Поэтическая зарисовка, а что дальше? Диалог в чате

ПОЭТИЧЕСКАЯ  ЗАРИСОВКА, А ДАЛЬШЕ?

Гость17 июл 17:44
А что, стихи-зарисовки не могут быть хорошими? Обязательно надо выдумывать, какой бы смысел позагонистее туда вложить?


Гость 17 июл 17:55
Ну а что плохого в бытовой картинке, описанной поэтическим языком? Картинка яркая, убедительная. Зачем сидеть и придумывать какой-то смысл тому, что происходило на твоих глазах? А может, в этом вообще не было смысла? Тем более, что в стихе Ришата как раз смысл есть, и он вполне понятный: поэзия живёт своей жизнью и делает, что хочет, проникает повсюду и любого может собою увлечь, независимо от социального статуса и должностного положения)

Вот эти две реплики в чате " Вечерних стихов" заставили задуматься  о том, что есть красота( в данном случае – поэзия  в роли красоты)  – "сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде" (Н. Заболоцкий).

То, что предлагает нам неведомый автор этого высказывания – первое. Потому что если мы рисуем сидящего перед нами  дога, таким, каким его видим, то у нас будет две собаки – живая и нарисованная, но второй пес вряд ли станет произведением искусства, если просто срисовали таким, каким видим. Этот пример особенно любил приводить Ю.П.Любимов, когда говорил о творчестве и ремесленничестве.

Что плохого в бытовой картинке, которую, допустим, увидели сразу полдюжины поэтов, так получилось. Все они оказались в одном месте, в одно время,  в Ашан пошли за продуктами, и наткнулись на то, как  бродяга читает Пушкина. Отбросили корзины, схватились за ручки и блокноты и зарисовали, простите, написали то, что увидели и услышали...

Если они  зарифмовали этот информационный повод и все, то ничего хорошего в этом нет, но если каждый из них смог взглянуть по-своему на увиденное, тогда совсем другое дело – кого-то возмутило то, что  так вот  все нелепо и небрежно, да перед Ашаном, кого-то порадовало, что и тут такое возможно - столкновение с поэзией, кто-то увидел Демона,  будоражившего душу, кто-то инопланетянина, а для кого-то это вообще сцена из художественного фильма ( снимается кино), а для кого-то из программы «Розыгрыш» или съемки скрытой камерой, чтобы посмотреть на реакцию тех, кто идет исключительно за пищей не духовной. И в зависимости от того, что увидел человек, финалы  стихотворения будут разными, это уже отдельная картина...

Зарисовка в любом случае – это только повод поговорить о чем-то важном- а вот как заполнить пустой сосуд содержанием, тем самым огнем, без которого стихотворение только дым, без огня, хотя говорят, что такого не бывает. Но дымят стихоплеты порой, еще как дымят, нагло уверяя нас в том, что зарисовка -шедевр, а мы просто ничего не понимаем....

Зарисовка  - это как те самые семь нот,  из которых может получиться или не получиться восхитительная мелодия. Но нам не интересны сами  по себе ноты, нам важен финальный аккорд, то, что удалось сотворить в итоге. А если ничего личного не осталось, то зачем тогда зарисовка?

Еще одна ситуация для поэтов – целующаяся у всех на глазах влюбленная парочка,  к примеру. Описали в меру сил и возможностей то, что видим, словно никто этого до нас не видел, рассказал, что стоят и целуются  и все, я ушел, они целуются.

 Этого достаточно для читающего или слушающего  стихотворение? Да вовсе нет, потому что опять же  нам предлагается пустой сосуд.

Но что может увидеть поэт:

-Свою первую любовь, которая сегодня счастлива,
- Жену друга, которая  явно ему изменяет
-Свою знакомую, которую он считал старой девой и заблуждался.
- Девушку, о которой он мечтал, но она уже с другим и счастлива - опоздал.
- Свою молодую маму, которая только что встретилась с отцом, и его еще нет на этом свете, но они уже встретились…

И вариантов таких для каждого свидетеля такой встречи огромное множество, и каждый раз рождается новая совсем другая история, потому что важна не сцена встречи влюбленных  сама по себе, а с какого угла, с какой колокольни мы на нее смотрим, что при этом вспоминается,  какое неожиданное  открытие  можно сделать, став свидетелем. И тогда прорисовывается тот самый эскиз каждым художником ( поэтом) по-своему, и вот на этом отрезке рождается или не рождается произведение.

Если же мы бросаем читателям, слушателям просто зарисовку, да еще обижаемся, что  это им не нравится, мол,  чем она плоха? Я, может быть,   Леонардо, и мои эскизы  будут скоро на вес золота, в рамках, на стенках висеть.

Но чтобы они были хоть кому-то интересны, надо сотворить все, что сотворил Леонардо, чтобы его исследователи потом заинтересовались тем, а с чего начиналось, а как это было, как это все зарождалось. А пока этого нет, и вряд ли такое случится, можно сколько угодно рассуждать о том,  насколько важны и интересны сосуды,  в которых ничего не хранится, хотя могло бы, но не мерцает там огонь, и вряд ли замерцает. Потому что перед нами секретарь, который научился записывать событие, рифмуя, но не больше того.

Это вот частное высказывание неизвестного гостя наводит еще  на одну довольно печальную мысль о том, что  мы не просто упрощаем поэтическое творчество до минимума, не желая даже прикоснуться к теории литературы, понять, как и что там устроено, но защищаем свое видение этой простоты, которая хуже воровства в данном контексте.

- С меня достаточно зарисовки, увидел –написал, не нравится – не читайте, не слушайте,  а выдумывать я ничего не буду.

А ведь в средневековье художники трупы людей воровали, рискуя быть жестоко наказанными за это, но им хотелось узнать, как устроен человек, анатомию его изучить,  правильно все изобразить на полотне,  потому что они стремились к мастерству, а не к халтуре...

Гость спрашивает, неужели ему надо что-то выдумывать? Чего напрягаться, увидел, записал, бегу на передачу, чтобы все меня хвалили, хвалили до обморока, вот какой я молодец, такое увидел, такое написал, мужик Пушкина читает...

Здесь я с ним соглашусь,  выдумывать и не надо ничего, иногда бездействие полезнее  любого действия на самом деле. Главное -  владеешь ли ты мастерством или не владеешь, есть тебе что сказать, кроме того, чтобы передать то, что увидел в самом примитивном варианте или нет.

И что же получается, примитив торжествует, защищается, танком проходит по одуванчикам, сметая все на своем пути…. И диктует нам свои условия...

Конечно, хорошо, что они с такими познаниями и отношением к творчеству стихи пишут, а не людей лечат или ядерные бомбы изобретают… На первый взгляд вреда не так много, как от врачевания.  А поэзия, она все выдержит… А если не выдержит такого количества примитива, бездарности???

Иногда слушая поэтов на передаче, вспоминаю фигуры из песка, они похожи на настоящие, и доживут до первого дождя, но что от них останется потом?


Рецензии
Люба, вот и у меня первое слово, после прочтения, - "класс!!!"
Согласна по всем пунктам!
А как читать интересно! Умно! Какая ты умница! Во всём! Все время восхищаюсь твоими комментариями спортивных матчей... наверное, от спорта до поэзии один шаг, но редко кто умеет его сделать таким красивым, как ты!

Светлана Баранцева   21.07.2015 06:23     Заявить о нарушении
Светлана, милая, спасибо!!!
Спор тут возник у нас, с кем не знаю, они ж там все гости, но чувствуется, что не наши одиозные парни. Не хотелось нападать на Ришата, но когда за шедевр выдается просто зарисовка - бродяга у Ашана читает Пушкина - и все, а автор вроде бы гений, странно все это звучит...
В спорте все началось печально и скандально, как только Андрей Назаров в Питер перебрался, на лучшего врача с кулаками обрушился. Но удивило даже не это -подобного от него и ждали многие, а то, как питерские болельщики пытались его защитить и во всех смертных грехах врача обвинить. Что-то перевернулось в мире, не в спорте, а в мире людей.
Рада слышать.
Люба

Любовь Сушко   21.07.2015 06:34   Заявить о нарушении
Ценности пошли не те... Я тут с молодежью немного пообщалась...магистранты и студенты ОмГУ выиграли грант со своей программой "ЛЭТО" (лето. Этика.Творчество.Общение)и в музее Врубеля всю неделю проводили обучение зарегистрировавшихся... По ходу работы в группах все время звучит музыка... на сайте создана страничка, там тоже музыка - ни одной русской песни (http://vk.com/letoschool), всё время сравнение с Европой - как там хорошо, как у нас... не очень... применение иностранной терминологии... будь то русских слов нет... искажение идет ценностей...То ли еще будет... Они уже все по другому воспринимают...Играют в игрушки, довольны собой и совершенно не любят и не умеют принимать критику... не все, конечно, но массово...

Светлана Баранцева   21.07.2015 07:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.