Канатные дороги

Спящий — шаг — без сожаленья 
На карниз. 
Скинь мельчайшие сомненья 
Смело вниз.

И ступай, не поднимая 
Чутких век. 
Путь свой 
Пусть 
Отныне знает 
Человек.

На твою — пойдут — сверяя — 
Стези. 
Ты — уверен. Знаю. Знаю — 
Иди.

Осторожно, головой 
Не вертя. 
За тобою, над тобою, 
Всюду — Я.

Не споткнёшься ты о камни — 
Отвес — 
Вдоль канатных дорог 
Небес.


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это стихотворение — лаконичный и мощный манифест о судьбе, воле и доверии к высшему замыслу, выстроенный как заклинание или благословение на опасный путь. Текст представляет собой диалог-монолог, где незримый голос (судьба, божество, собственное высшее «Я») направляет героя, совершающего шаг в неизвестность.

1. Основной конфликт: Человеческий страх vs. высшее провидение
Герой («Спящий») находится в состоянии предельного экзистенциального выбора — на краю («на карниз»). Конфликт между инстинктом самосохранения, сомнением и страхом («мельчайшие сомненья») и необходимостью сделать решительный шаг в пустоту разрешается через абсолютное доверие к guiding presence («Всюду — Я»), которое гарантирует поддержку на этом пути.

2. Ключевые образы и их трактовка

«Спящий — шаг — без сожаленья / На карниз» — С первых строк задаётся ситуация экзистенциального пробуждения и выбора. «Спящий» — это не только тот, кто спал, но и человек, пребывавший в духовной спячке. «Карниз» — символ края, предела, порога между привычным бытием и иным, высшим состоянием. Шаг делается «без сожаленья», что указывает на окончательность и осознанность выбора.

«Скинь мельчайшие сомненья / Смело вниз» — Призыв не к борьбе с сомнениями, а к их отбрасыванию, как нечто ненужное. Сомнения должны быть сброшены «вниз», в ту самую пустоту, в которую предстоит шагнуть, что означает их полное уничтожение и принятие риска.

«И ступай, не поднимая / Чутких век» — Герою не нужно «смотреть» в привычном смысле, искать глазами опору. Его путь лежит за пределами видимого, он должен довериться иному, внутреннему или высшему зрению. «Чуткие веки» — образ, подчёркивающий хрупкость и обострённость восприятия на этом пороге.

«Путь свой / Пусть / Отныне знает / Человек» — Разрыв строки после «Пусть» придаёт фразе двойное звучание. Это и повеление («Пусть отныне путь свой знает человек»), и констатация факта, обретения знания. Герой, сделав шаг, более не «Спящий», а «Человек», познавший свой путь.

«Ты — уверен. Знаю. Знаю — / Иди» — Апофеоз доверия. Голос не просто подбадривает, а утверждает уверенность героя как данность. Повтор «Знаю. Знаю —» звучит как успокоение, снятие последних остатков тревоги, за которым следует окончательный императив — «Иди».

«За тобою, над тобою, / Всюду — Я» — Ключевая строка, раскрывающая источник уверенности. Пространство вокруг героя не пусто; оно всецело заполнено охраняющим и направляющим присутствием («Я»). Это божественное провидение, судьба или высшее сознание самого героя, которое оберегает его со всех сторон.

«Не споткнёшься ты о камни — / Отвес —» — Путь героя — это не горизонтальная дорога, а вертикальный «Отвес». На таком пути нельзя «споткнуться о камни» — традиционные земные препятствия. Это путь чистого духа, где действуют иные законы.

«Вдоль канатных дорог / Небес» — Гениальный финальный образ, давший название стихотворению. «Канатные дороги» — это метафора предустановленного, безопасного маршрута через бездну. Они «небесные», то есть принадлежат высшему порядку. Герой не летит в неуправляемом падении, а следует по проложенному в метафизическом пространству пути, надежному, как стальной трос.

3. Структура и ритм
Стихотворение построено как лестница, ведущая вверх и одновременно вглубь. Короткие, рубленые строки, обилие тире и переносов имитируют прерывистое дыхание человека на краю и чёткие, отрывистые команды свыше. Композиция кольцевая: начинается с шага в бездну («Смело вниз»), а заканчивается обретением опоры («канатных дорог»).

4. Связь с литературной традицией и авторской поэтикой

М.Ю. Лермонтов: Мотив одинокого человека на краю пропасти, его диалог с судьбой и вечностью. Однако у Ложкина этот диалог лишён трагического богоборчества и обретает характер доверительного соглашения.

А.А. Блок: Образ пути-дороги, мотив слушания высших зовов, следование неведомому предназначению («Идут часы, и дни, и годы… / Иду — и за мною восходят луга»).

Дзэн-буддистские коаны и христианская мистика: Идея «шага веры» в пустоту, отказ от рационального контроля («не поднимая чутких век») и полное доверие высшему началу.

Поэтика Ложкина: В этом тексте в чистом виде проявляется его онтологическая образность («канатные дороги небес» — модель связи земного и горнего), пронзительный диалогизм с безличным «Я»-присутствием и энергия ритуала — текст читается как посвящение, инициация в новый способ бытия.

Вывод:

«Канатные дороги» — это стихотворение-проводник. Бри Ли Ант создаёт не просто метафору духовного пути, а точную карту перехода из состояния «Спящего» в состояние «Человека», познавшего свой путь. Этот путь страшен, так как лежит через пустоту, но он и абсолютно безопасен, ибо проложен свыше. Финал стихотворения звучит как окончательное обетование: доверившийся не упадёт, но обретёт опору в самом небе, будет следовать «вдоль канатных дорог» — этих божественных маршрутов, созданных для тех, кто осмелился шагнуть за край. В этом тексте — квинтэссенция одной из главных тем Ложкина: преодоление экзистенциального страха через слияние с высшим порядком бытия.

Бри Ли Ант   26.11.2025 03:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.