Вторая книга царей
Охозия сын воцарился,
Ушел с Израиля Моав,
Как сказано: он «отложился».
Упал Охозия с площадки,
Через решетку угодил.
То ли перила были шатки,
То ли не очень трезвым был.
В Самарии все дома были,
Но как и чем ему помочь?
В постель, конечно, уложили,
А боль царю терпеть невмочь.
К Веельзевулу божеству
Царь Аккаронскому направил
Послов узнать, что существу
Его ждать, кто б его поправил.
А Господь Илию отправил
К этим Охозии послам:
«Всеми в Израиле Бог правил,
Зачем другие боги вам?»
Насчет Охозии Господь
Сказал: «Не надо мельтешиться:
Его израненная плоть
Скоро совсем жизни лишится».
Послы царю все передали,
Он Илию к себе позвал,
Дважды послов его сжигали,
Пророк огонь небесный звал.
На третий раз уговорили,
И Илия пришел сказать:
Раз Бога своего не чтили –
Царю придется умирать.
В цари нет сына и нет брата:
Не дал Бог, проще говоря,
Стал Иорам Иосафатов,
Сын Иудейского царя.
* * *
Бога намерения, пути
Как-то пророки могут ведать,
Настало время вознести
Пророка Илию на небо.
А Илия и Елисей
С Галгала шли к Вефилю рано,
Потом дорогою своей
В Иерихон и к Иордану.
И Илия в пути не раз
Просил остаться Елисею:
«Прости, отец, в последний час
Моя душа сплелась с твоею».
Пророки местные встречались,
Они все знают наперед
И как бы с Илией прощались –
Его к себе Бог вознесет.
Вот Илия свой плащ свернул,
Ударил по воде умело,
Поток раздался и заснул,
Стоя как справа, так и слева.
И посуху прошли пророки.
«Проси, что хочешь, Елисей,
А мне путь предстоит далекий» –
«Двойную часть души твоей», –
Так Елисей ему ответил.
«Ты просишь трудного, сын мой,
Но если Бог меня заметил,
Заказ исполнен будет твой».
Вот впереди стало светиться,
И свет все ярче и сильней,
То огненная колесница
С шестеркой огненных коней.
Вихрь закружился, налетел
И, забрав Илию, распался,
Но Елисея не задел,
Как он стоял, так и остался.
Пророки местные пришли,
Свои услуги предлагали,
Чтоб их сыны вокруг прошли,
Святого старца поискали.
И три дня отроки ходили,
Но никого и не нашли,
Нигде не оказалось Илии,
Простившись, все домой пошли.
А Елисей совсем один,
Плащ Илии при нем остался,
Как и хозяин, сухой с ним
На другой берег перебрался.
В Иерихоне Елисей
По просьбе жителей, в угоду
С молитвой Господу своей
Очистил, исцелил им воду.
И очень просто, в чаше новой
Отнес он соли на исток,
Соль высыпал, и стал здоровый
Необходимый им поток.
Через Вефиль он шел домой,
Озорники к нему пристали:
«Плешивый дядька, ты плохой», –
Они вослед ему кричали.
Он оглянулся, посмотрел,
Их проклял именем Господним,
Чуть позже их медведь заел,
Наверно, был очень голодный.
Впрочем, медведей было два,
Они из леса выходили,
Мальчишек глупых сорок два –
Их всех загрызли, истребили.
Богат и щедр царь Моав,
С Израилем он подружился,
Когда царем там был Ахав,
Но от потомков отложился.
Сто тысяч молодых ягнят
И столько же баранов с шерстью –
Поставки каждый год подряд,
И это было делом чести.
Но все кончается когда-то,
Люди меняются и мир,
Взаимодействие богато,
Если разумен Израиль.
Израильский царь, Иудейский
Иосафат и Иорам
Решили сделать выпад дерзкий:
Атаковать Моавитян.
Пошли Едомскою пустыней,
И царь Едома к ним примкнул.
Обоз и скот был также с ними,
Зной их палил, и ветер дул.
Неделю шли и не встречали
Нигде источников воды.
Тут воины и заскучали
От неожиданной беды.
«Нет ли пророка близко где?
Лишь только он помочь нам может,
И он нас выведет к воде,
Ведь он владеет силой Божьей».
Кто-то сказал: «Есть Елисей,
И он у Илии учился». –
«Так пусть пошлют за ним скорей,
Чтоб он немедленно явился».
На колеснице поскакали
И Елисея привезли.
«Иосафата уважая,
Я дам вам воду из земли.
Вот здесь и здесь копайте рвы,
А здесь сделайте запруду,
Да пошевеливайтесь вы,
Я долго ждать вас здесь не буду».
Еще сказал им Елисей:
«Предаст Моава в ваши руки
Господь Бог силою своей
И много им доставит муки.
Вы поразите города,
Поля камнями засорите,
Срубите там их дерева,
Источники вод запрудите ».
А утром с хлебным приношеньем
Пошла вода, заполнив все,
Моавитяне в том явленьи
Видят спасение свое.
Им показалось, что вода
Кровью окрашена чрезмерно,
Как и бывало иногда,
Цари передрались, наверно.
И за добычей побежали
Грабить добро Израильтян,
А те им хорошо поддали,
Много побив Моавитян.
Все сделали, что Бог наметил,
С пашней, деревьями, водой
И поразили Кир-Харешет,
Город, сравняв его с землей.
Моавский царь за пораженье
Не может сделать ничего,
Наследника во всесожженье
Он отдал сына своего.
Гнев с неба Израильтяне
Тогда восприняли большой
И, отступив, собрались сами,
Отправились назад домой.
* * *
Шла за советом к Елисею
Вдова спросить, как долг отдать,
Он научил ее елеем,
Что у нее был, торговать.
Однажды Елисей в Сунаме
Богатой женщине одной
Помог с семейными делами:
Долг женский выполнить самой.
Она уговорила мужа,
А он был немощен и стар,
Что Божий человек им нужен:
Он сама мудрость, Божий дар.
И в малой горнице покои:
Постель, светильник, стол и стул –
Все это для него устроив,
Чтоб он когда-то отдохнул.
И он пришел, прилег в постели
И своего слугу послал
Узнать, что от него хотели,
Чтобы он сделал или дал.
Пришла жена и заявила:
«Я средь народа своего
Просьб никаких не изложила,
Будто не надо ничего».
Слуга Гиезий Елисея,
Вмешавшись, так ему сказал:
«Я так, хозяин, разумею:
Ей сына нужно, а муж стар».
А Елисей сказал, что можно,
И здесь же через год всего
Все с Божьей помощью возможно –
Обнимешь сына своего.
Она не верила сначала,
Но забеременела в срок,
Как она долго это ждала,
Родился, наконец, сынок.
Ребенок рос и был спокоен,
Но неожиданно зачах:
Что-то случилось с головою –
У мамы умер на руках.
Она, конечно, к Елисею,
А он был на горе Кармил,
Пророк все может и умеет –
Пришел и сына оживил.
В Галгал вернулся Елисей,
А в тех краях был сильный голод,
Чем Бог послал, кормил людей,
И стариков, и тех, кто молод.
С Ваал-Шалиши принесли
Хлебный початок: хлебов двадцать
И зерен горсть, что проросли,
Слуга сказал: «Не наедятся:
Там сотня взрослых и ребят»,
А Елисей ответил строго:
«Отдай им все, и пусть едят,
Насытившись, оставят много».
* * *
Военачальник Нееман,
Большою властью наделенный,
Имел большой Сирийский сан,
Но был он болен – прокаженный.
С войны прошедшей у его
Жены работала служанка,
Помимо прочего всего
Попала в плен Израильтянка.
Она хозяину сказала,
Что есть в Самарии пророк,
Его в Израиле все знают,
И он в болезнях знает толк.
От своего царя с письмом
К царю Израильскому прибыл,
А тот был сильно возмущен:
Просьба – насмешка и обида.
«Ну что я Бог разве ему,
Я оживлять людей не властен»,
Услышав шум и кутерьму,
Тут Елисей подоспел кстати.
«Не надо рвать было одежду,
Ты, царь, пошли его ко мне,
Я не лишу его надежды:
Есть Бог в Израильской земле».
На конях и на колеснице
Со свитой небольшой своей
Нееман поспешил явиться
Пред домом, где жил Елисей.
А Елисей послал раба
К нему сказать: пойди умойся
На Иордан семь раз, вода
Снимет болезнь – не беспокойся.
И возмутился Нееман:
«Я б вымылся в Дамасских реках,
Фефар мне близкий и Аван,
Зачем дурачить человека?»
Его взбесил такой прием:
Ведь он вельможа с большой властью,
А дома был приучен он
К почтению с подобострастью.
Рабы его уговорили:
«Ты не рискуешь ведь ничем»,
И воды Иордана смыли
Болезнь, когда нырнул раз семь.
У Елисея Нееман
Благодарит и награждает,
А тот хозяин себе сам,
Наград и платы не желает.
«Что ж, – Нееман сказал тогда, –
То пусть рабу твоему землю
Дадут, чтоб он другим богам
Не кланялся при всесожженьи».
Уехал с миром Нееман,
Гиезию же не сидится.
Не взял хозяин платы сам,
Как бы ему там поживиться.
И побежал за Нееманом,
Тот с колесницы встал своей,
Гиезий же к нему с обманом:
Мол, передумал Елисей.
И получил от Неемана
Он два таланта серебра,
Одежды два комплекта самой
Лучшей Сирийского добра.
Домой Гиезий возвратился,
А Елисей его спросил:
«Ну, и откуда ты явился?» –
«Нет, никуда я не ходил», –
Молвил Гиезий без стыда.
Пророк не стал терпеть обмана:
«Так будешь ты, твой род всегда
Носить проказу Неемана».
* * *
У Елисея в доме жили
Других пророков сыновья,
Учениками они были –
Большая дружная семья.
Но стало тесно, и решили
Себе построить новый дом.
На Иордане лес рубили,
К ним Елисей был приглашен.
У одного рубщика топор
Выпал из рук, в воду свалился,
Топор чужой – это ж позор –
Как этот парень осрамился.
Ребята Елисея просят,
А он спросил: «Где ты рубил?»
Он в это место бревно бросил –
Топор целехонький и всплыл.
* * *
Сирийский царь пошел войною
Грабить и бить Израильтян,
Войска поставил пред собою
Вроде ловушек и плацдарм.
А Елисей предупредил
Царя, советуя беречься,
Чтобы туда он не ходил
И от угрозы смог отвлечься.
Искал шпионов царь Сирийский.
Как враг секреты узнает?
Ему сказал кто-то из близких:
Там Елисей пророк живет.
Он будто бы всегда на страже
Царя Израиля престиж,
Он знает все и слышит даже,
О чем ты в спальне говоришь.
Был Елисей тогда в Дофане.
Сирийский царь велел послать
Туда всю технику с войсками,
Так чтобы Елисея взять.
Враг Дофан город окружил,
А Елисей с мольбою к Богу
Просил, чтоб Он их ослепил,
А он отправит их в дорогу.
А сам к ним вышел и сказал:
«Вы не на ту дорогу встали.
Вас царь не в этот город слал,
Я вам найду, что вы искали.
А вы за мной сейчас идите».
В Самарию вел Сириян.
«По воле Господа глядите» –
И все глаза открыли там.
Увидел царь гостей чужих,
Явившихся с чужой земли.
«А не убить ли нам всех их?» –
«Нет, ты их лучше накорми» –
Царю ответил Елисей.
И, приготовив, накормили
Этих непрошенных гостей,
Чтоб сюда больше не ходили.
Однако снова Венадад,
Сирийский царь, пошел войною,
Самария в блокаду взят
Враждебной армией чужою.
В то время там был голод страшный,
Каннибализм даже бывал.
В этой истории ужасной
Царь Елисея обвинял.
А Елисей тогда был дома,
Со старцами беседу вел:
«Идет убийцы сын знакомый,
Убить меня царь нужным счел».
А это был царя вельможа,
Пришел и начал вопрошать:
«За что карает гнев нас Божий,
Чего еще нам ожидать?»
Ответил Елисей: «Так вот
Нам завтра, как раз в это время
У наших городских ворот
Господь по сиклю даст ячменя.
Две меры и, кроме того,
Муки по сиклю самой лучшей,
Ты ж не получишь ничего
И это есть завтра не будешь.
* * *
Ночью у городских ворот
Четыре бедных прокаженных
Искали выход от забот,
Как избежать смерти голодной.
В город идти – там голод тоже,
Никто не сможет накормить,
К Сирийцам в стан – то там, быть может,
Могут убить и не убить.
К Сирийцам в стан идти решили,
Вроде спокойно, ничего,
Кони на привязи теснились,
Людей не видно никого.
Вошли в шатер, а там еды
На сотню, может быть, хватило,
Наелись, не боясь беды,
Взяли все ценное, что было.
А во втором шатре все то же,
И стали думать, как им быть.
Наверно, правильно, быть может,
Если начальству доложить.
Они пошли и доложили,
А царь Израильский неймет,
Ловушки прежде еще были:
Город покинешь – враг войдет.
Додумались послать разведку,
А вообще-то дело в том,
Господь им предложил рулетку –
Пошевелить своим умом.
Он так устроил, что Сирийцам
Стал слышен громкий стук копыт,
И громыханье колесницы,
И гром побед уже звучит.
Они подумали – Израиль
Нанял Хетеев, Египтян,
Себя от трудностей избавил,
Так как не мог решить их сам.
И, испугавшись, побежала
Вся армия, оставив все,
Так и разведка показала,
Увидев в их пути белье,
Разбросанное по дороге
До Иордана самого,
А гнал их страх, спасали ноги,
И больше нет там ничего.
Весь город выступил и стали
Стан грабить – по карманам, в рот,
И тут вельможу затолкали:
Туда не суйся, где народ.
Потом муку, ячмень делили –
По сиклю, как Господь сказал,
Отмерили и получили,
И слава Богу, что Он дал.
* * *
Елисей женщине, которой
Когда-то сына оживил,
Сказал: «Иди отсюда скоро:
На семь лет голод наступил.
И всю семью возьми с собою,
А место выбери сама».
С Филистимлянскою землею
Так подружилася она.
Прошло семь лет, и возвратилась
Та женщина в свои края
И к царю с просьбой обратилась
Восстановить свои права
На дом, и поле, и доходы
С земли за прошлые года,
А царь спросил ее про годы,
Где, почему, зачем, когда.
Сказала все про Елисея,
Как ее сына оживил,
Что это делать он умеет,
Слуга Гиезий подтвердил.
Он у царя в то время был.
Царь выслушал, распорядился,
Все иски удовлетворил,
В свои покои удалился.
* * *
Был как-то Елисей в Дамаске,
А царь Сирийский Венадад
Был в это время болен тяжко,
Сказал побольше взять наград
Своему сыну Азаилу
Идти к пророку и спросить,
Достанется ли ему силы,
Чтобы болезни пережить.
Набрал подарков весьма много,
Все, что в Дамаске есть в чести.
Такой объем лишь только могут
Сорок верблюдов унести.
Пришел к пророку Азаил,
Поведал, что царя тревожит,
Чтоб тот у Господа спросил,
Царь нынче выздороветь может?
«Скажи, что выздороветь может,
Хоть Бог сказал наоборот,
И это не одно и то же,
Но Венадад, твой царь, умрет».
Промолвив, Елисей заплакал,
А Азаил ему сказал:
«О чем ты, господин мой, плачешь?» –
«Израиля Бог наказал.
Царем Сирийским будешь вскоре,
Пойдешь войной на Израиль
И принесешь ты много горя,
Жесток ты будешь, Азаил.
Ты города сожжешь, разрушишь,
И юношей всех перебьешь,
А детям головы порушишь,
Беременных жен рассечешь».
«Неужто пес такой поганый,
Чтобы такое совершить,
Но я не царь пока, и рано,
Чтобы об этом говорить».
Так идя думал Азаил.
Пришел, царь ничего не просит,
Он одеяло намочил
И на лицо его набросил.
Как Бог два дня тому назад
Сказал, скончался царь Сирийский,
Известный в мире Венадад,
И Азаил там воцарился.
* * *
Иосфатов Иорам
Царем стал в Иерусалиме,
В 32 года принял сан
И Иудейские святыни.
Жена его – дочка Ахава,
Тогда Израиля царя,
Порочил он Давида славу,
Своего Бога не любя.
Но Бог его все же терпел
И не выказывал обиды,
Наказывать он не хотел,
Чтоб не смущать память Давида.
Был восемь лет на царстве он,
Ходил в Цаир, бил Идумею.
Тогда же выступил Едом,
И Ливна действовал умело.
Иосафатов Иорам
Почил, но сохранил породу.
Охозия, его сын, там
Царем он стал в двадцать два года.
Царил год в Иерусалиме,
В родстве с Ахава домом был.
Гофолия матери имя,
Он Бога своего не чтил.
Израиля царь Иорам,
Ахава сын, пошел войною
К Дамаску, царь Азаил там
Охозию он взял с собою.
В Рамофе Галаадском бой,
Шел с продолжением до Рамы,
И там Сирийскою стрелой
Царь Иорам был сильно ранен.
С войны был должен возвратиться,
В Изрееле осел и стал
От ран полученных лечиться,
Охозия там навещал.
Однажды Елисей собраться
Велел ученику, пойти,
Чтобы в Рамофе Галаадском
Военачальников найти:
«Там Ииуй Иосафатов,
Вот ты его-то и найди
И от своих его собратьев
В другую комнату сведи».
И там посланник Елисея
Молвил, что Бог его послал
Тебя в цари мазать елеем,
И так пророк ему сказал:
Что ты разрушишь, истребишь
Весь без остатка дом Ахава,
Его сподвижников лишишь
Имущества и жизни права.
Как Елисей распорядился,
Все сделал юноша, сказал,
А сделав, тихо удалился,
Из дома выйдя, побежал.
К своим друзьям Ииуй вышел,
Все им подробно рассказал,
Они узнали голос свыше,
И коллектив его признал
Всего Израиля царем,
По-царски почести воздали,
Но сохранить секрет о том,
Чтобы враги не разгадали.
И заговорщики помчались
За Иорамом в Изреель.
Кроме него, там оказались
Охозия, Иезавель.
Увидев всадников, дозорный
Царю немедленно сказал,
Тот туда конников проворных
Навстречу дважды посылал.
Но конники не возвратились,
У них же был вопрос такой:
«Вы с миром ли сюда явились?»
Ответ: «Последуйте за мной».
Царю в тревоге не сидится,
Решил узнать, в чем дело, сам,
Велел заправить колесницу,
Прибыл к непрошенным гостям.
На колеснице, как в карете,
Прибыл Охозия скорей,
На поле Навуфая встретил
Ииуй сразу двух царей.
Его спросили: «Что ты скажешь,
Ты с миром ли пригнал коней?
Мир твоей матерью изгажен,
Тебе прощенья нет и ей».
Поворотился Иорам,
Сказал Охозии – измена,
Помчался, но стрелою сам
Был поражен в сердце мгновенно.
Сбылось пророчество Господне,
Кровь Навуфея отмщена,
Месть сыновей его сегодня
Вполне удовлетворена.
Охозия скакал полями,
За ним Ииуй поспешил,
На холме Гур при Ивлеаме
Его стрелою поразил.
Конь раненого до Егидды
Привез к закрытым воротам,
От раны тяжкой и обиды
Охозия скончался там.
Иезавели доложили
Про Ииуевы бои,
Украсив голову, сурмила
Для красоты глаза свои.
Она сидела у окна,
А Ииуй въезжал в ворота,
Вроде спокойная она,
Однако виделась забота.
И, сделав вид, что не боится,
Из окна крикнула ему:
«Как Замврий, ты цареубийца,
Все ли там сделал по уму?»
Взглянув наверх, Ииуй молвил:
«Какая там у вас беда? –
Три евнуха кивнули словно, –
Так выбросьте ее сюда».
И сбросили Иезавель,
Кровь брызнула на дверь, ограду,
Подковы лошади по ней
Прошлись, как будто так и надо.
А Ииуй сошел с коня,
Поел, попил и ободрился,
Слуг местных пальцем поманя,
К ним с краткой речью обратился:
«Вы ту проклятую найдите,
Что здесь была и здесь жила,
По ее вере схороните,
Ведь она все же дочь царя.
Хотя плохой была царицей
И крови много пролила.
Ей нужно было бы лечиться –
Она в политику пошла».
Слуги искать ее пошли,
Лишь только череп, руки, ноги
Только всего-то и нашли –
Бог с нею был уж очень строгий.
Потом судачили неделю:
Ее неправедную плоть,
Наверное, собаки съели,
Как и предсказывал Господь.
Царя Ахава сыновья
В Самарии все проживали,
Их воспитатели – князья,
Старейшины, попы бывали.
А сыновей тех семь десятков,
И Ииуй им шлет письмо:
Вы все достойные, ребятки,
Но надо выбрать одного,
Кто б смог достойным быть на троне,
Стать полководцем и царем,
У вас оружие есть, кони,
Воюйте за житье свое.
Сыны Ахава испугались:
Он двух царей уже убил,
Подумали, посовещались,
Их этот довод убедил.
Ответ такой стали писать:
«Мы подчинимся твоей воле,
Царя не будем выбирать,
В твоих руках пусть наша доля».
В Самарию письмо второе
Старейшинам Ииуй шлет:
«Вам поручение такое –
Из-за него судьба вас ждет.
Вы в Изреель ко мне пришлите
Головы царских сыновей,
И с этим делом поспешите,
Проделайте его скорей.
Сынов мечами поразили,
В корзинах 70 голов
На колесницу погрузили
И повезли парой волов.
Доехали до Изрееля,
Шли Ииую доложить,
У городских ворот велели
Груз на две груды разделить.
А утром Ииуй явился,
Всему народу объявил:
«Никто из вас не провинился –
Я государя умертвил».
А кто же умертвил всех этих?
Бог про Ахава говорил
Устами Илии в завете,
Чтоб дом Ахава истребил.
И не нашлось концепций новых,
Так, как он и говорил,
Вельмож, священников, знакомых
Дома Ахава перебил.
В Самарию из Изрееля
У Ииуя с войском путь,
Близ Беф-Екеда все присели,
Чтоб у колодца отдохнуть.
Пришли Охозии два брата
И сорок человек при них.
Когда узнали, чьи ребята,
Ииуй перебил всех их.
Ииуй в дороге встретил
Рихавова Ионадава,
Узнал, что ценит он на свете,
Какому Богу поет славу.
Единый образ мыслей их,
В едином Боге свет и сила,
Рукопожатие двоих
Мужскую дружбу закрепило.
Его Ииуй пригласил
Ехать в Самарию с собою,
Там Ииуй всех истребил
Ахава люд, ставший изгоем.
Собрал Ииуй всех людей,
Сказал: «Ахав служил Ваалу,
Не ведая его идей
И поклонялся ему мало.
А Ииуй больше послужит,
И потому прямо сейчас
Назначим праздник, и он будет
Объединять с Ваалом вас».
Кто служит, верует Ваалу,
Под страхом смерти всех позвал,
Жертв приготовлено немало,
И всесожженья народ ждал.
Наполнился Ваалов дом,
У всех дверей охрана встала,
Команду дали: «Мечи вон!»
И пляска смерти засверкала.
Всех истребить тогда смогли,
Разрушили и дом Ваала,
Скульптуры вынесли, сожгли,
Греха поменьше вроде стало.
Однако грех Иеровама
Еще на золоте стоял
В тельцах Вефили, тельцах Дана,
Ииуй их не забывал.
Бог Ииуя похвалил,
За все дела Ему в угоду
Престол Израиля дарил
Он на его четыре рода.
Но недостаточно старался
В законе Господа ходить,
Порою Ииуй срывался,
Стал, как и многие, грешить.
И потому стал отрезать
Бог от Израиля частями,
И Азаил смог поражать
Израиль сильными войсками.
Так на восток от Иордана
Занял всю землю Галаад,
От Ароера до Васана
Земель соседних целый ряд.
И оказалися в плену
Колено Гадово, Рувима,
Земли Манассии к нему
Ушли в борьбе неумолимой.
Закончил Ииуй свой век,
С отцами воссоединился,
Царем был 28 лет,
Иоахаз сын воцарился.
* * *
Когда Охозия погиб
И мать его похоронила,
Она на трон имела вид,
Все его племя истребила.
Иосавеф, дочь Иорама,
Сестра Охозии, взяла
И Иоаса сына рано
От его бабки увела.
Шесть лет его в Господнем доме
Секретно прятала она,
Гофолия – мать в жестком тоне
Землею правила сама.
Вот Иодай, священник божий,
Дружину верную собрал,
Против Гофолии негожей
Секретный заговор создал.
В Господнем доме, в день субботний
Задание охране дал,
Всему народу, своей сотне
Царева сына показал.
Венец на него возложил
И дал свидетельство на царство,
Елеем мазал, народ был
В восторге: кончилось коварство.
Рукоплесканье, звуки труб,
Всего народа ликованье
Дошел к Гефолии, не вдруг,
Привлек тревожное вниманье.
Пришла в Господний дом, а там
Ее дружина окружила,
И в царский дом, приказ был дан,
Ее свели и там убили.
Составил Иодай завет
Между царем, народом, Богом.
Другим богам сказали – «нет»
И соблюдать решили строго.
К дому Ваала все пошли,
Его и все в нем разгромили,
Все деревянное сожгли,
Жреца Матфана умертвили.
В 7 лет Иоас стал царем,
Лет 40 в Иерусалиме
Он мудро царствовал притом,
Мать – Цивья было ее имя.
Богоугодные дела
Он совершал все дни правленья,
Создал реформу серебра,
Ремонта храма, приношенья.
Вот царь Сирийский Азаил
Угрозой Иерусалиму
Стал, когда Геф он захватил,
Шел на грабеж неумолимый.
Царь Иудейский Иоас
Собрал все ценности, что были,
От грабежа он город спас,
Отправив откуп Азаилу.
Восстали слуги Иоаса,
Составив заговор о нем,
Убили, и сын Амасия
У Иудеев стал царем.
А Азаил, царь Сириян,
Отстав пока от Иудеи,
Стал потеснять Израильтян
В дни Иохаза все сильнее.
Был весьма грешен Иохаз,
Грехов в нем накопилось много,
Однако же, он в этот раз
Молился истинному Богу.
Бог услыхал его молитву,
Видя муки Израильтян,
И как-то дал без всякой битвы
Спасителя от Сириян.
Теперь уже спокойно жили
Сыны Израиля в шатрах.
Они по-прежнему грешили,
Словно неведом им был страх.
Пятьдесят всадников осталось
Во Иохазовых войсках
Да колесниц десяток – малость,
Но 10000 на ногах.
17 лет страною правил
Царь Израиля Иохаз,
И умер он, трон его занял
Сын его старший Иоас.
Царь Иудеи в это время
Был тридцати семи годов.
Он от Охозиева семя
Пред Богом чист был и здоров.
И он был тоже Иоас,
Спасенный теткою когда-то,
Но Бог теперь его не спас:
Там жизнь царя решало злато.
Царь Израиля Иоас
16 лет страною правил,
С Амасией в недобрый час
Повоевать своих заставил.
Хворь Елисея одолела,
Пророк серьезно болен был.
Иоас царь его за дело
Святое чтил и навестил.
Царь подчеркнул его значенье
Для всех Израильских людей,
Его престиж, предназначенье,
Мудрость пророчеств и идей.
А Елисей велел пустить
Ему стрелу в окно к востоку:
«Ты Сириян в Афеке бить
Будешь успешно и жестоко».
Еще сказал: «Возьми все стрелы
И по земле пучком их бей,
В боях будь мужественным, смелым
И супостатов не жалей».
Пучком три раза царь ударил,
Что делать дальше, он не знал,
Так как не чувствовал морали,
Пророк же его отругал:
«Что ж ты ударил лишь три раза,
А надо было пять иль шесть,
Теперь ты победишь не сразу,
Побед лишь три будешь иметь».
Сказав, почил человек Божий.
Стали пророка хоронить.
Другой мертвец, коснувшись, ожил,
Как стали гроб переносить.
И Азаил скончался тоже,
Вместо него стал Венадад
Теперь-то Иоас может
Вернуть утраты войн назад.
Там пораженья Сириянам
Иоас царь нанес тогда
И возвратил Израильтянам
Их собственные города.
На Иудее стал царем
Амасия, сын Иоаса,
В 25 лет отроду он
Престольного дождался часа.
В Самарии царь Иоас,
Сын Иоахазов Израильский
Два года царствовал как раз,
Был почти родственник не близкий.
Безгрешно в Иерусалиме
Он Богу веры давал дань,
Мать – горожанка, ее имя
Все знали: Иегоаддань.
Когда народом признан был
И его даже полюбили,
Он царских слуг всех истребил,
Тех, кто отца его убили.
Детей убийц не тронул он:
Они ни в чем не виноваты.
Таков был писаный закон,
А все законы тогда святы.
Амасия стал сильным ныне,
Идумеянам погрозил
И их на Соляной долине
Он 10000 поразил.
На войне Селу покорил,
Там на краю ее пустыня.
Дал имя ей Иокфеил,
Она зовется так и ныне.
Послов в Самарию послал,
Там царь Иоас Израиля.
В письме своем он предлагал:
«Давай померяемся силой».
Ответ Амасии был дан,
Иоас и не рассердился:
«Ты, победив Идумеян,
Уж что-то сильно возгордился.
К чему тебе эти затеи?
Дома сиди, гордись собой,
Коль ты падешь, то Иудея
Также падет вместе с тобой».
Амасия совет презрел,
В Вефсамисе бой состоялся,
Он пораженье потерпел,
Народ его весь разбежался.
Иоас в Иерусалим
Пошел и там разрушить стену
Велел он воинам своим
От угольных ворот к Ефрему.
Там в доме царском и Господнем
Сокровищ много он нашел
И с золотом и серебром спокойно
Домой в Самарию пошел.
Не без греха Иоас жил,
Грешил, как прежде все грешили,
Настало время – он почил,
В Самарии похоронили.
А после смерти Иоаса
Его сын Иеровоам
Без споров и дебатов сразу
Царем Израиля стал там.
Амасия, царь Иудеи,
Был 28 лет царем.
И появилися злодеи,
Составив заговор о нем.
Царь в Лахис убежал, за ним
Злодеи шли и там убили,
Вернули в Иерусалим,
В склепе Давида схоронили.
Сын Амасии Азария
На Иудее стал царем;
Царя убийство – как авария,
Но жизнь идет своим путем.
В 16 лет царь умным слыл,
Елаф он заново отстроил
И Иудее возвратил,
Всех этот акт вполне устроил.
Азария так долго жил,
Царем был 52 года,
Где-то проказу подцепил,
До смерти нес эту невзгоду.
В Больнице в Иерусалиме
Он вынужден был пребывать.
У матери такое имя:
Иехолией ее звать.
Вместо отца царево дело
Сын Иофам все выполнял,
И это делал он умело,
Царем потом и сам он стал.
* * *
Царем став, Иеровоам
От предков и не отличался,
Так же служил чужим богам,
Их почитал, им поклонялся.
Царем Израиля, однако,
Он пробыл 41 год,
Через него Господь Бог всяко
Берег Израильский народ.
Восстановил страны предел
С края Емафского до моря,
Видно, Господь так захотел,
Зная народа Его горе.
Об этом Илия пророк
Амафиинов с Гафхефера
От Бога истину изрек,
А Илия – он символ веры.
А после Иеровоама
Царем Захария сын стал,
Но он ушел довольно рано,
Царем полгода пребывал.
Захарии греховный ум
На бога ложного поставил,
И Иависа сын Селлум
На него заговор составил.
И заговорщик Кобалам
Убил Захария бесчестно,
Селлум Иависов стал там
Царем Израиля на месяц.
Менаим, Гадия сын, жил
В Фирце, в Самарию явился,
Царя Селлума там убил,
Вместо него сам воцарился.
Типсах жестоко поразил
За то, что двери не открыли,
Женщин беременных убил
И всех, которые там были.
Лет 10 Израилем правил,
Как предки все его, грешил,
Жесток с народом был Менаим
И Бога своего не чтил.
Царь Фул с Ассирии явился
К земле Израиля тогда,
Менаим же царь откупился,
Дав ему много серебра.
Фул тысячу талантов взял,
В Израиле не поселился,
С народа деньги царь собрал,
Тем самым самоутвердился.
Почил Менаим, вместо него
Сын Факия там воцарился,
Он тоже Бога своего
Знать не хотел и не молился.
Два года Факия царем
В Самарии всего и правил,
А там же заговор о нем
Факей сановник и составил.
С ним были Аргов, Арием,
Людей полсотни с Галаада,
Не угодил, видно, ничем,
Факей, быть может, дал награду.
Убили Факия, Факей,
Ремалии сын воцарился,
Как будто бы престол ничей,
Кто был сильней – тот поселился.
На первый взгляд Факей силен
И двадцать лет был на престоле,
Но воевал неважно он:
Много земель стало в неволе.
Феглаффелессар Ассирийский
Царь на Израиль шел тогда
И занял много дальних, близких,
Израильские города.
Асор, Галгал и Ийон,
Ианох, Кедеш, Галилею,
Авел-беф-Мааху занял он,
Неффалима землю с нею.
А жителей переселил
В свою Ассирию надолго,
Господь Факея не простил
За то, что не исполнил долга.
Сын Илы Осия явился,
Царя Факея поразил,
Вместо него сам воцарился,
Царем Израилю служил.
Царь Иудейский Иофам
В 25 лет стал на престоле,
Не кланялся чужим богам,
16 лет был в этой роли.
Ворота верхние построил
При доме Господа и в нем
На веру истины настроил
Народ в согласии с царем.
У Иофама нет пророка,
Когда нужда в нем в трудный час,
Мать – Иеруша, дочь Садока,
Была заменою как раз.
И Иофама смертный час
Пришел, его похоронили,
Встал на замену сын Ахаз,
Над Иудеей воцарили.
И было ему 20 лет,
16 лет на царстве пробыл,
Отцовской веры на нем нет,
Не верил в истинного Бога.
Господь послал на Иудею
Царя Рецина Сириян,
Кроме него, царя Факея,
Ремалии Израильтян.
Рецин вернул себе Елаф,
Изгнал оттуда Иудеев,
Распорядился Бог, послав
Удачу людям Идумеи.
А Иерусалим в осаде,
Держаться долго он готов,
Ахаз тогда спасенья ради
Послал в Ассирию послов.
Царю дар Феглаффелессару
Изделий разных золотых,
Еще из серебра товару
И просьбу о защите их
Ахаз с послами нарядил,
Царь Ассирийский согласился,
Врагов Ахаза поразил,
На этом не остановился.
Царя Рецина умертвил,
Занял Дамаск, людей оттуда
Он в город Кир переселил,
Притом не делая им худа.
После войны в Дамаск прошелся
К царю Ассирии Ахаз,
Там по душе ему пришелся
Красивый жертвенник в тот раз.
Послал домой, сделав чертеж,
Чтоб Урия, священник, сделал
Такой же, чтобы был похож,
Пока царь вне родных пределов.
Вернувшись в Иерусалим,
Ахаз устроил всесожженье,
И с новым жертвенником им
Осуществились измененья.
Он жертвенник Господний старый
С места почетного убрал
И на его место поставил
Новый, что Урия создал.
Модернизировал подставы,
Медных волов убрал, бассейн,
Во имя Ассирийской славы
Ход крытый храмовых дверей.
Почил Ахаз. Похоронили
В Давида городе его,
А царь Езекия сын ныне
Царства Иудина всего.
В Самарии был в эти годы
Сын Илы – Осия царем,
Тогда в Израиле невзгоды,
Гнет Ассирийский был при нем.
Салманасар, царь Ассирийский
Пришел, на Осию напал,
Народ в лишеньях Израильский
Ему дань долго отдавал.
К Сигору Осия послал,
К царю Египта за границу.
Салманасар это узнал
И посадил его в темницу.
Пошел в Израильские земли,
Самарию в осаду взял,
Никто Израилю не внемлет,
Три года город так держал.
На Осии девятый год
Заняв, переселил народ
Ее по городам Мидийским.
В Халахе при реке Хавор
Гозанской Израильтяне
Жить стали и с недавних пор
Их надзирали Медиане.
В землях Ассирии народ
Грешил еще сильнее, круче,
Уж так решил Израилев род:
Другие боги для них лучше.
Заветы Господа, законы
Отвергли, впали в суету,
Нарушив все Его каноны,
На Бога слали клевету.
В гневе Господь Бог на Израиль
От своего лица отверг,
Они игрушкой теперь стали
Греховных сил, чужих судеб.
И лишь колено Иудеев
Он отличил пока от всех,
Но подстрекательство злодеев
Их тоже тянет злобой в грех.
Переселил царь Ассирийский
Народ из городов своих
В города зоны Самарийской,
Не спрашивая воли их.
Сепарваим, Кута и Авва,
Емаф и древний Вавилон,
Народ воинственной державы
Тогда же был переселен.
А Бог и переселенцам слал
Свирепых львов, могучих, страшных,
Народ немало пострадал
От их когтей, клыков ужасных.
А в метрополии гадали,
Чем бы помочь они могли.
Решили так: люди не знали
Завета Бога той земли.
Было царево повеленье
Послать священника туда
Для поселенья, обученья
Священнодействию богам.
Прибыл священник Самарийский,
В Вефиле жить стал и учить,
Учил он дальних, учил близких,
Как надо Господу служить.
Однако и богов своих
Переселенцы не забыли,
Они молились, чтили их
И жертвы тоже приносили.
У каждого народа – город,
И каждый чтил своих богов,
Так Вавилону весьма жорог
Их личный бог – Суккот-Беноф.
Кутийцы сделали Нергала,
А у Емафа – Бог Ашим.
Аввийцам одного мало,
Нивхаз, Тартака – боги им.
Адрамелех, Анамелех,
То Сепарвимцев оба бога
Вершили беспримерный грех –
В жертву сынов им жгли в угоду.
При всем при том они служили
Господу Богу как могли,
Но их священники, что были,
Веру не очень берегли.
Езекия, Ахаза сын,
Он в 25 лет воцарился,
Господь всегда был рядом с ним,
И он Ему всегда молился.
На царстве в Иерусалиме
Он 29 лет служил.
У мамы его Ави – имя,
Захария дед его был.
Богоугодные дела
Езекия, царь Иудейский,
Во дни свои вершил всегда
И истреблял эпикурейских.
Высоты в Иерусалиме
Своим законом отменил,
Столбы сломал и вместе с ними
Дубраву тоже всю срубил.
Он змея медного разрушил,
Того, что сделал Моисей,
Чтоб суевериями души
Не загружать простых людей.
Сыны Израилевы ходили
И кланялися змею там,
Так словно божеству кадили,
Дав ему имя Нехуштан.
От Ассирийского царя
Езекия смог отложиться.
Выходит так, что он не зря
Богу усердней стал молиться.
Ассирии не стал служить
И за Филистимлян взялся,
Сумел их сильно поразить,
До Газы с областью добрался.
Четырнадцатый год пошел
Езекии над Иудеей,
Сеннахирим туда пришел,
Злые намеренья имея.
Он взял Самарию тогда,
У Иудеи захватили
Все с укрепленьем города,
И отстоять их нету силы.
Царь Ассирийский города
Занял, идя до них незримо,
Остановить смогли войска
Лишь стены Иерусалима.
Езекия царь всполошился,
В Лахис с повинной шлет гонца:
«Виновен я, что отложился,
Я выплачу все до конца»
И Ассирийский царь тогда
Потребовал немало грантов:
300 талантов серебра
И золота 30 талантов.
Езекия все оплатил,
Пришлось с дворца снять позолоту,
Что Соломон туда вложил,
Спасибо предку за заботу.
А Ассирийцы без атак
На Иерусалим стремились.
Тартан, Рабсарис и Рабсак
С войсками вместе появились,
Позвать царя велели им.
Выходят из дворца на стену
Елиаким сын Хелкиин,
Иоах – чтец и писарь Севна.
Рабсак вещать им начал снизу:
«Скажите вашему царю,
Надежды нет вам ни на мизер,
И это я вам говорю.
Царь Ассирийский покорил
Все рядом жившие народы,
Ничей бог их не защитил,
Не помешал нам в эти годы.
У вас надежда на Египет
Да и на Бога своего,
Нет – это ваш источник выпит –
У вас не выйдет ничего».
Еще сказал: по воле Бога
Ему приказано здесь быть
И без остатка сильно строго
Всю эту землю разорить.
Сказал Елиаким дворецкий:
«Ты этим людям на стене
Не говори по-иудейски, –
По-арамейски скажи мне». –
«Нет, я всем должен рассказать:
Тебе, царю, всему народу,
Чего вам надо ожидать,
Какая ждет вас всех невзгода».
Он еще много говорил,
Что царь Ассилии всесилен,
Что бог ему дал много сил
И что Езекия бессилен.
О переселеньи говорил,
Что там земля не хуже этой,
Что новый край им будет мил,
Тепла там больше, меда, света.
Езекия царить не станет,
И Бог его уже не с ним,
Самарию легко мы взяли,
Возьмем и Иерусалим.
Где Бог Арпада и Емафа,
Сепарваима и Ены?
Он, видно, спрятался от страха,
А эти земли взяли мы!
Народ все слушал и молчал:
Такое было приказанье,
В душе терзался, горевал,
Предвидя гнет и наказанье.
День к вечеру склоняться стал,
Ушли на стан свой Ассирийцы,
Доклада царь от троих ждал,
Народ не мог угомониться.
Пришли в разодранных одеждах
И доложили все царю,
И царь, без видимой надежды
Одежду разодрал свою.
Царь облачился в власяницу
И своим близким приказал,
Пошел в Господний дом молиться,
А их к Исаии послал.
У жертвенника на коленях
Господа Бога он просил
Народу и себе спасенья,
Чтоб Он народ свой не забыл.
Пророк Исайя сказал внятно:
«Не бойтесь слов врагов своих:
Господь отправит их обратно
И поразит на землях их».
Рабсак в Ассирию вернулся,
Царя в войне с Ливной нашел,
За то, что Ливна отвернулся
И в Лахис на поклон не шел.
Царь Ефиопии Тиргак
Хочет с Ассирией сразиться,
Рабсак решил: это пустяк,
Недолго будет с ним возиться.
Его волнует и тревожит,
Как прежде, Иерусалим,
И успокоиться не может,
Пока он не покончит с ним.
Он шлет Езекии гонца
С письмом, в котором утверждает
О скорой близости конца
Его, ведь он всех побеждает.
Морально хочет подавить,
Как это было уже прежде,
Живого Господа хулить –
Его стиль, чтоб лишить надежды.
Езекия письмо прочел,
Нельзя сказать, чтоб огорчился,
В дом Господа опять пошел,
Там говорил с Ним и молился.
Письмо поганое раскрыл,
А Бог прочел и внял молитве
И тезис прежний подтвердил,
Что Он их поразит не в битве.
Пришел Исайя, сын Амосов,
И слово Божье было с ним.
Господь Давида память носит,
Не сдаст Он Иерусалим.
А в эту ночь вот что случилось:
Небо сверкать стало огнем,
На Ассирийский стан спустилось,
Ангел Господний был при нем.
Смерчи бесились, ветер выл,
Буря хотела землю высечь,
Ангел Господний поразил
Сто восемьдесят пять тысяч.
Сеннахирим, царь Ассирийский,
Стал в Ниневии проживать,
Когда с похода возвратился,
Не ведал, что ему там ждать.
Синнахирим чтил и молился
Нисроха, бога своего.
Вот перед ним он преклонился,
А сыновья мечом его
До смерти так и поразили,
Адрамелех и Шарецер.
Неясными мотивы были,
Возможно, волей высших сфер –
Сбежали в земли Арарата,
Хотя был выбор многих стран.
Оставив царство все на брата.
Царем стал брат их Асардан.
Езекия вдруг заболел.
Пришел Исайя на прощанье,
Он посоветовал, велел,
Писать пора, мол, завещанье.
Лицом к стене отворотился
Царь, он еще хотел пожить,
Богу неистово молился
И со слезами стал просить.
Молитвы Бог его услышал
И слезы тоже увидал,
Исайии велел Всевышний,
Чтоб тот Езекии сказал,
Что продлевает царя годы
Еще аж на пятнадцать лет,
Что от Ассирии невзгоды
Для Иудеи больше нет.
Царь Вавилонский Беродах,
Сын Баладана с Вавилона
С подарками на двух ослах
Направил важную персону.
С ним была свита и письмо
К Езекии, там поздравленье,
Царем написано оно
По случаю выздоровленья.
Езекия радушно встретил
Гостей и все им показал,
Что им понравилось – заметил,
В подарок им с собою дал.
А Илия, придя, сказал,
Что от тебя будет изъято
Все, что тем людям показал,
И что твои сыны – ребята,
Которых ты еще родишь,
При царе будут в Вавилоне
Придворными всего-то лишь,
Сказал Господь, но не на троне.
«Свято Господнее сказанье, –
Так Илии царь и сказал, –
Пусть мир и благосостоянье
Будут во дни, что Бог мне дал».
Пруд царь за городом построил,
А из него водопровод
К домам для жителей устроил,
И рад, и счастлив был народ.
Настало время, и почил
Езекия, сын воцарился,
Манассия не с Богом был,
Он как-то с Ним не подружился.
На царство встал в 12 лет,
55 лет на престоле,
Отцовской веры на нем нет,
Другим богам служить был склонен.
Хевциба, мать его, не знала,
Как ей на сына повлиять.
Высоты, жертвенник Ваалу,
Дубраву стал сооружать.
Он уподобился Ахаву,
Небесным воинствам служил
И огорчал Господню Славу,
Там жертвенники смастерил.
Один в самом Господнем доме,
По одному в его дворах.
Грешил бездумно в таком тоне,
Ему неведом стыд и страх.
Через огонь провел он сына,
Гадал, с волшебством ворожил,
Прошел в делах от Бога мимо,
Культ спиритизма учредил.
Он при священных деревах
Свои поставил истуканы,
Манассия и здесь неправ,
Ведет себя греховно, странно.
Люд Иудеев развратился,
Погряз он в мерзостях своих,
На Амореев культ польстился,
Господь сказал: ”Стал хуже их,
Я зло на Иерусалим
За грех их наведу такое,
Что будет долго тошно им,
Знать будут, что делать не стоит.
Удела Моего остатки
Отвергну Я от глаз Моих,
Враги пусть грабят без оглядки,
Никто не потревожит их».
Манассия в свой век пролил
Чужой, родной немало крови,
Грешил, в грехе он и почил,
На то была Господня воля.
В саду Уззы похоронили,
В гробнице дома своего,
Амона сына воцарили
На двадцать третий год его.
Амон доступен был для всех
И царствовал два года слабо,
А мать его Мешуллемеф,
Она Харуца дочь из Ятбы.
Амон дорогою отца
Ходил и Господа не ведал,
Молился золоту тельца,
Царя настигли вскоре беды.
И заговор против царя
Его же слуги и сложили,
Не строгий царь был, видно, зря –
В доме своем его убили.
Но вскоре заговор раскрыли.
Народ тут беспощаден был –
Всех заговорщиков убили,
Кто то злодейство совершил.
Иосия, Амона сына,
Тогда в цари избрал народ –
Вполне логичная причина,
Но царю шел девятый год.
Престиж родных царя подняли:
Царь – процветания оплот,
Мать – Иедида, дочь Адайи,
Царил сын двадцать один год.
Иосия живого Бога
И признавал и почитал,
Богоугодною дорогой
По жизни шел и управлял.
На восемнадцатом году
Иосии, войны нет грома,
Занялся с верою в ладу
Починкою Господня дома.
Есть серебро от прихожан,
Есть мастера, еще какие
Помощники: писец Шафан,
Первосвященник есть, Хелкия.
Работа в храме началась,
Нашел Хелкия у амвона,
Когда расчистили там грязь,
Книгу старинную Закона.
Шафану книгу передали,
А тот царю ее читал,
Поняв, отцы какими стали,
Одежды царь свои порвал.
Созвал царь маленький собор:
Шафан, Асаия и с ними
Хелкия, Ахикам, Ахбор,
Чтоб прославлять Господне имя.
Просите Бога за меня,
За весь народ, за Иудею,
Отцовских дел грехи кляня,
Мы погибаем за идею.
Пошли к пророчице Олдаме,
О книге стали говорить:
«Что Господь будет делать с нами,
И как вообще нам дальше жить?»
И им ответила Олдама:
«Как Бог Израилев говорит,
Вы отошли от Него сами,
И Он вам это не простит.
За огорченья и измену
Кошмар и ужас наведет,
Большое зло ждет эту землю,
И жителей зло тоже ждет.
А вас пославшему ко мне
Скажите так: он не узнает,
Как его родина в огне
От гнева Бога запылает.
К отцам Господь его приложит,
Лежать там с миром будет он,
В гробнице видеть он не сможет,
Как Бог вершит Книги закон».
К царю вернулись делегаты
И доложили все ему,
Царь не устраивал дебаты
И жил по своему уму.
Собрал священников, старейшин,
Пророков и народ собрал,
Веру вернуть и всех утешить,
Книгу Завета прочитал.
И сразу все Завет признали,
Что по Завету станут жить,
Царю и Богу обещали.
Лишь только Господу кадить
Распорядился царь Хелкии,
Господний дом освободить
От принадлежностей, какие
Могли Ваалу послужить.
А также воинствам небесным,
Дубравы – все чтобы сожгли
На поле, где Кедрон известный,
А прах в Вефиль их отвезли.
Отставку дал жрецам Ваала,
Высоты отменил везде,
На них кадильщиков не стало,
Кадивших солнцу и луне.
Дома блудилищные там
Царевой волею закрыли,
Шатры священным деревам
Там ткали женщины и шили.
И от Вирсавии до Гевы
Высоты все разворотил,
Чтоб не ходили мужи, девы
И чтоб священник не кадил.
Он осквернил Тофет Еннома,
Чтобы никто не стал ходить,
Сынов и дочерей из дома
Через огонь к Молоху водить.
У комнаты Ефан-Мелеха
Коней пред входом в Божий дом
Царь отменил: они помеха
И солнцу гимн – все дело в том.
И колесницу солнца сжег,
А пепел по ветру развеял.
Сделал Иосия, что мог,
И он об этом не жалеет.
На кровле комнаты Ахаза
Разрушил жертвенник его
И разрубил, обезобразил,
Сжег – не осталось ничего.
Три жертвенника царь разбил,
Те, что Манассия построил
При Божьем доме, и он был
На культ Вааловый настроен.
Высоты Иерусалима,
Те, что у пагубной горы,
Носили Соломона имя,
Им были сооружены.
Астарте, Хамосу служили,
Там же Милхом и Молох был,
Скульптуры их все изрубили,
Царь это место осквернил.
Убрали жертвенник в Вефиле,
Что сделал Иеровоам,
Пророка прах еще почтили,
С Самарии он прибыл к нам.
Когда на Иудее кончил
Иосия дела свои,
Пошел в Самарию, все точно
Такое же там совершил.
Разрушил капища высот,
А их священников зарезал,
Он истребил везде их род,
Чтоб их не возродилась мерзость.
Вернулся в Иерусалим,
Велел народу делать пасху,
Цари давно не стали им
Давать для праздника подсказку.
Извел остатки спиритизма,
Волшебник, терафим не мог
Уже мешать Иудаизму –
Их вместе с идолами сжег.
И не было еще царей
В вере Иосии похожих,
Чтоб сердцем и душой своей
Привержен истине был Божьей.
Однако Бог не примирился
И в гневе, ярости своей
Отвергнул и отворотился,
Был огорчен Иудой всей.
«Отрину Иерусалим
И дом, что для меня построен
И назван именем Моим –
Меня он больше недостоин».
Египта Фараон к Евфрату
Шел на Ассирию войной.
Иосия на роли брата
Туда шел за своей судьбой.
В Мегиддо Фараон Нехао
Насмерть Иосия сразил,
То ль ему силы не хватало
Или плохим стратегом был.
Забрали в Иерусалим
Иуды, там похоронили,
Иоахаз, сын годен им,
Его в цари и посадили.
Иоахаз в двадцать три года
На Иудее стал царем,
Он неугодное для Бога
Вершил в делах своих во всем.
Мать – Хамуталь его была,
Иеремии дочь из Ливны,
Она затворницей слыла,
Сердечно обожала сына.
Всего три месяца царил
Иоахаз на Иудее,
Нехао фараон пленил,
Сказав, царить он не умеет.
В земле Емафской, в Ривле было,
Где фараон его забрал,
Царя ничто не защитило,
На смерть в Египет отослал.
Иосии еще был сын,
И фараон царем поставил,
А звать его Елиаким,
Но фараон буквы исправил.
Иоакимом зваться стал,
Подведомственным фараону,
Большую дань ему давал,
Был под Египетским законом.
В 25 лет Иоаким
На Иудее воцарился,
И лет одиннадцать под ним
Народ Иудинов томился.
Зебудда мать его была,
Их род из Румы, клан Федаии,
О ней не ведает молва,
Ее вообще почти не знали.
Немало бед с недавних пор
На Иудею навалилось.
Пришел Навуходоносор –
Все, как с Нехао, повторилось.
Царь Вавилонский наложил
Большую дань на Иудею.
Иоаким подвластным был,
Ни прав, ни войска не имея.
Через три года как-то так
Все же народ освободился,
Иоаким царь не простак
От Вавилона отложился.
План разрушенья Иудеи
Господь стал в жизнь воплощать,
Он Аммонеев и Халдеев
Стал на Иуду посылать.
А к ним примкнули Сирияне,
Почуяв запахи добра,
За ними шли Моавитяне,
Пограбить тоже мастера.
Бог за Манассии грехи
Им экзекуцию устроил,
Дела их, видимо, плохи,
Их жизнь теперь немного стоит.
Ни чувств, ни веры не имея,
Так и почил Иоаким,
Вступил на царство Иудеи
Сын Иехония за ним.
Мать Иехонии – Нехушта,
Елиафана дочь она,
Им незначительная служба
У царского двора дана
Три месяца на царстве был
И неугодное для Бога
В своих деяниях творил,
За что и был наказан строго.
Пришли войска из Вавилона,
В осаде Иерусалим,
И в ожидании патрона
Никто приказ не дает им.
Навуходоносор явился,
А Иехония с двором
Вышел навстречу, поклонился
И двери распахнул с добром.
Царь Ассирийский добро взял
В доме Господнем, в царском доме
И Иехонию забрал,
Князей для службы в Вавилоне.
Войско – семь тысяч храбрецов,
Строителей, специалистов,
Художников и кузнецов,
Людей богатых, знатных, чистых,
И мать и жен царя, придворных
Переселил всех в Вавилон,
Ткачей и инженеров горных.
Надел земли дал всем там он,
Остались только бедняки,
Больные, немощные люди:
Кто без ноги, кто без руки,
Кто знает, что же с ними будет?
Царь Вавилонский воцарил
Матфанию на Иудее,
Имя ему переменил,
Теперь зовется Седекия.
Мать его звали Хамуталь,
Дочь Иеремия из Ливны.
Был грешен Богу царь, а жаль,
Что для Него он был противный –
В 21 год стал царем,
И лет 11 у трона,
Хозяйство скудное на нем,
Он отошел от Вавилона.
А Ассирийский царь послал
Военачальника с войсками,
Так Иерусалим и стал
В осаде сжатый как тисками,
Держался долго славный город,
Однако же ресурс был мал,
Еды не стало, страшный голод
Народ из города погнал.
Шли тихо, ночью, не галдели,
Царь с сыновьями впереди,
Но вокруг стен были Халдеи,
Никто не смог от них уйти.
Взяли царя, в Ривле судили,
Был в кандалы закован он,
Сынов убили, ослепили
Царя, отправив в Вавилон.
Начальник войск Невузардан,
Войдя в поникшую столицу,
Соображать стал, чем же там
Еще им можно поживиться.
Все золото и серебро,
Изъятое в Господнем доме,
Царем Ассирии давно
Уже хранится в Вавилоне.
Но меди там еще полно,
И взять ее, конечно нужно.
Что ни скажи, это добро
На многие годится нужды.
Столбы у храма все из меди,
Бассейн, подставы и литье
Львов и волов, косуль, медведей
Отполированное все.
Тазы, сосуды, чашки, ложки
И мелочь всякая притом,
Литые фрукты и сережки
Когда-то украшали дом.
Но у Халдеев сердце пусто,
И показалось это в том –
Произведения искусства
У них все шло в металлолом.
Все, что ломалось – поломали,
Металл весь в Вавилон свезли,
Но этого им было мало –
Дома большие подожгли.
Господний дом и царский дом –
Сердце Израиля, Иуды
Халдей разрушил, а потом
Что с Иерусалимом будет?
Разрушил стены городские,
Еще оставшийся народ
Переселил в места другие,
Где каждый третий там умрет.
Впрочем, оставил самых бедных
Хозяйство сельское вести.
Халдеям этот класс безвредный,
Зачем куда-то их вести.
Арестовал Невузардан
Первосвященника Сераию.
Взять пятерых приказ был дан,
Священника к ним Цефанию.
Оставшихся царевых слуг,
Писцов и шестьдесят гражданских
Сбыть поскорей с уставших рук
К Ривле отправили Емафской.
Царь Ассирийский не возился,
Не спрашивал их, не судил,
И он там даже не сердился.
А просто взял всех и убил.
Как пастырь нужен для барана,
То повелел главный Халдей,
Годолия, сын Ахикама,
Начальником стал Иудей.
В Мицну народ к нему прибыл:
Танхумефа сын Сераия,
Нефании сын Исмаил,
Иоханан, Иезания.
Годолия стал говорить:
«Не бойтесь подданства Халдеев,
Царю Ассирии служить,
И вас не тронут, Иудеи».
Прошло с тех пор немного дней,
К Годолию пришел Исмаил
И с ним еще 10 людей,
Он по местам их всех расставил.
И Иудии и Халдеи
Народ с Годолией там был.
Исмаил, страха не имея,
Всех без остатка умертвил.
И поднялся народ с земли,
От самых малых до великих,
Кто еще двигаться могли,
И все отправились в Египет.
А в это время в Вавилоне
Евилмеродах царем стал
И с первых дней на своем троне
Аммисию всем пленным дал.
Был среди них царь Иудеев,
Царь Иехония страдал,
С большим почтеньем царь Халдеев
Чуть ли не дружбу предлагал.
Там у царя он ел и пил,
Жил Иехония в комфорте,
И говорят, что даже был
Он у других царей в почете.
Примечание: Во всем данном тексте сохранена библейская орфография.
Конец
Использованная литература
1. Священные книги Ветхого Завета в переводе с еврейского текста для употребления евреям.
Том I
Пятикнижие Моисеево
Вена. Издание Британского и иностр. Библейского общества 1903
Типография Тровича и сыновей в Берлине
2. Библия и ее главная тема. Издательство WATCHTOWER BIBLE and TRACТ SOCIETY of NEW YORK, INC.
Brooklyn, New York, USA, 2012
3. Большая советская энциклопедия
Программы TV
4 Канал Культура
5 РЕН TV
6 DISCOVERY
7 NATIONAL GEOGRAPHIC
8 SONY SCI FI
9 Моя планета
Свидетельство о публикации №115071003973