Ворон

(27) ВОРОН

Очарованное червонными, вороными
Вечерами, воскреснет сердце и потеряется,
И спроси, в котором теперь оно Крыме-Риме
Обретается и где в закаты вперяется.

Одинокий ворон на голой ветке — сумерки, осень — 
Вдруг сорвался и полетел, куда ему хочется.
То останется нам, чего втайне и молча просим:
Ночь безмесячная, опустошённая дочиста.

В темноте бывают куски, встречаются сгустки,
Вырастают оттенки в масти, но всё притворно.
Даже чёрное чёрным не станет само в отсутствии
Сердца сумерек, духа осени — птицы ворона.

И сквозь призраки растворяемые, только троньте,
Пустоловы-персты, — проплывает ладья безвёсельная,
И по-старому кроется — где? — ну допустим, на горизонте —
Называемое горизонтом, вороном, осенью.

Что колышется в нашей бездне, что отражается?
Что за чудище ластоногое рядом плещется?
Морячок-хохол повторяет одно: «ввижается»
Да «вчувается» — значит, оку да уху мерещится.

Говорю, и значения, стало быть, не потеряли
«Вечера, вечера» — и другие речи вечерние.
Только ночь в другом нуждается материале,
Ей, немерянной, вернее и соразмернее.

Не дается нам — да и дастся ли? — новый норов,
Посему и заводимся о сновиденьи, о мареве,
Посему и скрылось, не знаю, куда-то за; море — 
Сердце-ворон, —

Очаровано червонными, вороными
Вечерами, обретено и потеряно,
И ответить не хочет, в котором гуляет теперь оно
Крыме-Риме, иное имея имя.

1997


Рецензии
\\ "И сквозь призраки растворяемые, только троньте,
Пустоловы-персты, — проплывает ладья безвёсельная" \\

Сумасшедше прекрасный образ, запредельный по степени великолепия, по своей трансцендентности. Это как раз то, невысказываемое, невозможное для высказываемости, неухватываемое ни словами, ни перстами, ни устами человечьими... — и вот таки схваченное — непостижимым образом...

\\"Вырастают оттенки в масти, но всё притворно"\\.
И ладья эта — ПРИТВОРНАЯ.
При-творяться, отворяться, быть//не быть при творчестве, при со-творении своего мира.
В принципе, притворно всё, и лишь творчеством выявляется, проявляется как на умозрительной фотоплёнке некая настоящесть творимого и сотворённого; творимая легенда, навьи чары.

Ворон в мареве сновидном.
Норов ворона — сердце сумерек.

В Стихире есть немало авторов весьма неплохих; меньше, но тоже есть, очень хорошие; весьма немного невероятно талантливых.
Но только у Вас, и больше ни у кого, во главу угла всего и вся бережно и любовно воздвигается само Его Величество Слово; именно на нём сосредоточен весь интерес.
И им же и исчерпывается.
СЛОВО, его возможности, его безграничные закрома, его потаённые гроты, его многоликость и многослойность, его звуковые переливы и перевоплощения (вечно "иное имея имя").
Это своего рода звуко-режиссура. Мастер постоянно и неусыпно держит ухо востро, и даже муха фонетики не пролетит мимо его внутреннего слуха.
Этим Вы заняты, этому преданы беззаветно, и ни на что другое не отвлекаетесь; и за это я почитаю Вас безмерно.

"Очарованное червонными, вороными..."
ЧАРЫ ВОРОНА, НОРОВ НАВЬИХ ЧАР, МАРЕВО — вот средоточие стиха. Ночь... Червоточина в сердце сумеречного чертога, притворного и неверного.

Веретено обретено и потеряно.

Слово автономно и самодостаточно.
Оно АБСОЛЮТНО.

Разве это кому-то объяснишь? Одиночество Вам обеспечено. Разве в состоянии понять хоть кто-либо, что Родина стихотворца — это Слово.
И единомышленников найти почти невозможно, ведь это особый способ мышления, другой способ дышать, другой способ находить, радоваться и чувствовать острую боль, и другой способ любви.

Естественно, ни одного отзыва; по-другому и быть не могло.

Забирова Ольга   12.07.2022 18:39     Заявить о нарушении
Но вот уж и есть отзыв, и не от кого-нибудь. И не какой-нибудь -- творческий. Чтение как творческий процесс. Спасибо! Ещё этого "Ворона" любил мой соавтор в прозе Костя Могильник. В нашем с ним сочинении "Лирические величины" пара строф из этого стиха вложена в уста стихотворца Владимира Ворона, чей портрет отчасти (лишь отчасти) списан с меня самого. А ещё от него балдела и млела одна дама, когда он был ещё свеженьким (1997 -98, надо же). Да что "надо же", первый его набросок или прообраз появился, когда автору было лет 16-17: В разворотах чёрных кровель Окровавленной вороной В червоточинах червонных Вечера'... Да, так и дышим. Одиночество, говорите, обеспечено, однако нисколько не гнетёт. Я люблю его. Уединение.

Дмитрий Каратеев   13.07.2022 10:01   Заявить о нарушении
Дык... приходится любить. Любишь кататься, люби и саночки возить.(: )
Дама, боюсь, любила и млела не на предмет стиха, а куда больше на предмет его созидателя.)) Стих был лишь предлогом. Эх, наивность мужская, иунушеская... Молодо-зелено, были и мы рысаками, имели силёнку.))

Но я об уникальности Вашего способа самовыражения, восхищающего мою душу и, так сказать, громко сказано, ум... столь несовершенный, но способный оценить неоценимое.

Слово само по себе — объект поэтического исследования. Вполне достаточный и исчерпывающий.
Не часто, но иногда — единственный.

Слово — абсолютистская самодержавная монархия.
Звук — монархия внутри монархии, империя в империи. И он опять-таки самостоятелен и независим.

Вы говорите о любви к одиночеству. Творянин настолько занят словом, настолько предан ему, настолько служит ему, что процесс творчества, который включает по большей части докинетическую стадию, подобен уходу во внутреннюю эмиграцию, в свою внутреннюю монголию слуха.
Многоликая монголия звукосмыслов, чёрная магнолия ночи, испепеляемая на мангале негасимого творчества.

Забирова Ольга   13.07.2022 13:57   Заявить о нарушении