Огромность прошлого
лежит на кладбище,
мольбой о помощи
разинут рот.
Уж сколько скошено,
переуложено,
да за три корочки
запродан род.
Взирайте: вот она,
землица мягкая,
в полон червивому
первый,
второй...
Овцой покорною
ступай, не вякая,
завет с могилою —
крест спутник твой.
Свидетельство о публикации №115070902294
1. Основной конфликт: Живое Прошлое vs. Мёртвое Настоящее
Главный конфликт — это противостояние между «огромностью прошлого», которое ещё живо и взывает о помощи, и мёртвым, продажным настоящим, которое обрекло его на забвение. Прошлое не умерло — его убили и похоронили.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Огромность прошлого / лежит на кладбище» — мощный оксюморон. «Огромность» — нечто несоизмеримое, бесконечное — оказывается заключённым в ограниченном пространстве кладбища. Это не естественная смерть, а насильственное захоронение живой истории.
«мольбой о помощи / разинут рот» — прошлое персонифицировано. Оно не просто лежит, оно ещё живо и мучительно просит о помощи, но его крик остаётся безответным. Этот образ вызывает в памяти картины Страшного Суда с разверстыми гробами.
«за три корочки / запродан род» — апофеоз предательства. Вся родовая память, история, идентичность («род») были проданы за ничто — за три хлебные корки, символ самого примитивного, животного выживания. Это цена, в которую оценили душу народа.
«в полон червивому / первый, второй...» — история предстаёт как бесконечная череда пленений. «Червивому» — тому, что гниёт изнутри, тому, что не имеет жизни, а лишь разлагается (системе, власти, идеологии).
«Овцой покорною / ступай, не вякая» — страшная, библейская по силе метафора. Народу отводится роль безгласной жертвенной овцы, которую ведут на заклание, запрещая даже подавать голос («не вякая»).
«завет с могилою — / крест спутник твой» — итоговая формула. Если в Ветхом Завете был завет с Богом, дарующий жизнь, то здесь единственный «завет», который предлагается человеку, — это договор со смертью, с могилой. Крест — символ веры и спасения — здесь низведён до роли погребального атрибута, «спутника» на этом пути в небытие.
3. Структура и ритмика
Стихотворение состоит из двух частей: в первой (первые две строфы) — констатация ужасающего положения вещей, во второй (последние две строфы) — обращение-призыв к наблюдателю, который оборачивается страшной инструкцией по смирению. Ритм тяжёлый, похоронный, с резкими переносами, усиливающими ощущение разрыва и надлома.
4. Связь с литературной традицией
Александр Блок («Двенадцать», «Скифы»): Тема преданной, проданной России, ожидание возмездия и образ народа как жертвенной силы.
Фёдор Тютчев («Эти бедные селенья...»): Мотив смирения народа как высшей, мистической жертвы, но у Ложкина это смирение лишено тютчевской религиозной надежды и предстаёт как чистый ужас.
Поэты «деревенской прозы»: Тема поругания родной земли, предательства корней.
Вывод:
«Огромность прошлого» — это диагноз исторической катастрофы. Ложкин показывает, что трагедия не в том, что прошлое умерло, а в том, что оно ещё живое, замурованное и взывающее о помощи, которую уже никто не может и не хочет оказать. Настоящее оказалось циничным торгашом, продавшим душу за «три корочки», а будущее — лишь дорогой на кладбище, где единственным заветом является сама могила. В контексте творчества Бри Ли Анта это стихотворение — один из самых безысходных текстов, где даже мощь прошлого не в силах противостоять тотальному распаду, а единственной формой существования оказывается покорное следование к собственной могиле с крестом-спутником.
Бри Ли Ант 30.11.2025 16:47 Заявить о нарушении