ш 164. Есть строгие точки отсчёта...

Есть строгие точки отсчёта,
В которых изломы судьбы.
Как будто неведомый кто-то
Суровые ставит столбы.

А я, натыкаясь незряче
На них, в безысходной глуши
Баюкаю молча, не плача,
Больные ушибы души.

Сожжённое семижды – снова
И снова бессмысленно жгу.
Но всякому нужное Слово
Совсем не от всякого жду.

Не зная конца и начала
Безмерной людской тишине,
Хочу, чтоб оно прозвучало
С высокой тоской обо мне.
 
Чтоб вздрогнув от чистого звука,
Пробиться сквозь холод, сквозь сон,
Сквозь эту смертельную муку –
И с ним зазвучать в унисон.

1996 год. Из книги "Шар времени" (2001)

Иллюстрация Елены Зерновой


Рецензии
Вы, бесспорно, настоящий поэт, Елена
содержание безукоризненное
хотя форма в большинстве ваших стихов
(конечно, читал пока не так много)
мне кажется слегка несовременной
я бы отнес такую форму подачи материала
ко времени между Присмановой и Юрием Кузнецовым
вслед за Тыняновым считаю, что на поэзию в целом
влияет смена направлений
меняющая (или следующая, повторяющая) ритм жизни
жизнь уходит, и прежняя сила стихов (сила формы)мертвеет
А знаком ли Вам Николай Бошинцев?
Ваш Игорь Белавин

Белавин Игорь Песни   08.04.2016 10:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь! Прежде всего, благодарю Вас за столь интересный отклик на мои стихи. На Ваше замечание по поводу формы стихов и её современности или несовременности. С одной стороны, нельзя не согласиться с Вами, что форма должна быть современной, то есть нельзя писать стихи, голосом Пушкина или Державина. Более того, поэты серебряного века могут так же показаться устаревшими... Ну, и так далее. И всё-таки они существуют и будут существовать. Как существует Гомер, Сафо, Эсхил, Софокл, Еврипид... Почему они "звучат" до сих пор? Уверена, потому, что "современность" формы ИХ стихов, соответствовала "современности" содержания ИХ стихов. То есть, иными словами, у каждого и каждой из них был СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ГОЛОС. Неразрывное единство формы и содержания (при условии, что стихи безусловно относятся к сфере поэзии, а не графомании, и просто-напросто хорошо написаны) плюс свой голос (характерные особенности, присущие только ЭТОМУ поэту) - это главное, что должно быть. Продолжая свою мысль, скажу, что каждый из настоящих поэтов развивается и меняется во времени в процессе своей жизни, что отражается и на форме, и на содержании его стихов. Если этого не происходит, то про такого поэта говорят, что он "исписался". Заметьте, он отстал не от времени, а от самого себя во времени. Вам, безусловно, известно такое определение, как ранний или поздний период творчества. Я об этом. И ещё. Каждый поток имеет свой исток. Так что, каждый поэт хоть чем-то да похож на каких-то своих предшественников.
Что касается моих стихов, то я смею надеяться, что имею свой собственный голос и пишу стихи... хорошо :). Вы, наверное, заметили, что у меня под каждым стихотворением стоит год написания? Зачем я это делаю? Да затем, что мне это очень важно, потому что от книги к книге мои стихи меняются, потому что меняюсь я. Возможно, Вам покажутся устаревшими и те стихи, которые я написала вчера (их Вы прочитать пока не сможете, я выкладываю свои прежние стихи по годам их написания), что ж, может быть. Ведь я пишу каждую строку с заглавной буквы, все знаки препинания у меня на месте, "поток сознания", присущий передовым представителям современной поэзии, у меня некоторым образом "отфильтрован", чем они себя не затрудняют... ну, и так далее... А знаете, Игорь, мне почему-то захотелось сказать, что я никому не современник - что бы это для Вас ни означало и как бы это ни прозвучало.
Вот как-то так на затронутую Вами тему. Простите за многословие, но мне, действительно, было интересно поразмышлять над всем этим. Не то, чтобы я об этом не задумывалась раньше. Просто я доверяю тому, что делаю, и пишу, соответственно, как пишу. А уж дело читателей принимать мои стихи или нет.
Ещё раз искренне благодарю Вас за Ваш отклик и интересный вопрос! С уважением и пожеланием успехов в Вашем творчестве - Елена.

Елена Зернова   08.04.2016 13:09   Заявить о нарушении
Простите, Игорь, вы ещё спросили, не знаю ли я Николая Бошинцева... А должна?

Елена Зернова   08.04.2016 14:06   Заявить о нарушении
очень рад Вашему отклику, Елена
видно, что Вы запальчивы именно потому
что ответственно относитесь к своим стихам
выпускники литинститута, напротив, отшутились бы
(и затаили б злобу, что бывает)
а талантливые авторы "из глубинки" стали бы спрашивать, как найти спонсора
понятно, что я зачастую провоцирую, заостряю
так проще понять суть собеседника
речь понятно не о том
чтобы вы вздрогнули и стали себя переделывать
это все тема для беседы, для общения
но и не просто так
верно. что содержание (а его из воздуха не вытащишь,
это опыт автора, его жизнь в раздумьях)
выливается в соответствующую форму
но и форма влияет на автора
попав в сосуд, вино принимает не только форму сосуда
но и его ауру, вкус
звучит странно
но это примерно то о чем упоминал Рильке
мы пишем на основе родников прошлого
впитываем былое но лишь после всецелой переработки
тогда прошлое становится нами
если вы хотите быть собой и только
то Вас ждет тихая самобытность (что уже неплохо,
поскольку у большинства даже раскрученных авторов и этого нет)
а вот у николая Бошинцева (знать его надо, это важно для Вас)
есть опора на культуру, на чужие строки (скажем, на ранний серебряный век)
и при этом он играет в новизну через влияние современности на старые формы
надеюсь, ни о Присмановой, ни о Юрии Кузнецове как о ваших предтечах
рассказывать не надо
мы все питаемся пластами прежних эпох
я часто выражаюсь не вполне понятно (знаю)
но если что-то хотите еще спросить, то пишите
Ваш Игорь Белавин
то что Софокл и прочие звучат современно не оправдание
во-первых, это мода и интерпретация
во-вторых, мало писать, надо еще внедриться в сознание хотя бы современников
дело в том, что на поверхность в любую эпоху
выходит 200-300 имен
а потом вообще остаются 2-3
суть не в славе. а в слиянии с вечностью
(каюсь. опять туманно)
ну. все сразу не скажешь, так что пишите

Белавин Игорь Песни   08.04.2016 20:23   Заявить о нарушении
Игорь, я прекрасно Вас понимаю, всё, что Вы говорите, истинная правда - спорить с этим смешно (кстати, как и вообще спорить). Ваше абсолютное право какими угодно способами узнавать, с кем имеешь дело. Я принимаю любые. Ведь это касается Вас, а не меня. Тем не менее, Вы всё-таки не точно определили: я вовсе не была запальчивой. С чего бы? Но, слава Богу, Вы не подумали, что я обиделась. А то последнее время меня в этом стали подозревать, хотя я только и делаю, что спокойно поясняю свою позицию по тому или другому вопросу. :) А вот об ответственности за своё слово - это Вы в точку. Да, поэт несёт ответственность за то, что и как пишет. И прежде всего - перед собой и перед Богом. Это для меня непреложно.
И всё-таки форма... Игорь, Вы не замечали, что бывают случаи - чаще или реже, не имеет значения - когда Вам... как бы это выразиться... не до формы? Уверена, что Вы меня понимаете. А бывает, что Вы наслаждаетесь, играя с ней. Верно? Не знаю, возможно, это не слишком профессионально, но я очень часто пишу, доверяя смыслу, который "сам выбирает" ритм, звучание, строчность и строфику... то есть форму. Иногда ругаю себя за это, но... :))). Каюсь и готова выслушать всё, что Вы мне по этому поводу могли бы сказать. Приму с искренней благодарностью.
Игорь, должна покаяться перед Вами... хотя тут, скорее, один:один. :))) Я, конечно же, читала стихи Н.Бошинцева (хотя до прихода на Стихи.ру о нём не знала), потому что поначалу читала всех, кто заходил на мою страницу (я здесь всего год). У меня сложилось своё собственное мнение о его поэзии. Ю.Кузнецов, безусловно, очень близок мне, хотя так получилось, что я начала писать стихи гораздо раньше, чем узнала о нём (лет 30 назад).
Моя беда, видимо, в том, что в силу разных причин, я остаюсь вне так называемого литературного процесса. Это причины и объективные, и субъективные. Но в чём-то это и хорошо, я думаю. На каждый минус есть свой плюс.
И ещё одно. Мне кажется, всё-таки не совсем верно делать серьёзные выводы на основе десятка прочитанных стихотворений. Хотя, конечно, общее впечатление можно составить на основе и одного. Я всегда очень благодарна всем, кто так или иначе выражает интерес к тому, что я пишу. Любое мнение мне очень важно. Если Вы сочтёте нужным сказать мне что-то конкретное, я буду только благодарна.
С уважением и благодарностью за внимание к моим стихам - Елена.

Елена Зернова   08.04.2016 22:33   Заявить о нарушении
Ох, Игорь, забыла упомянуть: с поэзией Анны Присмановой я знакома. :)))

Елена Зернова   08.04.2016 22:50   Заявить о нарушении
Рад возможности побеседовать с Вами, Елена!
моя задача - сказать поэту нечто важное, в чем уверен сам
так я отдаю долги людям
которые в иные времена делали для меня то же самое
всякий, кто занимался переводом, знает
что разные языки - это разное мышление, разная ментальность
то же и с эпохами
Юрий Кузнецов и Николай Бошинцев классицисты
но они осуществляют связь с эпохой через реперные точки
специальные формальные приемы
вот например стиш Бошинцева "Предвечные тоже плачут"
Золотые просторы пылают огнём,
Предвещая рожденье планет –
Но не нравится мне серый ветер времён
Во вселенной, где времени нет.

Там, где в теле никто никогда не бывал,
Мы, как тени, летим и молчим.
Очень жаль, что не я задаю интервал
Отрицания смертных причин.

Улетай, возвращайся – развязка одна:
Не сносить головы на плечах.
Озабоченный ангел с лицом колдуна
Улыбнётся и дёрнет рычаг.

И слепая дорога расстелется в сны,
Словно с белого неба вода.
Мне не нравится мир, где не будет весны,
Где не будет весны никогда.
реперные точки здесь (а поэтика - Соллогуба)
интервал, дернет рычаг и даже расстелется в сны
а вот пример Вашей поэзии
(дело не в личности, а в направлении)
Закончилось лето. Полжизни прошло.
У лодки плывущей сломалось весло.
Река её дальше и дальше несла -
В края заповедные, в день без числа.

Вода всё темнее, всё глубже поток.
Пространство сгустилось. Исполнился срок.
В дали безымянной жужжала пчела.
Я в лодке без вёсел смиренно плыла.
принадлежность эпохе не просматривается, поскольку нет реперов
я бы слегка поменял, например
Закончился отпуск, у лодки походной
в краю безымянном
а вот с "пространство сгустилось" все куда сложнее
не могу сходу придумать замену
все сказанное не означает, что свою поэзию надо править
хотя, скажем, Пастернак и рильке не гнушались
но вот учитывать в дальнейшем стоит
удачи!
Ваш Игорь Белавин

Белавин Игорь Песни   09.04.2016 14:26   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Игорь! Спасибо, что навестили!
Сразу оговорюсь, что обсуждать стихи Бошинцева, в данном случае, мы не будем, поскольку здесь, в отсутствие автора, это неэтично и совершенно неуместно - вне зависимости от того, будем ли мы его хвалить или ругать. Я просто приму к сведению. Тем более, что свою мысль Вы превосходно пояснили на примере моего собственного стихотворения. Я поняла Вас прекрасно. Я всегда говорила и говорю: великая вещь - пример. Можно долго ходить вокруг да около, подбирая слова и сыпля умными терминами, но так и остаться не понятым. А вот привели пример - и всё, абсолютно всё сразу стало понятным! Теперь у меня по этой теме не осталось к Вам ни единого вопроса! Спасибо большое, Игорь! Наша беседа была приятной и плодотворной - по крайней мере, для меня. Желаю Вам творческих успехов и всего самого хорошего! Елена.

Елена Зернова   09.04.2016 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.