Ода своей ущербности

О как же мы любим свою ущербность! Как трепетно холим, лелеем ее, нежим и неустанно растим! Как же важно чувствовать себя (хоть иногда) никчемным, слабым, пустым и никому не нужным. Чтобы кто-нибудь да пожалел, кто-нибудь да горестно вздохнул. В унисон. С тобой – таким слабым, и никчемным, и никому не нужным. Сейчас.

Ко мне сегодня приходила женщина. Приятное лицо, хотя уже тронутое легкими морщинками, худощавая фигура, ухоженные руки, опрятная одежда. Она очень умело вела разговор, чем производила впечатление вполне адекватного человека: бывший юрист; занимала когда-то достаточно высокий пост; в свое время была востребована многими: родными, близкими, друзьями, друзьями друзей, друзьями близких, друзьями родных и т.д. Сейчас: «Собираюсь уходить на пенсию, и мне нужна третья группа инвалидности. Доктор, помогите!» Я все больше проникалась к ней сочувствием. Только мой левый глаз все почему-то семафорил: «Девочка! Здесь что-то не так! Девочка! Будь осторожней!». Ее выдавал рот: плотно сжатые узкие плоские губы, какие бывают у внешне добрых, но внутри – страшно злых и неудовлетворенных людей. И еще – бесконечно суетливые руки, которые все мяли и мяли уголок бумаги. Я не успела и слова сказать, как на стол ко мне был возложен конверт с купюрой, проглядывавшей через прозрачное окошко в нем, а на меня - та страшная и неподъемная врачебная ответственность за «всю дальнейшую судьбу несчастной женщины», которая всегда стоит за словами клятвы Гиппократа. Мой возраст и моя неопытность сыграли против меня. Моя растерянность позволила пациентке быстро и безнаказанно удалиться из кабинета. И я осталась одна. Потирающая ладонью лоб. Тупо смотрящая в экран монитора. Одна. В своей ущербности.

Потом встретила подругу. Знаю давно, как она ненавидит свою свекровь. Да и мать свою вряд ли искренне любит. Жаловалась на весь белый свет, рассказала про то, что давно мучает, но некому сказать. Похвасталась, что пошла на курсы НЛП. Сказала: «Знаешь, классно помогает! Советую!» Спросила у нее: «Чем сейчас занимаетесь на своих курсах?» «Работаем с убеждениями!» - гордо заявила подруга. Только мне послышалось: «Работаем с убеждением!», и я притворилась, что ничего не знаю о таком понятии, как «убеждение». В течение получаса выслушала курс лекций о каких-то методиках, программах, техниках и прочей дребедени, где в вперемешку с терминами из психологии звучало слово «Классно!». «А как муж?» - спросила у нее в конце разговора. «А муж объелся груш, - простодушно заявила она. -  Все равно он никогда мне не сможет заменить папу». В ее голосе ясно зазвучали слезы.

Забрала ребенка из школы. Вышел навстречу невероятно серьезный и исполненный осознанием какого-то суперважного происшествия. Затылком почувствовала, что происшествие не из хороших. «Что случилось?» - спрашиваю. «Тройку получил» - отвечает. Далее пригодились все практические навыки житейской изворотливости и ее же  мудрости. «Ну, это не смертельно, малыш. Главное, что ты понимаешь, из-за чего получил эту оценку, где сделал ошибку. Я надеюсь, понимаешь?» «Угу» - очень быстро ответили мне с заднего сиденья. Ущербность же радостно щерилась мне беззубым ртом с лобового стекла.

Этого мужчину я знаю давно. Всегда пунктуален, предупредителен. Хорошо и ловко одет. Чистая (хотя ходит пешком!)  обувь. Он прекрасный товарищ, надежный семьянин и любящий отец, а также - приятный собеседник. Очень любит свою работу, жизнь, друзей, море, увлекается модным сейчас дайвингом, готовится к серьезному погружению в Тихом океане. Любит смотреть на красивых женщин, но только - издалека. Когда я с ним говорю, то у меня такое ощущение, что я – волна, которая бьется о гранитную скалу. Он – неприступен. Он так изворотлив и изобретателен, что мне приходится быть такой же. О-о-о, это страшное слово – два равнозначных человека! Меня цепляет эта его неуязвимость. Он, наверное, думает также. «Привет!» «Пока!» Разбежались.

Я обожаю плести кружева. Еще моя бабушка делала это. Перекрещивать нитки, перекладывать коклюшки. Жизнь быстротечна и непреклонна. Она такая же независимая, как и моя бабушка.

Ночью мне приснился сон. Девушка прижимает к груди черную папку с бумагами и о чем-то сосредоточенно думает. Так сосредоточенно, что не видит происходящего вокруг. У нее короткая стрижка, темные глаза, яркие черты лица. Где же я ее видела, черт? Не помню. Из толпы к ней подходит молодой человек, кланяется и шепчет на ухо слова из песни: «Я уже стольких видел … Я уже от всего устал…» Девушка поворачивается ко мне и начинает что-то усиленно кричать. Я вижу, что она пытается сказать мне что-то очень жизненно важное, касающееся чего-то очень близкого и родного. Но ей в ответ я в ужасе закрываю свои уши руками и просыпаюсь в холодном поту.  Рядом сопит мой муж, такой родной и такой близкий.

На ветке запела птичка. Она пела так упоенно и красиво, что я забыла обо всем на свете. Только от громкого и неожиданного звука падающей книги птичка вздрогнула и улетела. Жаль, что она такая трусиха.

Справа на столе стоит слоник. Мне его подарили на день Рождения. Он умильный. У него прикольные бивни, и он умеет издавать звуки настоящего слона (у него в брюхе – секрет).  Я  погладила ему спинку, посадила на шею Никиткиного солдатика. Получился уже настоящий боевой слон. «Трам-парам-парам-парам!» - это уже я играю в войну. Слоник с удовольствием поддерживает игру, потому что так его учил его папа. Он топает под звуки барабана, загибает хобот бубликом и делает непроницаемое лицо.  Но я-то знаю, как он любит нюхать красивые цветы. Только он считает, что боевому слону не пристало иметь такие слабости и тщательно их маскирует. Просто однажды я, на свое несчастье,  оказалась не в том месте и не в то время.

Достала из тумбочки книгу. Старик с палочкой. Д`Артаньян. Маргарита. Решила с ними поговорить, поскольку времени ночью всегда предостаточно.
«Что ты любишь?» - спросила у старика.
«Я люблю свою работу как процесс, который никогда не могу закончить»
«И зачем тебе такая работа?» - наивный вопрос.
Старик хитро (я бы сказала – плюгаво) прищурился (я бы сказала – оскаблился) и ответил:
«У меня по-соседству поселилась молодая блондиночка. Такая цыпочка, что ай-я-яй! Зашатаешься! Я ей пудрю мозги!» - доверительно шепнул мне последнюю фразу. Наверное, он приглашал меня в соучастники, а я уважительно откланялась.
Далее спросила у Д`Артаньяна:
«А зачем тебе шпага?»
«Я не знаю, как меня зовут, - почему-то фальцетом закричал Д`Артаньян мне в ответ, чем даже напугал слегка. – Но  я уже близок к разгадке!!!»
«А шпага-то тебе зачем?» - опять пристала к нему несносная я.
«Вот король мне даст патент на изобретение, и я тогда точно что-нибудь такое (ТАКОЕ!) изобрету, что мало не покажется!» -  и он кому-то погрозил кулаком вдаль. Потом рухнул на колени и стал вопить небесам: «За что? Ну, за что вы меня заставляете ходить по кругу? Ведь я – хороший, и я многое умею! Почему, почему вы так несправедливы со мной?»
«Слышь, Д`Артаньян! Хватит дурака валять, - ответило ему небо. – Возьмись за ум! И помни, что ногами руководит разум!»
Д`Артаньян растаял. Наверное, все-таки ушел своей дорогой. Я пожелала ему успеха.
Осталась Маргарита.
Она сидела у окна, курила сигарету и ждала луну. Чтобы посмотреть на Мастера. Хотя в его гибели (согласно версии Макаревича) была виновата сама.
- Привет, Маргарита, - обратилась я к ней.
- Привет, - лениво и томно ответила она мне.
- Ждешь?
- Жду.
- Хочешь мороженого?
- Не хочу.
- Расскажешь о нем?
- Не расскажу.
- Ну, почему-у-у? – заканючила я.
- Потому что ты еще маленькая, - она выдохнула мне дым в лицо.
- Хамка, - ответила я ей.
- Сама такая, - послышалось в ответ.
Помолчали.
- А ты Мастера любишь?
- А ты как думаешь?
- Наверно, да.
- И я так думаю.
- А это правда, что ты летала голая на метле?
- Правда.
- И тебе не было холодно: голая – ночью – и на метле?
- Меня любовь грела.
- Чья же? Если не секрет.
- Булгакова.
- А-а-а. А я думала – Мастера.
Опять помолчали.
- Маргарит, а почему ты такая красивая?
- Потому что ухаживаю за собой: все время тренирую свое тело, ум, душу,  выносливость. Не ношу тяжести и умею переключаться из одного события в другое совершенно безболезненно. И еще – я ненавижу взрослых людей! Мне с ними скучно, потому что они все - на одно лицо. Вот с детьми даже поиграть можно, покататься на волшебных метлах, например. А взрослые этого делать не умеют!
- А зачем тогда куришь?
- Привычка, - лениво пожала она плечами и перебросила гриву черных волос через правое плечо.
- Иди, девочка, домой. Иди-иди. Тебе еще рано знать такие вещи – ты еще маленькая.
Я нахмурилась.
- Но я еще вернусь, - упрямо заверила ее я.
- Возвращайся. Мне все равно здесь по ночам скучновато. Дети спят, делать нечего. А ты, кстати, помолодела, похорошела – что нового любовника себе завела?
- Да нет. Просто выспалась за десять дней отпуска.
- А-а-а.  Ну, иди, иди, с Богом.

Вот такой разговор. Ни о чем и обо всем.
Забежала моя любимая собака и радостно облизала мое лицо. Кошка, спавшая в моих ногах, в ответ на это фыркнула и подняла хвост трубой. Кошка, кстати, почувствовала, что от меня пахнет сигаретным дымом.
«Уже пора вставать?» - спросила я у них.
«Да, - неожиданно вместо кошки и собаки мне ответило Желтое Солнце из-за занавески. – Здравствуй, Люся! Ты выспалась? Что-то ты рано сегодня проснулась?»
«Ой, да мне сон приснился страшный. А потом уже уснуть не смогла»
«Сходи к Человеку Огня. Он тебя научит не бояться страшных снов»
«Я потеряла его адрес. И вообще - я не могу: вдруг он про меня плохо подумает?»
«Он не умеет думать. Он умеет знать. И у него хорошее снотворное»
«Я не верю ему»
«И правильно делаешь: верить никому нельзя, даже Человеку Огня. Он может обмануть тебя!»
«Но у меня из головы не идут его глаза, когда он смотрел тогда на меня: словно хотел сказать что-то важное, а я ему как будто рот лейкопластырем заклеила, а потом и вовсе отвернулась»
«И правильно сделала: Человек Огня гораздо коварнее, чем человек Воды. Человек Воды хотя бы не обещает ничего и не берет ничего, а только дает и любит тебя. А этот и не будет колебаться: брать или не брать? Конечно, брать! Ты и оглянуться не успеешь, как уже будешь опутана со всех сторон веревками и возложена на вершину будущего кострища»
«А вдруг в нем что-нибудь произошло? И я его никогда не увижу?»
«Девочка, хватит парню парить мозги! Если чувствуешь, что он тебе нужен, иди к нему за снотворным!»
«Солнце, но ведь я же слепа!»
«Глаза тебе даны, чтобы видеть (то есть быть зрячей) в этом мире. Но они бессильны в другом мире, не говоря уже о мире человеческого разума. Человек Огня – твой проводник, проводник к здоровому Сну. Как женщина, что приходила к тебе вчера утром, была проводником к новому поступку. Ты же сумела убедить ее в своей искренности и вернуть незаслуженное? Сумела. Так и здесь. Но есть еще Что-то, что беспокоит тебя. Что?»
«Я не умею строить отношения с мужчинами»
«А с мужчинами ничего не надо строить. Они сами строят свои отношения с тобой, и ты здесь совершенно ни причем. Философский вопрос: что же ты делаешь такого, чтобы мужчина захотел с тобой построить какие-нибудь отношения? Слушай и оставайся ему другом. Всегда. При любых обстоятельствах»
«А как быть с Человеком Огня?»
«Завтра, послезавтра, через неделю ты получишь на это ответ. Если научишься слушать мужчину».

Я обняла новый день за плечи и повела его умываться.
«Как твоя ущербность? Прошла?» - неожиданно и сочувственно спросил он меня.
«О – да! – вздохнула я. – Ох, уж эта моя Ущербность».

2004


Рецензии