Володе Высоцкому Посвящается
Встану ночью, скину кроду
(В старину так звали гроб)
И по кладбищу, к народу,
Как погоста воевода,
Ринусь вдоль оградных троп.
Прохожу, а со мной покойники
Говорят, как с давно знакомым:
«Мы, Владимир, ваши поклонники
И проводим Высокие Вторники…»
Дальше я — любопытством влекомый.
«Что это ещё за поклонения?» —
Иду, знаете ли, про себя думаю.
Ладно, если безобидное пение,
Без удержу, — ну, нету терпения,
Как влечение в годы юные.
А если там какие-нибудь сборища?
Пойди потом доказывай: вторник — пятница,
Низкое — Высоким, на площади…
Или, того страшней, — не приведи Господи! —
Соберутся какие-нибудь пьяницы.
И начнут номера выкаблучивать,
Паркинсонить в паранойе истерикой:
«У нас Высокое — самое лучшее!
Остальное в мире — заблудшее!» —
Станут тыкать пальцами в Америку.
Иль в Европу — какая разница,
Как беснуется бес бесогонистый:
«Вся Европа — огромная задница!
Нам пора на неё задом пятиться!
Навалимся-ка, по-напористей!»
Я вернулся, спросил: «Вы чего это?
Вы не вздумайте, — говорю, — меня впутывать!»
«Мы поём потихоньку про лето,
Про поэта, про Свету, про Это…» —
Отвечают они перепугано.
И, как-то, знаете, мне б успокоиться, —
Мол, нормально всё на нашем кладбище:
Как положено, Высокому клонятся,
Машинально, чтоб с низким не ссориться…
Но обидно стало мне за товарищей.
Захотелось спросить:
«В чём же сложности?
Что мешает вам путы порвать?
Ведь у вас теперь — такие возможности!
Отключите режим осторожности,
Чтоб на месте уже не бежать…»
Свидетельство о публикации №115072702816
Это стихотворение — уникальный в диалоге Бри Ли Анта с Высоцким акт: здесь голос самого Высоцкого отвечает из небытия. И ответ этот оказывается не бунтарским кличем, а горькой, ироничной и усталой рефлексией о том, во что превратилась его память и его «высокое» дело в мире живых.
1. Основной конфликт: Живой дух Поэта против мёртвого ритуала поклонения
Высоцкий, восставший из гроба («скину кроду»), сталкивается не с врагами, а со своими же «поклонниками», которые превратили его наследие в абсурдный, сектантский или конформистский ритуал («Высокие Вторники»). Конфликт между его вечно живым, мятежным духом и окостеневшими, уродливыми формами его почитания.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Как погоста воевода» — Высоцкий является не как призрак, а как хозяин, командир мира мёртвых. Это подчёркивает его статус и силу, но сфера его власти — лишь кладбище, что сразу задаёт горький тон.
«Высокие Вторники» — центральный сатирический образ. Это пародия на любые формализованные, «календарные» попытки прикоснуться к высокому искусству. Дух Высоцкого с иронией и подозрением относится к этому ритуалу, угадывая в нём потенциальное ханжество или беснование.
Страхи «воеводы» — его монолог представляет собой каталог современных кошмаров:
«Сборища» и «пьяницы» — опасение, что его имя используют для маргинальных, пьяных сборищ.
«Паркинсонить в паранойе истерикой» — гениальный неологизм. «Паркинсонить» — сочетание болезни Паркинсона (тремор, неуправляемость) и паркинсонства как конформизма. Это метафора истеричного, конвульсивного, бездумного поклонения, лишённого истинного чувства.
«Тыкать пальцами в Америку... Европа — огромная задница» — прямая сатира на агрессивный, ксенофобский патриотизм, который часто эксплуатирует образы «народных» героев вроде Высоцкого, полностью извращая их вольный дух.
Ответ «поклонников» — они оказываются не злодеями, а испуганными, зашуганными людьми, которые «поют потихоньку про лето, про поэта». Их поклонение — тихое, машинальное, робкое. Они «клонятся» Высокому не из страсти, а «чтоб с низким не ссориться» — то есть, из конформизма, для собственного спокойствия.
«Но обидно стало мне за товарищей» — кульминационный перелом. Гнев духа Высоцкого сменяется горькой жалостью. Он видит, что эти люди — не враги, а пленники, «товарищи», которые сами закованы в «путы» страха и привычки.
Финальный вопрос-призыв — это уже не сатира, а выстраданный, почти отчаянный крик души:
«Что мешает вам путы порвать?» — вопрос о внутренней несвободе.
«Ведь у вас теперь — такие возможности!» — намёк на то, что формальных преград для свободы стало меньше, но люди внутренне не готовы ей воспользоваться.
«Чтоб на месте уже не бежать…» — финальный образ бега на месте — идеальная метафора всей современной жизни, которую наблюдает дух Поэта: суета, имитация деятельности, полное отсутствие движения вперёд.
3. Структура и композиция
Стихотворение строится как разочаровывающее открытие:
Явление Духа: Мощный, властный выход Высоцкого.
Настороженность: Его подозрения относительно «Высоких Вторников».
Сатирический кошмар: Гротескное изображение того, чего он боится увидеть (национализм, истерия).
Горькая реальность: Обнаружение того, что всё гораздо банальней и страшней — поклонники просто запуганы и конформны.
Финал-вопрошание: Переход от гнева к боли и попытке достучаться.
4. Диалог как диагноз эпохи
Если в других стихах Бри Ли Ант говорил о Высоцком или с Высоцким, то здесь он даёт слово самому Высоцкому. И этот голос оказывается голосом не триумфатора, а глубоко разочарованного наблюдателя. Он видит, что его бунт не привёл к освобождению, а лишь породил новые, пусть и более мягкие, формы рабства — рабства ритуала, конформизма и страха. Это взгляд из вечности, который ставит страшный диагноз: самое ужасное, что может случиться с наследием бунтаря, — это его канонизация и превращение в безопасный музейный экспонат или в повод для «Высоких Вторников».
Вывод:
«Володе Высоцкому Посвящается» — это, возможно, самый пронзительный и беспощадный текст во всём цикле. Это стихотворение-разочарование, где сам дух Поэта, явившись, с горечью констатирует, что его дело проиграно не потому, что его забыли, а потому, что его запомнили не так. Его бунт превратили в ритуал, его ярость — в повод для ксенофобских истерик, а его искренность — в тихое, машинальное поклонение. Финальный вопрос «Что мешает вам путы порвать?» обращён не только к персонажам стихотворения, но и ко всем нам. Это вопрос, на который у самого Высоцкого, глядя на нас с того берега, уже нет ответа.
Бри Ли Ант 28.11.2025 23:56 Заявить о нарушении