КТД Пушкин. Пояснительная записка

Коллективно-творческое дело для учащихся 9-11 классов.
Сценарий литературно-театрализованной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Уважаемый читатель!

          Вашему вниманию предлагается сценарий литературно-театрализованной композиции с элементами КВН-а, посвящённой 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
          Первоначальный замысел работы следовал логике городского КВН-а старшеклассников (ноябрь 1998 года) и  явился альтернативным проектом тому сценарию, с которым МОУ СОШ №2 Ханты-Мансийска выступила на городской сцене. Всем командам были предложены одинаковые разделы и временные рамки для выступления:

1. Приветствие участникам, зрителям и жюри: «Пора, мой друг, пора!» (5 минут)
2. Музыкальный конкурс: «Какая радость! – будет бал…» (5 минут)
3. Домашнее задание: «В начале жизни школу помню я!» (10 минут)

«Тема, связанная с именем Пушкина – благодатная тема, но с чего начать? – читаю в дневниковой записи 1998 года, - опустить гения до уровня КВН-а, или попытаться приблизить КВН к уровню Пушкина?». Разумеется, второе вряд ли возможно, тем более, если не видоизменить сам КВН.
           Учитывая необходимый уровень сложности и ответственности (это – городское межшкольное мероприятие), работа над альтернативным вариантом сценария началась с обоснования выбора стиля и творческих приёмов.

Краткое обоснование того, почему сценарий получился таким, каким он представлен здесь:

• Мероприятие, посвящённое А. С. Пушкину, не может быть легковесным, должна прослеживаться глубина мысли и серьёзность (это ответ тем, кто упрекает сценарий в перегруженности; стоит заметить, что сам Пушкин часто серьёзен даже в эпиграммах, что в его произведениях мы наблюдаем глубокий подтекст и признаки «смеха сквозь слёзы»);

• В приветствии мы должны иметь эмоционально-содержательный момент – обрисовку и фиксацию значения личности Пушкина – через стихи и прозу – для каждого из нас;

• Пушкин – для всех настроений и возрастов: именно поэтому на сцене в самом начале появляются последовательно три поколения: детство, юность и старость. Мама, читающая сказку своей маленькой девочке, горящая свеча в полутёмном зале уютной комнаты, спокойная музыка – выражают чистоту, пленительность и трогательную нежность поэзии А. С. Пушкина;

• Да, эпоха романтизма, в том числе и как направление в искусстве, прошла, современному подростку высокий стиль отношений малопонятен, но в сценарии он необходим, ибо вместе с поразительной реалистичностью романтизм является сущностной основой произведений и самого мировосприятия поэта;

• Значительно уходя из рамок КВН, всё-таки выполняются требования юмора и весёлости, наполненные смысловыми ассоциациями с проблемами реальной школьной жизни, с которыми сталкивались в то время все участники учебно-воспитательного процесса;

• Успех мероприятия во многом зависит от актёрского мастерства и интонационных возможностей юных «актёров», их патетики (обилие стихотворного материала). Поэтому говорить о полном воплощении замысла на сцене с привлечением школьников, проблематично, но не невозможно. В этом – сложность, и требования мастерства постановщика;

• При хорошем воплощении замысла некоторые отступления от особенностей жанра, непохожесть на то, что сделали другие команды, будет оценена жюри только положительно;

• При работе над сценарием особенно остро осознавалась необходимость эмоционального начала, «завязки» действия. Невозможность ограниченности простым выходом и традиционным набором шуток. Тем более, что для успеха в чём бы то ни было мы должны быть, по крайней мере, хотя бы чуть-чуть оригинальны;

•   Возможно, что современные «пацаны» и девчонки в большинстве своём и далеки от взглядов, мыслей и идеалов поэта. «…много, много рок отъял» - говорил сам Александр Сергеевич. Но если мы гордимся званием учителя, то воспитание – самая непосредственная наша судьба. Мы должны служить Свету и нести его своим ученикам. В меру своих сил и возможностей обязаны потеснить заморских героев с пьедесталов их неокрепших душ, показать, что и в русской Земле, в русской истории и литературе есть герои, достойные не только внимания, но и подражания. Мы можем и должны в искании истины и глубинных смыслов, познавая мир, подниматься с ними до заоблачных высот, вместе с тем, отчётливо осознавая, что нет предела душевным порывам, духовному и нравственному совершенствованию;

• Каждый педагог способен если и не вести за собой ученика (пусть ищет с нашей помощью свою дорогу!), то хотя бы помочь ему выбрать правильный путь – путь Добра, Милосердия и Истины. Помочь не заплутать в нравственных лабиринтах жизни всегда помогала русская литература;

• Эта работа – в том же русле, она посвящена гению Пушкина, частным проблемам и успехам школы, какой её увидел в то время автор. Маленький вклад в методическую копилку школьного театра, направленный на эстетическое и нравственное воспитание ученика.

• Что не получилось – узнаем потом…Пройдёт ещё немного времени, когда сплочённые общим творческим делом, подростки будут ждать премьеры и излучать в ноябрьское пространство дождя и печали солнечный свет творчества.


1998 год

Продолжение следует:


Рецензии