Истина и сравнение

      Познавая, сравниваем: кошку с собакой, Францию с Польшей, явление с явлением, предмет с предметом, человека с человеком… — и конца этим сравнениям нет.
     «Всё познаётся в сравнении».
      А что познаётся?
    Ну да, конечно: и доброту воспринимаем уже иначе, столкнувшись со злом; и любовь ценим выше, испытав на себе ненависть; и вкус хлеба иной, после голода; и мир — само счастье после войны…
      «Всё познаётся в сравнении».
      Так ли?
      Вот сравниваю: сегодня с вчера, а завтра — с сегодня и… познаю.
      «Всё познаётся в сравнении».
      А что познаётся?
    Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня? Но сие субъективно, а значит — ложно. Выходит, не всё познаётся в сравнении, но лишь… что сегодня ещё не завтра, что кошка вовсе не собака, а Польша далеко не Франция.
     И вот я понимаю: вне сравнения только Истина. Всё истинное не имеет в себе сравнения: будь то чувства иль мысли, явления или поступки; будь то живое или неживое, великое или малое…
Как можно сравнить свою боль с чужой, если чужую не чувствуешь?
     И разве сравниваем мы свою любовь? Человек нами любимый, может быть для других отвратителен, но для нас — уникальная личность. Мы даже и не пытаемся сравнивать с кем-либо человека любимого по шаблонам общепринятых в обществе эквивалентов и норм, но априори ставим выше всех прочих. Да и чувство само — любовь — имеет ли вообще сравнение?!
     Всё истинное познаётся вне сравнения — познаётся в своей уникальности.
     Истина в уникальности!

     Июнь 1999 г.


Рецензии