Попробуйте с ребенком сочинить сказку

 
Что же такое сказка?
« Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.»
С.И Ожегов  и  Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.

Насколько я помню, не один ребенок не разу не задавал мне такой вопрос: «что такое сказка?».Это произошло потому, что само слово и понятие «сказка» приходит очень рано, вместе со словом « Мама», «Папа», «Баба», «Деда»
1.Как начинается сказка?
  Мать, поднимая с кроватки плачущее дитя, вдруг спрашивает: «Где киска?»
«Киска! Иди к нам!» Ребенок замолкает, удивленно прислушивается и Мама повторяет:
« Котик - Мяу! Мяу! Мягкий, пушистый!». Вот и начало новой сказки, а слушателю-то всего два месяца. Эти сказки, колыбельные уже помогают маленькому человечку бороться с его проблемами – включается сознание, ребенок слушает родную речь, пытается понять значение слов. Здесь наверно и начинается человек- работа воображения настолько его поглощает, что он забывает о физических неудобствах. Потому что, человек прежде всего существо духовное. Так и растем со сказками не спит - сказка про Ваньку -Встаньку, не  ест –сказка про Белочку –Неелочку. Вспоминаю как шли мы с Алиной в детский сад, были большие сугробы, идти было тяжело, мы еще несли сумки- одежду в садик и я чертежи на работу. Но с нами шел еще и воображаемый Пятачок! Аля держала его за ручку и уговаривала «Там сугроб пройдем, и я тебя на ручки возьму!». А я спрашивала «Не хочет идти? Ой, какой капризный!» Мы весело преодолели снежные препятствия и расстались в чудесном настроении.
И это первый самый главный вывод о пользе сказки- в трудный момент сказка включает у ребенка воображение, которое моделирует упрощенную жизненную ситуацию.
А как  же тогда игра?
И  здесь как бы сам собой напрашивается вывод- сказка и игра  понятия тождественные. Детеныши животных тоже играют. Но сказка – это игра воображения. В настоящее время, наблюдая за некоторыми современными детьми, я  с тревогой замечаю, что они  почти перестали играть. Вот сидят двое- перед ними сорванные цветочки, палочки, гвоздики. Они увлеченно беседуют, жестикулируют, говорят на разные голоса, В общем,  игра в разгаре. Подходят другие, видят это завидуют, прогоняют их но игра не получается - перед ними на земле какой-то мусор, А те двое опять счастливы – уже возле лужи. И, наверное, от нас взрослых зависит прежде всего, что будет видеть ребенок в жизни- детали будущего робота или мусор, море с рыбами и крокодилами или грязную лужу?
Попробуем составить алгоритм написания сказки.
1 Сказка начинается с присказки.
Что же такое присказка?
«Род зачина или концовки в народной сказке. Это еще присказка, а сказка будет впереди. Прибаутка, а также постоянно повторяемое кем-нибудь  выражение.»
                С.И Ожегов  и  Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.
Конечно, в народных сказках мы встречаем такие присказки как
« На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел -горюч камень алатырь »
« На поле – поляне, на высоком кургане,….»
« Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами…..»
« Близко ли,  далеко ли, низко ли, высоко ли..»
« В некотором  царстве, в некотором государстве..»
  « Жил- был…»
Да, наверно неплохое начало. Ну, раз «жил-был», значит, несомненно, нужен
главный герой. Лучше конечно выбрать яркого необычного персонажа.
Например такой как Карлосон- маленький человечек с пропеллером на спине,
Чебурашка -непонятный зверек с большими ушами.( здесь очень уместно применять метод наводящих вопросов)
Сказка начинается с главного героя - Кто он? 
Выбрав главного героя, необходимо ответить на вопрос-  Какой он?
И такой необязательный вопрос из предыстории – А откуда он взялся?
Чебурашка -из ящика с апельсинами, Карлосон с крыши прилетел.
А вот Буратино вообще из полена сделали! Разве таких забудешь?
Здесь необходимо дать  определение понятий:
Мышь-маленькая, серенькая, живет в норке.
И умозаключение: Если маленькая то не Мышь, а Мышка, если живет в норке, то Норушка. Опять же  если бы была большая и неприятная, то
Мышь-Норушь, а так получается ласково- Мышка-Норушка
И за этим, конечно  следует  уже и  начало  сюжета - Что он делает?
Здесь имеет место мысленный  эксперимент. Героя ставим в затруднительное положение, похожее на проблему, близкую ребенку. И  герой начинает эту проблему преодолевать.
В сказке ребенок впервые сталкивается с парадоксами:
Вот происходит совершенно невероятный, удивительный случай, иногда противоречащий здравому смыслу. Получается любое волшебство- парадокс.
И здесь сказка строит мощную  психологическую защиту ребенку- готовность  воспринять любое событие в реальной жизни, даже самое невероятное. 
(И такое маленькое открытие: выходит что, сказку можно написать одним предложением н-р:
Мышонок беленький, в красных штанишках, вылез из травы и стал себе домик из тыквы делать!)
И, наконец, кульминация -Что случилось с главным героем?
Кульминация- точка наивысшего напряжения развития событий, здесь и основная мысль сказки, ее главная мораль.
Итог  или вывод. Чего добился главный герой?
Если герой совершил добрый, правильный поступок он должен быть
вознагражден, а зло неминуемо должно быть наказано!
Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.
« Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало.»
« Вот и сказке конец, кто слушал, тот молодец!»
« Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!»
« Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок»
« Что посеешь, то пожнешь»
« Горька работа, да хлеб сладок»
«В ком правды нет, в том добра мало»

Предоставим Вашему вниманию сочиненные нами сказки.
1.Сказка сочиненная  по картинкам (рисуем, вырезаем, раскрашиваем)
                Сказка  про некрасивую девочку.
Жила-была девочка, она была очень некрасивой, да и Мама девочки была тоже не очень.( Вырезаем из бумаги девочку и Маму рисуем им лица и раскрашиваем.) Раз пошла девочка гулять и встретила очень красивую белую лошадь. (рисуем и вырезаем из бумаги лошадь) Лошадь спросила «Ты почему, такая грустная, давай я тебя покатаю» И катая девочку лошадь рассказала ей, что она потому такая красивая , что ест овсяную кашу и
Подарила девочке коробку каши. Девочка обрадовалась и  побежала домой.
Дома они с мамой стали каждый день варить и есть овсяную кашу, и стали красивые.(переворачиваем вырезанные силуэты и рисуем красивые веселые лица)
Аля делает выводы по сказке:
• Нужно есть кашу, чтобы быть красивой.
• Так быстро не получается быть красивой, кашу надо есть каждый день.
• Лошадь очень добрая.
• Красота это здоровье и хорошее настроение.
• Злой человек, хмурый и кажется некрасивым.
• Каша «Геркулес» стала моей любимой кашей.
Эта сказка уже задана по теме и несет в себе определенную цель- научиться
Есть овсяную кашу.

2. Сказка основанная на наблюдениях
Бывая с Алиной на природе часто спрашиваем « На что похож вон тот пенек?», « На что похож вон тот сугроб?» И воображение тут же рисует картинки - сугроб похож на белого медвежонка, а пенек на кабана, роющего носом землю.

Эту сказку Алина полностью сочинила самостоятельно
               
                Аля и Папа в лесу.
Пошли Аля с Папой в лес  погулять и заблудились. Идут они вперед, а
вокруг одни  сосны. Впереди большие сосны, сбоку маленькие.
На больших соснах сидят большие черные птицы. Смотрят сверху на
Папу и Алю и смеются «Аа-ха-ха , Аа-ха-ха!» Пошли туда, где маленькие
сосны. Аля села на пенек: «Устала, не могу дальше идти». Вдруг откуда
ни возьмись рыжая-прерыжая красавица Лиса в шляпке. Шляпка у нее из
веточек с пером. (Но вместо пера листик).
«Здравствуй, Лиса!»
«Мне некогда, некогда!»
«А куда же ты спешишь?»
Ничего не ответила, убежала. Наверно за зайчиком. А вот и он в кустах прячется.
Беленький такой, с серыми пятнами и с длинным пушистым хвостом. Увидел Алю
с Папой и к ним идет. Улыбается и «Мяу – Мяу» говорит.
«Это же наш Пушок! Как хорошо, что мы его на турбазу взяли!» - радуется Аля.
«Пойдемте скорей на ужин!» - говорит Пушок  и побежал к дороге, а за ним Аля верхом на
Папе поехала.

выводы
• Сказка как и игра помогает ребенку создать упрощенную модель действительности, найти выход из трудной  ситуации
• Через сказку мы внушаем ребенку принципы морали, заложенные в нашем обществе, вырабатываем определенную линию поведения.
• Сказка развивает у ребенка воображение, помогает сформировать у ребенка свой внутренний мир, где царит добро, красота и гармония. Этот внутренний мир поможет ребенку в дальнейшей жизни противостоять всевозможному злу.
• В сказке волшебство- легкий путь к намеченной цели. Ребенок осознает, что в действительности так не бывает. Значит где-то надо смириться с действительностью, а где- то добиваться всего своим трудом.
• В настоящее время человек достиг больших высот в науке, технике. Можно быть вообще высокоинтеллектуальным экземпляром, но не это делает нас людьми. Нужно помогать живому существу попавшему в беду, не обижать слабых и маленьких. Ведь именно этому учат сказки, в сказках все живые существа имеют душу. И пока большинство из нас сознает это –мы люди.
                Литература
1.  С.И Ожегов Н.Ю Шведова     «Толковый словарь Русского языка»
2.   В.И. Даль  «Пословицы русского народа»Изд-во ЭКСМО-Пресс 1999г
3.   А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Издательский дом Федоров. Издательство «Учебная литература».   


Рецензии