Профессия-жизнь, 17

   
                Врач и больной
 
    Основой взаимоотношений врача и больного служит мораль. Моральные правила поведения зависят от уровня воспитания и характера профессиональной деятельности врача. Каждая профессия имеет свою собственную мораль. А мораль врача-это наиболее яркий образец профессиональной морали. Она отражает особенности врачебной деятельности, ее нормы действуют в определенной практической сфере.
   Теперь о самом враче. Главное, что требуется от врача,-это любовь к людям, глубокие знания, умение сопоставить клиническую картину с данными вспомогательных методов исследования, интуиция, " Где есть любовь к людям, там будет и любовь к врачебному искусству", - писал Гиппократ. Учитывая уровень образования и информативность пациентов, врач должен сам быть всесторонне развитым человеком, чтобы мог заставить пациента верить себе. Это, конечно, очень сложная задача и одновременно большое искусство. Врач в общении с больным должен быть не только избавителем от недуга, но и воспитателем.
   Здоровье цены не имеет. И поэтому ему нет эквивалента в денежном выражении. Это противоестественно. . И все же это необходимо, хотя бы для того, чтобы еще раз привлечь внимание к месту здравоохранения и медицине в экономике.
Н.Г. Чернышевский писал: "... труд доктора-самый производительный труд, предохраняя от болезни или восстанавливая здоровье , доктор приобретает обществу все те силы,к которые погибли без его забот". Если перевести эти слова на язык экономики, то здоровье и человеческая энергия являются материальной основой рабочей силы. В основном труд врача оценивается(но не оплачивается) по полученному эффекту- отрицательному или положительному, т.е. оказал помощь, вылечил больного и т.д. Хотя можно было вычислить и экономический эффект, но, к сожалению, это государству не выгодно.
А ведь у врача нет покоя и тогда, когда он снял халат. Не потому, что в любое время дня и ночи, в метель и дождь его могут вызвать к больному, а потому, что труд врача-не только у постели больного. Это работа дома над книгой, это беспокойство за диагноз и лечение, это борьба с сомнениями. Врач остается врачом в любой обстановке. Недаром говорят: моряк вне моря - не моряк, строитель вне стройки - не строитель. А вот врач- всегда врач.
Нужен ли врачу другой стимул, кроме сознания, что вернул детям отца, а матери -ребенка? Можно ли сравнить что-либо с тем, чувствует врач, возвративший человеку здоровье или вообще жизнь? Это заставляет забыть и несправедливое порой суждение о враче и бессонную ночь, и волнение, Ради этого стоит жить, стоит стать врачом, Вернуть человеку здоровье-великое счастье, и я счастлив, что являюсь врачом, хотя при распределении полезности труда о общественном воспроизводстве не поддаюсь экономической оценке и мой труд не оплачивается должным образом.
   В основном врачи-честные,гуманные,добросовестные и бескорыстные. К великому сожалению в последнее время на этапе разгула дикого капитализма и уличной демократии, когда люди пытаются зарабатывать деньги любым путем, этические нормы морали соблюдаются стихийно и среди врачей находятся недостойные этого звания и белого халата, грубые, черствые. Они смотрят на больного как на товар и видят через призму кармана. В какой- то степени их можно понять, но не оправдать. Делают это они не от легкой жизни, а оттого что общество их труд не ценит. Как им не черстветь, когда живут на мизерную зарплату, еле сводят концы с концами, не могут обеспечить семью, не в состоянии платить за учебу детей и вынуждены бросать медицину и уезжать в поисках оплачиваемой работы в чужие страны.
  А новые хозяева жизни живут на роскошнейших виллах, катаются на дорогих джипах,отовариваются в самых дорогих супермаркетах, владеют десятками магазинов, бензоколонками и т. д. Вот врачам и обидно, что богатыми и "умными" в нашей стране являются только мэры, банкиры,президенты фирм, руководители политических партий, парламентарии их дети, именно они учатся в зарубежных престижных учебных заведениях, И уж кому, как не врачам, знать, что в нашем государстве сколотить капитал честно, из мизерной зарплаты невозможно.
  Но как бы то ни было, при любых катаклизмах в обществе врач, даже бедствующий, не имеет права терять человечность, которая является основой во взаимоотношениях врача и больного. Больной не виноват, что в нашей стране труд врача, который нельзя сравнить ни с каким другим трудом, оплачивается неадекватно.
  О моих взаимоотношениях с больными написанно не мало в моих книгах " Профессия-жизнь" и "Книга моей жизни", лишь отмечу, что в их основе:
- большая любовь к профессии,
- глубокие знания человеческого организма в норме и его особенностей;
- глубокие знание клиники болезни и умение сопоставить с данными других методов диагностики;
- умение разобраться в состоянии психики больного и адекватности оценки им своего состояния;
- умение определить степень веры мне как врачу;
- умение лечить не болезнь, а больной организм;
- сочувствие врача больному пациенту;
- умение доступно информировать больного о состоянии его здоровья и убедить в необходимости проведения консервативной или хирургической коррекции и др.
   
   Мне приходится каждому больному долго и доступно разъяснять, как протекает его болезнь и каковы перспективы ее излечения. Кроме того я разъясняю действие каждого назначенного мною препарата. Я настраиваю больных (даже самых запущенных) на выздоровление или на длительную ремиссию, И больные, покидая мой кабинет, оживали на глазах и уходили с надеждой, а через 2-3 недели приезжали на контроль, чувствуя себя лучше или здоровыми.
    Для консультации я всегда отбираю самых сложных больных, тех, кто прошел все республиканские инстанции и исследования,а окончательного диагноза так и не имел, а если он был установлен, то не правильно и назначенное лечение оказывалось неэффективным. Мне приходилось все ломать, устанавливать истину и назначать адекватную коррекцию больного органа или организма в целом.
   Многие из этих больных, были отправлены домой умирать, а я им продлевал жизнь на десятки лет. Судьба была ко мне "щедра": не было дня, чтобы она не преподносила мне такие "подарки" с которыми я с честью справлялся и приумножал армию завистников.Правда, за 59 лет в медицине у меня к ним выработался стойкий иммунитет. Я отдаюсь им полностью и сгораю как свеча.

     Я людям отдавал сполна
     Частицу своего тепла

   Каждый день возвращаюсь домой как выжатый лимон,но удовлетворенный своей работой. Хотя часто, особенно после консультации сложных больных, где требовались большие затраты умственного труда, мне, больному врачу с двумя операциями на сердце и злокачественно протекающей гипертонической болезни, да еще кучу других заболеваний, становится так плохо что я давал себе слово: если до завтра мое состояние улучится, перестану консультировать сложных в диагностическом плане больных. Но на второй день, откуда то появлялись силы и все начинал сначала. Не могу не похвастаться, я настолько востребован, чтобы всех принять мне не хватило бы несколько жизней.
  Я счастлив, что мой труд был высоко оценен при жизни, спасенными мной пациентами. Этим горжусь, этим жил и живу.

   Выдержка из письма.
   Уважаемый Аурел Юрьевич! Хочу выразить свою признательность и глубокую благодарность за все,что вы сделали для меня как врач-диагност и человек. Я много и долго страдала, Проходила десятки исследований у нас, в Благовещенске, и в Москве, но возвращалась домой без окончательного диагноза. Я благодарна союзному телевидению, которое показала документальный фильм о ваших чудесах в диагностике различных заболеваний человека. Именно вы поставили правильный диагноз- камень вколоченный в фатеров сосочек, механическая желтуха и исключили диагноз, поставленный в Москве,-рак желчных протоков. Правда, наши врачи вначале не брались оперировать, сомневались в вашем заключении, но благодаря вашему настоянию(" больная нуждается в хирургическом вмешательстве, за правильность диагноза несу юридическую ответственность") зав отделением прооперировал, и, когда ваше заключение полностью подтвердилось, он о вас сказал: "Этот врач- не просто высококлассный специалист, он диагност от Бога...." Я и трое моих детей благодарим вас за подаренную мне вторую жизнь.
/К. Николаева/
Благовещенск, 23.07.1989 г.


Рецензии