют предмет восхищения, особенно монолог Земли. И в обоих есть отдельные слова — в каждом, пожалуй, по одному, — которых в этом контексте я никогда бы не употребил.
Лесков, конечно, один из любимых авторов. Может быть, близость моя к нему со стороны виднее. Ну и написано ведь кое-что и в прозе, и, возможно, там это очевиднее.

Дмитрий Каратеев   08.06.2020 16:54   Заявить о нарушении
И в моих, и в Ваших текстах всегдА есть слова, которых никтО, включая взаимно нас с Вами, соотносительно, - никогда не употребил бы))
Частично в этом и состоит лиц наших муз необщее выраженье.)
Хотя не хлебом лексики единым.)

Забирова Ольга   08.06.2020 17:07   Заявить о нарушении
Может, тогда это: http://stihi.ru/2010/12/26/3577

и эти два: http://stihi.ru/2012/03/29/7739
http://stihi.ru/2013/09/19/4057
Надеюсь, их Вы ещё не читали))
А переклички тоже есть (во втором), ну и вообще, Вы ведь, я знаю, любите зиму)

Забирова Ольга   08.06.2020 17:29   Заявить о нарушении
А слова, о которых шла речь: обраточка, сленг, бренд.)
Угадала?

Забирова Ольга   08.06.2020 17:34   Заявить о нарушении
Не совсем: "обраточка" у меня мыслима. Нравится уличное "благодарочка". "Слэнг"-"брэнд" — ну да, тем более в рифму, но я о них просто забыл. Я имел в виду "нескор сюжет" (написал бы: рассказ нескор) и, в другом, "Ассоль".
"Брэнд" услышал впервые 18 лет назад в одной редакции, тут же добавил: "сивой кобылы".)

Дмитрий Каратеев   08.06.2020 18:19   Заявить о нарушении
Да, зимние — чудные, все три! И каждое наособину: серьёзное, сказочное и весёлое.

Дмитрий Каратеев   08.06.2020 18:26   Заявить о нарушении
Да, "брэнд сивой кобылы" — это хорошо, сижу ржу-ни-магу))))))))))))
Это надо запомнить, это чудо как хорошо!!!!

А про "Ассоль" уточните. Интересуюсь знать.

Забирова Ольга   08.06.2020 21:31   Заявить о нарушении
Ну, по моему ощущению, такое существо, как Земля, праматерь Гея, может знать фольклорную Ягу, принадлежащую к человечеству как части природы, но не знает Ассоли, чисто литературной героини. Впрочем, это поскольку интересуетесь знать. Меньше всего хотел бы "на этом подчёркивать", ибо каждому своё.

Дмитрий Каратеев   08.06.2020 22:53   Заявить о нарушении
Вот ещё отдалённое созвучие с Вашим про китов: песнь комара из прозы "Весна египетская": http://stihi.ru/2016/03/15/11666 .

Дмитрий Каратеев   08.06.2020 23:10   Заявить о нарушении
Да, там ритмическое созвучие, совпадение размера и такая же анафора одинаковая.
Поэтому построение фразы сходное.

Про Ассоль понятно, но она уже стала архетипом, её, так сказать, внесли в реестры вечных образов. По крайней мере, на нашей части суши.)
Хотя с другой стороны, она в восприятии её образа ближе стихии моря, нежели стихии земной, тут я согласна, да. Чужеродность есть.
Ну ладно, бегала она к обрыву корапь высматривать, бегала, всё бегала, это тоже можно как железные сапоги рассматривать, которых три пары нужно износить, пока желаемого достигнешь.
Так что земля тоже как бы при делах.)
И, соответственно, в курсах.)

И на траве валялась, и заснула там, землёй убаюканная.
Почему бы литературному персонажу не быть реальным человечком, какая разница. Мало ли в Бразилии Педров.
А потом вспомните, насколько она была близка природе земли, букашкам всяким, жукам, цветкам, они были её семьёй, её роднёй. Там много на этом строится. В той же мере как она была ЖИВЫМ СТИХОТВОРЕНИЕМ, по выражению Грина, в столь же полной мере можно назвать её ОЖИВШЕЙ СКАЗКОЙ.
Которая ушла в народ, а следовательно стала частью фольклора, тут наличие авторства уже не имеет первостепенного значения. Как в песне про корнета Оболенского и прочих таких же, про ямщиков, славное море священный Байкал, и за борт её бросает и проч.

Это я как бы сама с собой рассуждаю.)

Не хотелось бы делать её попсой, профанировать и обесценивать тем самым, но это уже произошло.
Тут есть одна поэтесса, закордонного места жительства, не будем указывать пальцем направление, которая, являясь учителем литературы, написала в своём назидательным стишке, адресованном апологеткам Ассоли: не будь, дескать, как она, белоручкой, "УЧИСЬ ГОТОВКЕ БЛЮД".
Это Ассоль-то белоручка???
Хоть бы с текстом гриновской повести сперва ознакомилась, дурында.

Никто ведь даже в руках не держал "Жизни Клима Самгина", а фразу "а был ли мальчик-то?" истёрли до дыр, хотя и понятия не имеют, о каком мальчике идёт речь.
Спросите вы любого из тех, кто талдычит эту фразу, как звали того мальчика?
Ни один из ста тысяч не сможет ответить.
Хорошо если сотня из ста тысяч ответят название романа и имя автора.

Забирова Ольга   09.06.2020 01:19   Заявить о нарушении
Н-да, вчытэлькы'... Не будьте, девочъкы, такими, як Асоль, учитесь готовке блюд. Отрицательный пример. Ну а я, действительно, привык воспринимать это имя как романтическую попсу. В Киеве, в Голосеевском парке была в начале 1980-х пивнушка "Аэлита", алкашами набита. Большой жестяной загон или вагон, там стояли как в метро и свет был тускло-жёлтый, как само пиво. Мы с приятелем говорили, что через дорогу надо бы открыть ещё "Ассоль" и устроить между ними соцсоревнование. Но это всё из серии "нам не дано предугадать". Ваша Земля по необходимости преламывается через Вас.
А мальчика звали Борис. Яркий эпизод, к тому же в начале книги, забыть трудно. Но... как Вы правильно угадали, мало кто читал.)

Дмитрий Каратеев   09.06.2020 10:24   Заявить о нарушении
Ну, Вы не считаетесь, Дмитрий. Ещё бы Вам, филологу, литературоведу с издательским стажем, не знать Бориса Варавку. Это уж было бы, воля Ваша, немного много.)

Что до преломления, то всё равно любое преломление опосредовано архетипами.
А колдун-волшебник (пусть и мнимый) из гриновской повести — это ж та же самая Баба Яга, тот же архетип. Ну если не Баба Яга, то Мерлин, позже трансформированный в Гэндальфа, не всё ли равно, один чёрт, всё те же бразильские дон педры. Не сосчитать, а архетип-то один.
Чем он не Баба Яга? (и Грин играет в эту игру). Старик предлагает Ассоли тот же самый пресловутый клубок, за которым она должна бежать навстречу своему счастью, бежать много лет, пока не износится куда больше трёх пар башмаков, подбитых гвоздями.
Он же её ИНИЦИИРУЕТ, поскольку Ассоль — неинициированная Иная, это же ясно.
(Всем, кроме дуры-вчитылки).

И лодочка эта её в руках, которую она упустила и ловит (опять-таки бежит, и очень долго пробежала, пока бородача не встретила) — это ж всё тот же самый сказочный архетип упущенного в колодец (обронённого) предмета: веретена, мячика, и т.д.

Просто Грин заходит на территорию сказки, фольклора, как на свою, не считая её чужой.
Ну максимум нейтральной, где цветы — необычайной красоты.

Думаю, Грин вертелся-вертелся в гробу, под ваши постукивания об стол воблы, в пивнушке по имени "Ассоль", да и осточертело ему вертеться, затих.
Это называется, "Я плакалЪ".
Думаю, если б его не дай хоспидя эксгумировали, он бы тоже на боку лежал, не хуже Гоголя.
А всё вы, с вашими сотоварищи.((: )

Думаю, Ассоли потому выпало это сомнительное счастье уйти в народ и стать попсой на уровне пивбаров, что эта повесть у Грина короче многих прочих, где многабукафф.
И стала она этим мемом, отдающим романтической дешевизной и пошлятиной, не в последнюю очередь благодаря именно этому.
Да ещё и зачастую отрицательным, у дур-училок.

Но ведь что характерно: даже такие скромные объёмы текста отпугивают от прочтения (даже учителя лит-ры!!! что говорить об остальных?),
всё равно "многабукафф".

Явно ведь книжку в руки не брала, а менторским тоном порицает персонаж за те качества, которыми та не только не обладала, но и была ярким примером противоположного архетипа.
Ассоль — Золушка-трудяга, а не Стрекоза из басни.

О-хо-хо, бедные ученики.(((:

Забирова Ольга   09.06.2020 13:20   Заявить о нарушении