Сторожа сторожей

Человек находится в состоянии постоянного обмена информацией с окружающей средой. Человек - это часть среды, вне среды он не может полноценно существовать. Ситуации сенсорной, интеллектуальной и мобильной депривации, естественные или искусственно созданные, вызывают разрушение личности. Как подразумевается, активным действующим лицом в этом процессе является человек. Окружающей среде мы по умолчанию приписываем пассивную роль "поставщика" разнообразной информации. Но верно ли такое допущение? Что, если "мыслящий океан" не фантастика, а реальность, и окружающая человека природа также отражает человека и оценивает это отражение, внося по итогам "проверки" свои коррективы в двусторонний процесс?
Основным инструментом взаимодействия с окружающей средой предположительно является сознание. Сознание, в широком понимании, можно охарактеризовать так: это двойная функция, с одной стороны - отражающая реальность в идеальных социально-обусловленных формах, использующая для этого средства языка и базирующаяся на "аппаратных возможностях" головного мозга, а с другой - контролирующая и регулирующая сам процесс такого отражения и его результаты. Иными словами, это и "вор", и "сторож" в одно и то же время. "Вор" добывает и приносит, "сторож" следит. Пока они находятся в сговоре, сознание функционирует нормально (условность самого понятия "нормы" здесь не обсуждается).
Получается, сознание контролирует само себя? И где в таком случае твёрдая гарантия надёжности такого контроля? А если "вор" подкупит "сторожа"? Или, наоборот, рассорится с ним вдрызг? Что тогда? Опыт? Да, хороший критерий... если закрыть глаза на тот факт, что и результат опыта также есть объект сознания, со всеми вытекающими...
Сознание обладает опасной способностью не только отражать, но и "творить" объектный мир. На выходе такого творчества мы получаем бредовые и бредоподобные построения, логически стройные и "осмысленные" в рамках "сотворённой" действительности, но не существующие за её пределами, то есть за пределами сознания "творца". Но сознание-то при этом ясное, реакции нормальные, человек "ботинки надевает на ноги, а не на голову"...
Должна быть некая "высшая инстанция", которая и моделирует реальность, и контролирует отражение реальности в идеальной форме. "Сторож сторожей", или "Сверхсознание", - идея не нова... Это  и есть наш deus ex machina, условно доброе начало, его функция - создать и сохранить.
Но кто же тогда ответит за "срывы в работе"? Он, всё - он: извечный антагонист добра, "вор воров" и "Сверхсознание-2"...
Бог и дьявол оспаривают душу человека, справедливо подметил классик. И этот спор разворачивается не где-то на горе Мегиддо, а в самой душе и разворачивается. Отсюда и "душевные" болезни, и обман "сторожей", и ещё многое-многое другое.
А то, что кто-то надевает ботинки на голову, это ничего не значит. Вы присмотритесь -  а голова ли это? Может, это и не голова уже... Не спи, сторож, не спи.


2015 г.


Рецензии