Зависть

Почему зависть грех?

Для начала, стоит отметить, что современный мир не просто не желает учиться, а отказывается даже мыслить. Сегодняшние учения не построены на глубинном или даже поверхностном анализе. Это рядовое клонирование и размусоливание одного и того же, идущего по замкнутому кругу. Один ссылается на другого, другой на третьего, тречий на четвертого и так далее. Но никто не рискнет сказать что-то очевидное, не будучи загрызанным критиками с криками: "откуда ты это взял"; "кто это сказал"; "где это написано" и с прочими крылатыми фразами.
Ошибочно пологать, что все, что пишут в словарях - истина в последней инстанции. Существуют десятки огрехов, недочетов и ложных представлений о том или ином явлении, предмете или объекте, которое мы распознаем как слово. В частности, обращаясь к слову "зависть", во многих популярных словарях дается схожее по смыслу значение, что это социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. По Словарю Даля, зависть — это "досада по чужом добре или благе", завидовать — "жалеть, что у самого нет того, что есть у другого". По Словарю Ушакова, вызывается "желанием иметь то, что есть у другого". Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье». «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит.
Однако, назвать желание иметь что-то, что есть у другого человека или людей грехом не справедливо ни по каким канонам. Нет никакого морального запрета на желание жить достойно. Кто может запретить, к примеру,  упростить жизнь, используя достяжения современности? Никто не вправе этого сделать. И, имея, скажем стиральную машину у соседей, стремиться получить такую же, либо именно ее же, грехом не назовешь, особенно в обществе, которое построенно на денежно-товарных отношениях. Другое дело украсть. Но это грех, не относящийся к зависти напрямую. Косвенно, воровство может быть мотивированно завистью, но не в том представлении, которое привычно пониманию. Ведь подавляющее число краж носит характер последующего сбыта краденного и не имеет цели овладеть украденным. Реже бывает и такое, что кража связанна с желанием обладать именно тем единственным, предметом искусства, к примеру. И это, косвенно можно назвать мотивированным этим чувством. Так что, выдаваемое под этим названием нечто другое, но не зависть.
Разбираясь в явлении зависти, нужно понять его природу. Все мы понимаем, что, чем хуже живут бедные, тем лучше себя чувствуют богатые. Он не перестает быть менее или более богатым, тут лишь вопрос восприятия. И прежде всего, это связано с пресловутым "все познается в сравнении". Богатый на фоне себе подобных будет обычным человеком. В окружении нищеты же, он станет казатся королем и всемогущим.
В быту советского человека, когда не было практически ничего, а то малое что было, то было все одинаковое и "постное". Вот и привезенный никчемный магнитофон среднего или низкого качества из заграницы, становился верхом гордости его владельца. Вот тут природа зависти, как нельзя лучше раскрывает себя. Мысли завистника не были направлены лишь на получения заветного, но первестепенно на то, чтобы у владельца, не стало предмета зависти. Иными словами, зависть, это не желание получить тоже, а именно, желание, чтобы не было у того, кто обадает этим и вызывает это чувство. Классический пример этого, всем знакомое "Так не доставайся же ты никому, раз не мне". Это чувство направлено на уничтожение, сравнимое с убийством. Кстати и оно часто продиктовано именно завистью. Это сравнение и носит греховный корень зла. Именно по этой причине зависть грех. Повторю. Зависть, это желание, чтобы не было чего-то у другого, чего нет у завидующего. Это чувство может возникнуть даже и в том случае, когда завидующий уже обладает тем же.
Учитывая тот факт, что чужая душа потемки, как правило это чувство не подавляется, а прячится в глубинах души.
Умение справится с этим чувством, освобождает и очищает внутренний мир человека. Успокаивает, лишая почвы для посева злобы и корысти, делая более человека открытым.
Понимание истинных значений слов, открывает перспективу правильного выбора.


Рецензии