Первая книга Самуила

Жил на Ефремовой горе
В  Рамафаим – Цофим Елкана,
И было жен у него две:
С  детьми Ценинна, без них – Анна.
Елкана каждый год ходил
В Силом молиться Саваофу,
И там же жертвы приносил,
Он был здоров и жил неплохо.
Анна,  любимая жена,
Мучительно переживала
Из-за того лишь, что она
Детей от мужа не рожала.
В Силом на богомолье тоже
Ходила Анна с мужем,  без.
Там Илия – священник божий,
Его сыны Офни, Финеес.
В молитве Богу обещала:
Если ребеночка родит,
То его с самого начала
Богу навечно посвятит.
Исполнилася Божья сила,
Анна младенца родила,
Лишь молоком его вскормила,
Для Бога Илии сдала.
Сына назвали Самуилом,
Он службу с Илией справлял
И делал все по своим силам,
У Бога он любимцем стал.
А Офни с Финеесом были
И нерадивы и срамны,
Они неправильно служили,
Хотя и Илии сыны.
А Анне Бог за Самуила
Еще подарок сделал ей:
Она старалась и родила
Трех сыновей, двух дочерей.

Рос Самуил и взрослым стал,
Достиг священникова сана,
Его пророком Божьим звал
Народ  с Вирсамии до Дана.
И было слово Самуила
Израилю ко всем родам:
«Филистимлян большая сила
Частенько угрожает нам».
Война давно уже назрела,
Но Бог молчал, не говорил,
Израиль был в Евен-Езере,
А стан врага а Афеке был.
И вот сражение настало,
В бою Израиль поражен,
Четыре тысячи там пало
Израильтян - был враг силен.
Решили взять ковчег завета:
Он их всегда мог защитить,
Священник Офни, Финеес – это
Смогли б, наверно, подтвердить.
Филистимляне испугались
Сперва Израильских Богов,
Казни в Египте вспоминались
И что силен бог Саваоф.
Жрецы же дух их укрепили,
Опять в сражение пошли,
И  30 тысяч поразили
Израильтян там смерть нашли.
Погибли Офни, Финеес,
Ковчег завета в плен забрали,
Что это? – кара от небес?
Сыны Израиля не знали.
А Илии Вениамянин
Вести печали сообщил,
И тот упал, больше не встанет:
Шею сломал, в тоске почил.



Он был судьею Израиля,
Как подсчитали, 40 лет,
Грех сыновей нес бедный Илия,
И Бог исполнил свой завет.

 *  *  *

Филистимляне принесли
Ковчег в Аздот  с Евен-Езера,
Там место в капище нашли
Дагона – бога своей веры.
А утром рано на заре
Жрецы пришли и посмотрели:
Дагон лежит лицом к земле.
И, испугавшись, обомлели.
Утром вторым – опять испуг,
Горе, несчастие такое:
Дагон лежит уже без рук
И с отсеченной головою.
Народ Аздота в страхе был,
Хотя не очень-то трусливый,
Его Господь Бог наградил,
Послав на тело их нарывы.
Перенести решили в Геф
Ковчег – опять все повторилось:
Как и в Аздоте, там у всех
Нарывы тоже появились.
Из Гефа понесли в Екрон
Ковчег,  а там чуть не восстанье:
«От нас несите ковчег вон,
Зачем нам это наказанье?»
Семь месяцев Филистимлян
Ковчег пугал и беспокоил,
Совет гадателей был дан:
Вернуть Израилю с лихвою.
Чтоб Бог Израилев не стал злиться,
Нарывов золотых мышей
Отлили в жертву, колесницу
Готовили везти на ней.


И сделав все, что лишь могли,
Ковчег и жертвы погрузили,
Коров двух дойных запрягли
И в путь свободный отпустили.
Везли коровы колесницу,
В Вефсамис путь их проходил.
Крестьяне жали там пшеницу,
В поле Иисуса финиш был.
Ковчег поставили левиты
На камень тот, что в поле был,
В жертву коров Богу забиты,
И Он их мясом угостил.
А золото изображений
Нарывов  - жертвы городам
Были для Божьего прощенья,
За грех, что совершался там.
Аздат и Газа, Аскалон
Довольно сильно пострадали,
Их дополняют Геф, Ефрон,
Там от мечей немало пало.
А золото мышей за жертвы
Больших и малых городов
Скрыты от общества всех смертных,
И до сих пор нет их следов.
Бог сильно поразил Вефсамис:
Пятьдесят тысяч семьдесят
Погибло, чтобы не совались
В ковчег, когда им не велят.
Направили Вефсамисяне
Послов в Кариаф-Иарим,
Чтобы ковчег забрали сами,
И пусть принадлежит он им.
В Аминадава дом снесли
Ковчег на холм Елиазара,
И 20 лет уже прошли,
Нужда до Господа настала.

Но Самуил народу строго
Сказал: «Уж если нужно вам
Что-то просить еще у Бога,
Скажите  «нет» чужим богам».
Сыны Израилевы были
Благоразумны, Бог был рад,
Они послушно удалили
Богов Ваалов и Астарт.
А Самуил призвал всех в Мицну –
«Я помолюсь Богу о вас».
Филистимляне поживиться
Еще решили в этот раз.
Пришли к Израилю войною,
А Бог к ним силу применил,
Тяжелым громом и грозою
И разметал и поразил.
Израильтяне гнали с Мицны
Их до Бефхоровых низин,
Там Самуил ставил границу,
Чтоб не ходить в Израиль им.
Возвращены все города,
Отнятые у Израиля,
Филистимляне никогда
Больше не шли в дни Самуила.
Так от Екрона и до Гефа
Мир наступил и в тех краях,
Добился Израиль успеха
И в городах, и на полях.
Служил всю жизнь Самуил
Судьей Израилю исправно.
По городам ходил, судил:
Вефиль, Галгал, Мицна и Рама.
А время мчится все быстрей,
И Самуил стареть уж начал,
Тогда своих он сыновей
В судьи Израилю назначил.



Они в Вирсавии судили
И Авия, и Иоиль,
Недобросовестными были,
Пренебрегли отцовский стиль.
Народ, конечно, все заметил,
И Самуил грустил не зря.
Сказали: «Так, как на всем свете,
Найди Израилю царя».
А Самуил с вопросом   к Богу,
Тот отвечает, говоря:
«Послушай голоса народа,
Они отвергли не тебя.
Они Меня отвергли ныне,
Забыли милости Мои,
Лишили царствия над ними,
Что ждет с царем их – объясни».
И Самуил им объясняет:
«На кланы будет разделен
Народ, и те, кто понимают,
Что кто-то будет обделен.
Клан царедворцев и прислуга,
Военных оружейных клан,
Кому всю  жизнь ходить за плугом,
Кто золотом набьет карман.
Сынов всех в рекруты возьмут
Начальниками рядовыми,
Бесправье и печаль несут
Реформы царские другие.
И дочерей к работе тихой
Назначат, норму им дадут,
И хлебницей, и поварихой,
И мироварницей пошлют.
Лучших рабынь ваших, рабов
И скот возьмут на свои нужды,
И оскудеет весь ваш род,
Царям людей проблемы чужды.



Когда поймете это сами,
Какое будущее там,
Вы сами будете рабами,
И Бог ваш не поможет вам».
Однако же Израильтяне
Не очень слушали его:
Царя им дай!  - ведь не отстанут,
И не хотят знать ничего.
Искать Бог с Самуилом стали
Кандидатуру на престол,
А креативных было мало,
Но одного Бог все ж нашел.
Вениаминова колена,
Он Киса сын, Саулом звать.
По мненью Бога непременно
Саул престол может занять.
Саул был рослый, молодой,
Неглупый, сильный и красивый.
Он возвышался над толпой,
Не кроткий был и не спесивый.
И Самуил Саула стал
Учить правления истокам,
На стажировку посылал
К местным гадателям, пророкам.
Ходил и в Мицну и в Галгал,
Смотрел, с народом пообщался,
Кто как его воспринимал:
Кто отрицал, кто восхищался .
Елеем мазал Самуил
Царем Саула перед Богом,
Решенье  Бога объявил
В Мицне Израильским народам.

           *  *   *

Пришел Наас Аммонитянин,
Свой стан у Иавис разбил,
А те сказали: «Служить станем,
Лишь бы союз меж нами был».
Наас изрек свое решенье:   
«Я выколю всем правый глаз» --
- «Дай нам 7 дней на размышленье
И подожди на этот раз».
Послал Иавис Галаадский
В Гиву к Саулу говорить,
Что царь Наас Аммонитянский
Израиль хочет ослепить.
Тут поднялися стоны, вопли,
Царь власть свою стал проявлять:
«А ну, утрите свои сопли!
И приготовьтесь воевать».
Царь Наас перед нами рыщет,
У Иависа разбил стан,
Саул взял 330 000
Израильтян, Иуданян.
Их на три части разделил.
Под утро, когда их не ждали,
Напал, жестоко поразил,
Кто жив остался – убежали.
Два года царства у Саула
Прошло. Он в войско свое взял
Три тысячи для караула:
Он так свой род оберегал.
Две – для себя в Вефиль, Михмас,
Одну – Ионафану в Гиву,
Чтоб быть готовым каждый раз,
Когда натянет враг тетиву.
И поразил Ионафан
Филистимлянское начальство,
Он в Гиве к Иудеям в стан
Зашел с презрением и чванством.
Об этом скоро все узнали,
Саул созвал людей в Галгал,
Филистимляне войск набрали –
Точно никто не подсчитал.



Так 30000 колесниц,
6000 конницы отборной,
Несчитанных пехоты лиц,
Тоже достаточно проворных.
Стан с войском их располагался
Близ Беф-Авена на восток
Почти в в предместиях Михмаса
(Михмас – не крупный городок).
И поразил Израиль страх:
Надо укрыться, не бороться,
В пещерах, скалах и кустах,
Кто в подземельях, кто в колодцах.
Народа часть за Иордан
Пошла на земли Галаада,
На земли Гадовы, а там
Принять родные будут рады.
Саул 7 дней ждал Самуила
В Галгале так, как он сказал,
Там оставалось мало силы ,–
            Народ прочь расходиться стал.
Решил Саул сам всесожженье
Устроить Господу – и зря,
Он за такое прегрешенье
Лишился звания царя.
«Нет тебе прав на всесожженье», -
Так Самуил сказал, придя, -
  «За самовольное решенье
Не утверждает Бог тебя».
Пророк пошел в Гиву с Галгала,
Саул и сын Ионафан
Считали, сколько людей стало,
И воинов, и прихожан.
Пересчитали, загрустили:
Неутешительный итог,
Когда-то с войском они были –
Осталось меньше шестисот.



В Гиву пошли и там остались.
Саул не знал, как ему быть:
Без средств защиты оказались,
Как, где оружие добыть?
А дело в том, Филистимляне,
Владея собственной землей,
Жить разрешили Израильтянам,
Но чтоб не шли на них войной.
Израильтянам запретили,
Для безопасности своей,
Чтоб кузнецы среди них были -
Не делали бы пик, мечей.
Коль в производстве нужды были
Мотыг ли, заступов,  серпов,
Делать Израили просили
Филистимлянских кузнецов.
И потому перед войной
Меча, копья, трезубца, пики
Не оказалось ни одной,
Духом Израили поникли.
Но, впрочем, есть пара мечей
Ионафана и Саула,
И арсенал ничтожный сей
Сгодился б, разве, караулу.
Через Михмас Филистимляне
Шли в направленье трех сторон;
Один отряд  путь в Офру занял,
Другой  дорогу в Виферон.
А третий к Севоим долине
Определил себе маршрут,
Там, где граница шла с пустыней,
Был запланирован редут.
Саул – близ Гивы оставался,
Ионафан с своим слугой
Как-то в ущелье оказался,
Там путь наверх весьма крутой.



А наверху – Филистимляне,
И загадал Ионафан:
Коль позовут, то Господь с нами,
За нас Он сделает все сам.
А скалы, острые как бритва,
Одна стояла за другой.
Вот если здесь случится  битва,
Какай быть лучше стороной?
Позвали их Филистимляне,
И каждый подниматься стал.
Враги же стали падать сами,
Слуга мечом их добивал.
Погибло 20 Филистимлян,
Возникли паника и ужас:
Друг друга враг стал резать сам,
И их безумство стало хуже.
Обычно средь Филистимлян
Всегда Евреи находились.
Увидев их безумный срам,
С  Саулом все соединились.
Народ с Ефремовой горы,
Узнав, к Саулу пошли тоже,
Воспрянул Израильский род,
Поняв: сражаться еще может.
Израильтяне подбирали
Их копья, пики и мечи
И их оружием погнали,
Остановившись лишь в ночи.
Так спас Господь Израильтян –
Божественная перемена –
Дрались и били врага там
Дальше пределов Беф-Авена.
Был этот день Израильтян –
Победы, вражеского гона.
Гнали они Филистимлян
С Михмаса и до Авалона.



Сдались Филистимляне, сникли
И разошлись к своим местам,
Саул Израиля владыкой
Безоговорочно стал там.
Успешно воевал с врагом:
С царями Цовы и Моава
И поразил Аммон, Едом
На страх врагам, себе на славу.
Побил Амалика, избавил
Израильтян от грабежей,
Филистимляне не отстали –
С ними была брань много дней.
Сказал Бог через Самуила
Саулу: Амалика весь род
Чтоб твоя сила истребила,
Мужей и жен, детей и скот.
Саул взял войско в Телаиме
До двухсот тысяч человек.
Вооружившись, пошел  с ними
Сражаться у потока рек.
А там Амалика столица,
И с ними жил народ Кеней,
Саул сказал им удалиться,
Чтоб не погибнуть от мечей.
Напал Саул и поразил
Амалика от стен Хавилы
До Сур, что близ Египта был,
Но кое-кто остались живы.
Царя Амаликов Агага
И его дворню пощадил
Не ясно, для какого блага,
Как Бог сказал, не истребил.
Как для коллекции,  взял лучших
Овец, и овнов, и волов
Породистых, здоровых, тучных
В  хозяйство упряжных быков.



Бог Самуилу так сказал:
«Зря я царем Саула сделал:
Доверия не оправдал,
А я ему когда-то верил» -
Саул в тот день пошел в Кармил,
Там себе памятник поставил,
В Галгале встретил Самуил,
Там говорить друг с другом стали.
Саул пытался оправдаться,
Притом ссылался на народ,
Он к всесожжению старался
Судить Агаги грешный род.
А Самуил ему сказал:
«Ты не исполнил волю Божью,
Господь тебе отставку дал,
Царем ты больше быть не можешь».
В Галгале так поговорили,
Ввести Агагу Самуил
Велел – в оковах притащили,
И Самуил его убил.
С Саулом Самуил расстался,
В Раму отправился домой.
Саул с народом попрощался
В Гиву Саулову – дом свой.
Не видел больше Самуил
Саула и до самой смерти,
Похоже, чуточку грустил,
И это даже Бог заметил.
И Самуила Бог послал
До Иессея в Вифлееме,
Царя Господь там подыскал
На продолжительное время.
Семь сыновей у Иессея,
Бог на Давида указал,
И Самуил его елеем
Царем, как Бог сказал, венчал.



Саул серьезно занемог,
Злой дух его стал часто мучить.
Звук гуслей бы ему помог,
Если кто сможет их озвучить.
Один из слуг сказал, что знает
В Вифлееме парня одного,
На гуслях славно он играет,
Пасет овец отца его.
А это был сын Иессея,
Давидом парня того звать,
За ним послали поскорее,
Он стал Саулу помогать.
Собрались раз Филистимляне
С Израилем повоевать,
Расположили в своем стане
В Эфес Дамиме всю их  рать.
Саула войско близ дубравы,
На скате у другой горы.
Народ сторон обеих бравый,
Сраженья ждали до поры.
Меж гор, меж войск была долина,
Единоборец Филистимлян
В долине звал на поединок,
Кто с ним сразиться хочет сам.
В броне мужик, статью со шкаф.
Сраженье для него – потеха,
И его имя – Голиаф,
А род его был весь из Гефа.
Приз за победу объявил:
Рабовладения народа,
Того, кого он победил,
Как представителя их родов.
Три старших сына Иессея
Пошли к Саулу воевать,
Давид был младший, он не смеет
Самостоятельно решать.



Саулу он служить старался
Как приказал ему отец,
Но постоянно возвращался
Пасти в полях отца овец.
Войска томились, ждали сечи,
А дуэлянт пока один.
Он в утро 40 дней и в вечер
Арену гордо обходил.
Отец послал Давида к братьям
Снести на войско провиант,
Он там узнал, что все  боятся,
Решил – он будет дуэлянт.
Саул сказал: «Ведь он весь в меди,
Ты слишком молод, да и мал» -
«При овцах я льва и медведя
Не раз успешно заломал».
Согласны все, Давид пошел
С пращою, палкой и сумою,
Пять гладких камешков нашел
В потоке рядом, взял с собою.
Филистимляне рассмеялись,
А Голиаф погромче всех,
И веселились, не боялись,
Веря в заведомый успех.
Но вызов принят. Оскорбленья,
Что Голиаф произносил,
Были без всякого значенья,
Давид спокоен и тверд был.
Саул давал ему доспехи,
Давид померил их и снял:
Они ему вроде помехи,
А он свободу обожал.
Но поединок начался,
И Голиафу места мало,
Идет, доспехами гремя,
Так что под ним земля дрожала.



И Давид, выскочив навстречу,
К врагу поспешно побежал
С пращой, взяв камешек покрепче,
И, раскрутив, вперед послал.
И с раза первого попал
В лоб неприятеля, на поле
Лицом со всего маха пал.
Недвижен Голиаф был более.
Давид к нему быстро бежал –
Очухаться ведь вскоре может,
Взял Голиафовый кинжал
И меч его вынул из ножен.
И латы медные раздвинув,
Он сердце недруга пронзил,
Шлем расстегнув, на землю скинув,
Он голову ему срубил.
Филистимляне в ужас впали,
Своим затеям видя крах,
И уж никак не ожидали,
Что так погибнет Голиаф.
Опомнились и побежали
Дорогою на Шафаим,
Израильтяне поражали,
Большой урон доставив им.
Гнали до Гефы и Екрона
И убивали Филистимлян,
Вернулися после погони,
Разграбили весь вражий стан.
Саула сын, Ионафан,
Душой примкнул к душе Давида,
Союз, обет пред Богом дан
Защитою быть от обиды.
Оружие и епанчу
Свои он подарил Давиду,
И царский сын может с плеча
Дарить тому, кем бы он ни был.



Домой Давиду возвращаться
Саул пока не разрешил.
Он должен у царя остаться,
При поручениях служил.
Благоразумно поступал
Давид при разных порученьях,
И уважение снискал,
Любовь народа и почтенье.
По городам после победы
Саул с Давидом походил,
Ведь надо же народ проведать,
Знать, в чем нужда их, чем он  жил?
Хор женщин хоровод водил,
Пели им славу и величье:
«Саул все тысячи разбил,
Давид – свои десятки тысяч».
За оскорбленье с женщин спроса
И за досаду не иметь,
Но на Давида с тех пор косо
Саул стал с завистью смотреть.
И постепенно неприязнь
В врага Саула превратила,
 Тому ж прибавилась боязнь,
Что за Давида Божья Сила.
Болезнь Саула вновь схватила,
Давид на гуслях заиграл.
Саул с копьем и что есть силы
В Давида то копье послал.
Давид успешно увернулся,
Стал за Саулом наблюдать,
Но в то же время ужаснулся:
Что было б, если б смог попасть?
Мелхолу дочь решил отдать
В жены Давиду как игрушку.
Саул подумал: может стать
Любовь Мелхолы с ним ловушкой.



Саул устроил совещанье:
Как бы Давида им убить,
Ионафан своим сказаньем
Сумел его  отговорить.
Ионафан, жена Мелхола
Защитой были, как могли,
От козней царского престола,
Предупреждали, стерегли.
Саул в конце концов решил –
Давида убивать не станет,
Пусть на войне подольше б был –
Убьют его Филистимляне.
Давид справлялся, и повсюду,
Куда бы он ни приходил,
Враги навеки помнить будут,
Как он их гнал и как их бил.
Болезнь Саула одолела,
Бросок копья очередной.
Давиду это надоело,
Пора уже бежать долой.
Давид шел в Раму к Самуилу,
Он там в Навафе прорицал
С учениками Божьей Силой,
Давид ему все рассказал.
Ну а Саулу доложили,
Он нарочных туда послал,
Чтобы Давида захватили,
Но Божий Дух защитой стал.
Он в них вошел, и они стали,
Как все в той группе, прорицать.
Вторых и третьих туда слали –
Все повторялося опять.
Саул пошел сам в Раму тоже,
Раз больше некого послать,
Там на него сошел Дух Божий –
Он стал со всеми прорицать.



Давид просил Ионафана
Отца намеренья узнать.
Узнал, сказал: «Как от дурмана,
Подальше от царя бежать».
Поплакали, расцеловались,
Друзья простились навсегда,
Давид ушел, ему казалось,
Его дорога в никуда.
Пришел Давид к Ахимелеху,
В Номне священником он был.
Для дела царского успеха
Давид сюда срочно прибыл.
Так торопился, что не взял
Оружия, пищи съедобной,
Тот 5 хлебов ему отдал
И Голиафа меч знакомый.
В  тот день слуга Саулов Доик
Обет пред Господом справлял,
Он никого не беспокоил,
Все видел, все запоминал.
Царь Анхус Гофский пребывал
В покое, миром наслаждался,
Пришел Давид, слуга узнал,
Давид скорей ретировался.
Давид оттуда убежал
На Адилламскую пещеру,
Весь дом отца его узнал,
Пришли, последовав примеру.
Братья, родители его,
Люд посторонний, огорченный,
У кого нету ничего,
Побитый жизнью, угнетенный.
Таких порядка четырехсот
С надеждою к Давиду встали,
Тот неприкаянный народ,
Они давно вождя искали.



В Мицну пошел с смиренным видом
Просить царя Моавитян:
Нельзя ль родителям Давида
Пожить недолго у них там.
А Гад-пророк Давиду дал
Совет: идти на Иудею,
У Иудеев свой портал,
Саул на них прав не имеет.
Саул, как прежде, бушевал.
К слугам, придворным придирался,
Измену в них подозревал,
Всех. Кто с Давидом поякшался.
Слуга Саулов  Доик знал
То, что Давид царю помеха,
Он его видел и сказал:
Давид был у Авимелеха.
Саул со злобой приказал
Ахимелехов уничтожить,
Лишь сын Авиафор сбежал,
Когда Саул их стал тревожить.
В своих болезнях, мыслях темных
Врагов стремился находить,
Саул священников из Номны
Повелел Доику убить
Их было восемьдесят пять,
Авиафор среди них не был.
Он смог еще раз убежать
К Давиду – все ему поведал.
Давид узнал: Филистимляне
Стремятся захватить Кеиль,
Он с теми четырехсотстами
Их отогнал и поразил.
Саулу шпики доложили –
Их у царя везде полно –
Давид находится в Кеиле,
Правда, не так чтоб уж давно.



Саул стал войско собирать,
Чтоб на Кеиль идти в сраженье,
Давида, наконец, поймать,
Сломить его сопротивленье.
Давид советовался с Богом:
Как ему лучше поступить?
А у Саула людей много,
Давиду лучше отступить.
Благоприятно, но не просто
Давиду вроде бы везло,
Четырехсотенное войско
До шести сотен доросло.
Давид с людьми в пустыню Зиф
Пошел, и там, в самом Хороше,
Найти довольно трудно их:
Ландшафт для скрытности хороший.
Саул поход в Кеиль отставил
И по пятам Давида шел,
В Хороше они близко встали,
Давида Ионафан нашел.
И говорил Давиду так:
«Рука Саула не достанет
Тебя: он точно знает, как
Царем Израиля ты станешь.
Я у тебя буду вторым.
С тобою Бог,  а это значит,
Что ты,  Давид, непобедим,
Союз с тобой – моя удача».
А  Зифеяне донесли:
В Хороше, на холме Гахила –
Когда овец они пасли –
Там был Давид и его сила.
Саул их поблагодарил,
Сказал следить за каждым шагом
Давида, где, куда ходил,
И пошли в Зиф с Саулом рядом.



Давид утесами спускался,
К Маон пустыне путь держал.
Саул за ним упорно гнался,
Давид, как только мог, бежал.
С разных сторон горы одной
Друг к другу приближаться стали,
Но тут примчался вестовой:
«Филистимляне, царь, напали».
Саул погоню прекратил,
Видно, по Божьему веленью,
А место то народ почтил,
Назвав «Скалою Отвлеченья».
Саул расправился с врагом
И своего каприза ради
Искать Давида стал потом,
А он в пустыне был Енгадди.
Пришел в заоблачную сферу,
Обзор хорош оттуда, вид,
И по нужде зашел в пещеру –
Там в глубине с людьми Давид.
Друзья сказали:  «Вот удача,
Бог в твои руки его дал».
Давид же рассуждал иначе
И так с волненьем отвечал:
«Бог упаси, о том не грезил,
Хоть вы правы, но горячи»
И скрытно подойдя, отрезал
Сауловой край Епанчи.
Ушел Саул, и Давид вышел,
Издалека стал говорить:
«Зачем же, царь, ты меня ищешь?
Ведь я тебя мог бы убить.
Хочу добиться пониманья –
В чем же мой грех в твоих глазах,
На епанчу взгляни с вниманьем ,
Вот край ее в моих руках».



Саул отметил зло, что в нем
В противовес добру Давида:
«Когда Израильским царем
Ты будешь – не сочти обидой».
Саул с Давида клятву взял,
Чтоб род его в живых остался,
Давид с покорностью внимал
И Божьим именем поклялся.
И разошлися тихо с миром,
Каждый пошел в свои места.
Тут смерть пришла за Самуилом,
Народ по нему плакать стал.

          *   *    *
Жил-был богач один в Маоне,
В Кармиле бизнес он держал.
Потомок Халева, в законе,
Звали богатого Навал.
Его красавица жена
Умна, скромна и все умеет,
Хозяйка добрая она,
И ее звали Авигея.
Давид к Навалу слуг своих
За продовольствием отправил,
Тот грубо, дерзко прогнал их:
Был скуп – держался своих правил.
Ни с чем вернулись от Навала,
Давид сказал всем взять мечи,
Навалу попадет немало:
Давида люди горячи.
О том узнала Авигея.
Подняв прислужниц и без слов
Взяли еду всю, что имели,
И погрузили на ослов.
Собрались  женщины, пошли,
Вскоре Давида повстречали.
С ослов, кто был на них, сошли,
В смущеньи робком замолчали.
А Авигея до земли
Перед ним голову склонила:
«Ты, государь, меня прости,
Твоих  послов не уследила».
И столько ласковых речей
Она ему наговорила,
Будто известно уже ей,
Что его царство наступило.
«Так жив Господь и Его Сила,
Благословен, чист разум твой,
К крови меня не допустила
И сохранила мой покой».
Давид сказал так Авигее:
«Спасибо и за провиант,
Я защитить тебя сумею,
Я твой должник и твой гарант».
Вернулись женщины домой,
Навал и гости пировали.
Обычай, праздник был такой:
Стрижку овец они справляли.
Лишь утром рано после сна
Жена ему все рассказала,
Как жизнь и дом их весь спасла,
Что   б  без нее с Навалом стало!
А мужика хватил удар,
От слов таких он закачался,
Окаменел, упал, не встал
И через десять дней скончался.
Давид узнал – Навал почил,
Пригласил в жены Авигею –
Она согласна: он ей мил,
Давиду тоже с ней теплее.
Еще жену Ахиноаму
Из Изрееля взял себе,
Двух добрых женщин, лучших самых,
Умней, красивей нет нигде.



Мелхолу, бывшую жену
Давида, сам Саул сосватал
За Фалтия, отдал ему,
Давид о ней немножко плакал.
К Саулу в Гиву Зифеяне
Опять с доносами пришли:
«Знай, добрый царь, недавно сами
В Зифе Давида мы нашли.
Сейчас он на холме Гахила,
Напротив, где Иесимон,
Есть у него немного силы
Пожалуй, что он обречен».
Три тысячи Израильтян
Саул в пустыню взял с собою.
Под вечер в Зифе разбил стан,
И  улеглись все спать в покое.
Давид все это наблюдал,
Пробрался в середину стана,
Когда весь стан с Саулом спал,
Увидев, вздрогнул от дурмана.
Саул и его люди спали:
Военачальник Авенир,
Сосуд с водой, копье стояли –
Царя бесценный сувенир.
Копье царя, сосуд с водою
Забрал Давид и вышел вон.
Никто не мог видеть героя:
Господь навел глубокий сон.
Пошел Давид, поднялся в гору
И Авениру стал кричать:
«Тебя повесить уже впору:
Царя не можешь охранять!»
«Ты что кричишь, кто ты такой?
Царь жив, здоров и слава Богу».
«А где копье, сосуд с водой?
Судить тебя царь будет строго!»



Спросил Саул, когда проснулся:
«Неужто ты, Давид, сын мой?»
«Да, это я, царь, ужаснулся,
Ты шел ведь за моей душой.
А я тебя опять не тронул,
Хотя свободно мог убить,
Но мне в крови не надо трона:
Не может Бог это простить».
Саул Давиду повинился,
Благословил его опять.
Давид сказал: «Кто бы явился
Твое копье назад забрать».
И тихо, мирно разошлись,
Но мало места в этом мире:
«Мне от Саула не спастись,
Если останусь в Израиле».
Решил идти к Филистимлянам,
И с ним его шестьсот людей,
Саул их там искать не станет,
Других пока что нет идей.
Моава сын, царь Анхус Гефский,
Виды на жительство всем дал,
Все жили семьями, из местных
Их там никто не обижал.
Сперва Давид с людьми жил в Гефе,
Потом дал Анхус Секелаг,
Шестнадцать месяцев с успехом
Там добывал он себе благ.
Он нападал на Гессурян,
Герзеев с Суры до Египта,
Все брал у Амаликитян:
Одежду, скот, пшеницу, жито.
Свидетелей не оставлял
В живых – ни женщин, ни мужчин,
Всех без остатка убивал,
Чтобы никто не мог отмстить им.



А Анхусу он говорил,
Что грабил он юг Иудеев
И Иерамелитов бил,
А также еще юг Кенеев.
Давид вошел к царю в доверье:
Мол, стал Израилю врагом,
И царь решил, что будет верным
Он царю Анхусу рабом.
Решили так Филистимляне:
Идти к Израилю войной,
Сказал Давиду Агхус:  «С нами,
С людьми своими пойдешь в бой».
И Давид Анхуса заверил,
Что он его не подведет,
Анхус сказал: ему доверит
Хранить царя от всех невзгод.
Филистимлянский стан в Сунами,
В Гельвуе Израилев стан,
Саул боится : «Бог не с нами»;
Он отвечать ему не стал.
Еще в былые времена
Всех прорицателей убили,
Но вот в Ендоре есть одна,
Тогда идти к ней и решили.
Она, боясь его, спросила:
«С кем ты желаешь говорить?»
Он попросил дух Самуила:
Ему его надо спросить.
Явился призрак грозный, страшный,
В грехах Саула обвинил,
Предрек ему конец ужасный,
Тот, обомлев, упал без сил.

                *  *  *

Израили в Аине встали,
Афек в войсках Филистимлян,
Их воеводы выбирали
Позиции получше там.
Давид с людьми приказ имели
От Анхуса в резерве быть,
«А что здесь делают Евреи?» -
Кто-то решил царя спросить.
Войска царя ответа ждали. –
«Давид всегда нам верным был».
Но воеводы настояли
Его отправить срочно в тыл.
Что ж, в Секелаг они пошли,
Амалики там побывали,
Город разграбили, сожгли,
Одежду, скот, женщин забрали.
Давид спросил тогда у Бога:
Сможет ли он догнать врагов,
Ответил Бог: «Иди в дорогу
И будь к сражению готов».
Пошли с Давидом все шесть сотен,
Поток Восора впереди,
Но кое-кто был так измотан,
Что дальше и не мог идти.
Четыре сотни перебрались
Через поток, дальше пошли,
А двести человек остались,
Кто в себе силы не нашли.
Тут объявился Египтянин
Голодный и полуживой,
Хозяин – Амаликитянин
Его был, он – его слугой.
Его хозяин просто бросил
Тогда, когда он заболел,
Он отлежался в сенокосе,
Но вот три дня не пил, не ел.
Он рассказал: были в Креее,
Был также ими Халев взят,
Разграбили край Иудеи,
Сожгли, ограбив, Секелаг.



Давид просил, а Египтянин
По его просьбе показал
Место, где был его хозяин,
Давид его жизнь охранял.
Была добыча велика
Амаликов, пир полной чашей,
Добра им хватит на века,
Едят и пьют, поют и пляшут.
Давид разил врагов с рассвета
До ночи следующего дня.
Немногие от битвы этой
Спаслися, жизнь свою храня.
Кто был не очень пьян покуда –
Четыре сотни молодцов
Бежали резво на верблюдах
Прочь от Давидовых бойцов.
Оставив всю свою добычу,
Давид от них все отобрал,
И жизнь хранит этот обычай:
Хозяин – кто завоевал.
И не пропало ничего –
Жены и дети все здоровы,
Одежды, скот и все добро
Прибавились с трофеем новым.
Отвоевались и пошли
Назад с добром опять к Весору,
Обоз оставленный нашли
И отдохнувший люд в ту пору.
Тут разногласия настали:
Кому и сколько чего дать –
Тем, кто сейчас не воевали.
«Всем надо поровну раздать» -
Сказал Давид, это законом
С этих пор стало на века,
Благотворительные фонды
Функционируют пока.



Когда вернулись в Секелаг,
Давид по доле из добычи
Стал рассылать за просто так,
Это вошло потом в обычай.
Иудиным – друзьям своим,
В Вефиль, Рамофе, Иаире,
В Сифмофе, так же еще им,
В Ешфемоа и Ароире.
В Рахал, Иерахмелитам,
В Хеврон, Кенеям, в Хорошан,
Хорма с Атахой будут сыты,
Где был Давид с друзьями там.

            *    *   *

Тем временем Филистимляне,
Превосходя врага,  дрались,
Гибли в боях Израильтяне,
Но, погибая, не сдались.
Не поминая Бога всуе,
Сражались, страха не тая,
И пали на горе Гелвуе
Авинадав, Малхисуя.
На той горе Израильтян
Сраженье словно ветром сдуло,
Там же погиб Ионафан –
Любимый сын царя Саула.
А сам Саул был в окруженьи,
Спасенью неоткуда быть.
Оруженосцу с сожаленьем
Он приказал себя убить.
Оруженосец отказался:
Он трусоват был  да и мал,
Саул, поставив меч, поднялся
И грудью на него упал.
Оруженосец сделал то же,
Двойной свершился суицид.
Можно надеяться: гнев Божий
Теперь-то их не поразит.
Израильтяне разбежались,
Дома оставив, города.
Не без причин они боялись
Быть на виду у глаз врага.
Те поля битвы обходили,
Нашли Саула, сыновей,
Саулу голову срубили,
Доспехи отнесли в музей.
Преграды нет могучей силе,
Как и морали нет у ней,
К стене Вефсана пригвоздили
Тела царя и сыновей.
Сыны Иависа пошли,
Вдоль стен Вефсана походили,
А ночью, сняв тела, сожгли
И кости их похоронили.
 


Рецензии