Жадовский монастырь

В царствование Иоанна Грозного в 1579 году во граде Казани была явлена икона Божией Матери, которую назвали Казанской. С тех далеких времён множество списков с этой чудотворной иконы прославилось чудесами.
      Одно из чудесных явлений Казанской иконы Божией Матери произошло 300 лет тому назад в   Ульяновской области в Карсунском уезде (сейчас Барышский район) в селе Жадовка, где и был в дальнейшем основан Жадовский Богородице – Казанский мужской монастырь. Монастырские летописи сохранили для потомков имя одного из жителей соседнего с Жадовкой села Румянцева – Тихона. Человек этот около 20 лет страдал тяжелейшей болезнью: он был расслаблен, т.е. недвижим, не владел ни руками, ни ногами.
       И вот в одну из жарких ночей лета 1698 года, когда Тихон, изнемогая от болезни, задремал, то ему  во сне явилась  Дивная Дева. Она повелела встать  ему с одра и пойти в село Жадовка и там, на источнике Самородки, найти икону Божией Матери  Казанскую, выпить воды из источника, и тогда болезнь оставит его. Проснувшись, Тихон долго размышлял над этим сном, молился и был очень взволнован. Уснуть больше он не смог.
    А следующей ночью ему опять явилась Дева и вопросила даже с легким укором, почему он не выполнил то, что Она  повелела.
- Как же я могу исполнить Твое повеление, если не владею ни руками, ни ногами, - отвечал Тихон.
Тогда Дева коснулась его плеча, и он после этого сразу проснулся и чудесным образом встал с постели и пошел, куда ему было указано. Как же удивились родственники его, когда обнаружили его постель пустой!
   Тихон же весь день искал икону, но не нашел её. Когда же вечером он возвратился домой, то радости домашних, увидевших его совершенно здоровым, не было предела.  Сам же Тихон от радости  плакал и благодарил Бога за такую великую к нему милость. Когда он прилёг отдохнуть, то  снова явилась ему во сне Дева и за то, что он весь день трудился в поисках иконы,  Она указала ему место, где он должен её обрести. Рано утром вместе со своей маленькой внучкой Тихон снова пошёл на поиски иконы. Места там богаты родниками, и поэтому заболочены, топки. И вот, с трудом обойдя несколько родников, Тихон заметил вытекающий с бугорка из кустарника родничок. Он раздвинул кусты  и увидел плавающую поверх  воды в неземном сиянии Икону. Сердце его переполнилось радостью, и он только повторял:
- Царица Небесная! Спаси!  Матерь Божия, помоги!
Внучка его, стоявшая в сторонке на бугорке, увидела двух пастухов, подогнавших стадо к речке Самородке, а дедушку потеряла из вида. Услышав, как он со слезами призывал Матерь Божию, она тоже начала плакать.
  Тихон, с благоговением взял Образ из воды, приложился к нему и вынес из топкого места. Там он рассказал подошедшим к нему пастухам всё, что с ним произошло. Об этом случае быстро узнали в соседних селах, и к месту явления иконы  стало приходить множество народа.  И было столько чудес, лишь только люди прикладывались к образу Божией Матери, и омывались и пили воду из родника!  Многие из этих чудес были записаны в летописях,  но сколько осталось еще и сокрытыми!
      Монастырь, который назвали Жадовской Пустынью, официально начал своё существование с 1714 года. А с 1848 года в течение 80 лет ежегодно совершался Крестный ход с чудотворной Жадовской Казанской иконой Божией Матери из Жадовки в Симбирск – Ульяновск. Неделю шли люди до губернского города с Заступницей, заходя в сёла, где Её ждали и встречали со слезами радости, служили перед Ней водосвятные молебны, заносили в дома.
    Последний крестный ход, последняя Встреча чудотворного образа в Ульяновске  была в 1927 году. Обитель потом закрыли, многих монахов отправили в лагеря, многие приняли мученическую кончину.
   Как сейчас стало известно, Саму чудотворную икону спасали под страхом смерти. Последний управляющий монастырем Архимандрит Каллист тайно передал ее своему духовному чаду – бывшему земскому врачу Сергею Алексеевичу Архарову. В конце 30-х годов, предчувствуя свой арест,  тот передал её другому человеку – Ираклионову Николаю Алексеевичу, а в  конце 80-х годов тоже тайно Н.А. Ираклионов передал её священнику Николаю Шитову, у которого она и хранилась до своего второго прихода в Обитель.
   Нам, родившимся в послевоенное время, удалось видеть обитель только такой, какой она была после разорения – остатки каменной ограды, полуразрушенные угловые башни, выбитые стекла братских келий. Да ещё, как напоминание о монастыре, долго сохранявшаяся традиция на Казанскую устраивать ярмарку в селе Жадовка.
      Дедушка наш, митрофорный протоиерей Сергий, много лет служивший в храме села Павловка, которое находится в 12 км от Жадовки, всегда ездил на Казанскую  к Заступнице на источник, а всем говорил, что едет на ярмарку. В один из таких праздников, когда дедушка собирался на Пустынь, мой младший братишка (ему тогда шёл четвертый год) встал перед Казанской иконой Божией Матери и стал просить  у Неё шапку-малахай:
- А я Тебе, Матерь Божия, тропарь спою.
 И спел весь тропарь «Заступнице усердная» без запинки до конца. Дедушка прослезился и привёз ему с ярмарки шапку-малахай. И это осталось для нас маленьким чудом из детства.
    Глядя на заросшие бурьяном руины, не верилось, что здесь снова возродится Обитель. Но вот, почти через триста лет после явления иконы, в Жадовке в 1991 году снова произошло дивное чудо, свидетелями которого были учащиеся техникума и местные жители. В простенке между окнами монашеских келий на втором этаже  явилась Матерь Божия с Богомладенцем на руках, Спаситель и Николай Чудотворец. По рассказам очевидцев, всё играло и сияло такими красками, каких нет на земле. И как когда-то Тихон при обретении иконы плакал и причитал, так и местные верующие люди также плакали при виде этого чуда  и просили:
- Царица Небесная, прости нас! Матерь Божия, спаси нас!
 Дева Чистая – так мы называем Богородицу, и Она не терпит нечистоты.  Поэтому, когда поднимавшийся на монастырскую гору в нетрезвом виде человек сказал скверные матерные слова, то всё исчезло.
    А монастырь стал возрождаться. В 1997 году после такого длительного перерыва  на месте монастыря с Жадовской Казанской иконой  был совершен крестный ход, и служили Литургию. Сейчас построена часовня, купальня,  возведён храм в честь Казанской иконы Божией Матери, отремонтированы келии. Братией монастыря читается Неусыпаемая Псалтирь.
   На празднование Казанской иконы Божией Матери приезжает столько паломников, что  храм вмещает лишь малую часть всех богомольцев

Когда была жива самарская подвижница схимонахиня Мария (Матукасова), я всегда привозила ей водички от Заступницы из Жадовки, и она была очень довольна и говорила «очень, очень». А когда  не получалось привезти воды, Мария Ивановна  давала стакан и отправляла меня за  святой водой в храм. Почему она это делала, не знаю, но так было.
  Мы жаждем чуда, доказательства существования Божия.  Хотя, если вдуматься, то всё, что нас окружает - это ли не чудо? И этот удивительный прекрасный мир, и мы, люди. Сколько умов трудится над тем, чтобы познать то, что сотворил Господь, в том числе и свою, человеческую природу, но «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.» -  какие ещё доказательства нужны?
Но вот на глазах многих людей произошло событие, не поддающееся объяснению.  Матерь Божия снова призрела  на выбранное Ею когда-то место, на нас, грешных, несчастных  и неблагодарных. А мы? Сможем ли мы сохранить в наших сердцах и веру, и это чудо, и благодарность  Пречистой Деве за Её великую милость к нам, недостойным?!
Только с благодарностью хочется петь Ей: «Радуйся, Заступнице Усердная рода христианского!»
 
Вспоминаю с грустью детства светлый миг:
Жадовская пустынь, под горой родник.
Смотрит на дорогу бывший монастырь.
Где молились Богу, там теперь пустырь.

От часовни, храмов нету и следа.
Лишь журчит упрямо в роднике вода.
Келий разорённых грустные глаза.
Воздух раскалённый рвёт огнём гроза.

Шелестят берёзы над водой святой.
Набегают слёзы, а в душе покой.
Мы поём Заступнице у воды тропарь,
Веря, что отступятся беды и печаль.

Тихону когда-то Свой явила Лик,
Сделав благодатной землю, и родник.
Не одно столетье этот Лик святой
Защищал от смерти грешный род людской.

Время быстротечно... Смотрит смерть из тьмы...
И хотя не вечны в этой жизни мы,
Только от соблазна, от кичливых дум,
Помутился разум, притупился ум:

Стали рушить храмы. Кровь лилась рекой.
Зазияли раны на земле родной.
Ярость без предела. Неповинных кровь...
Сколько Ты терпела за Cвою любовь!

Мати Пресвятая! Можно ль так любить,
Чтоб нам, окаянным, всё опять простить?!
Через три столетья на стене одной
В неприступном Свете Лик явился Твой.

Снова храм возводится, бьёт струёй родник.
Инок к Богородице головой приник,
...Дым кадильный густо Твой окутал Лик.
…Жадовская пустынь - под горой родник.


Рецензии
Здравствуйте, Катерина!
Читала со слезами на глазах...
Спасибо!!!
Очень понравились ваши стихи!
Рада знакомству!

С самыми добрыми пожеланиями,

Людмила Реутова   21.12.2022 11:08     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Людмила!
С пожеланиями всего самого самого доброго:

Екатерина Грузкова   01.01.2023 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.