41. Живопись М. Врубеля

ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 41. ЖИВОПИСЬ М.ВРУБЕЛЯ.


              О художнике Михаиле Врубеле принято говорить так: "Один из самых ярких талантов того рубежного времени." Думаю, будет правильней сказать чуть по-другому, - "самый яркий".

     Те из коллег, кто упрекал его в надуманных "вывертах", в специальном "гениальничаньи" (А.Бенуа), конечно, неправы. Это не "выверты", это самоотверженное художничество, величайший, оригинальнейший и искреннейший талант.


     Художественно он был одинок, не входил ни в какие группы и течения, не имел последователей. Некоторые критики выражаются так: "Российский Ван Гог". Нет, неправильно. Не Ван Гог, а Врубель. Сам по себе.

     Что такое искусство Врубеля? Экспрессионизм? Романтизм? Символизм? Нельзя сказать. Большого художника вообще невозможно втиснуть ни в какие "измы", он шире их, не надо и пытаться.

     Есть и совсем дешёвенькие комментаторы, со вкусом смакующие тему его психического нездоровья в последние годы. Это не к месту, это не нужно.



            Как и все художники того времени, и Врубель был охвачен тем же тревожным поиском. Но тем-то он и выделил себя (потому-то и хочется сказать не "один из ярких", а "самый яркий"), что в этом поиске нашёл то, чего не нашли другие.

     Часто пишущие о Врубеле приводят его известный девиз: "Будить от мелочей будничного величавыми образами". Если прочесть бегло, глубину этих девизных слов не поймёшь. А ведь тут каждое слово важно, каждое - программно.

     "Будить", - следовательно, так творить, чтобы возбуждать, поражать, встряхивать.

     "Образами", - значит, не голой публицистикой, а настоящей художественностью, которую надо найти, создать, сделать.

     "От мелочей будничного", - значит, искусство должно не быть тоже будничным и мелким, не должно служить привычному ходу обывательской повседневности, а как раз наоборот - вырывать людей из привычного им состояния.

      Но какими образами это можно сделать? Изысканными? Эпатажными? Сентиментальными? Нет, Врубель говорит: "Величавыми". Это очень точное слово.


            Вот, кстати, почему он немножко прохладно относился к некоторым вещам Репина, Ге или Маковского. Он видел в них публицистичность, но не видел высокой фантазии.

      Вот почему он не любил и импрессионистов. При всём техническом новаторстве он не видел в их искусстве "величавости" образов.


            Может ли художник творить чисто фантастически, без натуры? Врубель считал, что нет. Фантастичность будет, но искусства не будет. Отрыв от натуры равен отрыву от жизни. Но скрупулёзное подчинение мёртвой натуре - это тоже не искусство, а слепок. Значит натуре служить нужно, но быть её рабом - нет.

     Брать натуру нужно, обязательно нужно, и брать не поверхностно, а очень глубоко и подробно. Но - как материал. И делать из неё художественность, лепить из неё образ.

     Сделать это без полного владения художественной техникой невозможно. Вот откуда у Врубеля такая требовательность к художественному умению, к постоянному поиску новых приёмов, новых сочетаний цвета, новых способов передачи того, что, казалось бы, уже установилось и закрепилось в живописи.

     Он называл художественную технику "языком" искусства. Самая талантливая душа, обладающая величайшим воображением, могущая создавать самые необычные художественные образы внутри себя, всё же без надлежащей техники не сможет передать их людям в красках, звуках или словах. Внутренняя фантазия окажется "безъязыкой".

     Какая это, наверное, мука для человека - носить внутри себя великие образы, чувствовать их, - но быть "безъязыким", "безруким", не уметь подать их как следует во внешних, всем доступных формах.

   
            Во Врубеле соединились противоположности: внимание к накопленному опыту всех мастеров всех времён - и ни на кого не похожая индивидуальность; приверженность к главной, стержневой традиции живописи - и вечные эксперименты. Парадоксально? Ничего парадоксального. Таким и должен быть художник. Только так он может, во-первых, создать себе прочный фундамент, а во-вторых, сделать собственный шаг вперёд.

     О Врубеле пишут: "Живопись ли это? Или стихи, музыка, театр - но посредством живописи?" По-моему, так ставить вопрос не совсем верно. Это живопись. Но это - именно настоящая живопись, какой она и должна быть. Настоящая живопись всегда такова, что не поймёшь, живопись ли это, музыка или поэзия.
   
     Я уже писал в одной из глав, что в разных видах искусства есть такие творцы, которые кажутся словно явившимися из будущего, такие, настоящее время которых ещё придёт. К таким творцам можно уверенно отнести и Врубеля.


            В заголовок вынесена известная "Царевна-Лебедь". Вот некоторые из его других замечательных произведений:

     1). Витраж "Рыцарь":

http://vrubel-world.ru/vrubel-art/63.php

     2). Скульптура "Демон":

http://www.artsait.ru/foto.php?art=v/vrubel/img/16

     3). "Надгробный плач":

http://vrubel-world.ru/vrubel-art/69.php

     4). "Ангел со свечой":

http://vrubel-world.ru/vrubel-art/18.php

     5). Рисунок "Голова пророка":

 http://vrubel-world.ru/vrubel-graphic/48.php

     6). "Жемчужина":

http://vrubel-world.ru/vrubel-art/4.php

     7). "Шестикрылый серафим":

http://vrubel-world.ru/img/vrubel-art/serafim.jpg   

     8). Очень интересное, хоть и незаконченное, изображение Христа:

http://artpoisk.info/files/images/26386.jpg


Рецензии
Володя, бальзам на сердце твоя статья о Врубеле (полюбился он мне ещё с детских лет, когда увидел впервые "Царевну-лебедь"). Много потом встречалось в жизни любимых картина и других гениальных живописцев, но ни один из них в моём понимании гения Михаила Врубеля не превзошёл. Спасибо тебе, ты очень тонко прочувствовал тональность статьи.

Виктор Квитко   26.07.2015 11:35     Заявить о нарушении
Удивительные бывают совпадения! Я тоже полюбил Врубеля в детстве и тоже увидев "Царевну-лебедь".

Как бывает! Два человека живут очень далеко друг от друга, а с ними происходит одно и то же.

Владимир Морозов 5   26.07.2015 16:53   Заявить о нарушении
Законы искусства человеческому разуму не подчиняются, у них божественна ипостась.

Виктор Квитко   26.07.2015 17:53   Заявить о нарушении