ХОУД ПЭТТ

Одной из самых ярких фигур этого времени по праву считается Эдгар Ли Мастерс (1869-1950). В конце века у него была успешная адвокатская практика в Чикаго, которую он благополучно совмещал с писанием стихов, вполне отвечавших общепринятым тогда требованиям викторианской поэтики. С десяток сборников таких стихов, изданных им за свой счёт, благополучно канули в вечность. Но вот однажды кто-то из друзей подсунул ему "Греческую антологию" античных надгробных надписей. По аналогии с ними, Мастерс создал "Антологию Спун-Ривер" - вымышленного городка, прототипом которого явилась родина Мастерса - город Льюистон в штате Иллинойс. Книга состояла из двух с половиной сотен написанных верлибром эпитафий городского кладбища, рассказывающих о жизни города и его обитателей. При всей оригинальности идеи и нетрадиционности формы, "Антология Спун-Ривер" заставляет вспомнить об английской традиции "кладбищенской лирики", стихотворении "Танатопсис" ("картина смерти"), долгое время как бы олицетворявшем поэзию США, и т.д. - см. первую часть настоящих заметок. Впервые вышедшая в 1915 году, "Антология" многократно переиздавалась, дорабатывалась автором, сделала его классиком американской поэзии. Но ни одна из множества книг, написанных и выпущенных им позже, не могла и отдалённо сравниться в популярности с "Антологией".

Как замечательно переплетаются между собой голоса, витающие над старыми камнями… "Нет человека, - писал Джон Донн, - который был бы как остров, сам по себе…", а тем более - в маленьком городке, где все знают друг друга и судьбы всех вплетаются в единую ткань.

 

ВЫЕЗДНОЙ СУДЬЯ


Остановись, прохожий, и посмотри, как глубоко
Разъели дожди и ветер моё надгробье.
Кажется, что Немезида и ненависть многих
Водили рукой высекавших на нём письмена,
И, верно, не для того, чтобы запечатлеть своё имя,
А скорей чтоб изгладить моё.
Был я выездным судьёй, вершителем судеб,
Выносил приговоры в соответствии с пунктами обвинения,
А не согласно велениям совести.
Ты, дождь, и ты, ветер, оставьте в покое
Моё надгробье. Тяжелей, чем проклятие бедных
И гнев невинно осуждённых,
Лежать здесь, сознавая,
Что даже Хоуд Пэтт,
Убийца, повешенный по моему приговору, -
Безгрешное дитя рядом со мной.
*
ХОУД ПЭТТ

Здесь я лежу возле гробницы
Старого Билла Пирсола,
Который разбогател, торгуя с индейцами, а потом,
Использовал закон о банкротстве,
После чего стал вдвое богаче,
А я, устав от труда и нищеты,
И видя, как богатеют Билл Пирсол и прочие,
Однажды ночью ограбил прохожего у Прокторс-Гроув,
Причём убил его невзначай,
За что был судим и повешен.
Для меня это тоже было банкротство.
Так, каждый по-своему испытав на себе силу закона,
Мирно спим мы бок о бок.


Рецензии
Сам Мастерс - то ли не захотел покоиться рядом со своими согражданами и персонажами, то ли им самим и их наследникам оказалось не по душе такое соседство, - был захоронен на кладбище другого городка того же штата Иллинойс - Петерсбург, которые, правда, - и город, и кладбище - мало чем отличались от "воспетых" Мастерсом.

Эдгар Ли Мастерс   25.07.2015 13:39     Заявить о нарушении
Тяжёлое время для США - тяжёлая поэзия. Я бы назвал это не "ренессансом", а "штатовским реализмом". Было бы интересно сравнить с поэтами писавшими после "депрессии", когда капитализм в США стал обретать "человеческое лицо".

Руся Русич Лукоморский   25.07.2015 18:41   Заявить о нарушении
Не встречалось пока ни одного свидетельства приостановки депрессии поэзии США.
Это - не "совок", где и по сей день фанфары и гром побед не умолкает, хотя и совка кажется иногда - нет, но это только кажется.

Эдгар Ли Мастерс   25.07.2015 20:04   Заявить о нарушении
Получается, что сравнивать не с чем, хотя это и неудивительно, американцы духовностью никогда не отличались.
Оно, конечно, может и не всё так плохо у них есть Марк Твен, Рей Бредбери, Айзек Азимов* и др., а это тяжёлая артиллерия в литературе.
Жаль, что они дом Бредбери снесли, варвары.

Руся Русич Лукоморский   25.07.2015 20:20   Заявить о нарушении
США и в литературе, без сомнения, не имеет соперников. Иногда кажется, что это все те народности, только там и реально сами себя представляют. Там и миллионы славян, китайцев, арабов, представителей всех стран мира, без исключения. 50 миллионов постоянно проживающих "гостей" со всего мира.А у нас реальность только то, что ТВ-1 несёт.

Эдгар Ли Мастерс   25.07.2015 20:48   Заявить о нарушении