25 июля - день иконы Божией Матери Троеручица

         Дни празднования:11 июля и 25 июля 
 
         Есть на нашей грешной земле место, самое близкое к Богу, где Небеса отверсты для человека. Это земной удел Пресвятой Богородицы – Святая Гора Афон. Там во всем ощутимо присутствие Царицы Небесной и Её попечение об этом благословенном месте, подвизающихся там иноках и паломниках.
         Церковное предание доносит до нас сведения о том, что после Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа на апостолов ученики Христовы бросили жребий, чтобы узнать кому в какую страну идти с проповедью Евангелия. Бросила жребий и Пресвятая Богородица. Ей досталась в удел Иверия (древнее название Грузии). Однако, Божией Матери явился ангел Господень и возвестил Ей волю Божию, что Она должна остаться в Иерусалиме, а Грузия будет просвещена в последующие времена.

         Когда в Иерусалиме было воздвигнуто на христиан гонение, Божия Матерь на время поселилась у святого апостола Иоанна Богослова в Ефесе. Именно туда ей направил письмо воскрешенный Господом праведный Лазарь четвертодневный, поставленный апостолами епископом Кипрским. Он печалился о том, что долгое время не видел лика Пречистой Богоматери и не имеет возможности услышать Её утешительного и назидательного слова.
         Тогда Пресвятая Богородица изъявила желание Самой навестить праведного Лазаря. Она села на корабль, который отправился на Кипр. Однако, по воле Божией, на море началась буря, и корабль прибило к одной из гаваней Афонского полуострова. В то время на Афоне проживали язычники, особо чтившие идола Аполлона. При приближении корабля с Девой Марией обитавшие в идолах бесы громко завопили, упали со своих постаментов и разбились. Богоматерь сошла на берег и обратила к местным жителям первую проповедь о Христе Спасителе.
         Пораженная красотой природы Афона, Божия Матерь сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным мне от Сына Моего. Я буду заступница этому месту и теплая о нем ходатаица пред Богом».

         Позднее Афонский полуостров заселили монахи-пустынники, а также там стали появляться монастыри и скиты. В 676 году византийский император Константин Пагонат передал полуостров в вечное владение обитавшим там инокам.
Пресвятая Богородица и по сей день распростирает Свой покров над Афоном, являя Свою особую благодатную помощь и благословение монахам и паломникам. Это проявляется в том числе и через многочисленные Богородичные иконы.
         Среди многочисленных чудотворных икон Богоматери значительная их часть была прославлена чудотворениями именно в монастырях Афона. Такие всем хорошо известные иконы как Иверская, «Достойно есть», «Всецарица», «Отрада и Утешение», «Млекопитательница», «Скоропослушница» и другие с благоговением сберегаются и почитаются в афонских обителях.
         Среди этих святынь особой известностью и почитанием пользуется икона Пресвятой Богородица, называемая «Троеручицей».

         На Голгофе, когда Господь наш Иисус Христос, пригвожденный ко Кресту, претерпевал страдания во спасение падшего человека, у подножия распятия с благоговением стояли Его Пречистая Матерь и любимый ученик Спасителя – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. И Господь, открыв Свои пречистые уста, произнес, обращаясь к Своей Матери и взором указывая на ученика: «Жено, се сын Твой!» А затем обратился к ап. Иоанну: «Се, Мати твоя». Церковь верует в то, что Христос Спаситель в лице св. Иоанна Богослова всех верующих во Христа вверил молитвам и попечению Своей Матери.
         С тех пор Пресвятая Богородица является усердной молитвенницей, помощницей и заступницей всех христиан. Свидетельствами многочисленных благодеяний Божией Матери человеческому роду являются Её чудотворные иконы. История каждой из них - летопись непрестанной заботы Пречистой Девы Марии о нуждающихся в Её помощи людях. Одним из наиболее известных и особо почитаемых образов Богоматери является икона «Троеручица». Эта чудотворная икона находится во Введенском храме сербского монастыря Хиландар на Святой Горе Афон, а многочисленные списки с нее разошлись по православным храмам всего мира.

         История этой иконы неразрывно связана с именем великого подвижника VIII века и защитника православия преподобного Иоанна Дамаскина. Она была его семейной иконой и хранилась в домашней часовне.
         Родился святой Иоанн в конце VII века в Дамаске. Сирия в то время оказалась завоеванной арабами, которые притесняли христиан. Однако, нуждаясь в образованных людях для управления страной, они на некоторые должности назначали и исповедующих христианство. Так, халиф столицы Сирии Дамаска назначил святого Иоанна Дамаскина своим советником по делам сирийских христиан. Находясь на этой должности, он оказывал всестороннюю помощь своим единоверцам, защищая их от обидчиков.

         В это время в Византийской империи на царский престол взошел император Лев Исаврянин, яростный сторонник иконоборческой ереси. Он не только сам не почитал святых икон, но и жестоко преследовал их православных почитателей. По приказу царя иконы выносились из домов и храмов, подвергались осквернению и уничтожению, а православные христиане приговаривались к изгнанию, тюремному заключению, пыткам и даже смертной казни.
         В защиту иконопочитания против еретических измышлений выступил святой Иоанн Дамаскин. Проживая на неподвластной Византии сирийской территории, он беpпрепятственно писал свои богословские письма, отстаивая святость иконопочитания. До сих пор известны принадлежащие перу этого святого отца «Три слова в защиту святых икон». Эти письма имели хождение не только в Сирии, но и в Византии, утверждая людей стойко стоять в православии. Это сильно раздражало императора Льва Исаврянина.

         Задумав погубить святого Иоанна Дамаскина, император приказал разыскать подлинные, собственноручные письма святого. Он приказал своим каллиграфам, изучив этот почерк, сфабриковать письмо, якобы написанное Иоанном к нему, императору Льву. В этом письме излагались предложения византийскому императору военной силой захватить Дамаск и обещалась в этом всесторонняя помощь. Подложное письмо царь отправил дамасскому халифу, сопроводив его комментариями. Он уверял халифа в своей дружбе и миролюбии, во свидетельство чего и направил в Дамаск якобы поступившие к нему письма от предателя Сирии и халифа. Получив письма и поверив клевете, правитель Дамаска пришел в ярость и приказал отрубить святому Иоанну его правую руку, которой якобы и были написаны доносы византийскому императору.

         Палачи, не дав возможности Иоанну оправдаться, привели приговор в исполнение. Истекая кровью и страдая от боли, святой Иоанн Дамаскин приложил отсеченную руку к суставу, перевязал ее платком и стал усердно молиться Пресвятой Богородице об исцелении. «Пречистая Дево, - взывал св. Иоанн, - разве допустишь Ты, чтобы пострадала та рука, которая столько написала песнопений, прославляющих Тебя и Твоего божественного Сына, которая написала столько посланий в защиту Твоих святых икон!»
         Святой страдалец со слезами обещал умножить свои труды в случае исцеления. С этими словами Иоанн впал в забытье. Во сне ему явилась Сама Пречистая Дева, Которая, взглянув на него светлыми и милостивыми, полными любви очами, сказала: «Вот твоя рука теперь здорова. Не скорби более и исполни то, что обещал Мне в твоей молитве!»

         Проснувшись, Иоанн увидел свою руку исцеленной. На месте отсечения остался лишь красный рубец как напоминание о свершившемся чуде. Благодарный подвижник в память о явленной ему милости изготовил из серебра вотивную руку, которая и была им прикреплена к иконе Богоматери, от чего сия икона и стала называться «Троеручицею».
         Обладая поэтическим и музыкальным талантом, святой Иоанн Дамаскин сочинил и воспел перед этой иконой несколько песнопений, и ныне употребляемых в Православной Церкви: «Твоя победительная десница благолепно в крепости прославися» и «О Тебе радуется Благодатная всякая тварь».
         На иконах преподобный Иоанн Дамаскин обычно изображается с особым платом, покрывающим его голову. По преданию, это тот самый платок, которым святой некогда перевязал свою отсеченную руку, и который в память об исцелении он и стал носить в качестве головного убора.

         Дамасский халив, разобравшись в деле Иоанна, убедился в его невиновности. Узнав же о чуде исцеления, он был потрясен произошедшим. Иоанн же Дамаскин после пережитых потрясений решил исполнить давнее свое желание – оставить мир и принять монашество.
         Халиф хотя и был опечален решением Иоанна, однако не стал препятствовать ему в его богоугодном деле. Иоанн Дамаскин оставил Сирию и отправился в Палестину, взяв с собой и икону Богоматери, перед которой он получил исцеление. В Лавре преподобного Саввы Освященного он принял монашеский постриг, где нес различные монашеские труды и возрастая в духовной жизни.
         В монастыре святой Иоанн услышал от монахов рассказ о том, что основатель обители преподобный Савва, обладая даром прозорливости предсказал, что по прошествии долгого времени в монастырь придет некий царский сын, и в его руки сам собой упадет его посох. Этот посох должен быть отдан этому праведнику вместе с иконой Богоматери «Млекопитательница». Услышав этот рассказ, Иоанн Дамаскин завещал отдать ему и свою икону «Троеручица».

         С тех пор прошло пять столетий. Троеручная икона все это время бережно хранилась в Лавре Саввы Освященного, источая различные чудеса молящимся перед ней христианам.

         В конце XII века в палестинский монастырь помолиться перед его святынями пришел один из афонских иноков – монах Савва. Он был сыном царя Сербии, но оставив мир, принял монашество на Святой Горе Афон, где подвизался в различных монастырях – Руссике, Ватопеде и Хиландаре. Во время его поклонения мощам преподобного Саввы Освященного на него упал стоявший здесь посох святого. Иноки поняли, что именно к нему относилось пророчество основателя Лавры. Монахи передали монаху Савве (будущему архиепископу Сербскому) жезл преподобного и две иконы Пресвятой Богородицы – «Млекопитательницу» и «Троеручицу».
         Возвратясь на Афон, Савва поставил икону «Млекопитательница» в одной из келий в центре Афона (ныне Карея), а образ Богоматери «Троеручица» был поставлен в храме монастыря Хиландар.
         Более столетия там пребывала святая икона. Многочисленные чудеса, совершаемые у святого образа заставили сербского царя Душана перенести икону в Сербию в благословение своему царству. Это произошло в 1347 году.

         До начала XV века святыня хранилась в монастыре Студеница. Во время османского завоевания Сербии благочестивые христиане, беспокоясь за сохранность весьма почитаемой ими святыни, прикрепили икону на спину осла, которого отпустили по пустынной дороге, прося Богоматерь Саму позаботиться о Своем образе.
         По прошествии некоторого времени осел сам пришел на Афонский полуостров и остановился у ворот Хиландарского монастыря. С радостью монахи вновь обрели свою драгоценную реликвию, которую не видели более полувека. С честью они внесли ее в главный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и поставили в алтаре, на горнем месте.
         «Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая».
 
         До сих пор перед иконой Богоматери «Троеручица» многие молятся о примирении враждующих, устранении ссор и разногласий, о водворении мира и спокойствия в семье, в коллективе, обществе. И в ответ на молитву верующих Богородица скоро являет Свою силу, исполняя просимое. Начало такого рода чудотворениям было положено вскоре после возвращения иконы Пресвятой Богородицы на Афон.
         
         В Хиландарском монастыре однажды скончался игумен. Насельники обители приступили к выбору нового аввы, но никак не могли придти к единому решению. Споры затянулись и были настолько сильными, что постепенно перерастали в непримиримую вражду. Не желая умножения несогласий среди иноков, Пресвятая Дева явила братии удивительное чудо.
         Во время вечерней службы от святого образа раздался голос Пречистой, возвещающий, что игуменией монастыря является Она. После этого, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на своё обычное место, недоумевая о том, кто бы мог его вынести из алтаря. Но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте.
         В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Сама Божия Матерь, Которая сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хиландарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к иконе Пресвятой Богородицы. Руководитель же монастыря, выполняя в обители административные функции, занимает за богослужением второе после Богоматери место.

         В Русской Православной Церкви существует благочестивый обычай прибегать в защите от пожара и других стихийных бедствий с молитвой к Божией Матери перед Её иконой «Неопалимая Купина». Но многократно Пресвятая Богородица являла Свою силу против огненной стихии и через икону «Троеручица».
         Так, в 1945 году во время летней жары загорелся лес, примыкающий к монастырю Хиландар. Огонь вплотную подошел к стенам обители с южной стороны и угрожал ее существованию. Проигумен монастыря старец Даниил благословил монахам вынести из храма икону Божией Матери «Троеручица» и совершить с ней Крестный ход. Как только процессия вышла из храма и подошла к мосту на дороге к монастырю Зограф, налетел сильный ветер, отогнавший огонь от монастырских стен. И вскоре свирепость огня пошла на убыль и пожар прекратился.
         В 1992 году произошел пожар в фотомастерской г. Крагуевац (Сербия). Хозяин мастерской Небойша Николич незадолго до того получил в подарок от друга Горана привезенный с Афона бумажный образ «Троеручицы». Икона была помещена на стене мастерской. Когда пламя, уничтожившее значительную часть помещения дошло до святой иконы, погасло, не причинив вреда ни самой напечатанной на бумаге иконе, ни стоящим рядом, сделанным из пластмасса машинам.
 
         Во время гражданской войны в Греции (1946-1949) группа повстанцев вторглась на Афонский полуостров и напала на Хиландарский монастырь. Грабители похитили с монастырского склада продукты и иное имущество, погрузив все на ослов. Вдруг, к своему удивлению, они увидели женщину, которая обошла монастырь и вошла в храм. Разбойники знали, что на Афон вход женщинам возбранен. Движимые любопытством, они зашли в храм и стали искать зашедшую туда женщину, но найти не смогли. Обернувшись назад, они увидели икону Пресвятой Богородицы «Троеручицы», украшенную многими драгоценностями, пожертвованными людьми, получившими благодатную помощь после молитвы перед иконой.
        Предводитель повстанческого отряда устремился к чудотворной иконе, чтобы забрать сокровища. Но как только он сделал шаг навстречу святыне, сразу был охвачен неведомым страхом. Безрезультатно его товарищи пытались привести его в чувство. Он с трудом мог только произнести: «Бежим отсюда! Бежим отсюда!» Повстанцы, убегая из монастыря, не только оставили все украшавшие икону драгоценности, но не забрали и похищенное со склада.

         Слава о чудотворной иконе Богоматери «Троеручица» и многочисленных чудесах, совершаемых по молитве перед ней, достигла и пределов России. Желая иметь благословение из Земного Удела Божией Матери Русской Земле, святейший патриарх Никон обратился к афонским инокам с просьбой написать и прислать в нашу страну точный список с иконы «Троеручицы».
         16 октября 1662 года этот образ был торжественно встречен и поставлен в главном храме Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
         С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим образом по пятницам читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления.
         Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.
         Списки со святой иконы со временем появились и в других храмах. Они также прославились многими чудесами и получили известность.
         
         В августе 2013 года благословением Святейшего Патриарха Кирилла и решением Священного Синода Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон была направлена официальная делегация для участия в праздновании престольного праздника Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Главой делегации был назначен митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Посещая монастыри Афона, владыка молился в Хиландарском сербском монастыре перед чудотворной иконой Божией Матери «Троеручица».
         Тогда он обратился к монахам-святогорцам с просьбой написать список со святого образа в благословение Сибирской земле. Этот труд приняли на себя иноки одного из скитов Хиландарского монастыря «Буразери». Этот скит посвящен святителю и чудотворцу Николаю. В скитском храме находится древняя икона святителя, также прославившаяся своими чудотворениями. Иноки свидетельствуют о том, что обычно угодник Божий исполняет молитвенное прошение перед этой иконой быстрее, чем успевает догореть возжженная перед этой иконой свеча. Этот скит отличается особым подвижничеством его насельников. Если в монастырях Святой Горы богослужение обычно начинается в 4 часа утра, то в Буразери монахи становятся на молитву уже в три часа ночи. Но этот скит славится и своей иконописной мастерской. Иконы пишет настоятель скита схиархимандрит Арсений, которому помогают другие иноки. В молитвенной тиши этого скита писалась и икона Богоматери для Томской земли.
          После написания святой образ «Троеручицы» был доставлен в монастырь Хиландар, где у самой древней иконы Пресвятой Богородицы святогорцами было совершено его освящение.
         
         10 июля 2015 года несомненно войдет в историю духовной жизни Сибири как день прибытия со Святой Горы Афон, этого Земного Удела Пресвятой Богородицы, в Томскую митрополию списка с прославленной и чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Через нее Сама Пречистая и Преблагословенная Владычица наша Богородица преподает нам благословение от Своего Земного Удела. Свой покров, распростертый над Афоном, Она расширяет, чтобы охватить им и нашу Сибирскую землю.
         В июле перед святыней смогут помолиться прихожане томских городских храмов. В августе икона будет доставлена в различные храмы Томской епархии. В сентябре она продолжит свой путь по приходам Колпашевской епархии и завершит свой путь 21 сентября в кафедральном соборе г. Колпашево. Именно там по благословению епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана святая икона Богоматери обретет место своего постоянного пребывания.


Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручица,  глас 4
          Яко звезда светозаряющая, из Сербии на Афон чудесно прииде всечестная икона Твоя Троеручица, юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши, яко Божественный дар свыше, прославляет Тя, Владычицу, и умильно вопиет: не остави милость Твою от нас, но пребуди с нами во веки.

          Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица, глас 4
          Днесь всемирная радость возсия нам велия: даровася святей Горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святыя Троицы, созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема Сына и Господа держиши, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя, от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение, от врагов защищение, сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

          Тропарь глас 4
          Днесь светло красуется царствующий град Москва, имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая, Заступнице наша Дево Богородице, честный образ Твой,  имже подсолнечныя концы земли удивляеши и мир мирови даруеши, во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши, и от потопления изымаеши, и всем полезная даруеши, и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа, и всех всегда милуеши, честною ризою Своею покрываеши жительство сие и вся грады и страны наша, да зовем Ти: радуйся, Обрадованная.

         Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица, глас 3
         Дева днесь благоволение к нам являет, Гора же Афон благодарение Ей приносит, пангелы и иноцы славословят, Троеручица из Сербии чудесно путешествует: нас бо ради прииде и вселися во святую обитель Хиландарскую.

         Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица, глас 8
         Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, вси вернии исполнишася радости и веселия, яко сподобльшеся изрядно воспети предивное явление честнаго образа Твоего и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога, Егоже двема рукама объемлеши, и третиею от напастей и бед нас изымаеши и избавляеши от всех зол и обстояний.

         Величание Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»
         Величаем Тя,  Пренепорбчная Дево,  и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление  в славу Божества, в Троице Бога нашего.

                Молитва иная Божией Матери пред иконой Ее Троеручица

         О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие!
         Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя.
         Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу:   
         услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих.

         Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.
         Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего.
         Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.

         О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа,
         Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 
                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.
 
 

Источник:
http://pravoslavie.tomsk.ru/news/2446
http://www.pravoslavie.ru/put/050725075420.htm
http://azbyka.ru/days/ikon/troeruchica


Рецензии
Да хранит вас Господь,за ваши труды просвещения!

Николай Весник   25.07.2018 23:17     Заявить о нарушении
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
Храни Вас Господь, Николай, молитвами Пресвятой Богородицы.

Галина Николаевна Николаева   26.07.2018 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.