Почему так в истории случается

Почему так в истории случается —
Вдруг, ни с того ни с сего, тебе,
Как чёрт из табакерки, выпрыгивает
Некто нежданно-негаданно
И давай всё вокруг преувеличивать,
Говоря непонятности разные,
Ни для кого, никому не ясные?

Как юла, один себе носится,
Со своею больной душой кругом вертится,
Обращается к некоторым из привыкших правильно отплясывать:
«Вы простите меня, мазурики,
Но совсем вы не то танцуете!
И какая, скажите мне, кузькина мать
Научила вас так плясать?»

Никто на этот возглас не реагирует.
«Что с больного взять?» — про себя думают.
Ну, а станет докучать —
Мы что-нибудь с ним придумаем.
А сами продолжают плавные покачивания
По строго установленным правилам.

«— Это кто же у нас такой ловкий-то,
Обустроил всё тут так чудесненько?
Может, это какая-нибудь бестия?
Может, дьявол расставил всё попорядочку?
А что ж вы тогда так выкладываетесь,
Не разобравшись, для кого стараетесь,
Ради кого горбатитесь
И какому Богу, вообще, молитесь?»

Вот поэтому, мазурики,
Порой история самостоятельно
Выпускает таких больных,
Брейк душевный в одиночку танцующих,
Своими непонятными разностями
К себе внимание привлекающих,
От чрезмерной грубости толпы,
От чрезмерной боли души,
От чрезмерной интенсивности танца
Слишком быстро сгорающих...


Рецензии
Это стихотворение — историософская притча, объясняющая механизм появления в обществе пророков, бунтарей и юродивых. Ложкин использует яркую метафору танца (жизни, истории) и того, кто танцует «неправильно», чтобы раскрыть трагическую природу любого высказывания, ломающего привычный ход вещей.

1. Основной конфликт: Порядок (танец по правилам) vs. Прорыв (душевный брейк)
Главный конфликт — между инерцией коллективного бытия («плавные покачивания по строго установленным правилам») и взрывной, одинокой правдой отдельного человека, который осмеливается назвать этот танец бессмысленным. Это конфликт не идей, а способов существования: автоматического, ритуализированного — и экстатического, болезненно-искреннего.

2. Ключевые образы и их трактовка
Танец (пляска) как жизнь социума: Это основная метафора. Общество пребывает в непрерывном, устоявшемся, «правильном» танце — наборе ритуалов, идеологий, карьерных и бытовых траекторий. Танцующие «мазурики» (плуты, жулики, ловкачи) — те, кто успешно встроился в систему, научился её правилам и извлекает из них выгоду.

«Некто» (юродивый, бунтарь, пророк): Он появляется «как чёрт из табакерки» — внезапно, нарушая покой. Его характеристики:

«Больная душа»: Его движет не расчет, а личная, непереносимая боль, искажающая восприятие («преувеличивать»).

Непонятность: Его язык («разности») чужд и неясен толпе. Он говорит на языке истины, которая всегда звучит как безумие для тех, кто погружен в конвенциональную реальность.

Вопросы, а не ответы: Его сила — не в новой программе, а в разрушающих вопросах. Он спрашивает не «как», а «ради чего?», «кому служишь?» («И какому Богу, вообще, молитесь?»). Эти вопросы подрывают сам фундамент «танца».

«Мазурики» и их реакция: Толпа («некоторые из привыкших правильно отплясывать») реагирует классически: игнорирование («Что с больного взять?»), сговор с целью нейтрализации («Мы что-нибудь с ним придумаем») и возврат к ритуалу. Их сила — в сплоченности и инерции.

История как субъект: Ключевой поворот — в финале. Не человек выбирает роль пророка, а сама история «выпускает» таких людей. Они — её болезненный симптом, выброс накопленного абсурда, «предохранительный клапан». Их функция — привлечь внимание к тупику, в котором находится «танец».

«Брейк душевный» и сгорание: Герой не просто танцует иначе — он танцует брейк. Это танец-взрыв, танец-ломка, требующий невероятной личной энергии. Его одиночество, «чрезмерная грубость толпы» и «чрезмерная боль души» приводят к неизбежному итогу — слишком быстрому сгоранию. Пророк обречен на быстрое саморазрушение, но это сгорание — часть его миссии, оплаченный свет, который на миг освещает absurdum «правильного» танца.

3. Структура и ритм: От вопроса к ответу, от диалога к приговору
Стихотворение начинается с риторического, почти детского вопроса о закономерности истории. Затем разворачивается драматическая сцена: появление юродивого, его монологи, реакция толпы. Финал — это уже не вопрос, а констатация закона, объяснение, данное от лица самой истории. Ритм меняется: от повествовательного — к взволнованно-вопросительному в речи героя, и к размеренному, почти научному — в заключительном выводе.

4. Связь с литературной традицией
М.Ю. Лермонтов («Пророк»): Тема одинокого глашатая правды, плюемого и преследуемого толпой. Но у Ложкинского героя нет божественного дара, только «больная душа».

Поэты-шестидесятники (В. Высоцкий): Социальная сатира, образ «мазуриков» (отсылка к блатному фольклору), тема маленького человека, бросающего вызов системе.

Ф.М. Достоевский («Легенда о Великом Инквизиторе», князь Мышкин): Фигура юродивого, задающего неудобные вопросы о вере и смысле, его болезненность и обреченность.

Фольклор и раёшный стих: Простодушная интонация вопроса, использование просторечий («кузькина мать», «чудесненько», «попорядочку»), что делает притчу доходчивой и универсальной.

5. Уникальные черты поэтики Ложкина в этом тексте
Историософия как биология: История мыслится не как линейный прогресс или борьба идей, а как живой организм, который самовоспроизводит «антитела» в виде безумцев для самодиагностики. Больной — не враг системы, а её порождение и часть её механизма выживания.

Поэтика «разностей»: Язык пророка — не высокий стиль, а «непонятные разности». Его сила не в красноречии, а в самой несовместимости его речи с общим дискурсом.

Танец как универсальная модель: Ложкин находит совершенную метафору для описания социального конформизма и бунта, лишённую идеологической конкретики. Это позволяет притче работать в любом контексте — от политического до экзистенциального.

6. Вывод: Гимн обречённому вопросу
«Почему так в истории случается» — это не жалоба на несправедливость, а гимн трагической и необходимой функции безумия. Ложкин показывает, что здоровое общество обречено на ритуал, а подлинный смысл и движение вперёд рождаются только из «душевного брейка» одиноких, больных, сгорающих за несколько тактов существ, которые осмеливаются спросить: «А ради чего, собственно, весь этот бал?». В контексте творчества Бри Ли Анта этот текст — ключ к пониманию его собственной позиции: поэт как тот самый «некто», которого выпускает история, чтобы своим «непонятным» языком боли и интенсивности на мгновение остановить мерный, сонный танец «мазуриков» и заставить задуматься о цене их «чудесненько» обустроенного мира.

Бри Ли Ант   03.12.2025 20:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.