Компьютер любви

   Константин Александрович Кедров1942 — создатель школы метаметафоры (1957) и автор этого термина (1978). Автор абревиатуры ДООС-Добровольное общество охраны стрекоз. Основано в 1984 и существует по сей день. Гл. редактор "Журнала ПОэтов".
Доктор философских наук 1996г. Ст. преподователь Литературного Института 1974-1986. Отстранен от преподования по требованию КГБ. Литературный обозреватель "Известий" 1991-1998. Декан факультета философии и поэзии Универсмтета Натальи Нестеровой 2001-2013.

Первая метаметафора: «Никогда не приближусь к тебе ближе,чем цветок приближается к солнцу». Метаметафора — обратная перспектива в слове: «Человек — это изнанка неба//Небо — это изнанка человека». Таким образом пространство становится внутренне-внешним, в принципе меняя взаимопожение человека и мироздания. Теперь он не только внутри вселенной, но и вовне ее. Охватывает ее собой изнутри. «Сколько бы не было лет вселенной у человека времени больше./Сколько бы я не прожил в этом мире, я проживу дольше, чем этот мир». В системе стихосложения, созданной Кедровым и названной авторм-палиндронавтика важную роль играют анаграмма и палиндром. В палиндроме движение времени из будущего к прошлому — от конца строки к ее началу Кедров рассматривает как обратную перспективу времени. «Я мер время». Кроме того палиндром есть частный случай анаграммы. Например:червь и чрево. «Червь, вывернувшись наизнанку чревом, в себя вмещает яблоко и древо». Речь идет о принципиально новом восприятии пространства-времени. По утверждению Кедрова мы не научились воспринимать себя на линии мировых событий Минковского-Эйнштейна. Он предлагает два новых термина: Лимис — линия мировых событий и Таймраум-время-пространство. Эти идеи изложены в книге «Эйнштейн без формул»М.Мысль,где тексты Кедрова комментируют философские высказывания Эйнштейна.

Идеи метакода и метаметафоры изложны в монографии «Поэтический космос» М. Советский Писатель.1989, а также в книгах: «Инсайдаут»М.Мысль.2001, «Ангелическая по-этика» (Учебное пособие Академии поэтов и философов) 2001,»Паралельные миры» 2001 М.АиФпринт,»Метакод»М. АиФпринт 2005

Идея «выворачивания»1960- инсайдаута (2000) хорошо видна на примере тангенцальных кривых, уходящих в плюс-бесконечность и приходящих в ту же точку из минус-бесконечности. Когда-то это сильно озадачило Г. Померанца, но только введенное К. Кедровым философское понятие «выворачивания» позволило примирить на уровне логики конфликт человеческого разума и бесконечности.


  По комнате бродит медведь тишины
      
      
      По комнате бродит медведь тишины
      Я заброшен сюда из другого светлого века
      мне смешно когда 4 стены
      на одного свободного человека
      Нет я не строил клетку из кирпичей
      Это не я придумал замазывать солнце стеклом
      Люди, хотите я позову врачей
      и они прикажут разрушить каменный дом
      А я... я заброшен сюда из другого светлого века
      для меня ваше здание - каменное ничто
      Мне смешно,
      когда на одного свободного человека
      надевают железное и каменное пальто

1963г



Компьютер любви

НЕБО – ЭТО ВЫСОТА ВЗГЛЯДА
ВЗГЛЯД – ЭТО ГЛУБИНА НЕБА

БОЛЬ – ЭТО
ПРИКОСНОВЕНИЕ БОГА
БОГ – ЭТО
ПРИКОСНОВЕНИЕ БОЛИ

ВЫДОХ – ЭТО ГЛУБИНА ВДОХА
ВДОХ – ЭТО ВЫСОТА ВЫДОХА

СВЕТ – ЭТО ГОЛОС ТИШИНЫ
ТИШИНА – ЭТО ГОЛОС СВЕТА
ТЬМА – ЭТО КРИК СИЯНИЯ
СИЯНИЕ – ЭТО ТИШИНА ТЬМЫ

РАДУГА – ЭТО РАДОСТЬ СВЕТА
МЫСЛЬ – ЭТО НЕМОТА ДУШИ

СВЕТ – ЭТО ГЛУБИНА ЗНАНИЯ
ЗНАНИЕ – ЭТО ВЫСОТА СВЕТА

КОНЬ – ЭТО ЗВЕРЬ ПРОСТРАНСТВА
КОШКА – ЭТО ЗВЕРЬ ВРЕМЕНИ
ВРЕМЯ – ЭТО ПРОСТРАНСТВО СВЕРНУВШЕЕСЯ В КЛУБОК
ПРОСТРАНСТВО – ЭТО РАЗВЕРНУТЫЙ КОНЬ

КОШКИ – ЭТО КОТЫ ПРОСТРАНСТВА
ПРОСТРАНСТВО – ЭТО ВРЕМЯ КОТОВ

ПУШКИН – ЭТО ВОР ВРЕМЕНИ
ПОЭЗИЯ ПУШКИНА – ЭТО ВРЕМЯ ВОРА

СОЛНЦЕ – ЭТО ТЕЛО ЛУНЫ
ТЕЛО – ЭТО ЛУНА ЛЮБВИ

ПАРОХОД – ЭТО ЖЕЛЕЗНАЯ ВОЛНА
ВОДА – ЭТО ПАРОХОД ВОЛНЫ

ПЕЧАЛЬ – ЭТО ПУСТОТА ПРОСТРАНСТВА
РАДОСТЬ – ЭТО ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ
ВРЕМЯ – ЭТО ПЕЧАЛЬ ПРОСТРАНСТВА
ПРОСТРАНСТВО – ЭТО ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ

ЧЕЛОВЕК – ЭТО ИЗНАНКА НЕБА
НЕБО – ЭТО ИЗНАНКА ЧЕЛОВЕКА

ПРИКОСНОВЕНИЕ – ЭТО ГРАНИЦА ПОЦЕЛУЯ
ПОЦЕЛУЙ – ЭТО БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ПРИКОСНОВЕНИЯ

ЖЕНЩИНА – ЭТО НУТРО НЕБА
МУЖЧИНА – ЭТО НЕБО НУТРА

ЖЕНЩИНА – ЭТО ПРОСТРАНСТВО МУЖЧИНЫ
ВРЕМЯ ЖЕНЩИНЫ – ЭТО ПРОСТРАНСТВО МУЖЧИНЫ

ЛЮБОВЬ – ЭТО ДУНОВЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ – ЭТО МИГ ЛЮБВИ

КОРАБЛЬ – ЭТО КОМПЬЮТЕР ПАМЯТИ
ПАМЯТЬ – ЭТО КОРАБЛЬ КОМПЬЮТЕРА

МОРЕ – ЭТО ПРОСТРАНСТВО ЛУНЫ
ПРОСТРАНСТВО – ЭТО МОРЕ ЛУНЫ

СОЛНЦЕ – ЭТО ЛУНА ПРОСТРАНСТВА
ЛУНА – ЭТО ВРЕМЯ СОЛНЦА
ПРОСТРАНСТВО – ЭТО СОЛНЦЕ ЛУНЫ
ВРЕМЯ – ЭТО ЛУНА ПРОСТРАНСТВА
СОЛНЦЕ – ЭТО ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕНИ

ЗВЕЗДЫ – ЭТО ГОЛОСА НОЧИ
ГОЛОСА – ЭТО ЗВЕЗДЫ ДНЯ

КОРАБЛЬ – ЭТО ПРИСТАНЬ ВСЕГО ОКЕАНА
ОКЕАН – ЭТО ПРИСТАНЬ ВСЕГО КОРАБЛЯ

КОЖА – ЭТО РИСУНОК СОЗВЕЗДИЙ
СОЗВЕЗДИЯ – ЭТО РИСУНОК КОЖИ

ХРИСТОС – ЭТО СОЛНЦЕ БУДДЫ
БУДДА – ЭТО ЛУНА ХРИСТА

ВРЕМЯ СОЛНЦА ИЗМЕРЯЕТСЯ ЛУНОЙ ПРОСТРАНСТВА
ПРОСТРАНСТВО ЛУНЫ – ЭТО ВРЕМЯ СОЛНЦА

ГОРИЗОНТ – ЭТО ШИРИНА ВЗГЛЯДА
ВЗГЛЯД – ЭТО ГЛУБИНА ГОРИЗОНТА
ВЫСОТА – ЭТО ГРАНИЦА ЗРЕНИЯ

ПРОСТИТУТКА – ЭТО НЕВЕСТА ВРЕМЕНИ
ВРЕМЯ – ЭТО ПРОСТИТУТКА ПРОСТРАНСТВА

ЛАДОНЬ – ЭТО ЛОДОЧКА ДЛЯ НЕВЕСТЫ
НЕВЕСТА – ЭТО ЛОДОЧКА ДЛЯ ЛАДОНИ

ВЕРБЛЮД – ЭТО КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ
ПУСТЫНЯ – ЭТО КОРАБЛЬ ВЕРБЛЮДА

ЛЮБОВЬ – ЭТО НЕИЗБЕЖНОСТЬ ВЕЧНОСТИ
ВЕЧНОСТЬ – ЭТО НЕИЗБЕЖНОСТЬ ЛЮБВИ

КРАСОТА – ЭТО НЕНАВИСТЬ К СМЕРТИ
НЕНАВИСТЬ К СМЕРТИ – ЭТО КРАСОТА

СОЗВЕЗДИЕ ОРИОНА – ЭТО МЕЧ ЛЮБВИ
ЛЮБОВЬ – ЭТО МЕЧ СОЗВЕЗДИЯ ОРИОНА

МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА – ЭТО ПРОСТРАНСТВО БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ
БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА – ЭТО ВРЕМЯ МАЛОЙ МЕДВЕДИЦЫ

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА – ЭТО ТОЧКА ВЗГЛЯДА
ВЗГЛЯД – ЭТО ШИРИНА НЕБА
НЕБО – ЭТО ВЫСОТА ВЗГЛЯДА
МЫСЛЬ – ЭТО ГЛУБИНА НОЧИ
НОЧЬ – ЭТО ШИРИНА МЫСЛИ

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ – ЭТО ПУТЬ К ЛУНЕ
ЛУНА – ЭТО РАЗВЕРНУТЫЙ МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
КАЖДАЯ ЗВЕЗДА – ЭТО НАСЛАЖДЕНИЕ
НАСЛАЖДЕНИЕ – ЭТО КАЖДАЯ ЗВЕЗДА

ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ ЗВЕЗДАМИ –
ЭТО ВРЕМЯ БЕЗ ЛЮБВИ
ЛЮБОВЬ – ЭТО НАБИТОЕ ЗВЕЗДАМИ ВРЕМЯ
ВРЕМЯ – ЭТО СПЛОШНАЯ ЗВЕЗДА ЛЮБВИ

ЛЮДИ – ЭТО МЕЖЗВЕЗДНЫЕ МОСТЫ
МОСТЫ – ЭТО МЕЖЗВЕЗДНЫЕ ЛЮДИ

СТРАСТЬ К СЛИЯНИЮ – ЭТО ПЕРЕЛЕТ
ПОЛЕТ – ЭТО ПРОДОЛЖЕННОЕ СЛИЯНИЕ
СЛИЯНИЕ – ЭТО ТОЛЧОК К ПОЛЕТУ
ГОЛОС – ЭТО БРОСОК ДРУГ К ДРУГУ

СТРАХ – ЭТО ГРАНИЦА ЛИНИИ ЖИЗНИ В КОНЦЕ ЛАДОНИ
НЕПОНИМАНИЕ – ЭТО ПЛАЧ О ДРУГЕ
ДРУГ – ЭТО ПОНИМАНИЕ ПЛАЧА

РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ЗАПОЛНЯЮТ ЗВЕЗДЫ
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЗВЕЗДАМИ ЗАПОЛНЯЮТ ЛЮДИ

ЛЮБОВЬ – ЭТО СКОРОСТЬ СВЕТА
ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ РАССТОЯНИЮ МЕЖДУ НАМИ
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАМИ
ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ СКОРОСТИ СВЕТА –
ЭТО ЛЮБОВЬ

1983


Дирижер тишины

Я – дирижер тишины
Оркестр – звуковая рама
Ноты – запретные плоды на древе познания
Все инструменты – варианты скрипичного ключа

Нотный стан – звуковая клетка для птиц
Птицы – ускользающие ноты
Симфония – стая птиц
Опера – готика голосов

Пять горизонтов – линия нотного стана
Партитура – пашня, засеянная проросшими нотами
Рояль – простор тишины
Арфа – силок для звука

Скрипка – деревянный скрипичный ключ
Смычок – бродяга струн
Пальцы – бродяги клавиш
Клавиши – провалы молчания

Судьба – мелодия жизни
Душа – пространство между двумя мембранами
Барабан – христианский инструмент:
ударят в правую щеку – подставляет левую

Голос – сгусток воздушной ласки
Пение – ласка звуком
Струны – радуга звуков
Литавры – летающие мембраны

Классика – музыка людей для людей
Авангард – музыка ангелов для богов

Гармония – логика звука
Небо – партитура звезд
Галактики – скрипичные ключи
Луна и Солнце – литавры света

Земля – оркестровая яма
Тишина – партитура, забитая нотами до отказа
Млечный Путь – линия ладони
Судьба – ладонь небесного дирижера
Ночное небо – приподнятая крышка рояля

2000

Компьютер любви – 2

Память – это прошлое в настоящем
Настоящее – это прошлое в будущем

прошлое – это будущее сегодня
будущее – это сегодня в прошлом

палиндром – это будущее и прошлое в настоящем
будущее и прошлое в настоящем – это палиндром

чудо – это возможность счастья
счастье – это возможность чуда

голос – это говорящая тишина
тишина – это молчащий голос

христос – это крест на теле
тело – это христос на кресте

мертвые – это живые в прошлом
живые – это мертвые в настоящем

смертные – это бессмертные в настоящем
бессмертные – это смертные в прошлом

час – это секунда в прошлом
секунда – это час в настоящем

любовь – это радость двуединого тела
радость – это двуединое тело

тень – это внутренность света
свет – это поверхность тени

сила – это ума не надо
ум – это не надо силы

бездна – это музыка визга
музыка – это призыв из бездны

мозг – это мыслящая вода
мысль – это след на воде оставленный богом

мысль – это радость воображения
воображение – радость мысли

бог – это человек в прошлом будущем и настоящем
человек – это бог в будущем или прошлом

интуиция – догадка человека о боге
мысль – догадка бога о человеке

платон – это сократ в законе
сократ – это христос в афинах

миф – это исповедь бога
разум – это граница смысла

прошлое – это настоящее невольно покинутое
будущее – это неожиданное и невозможное

мудрость – это понимание бога
бог – это возможность смысла

философия – праздник смысла
мысль – это улыбка бога

фашизм – это смерть в законе
коммунизм – это законы смерти

модель разума – смысл печали
печаль разума – смысл модели

дьявол – это ошибка бога

двое любящих – тело бога
море любящих – это двое

море – это молитва звука
звук – это молитва моря

полнолуние – солнце мысли

полигамия – гамма щелок
моногамия – щелка гаммы

зеркало – это ответ из света
линия – это граница между

берег – это внешнее море
море – это внутренний берег

прошлое – это вчера сегодня
будущее – это сегодня завтра

градусник – это домкрат из ртути
ртуть – это слеза металла

мозг – это сгусток из моря мысли
море – простор из извилин мозга

тело – это смертное пламя
пламя – это вечное тело

время – это сегодня в прошлом
вечность – это всегда сегодня

2001


Компьютер любви – 4


МУЗЫКА – ЭТО НАЧАЛО СМЫСЛА
СМЫСЛ – ЭТО ФИНАЛ ЗВУЧАНИЯ

ЖИЗНЬ – ЭТО ИЗНАНКА СМЕРТИ
СМЕРТЬ – ЭТО ИЗНАНКА ЖИЗНИ

РАДОСТЬ – ЭТО ПОЛЕТ ПЕЧАЛИ
ГРУСТЬ – ЭТО ПЕЧАЛЬ ПОЛЕТА

СОЛНЦЕ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СВЕТА
СВЕТ – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ СОЛНЦА

РАДОСТЬ – ЭТО ИГРА СОБОЮ
ИГРЫ – ЭТО СВОБОДА СЧАСТЬЯ

ПРАЗДНИК – ЭТО ИСХОД ИЗ СКУКИ
СКУКА – ЭТО ЗАБЫТЫЙ ПРАЗДНИК

ОБЛАКО – ЭТО ДУША ИЗ ВЛАГИ
ДУШИ – ЭТО ВЛАГА В ПОЛЕТЕ

СЛЕЗЫ – ЭТО СОЛЬ ЧЕЛОВЕКА
СОЛЬ – ЭТО КРИСТАЛЛЫ ЧУВСТВА

СТРАСТЬ – ЭТО РЕШЕТКА НА ШКУРЕ ТИГРА
ТИГР В КЛЕТКЕ – ЭТО СТРАСТЬ СТРАСТИ

НЕБО – ЭТО ГНЕЗДЫШКО ДЛЯ ПОЛЕТА
ГНЕЗДЫШКО – ЭТО НЕБО ДЛЯ ВДОХНОВЕНЬЯ

ЛЮДИ – ЭТО СМЕШНЫЕ ДЕТИ
ДЕТИ – ЭТО СМЕШНЫЕ ЛЮДИ

МАЯТНИК – ЭТО МАНОМЕТР СТРАСТИ
СТРАСТЬ – ЭТО МАЯТНИК НА ИЗЛЕТЕ
МАЯТНИК – ЭТО ЛЮБОВЬ В ПОЛЕТЕ

ТАЙНА – ЭТО НАЧАЛО СМЫСЛА
СМЫСЛ – ЭТО НАЧАЛО ТАЙНЫ

КОСМОС – ЭТО ВЕЧНОЕ ТЕЛО
ТЕЛО – ЭТО НЕВЕЧНЫЙ КОСМОС

БОГ – ЭТО ТУМАН В ТУМАНЕ
ВЛАГА – ЭТО ДУША ТУМАНА

СТРАСТЬ – ЭТО МАЯТНИК НА СВОБОДЕ
АМПЛИТУДА – ЭТО СВОБОДА СТРАСТИ

ИЕРУСАЛИМ – ЭТО ВРЕМЯ РИМА
РИМ – ЭТО ПРОСТРАНСТВО ИЕРУСАЛИМА

2003


 БЕСКОНЕЧНАЯ

ежедневно слышу тебя
как-то странно звучат слова
закрываю глаза
и всюду передо мной
эти крики рожденные тишиной
эти краски рожденные темнотой
вот сижу оставленный всеми
в глубине понятий и слов
исчезает видимый мир
но я могу говорить
и мир рождается снова

На обнаженный нерв нанизывая звуки
все глубже чувствую великий диссонанс
и радость возвышения над миром –
Поэзия – вершина бытия


и вагоны, стиснутые в железном рукопожатье
и деревья и станция и тишина
и ты в тишине уходящей ночи
и все что связывает с тобой
и миллионы которые спят рабами
ничего не понимая в такой любви

листопад ягуаров
полусолнечный бред весны
и синий день и красная волна
зеленый луч упал на попугая
и попугай заговорил стихами
и синий день и красная волна
и я бегу бросаясь под трамваи
и синий день и красная волна


где голубой укрылся папоротник
и в пору рек века остановились
мы были встречей ящериц на камне


около окон пролет полета
и этот стон
среди серых стен
какой-то прохожий
шагнул в пространство
и рухнул замертво
сквозь столетья
вода текла
сквозь бетон и вечность
а дворник сметал с тротуара звезды
и в мокром асфальте ломались люди
я вышел к себе
через-навстречу-от
и ушел под
воздвигая над


двое нас – это очень много
это больше чем можно
больше чем я могу
никогда не приближусь к тебе
ближе чем цветок приближается к солнцу
никогда не назову тебя именем
которым хочу назвать
всюду где чувствуется несовершенство
ты возникаешь
как тоска по стройному миру


на черном озере белый лебедь
на белом озере черный лебедь
белый лебедь плывет
и черный лебедь плывет
но если взглянуть в отраженье
все будет наоборот –
на белом озере черный лебедь
на черном белый плывет


человек оглянулся
и увидел себя в себе
это было давно
в очень прошлом
было давно
человек был другой
и другой был тоже другой
так они оглянулись
спрашивая друг друга
и никто не мог понять
кто прошлый
кто настоящий
кто-то спрашивал
но ему отвечал другой
и слушал уже другой
потому в голове был хаос
прошлое перепуталось с настоящим
человек оглянулся
и увидел себя в себе


одногорбый верблюд
и двугорбый верблюд
и двуногий
идет одногорбый верблюд
глотая пески и туманы
идет одноногий верблюд
все в память и в сон превращая
а в городе пляшет луна
над городом плачет луна
слезами домов
и людей
очень маленьких
и нереальных
но гордых собой до конца
и молча идем мы
сквозь песчаную бурю дождя
немного аисты
немного верблюды
и молча бредут мне навстречу
одногорбый верблюд
одноногий верблюд
и двуногий
идет одногорбый верблюд
глотая пески и туманы
идет одноногий верблюд
все в память и в сон превращая


я кладбище погибших кораблей
я сон ее
ее печаль и свет
я для нее туман и колокол в тумане
а для себя я ничего
я знаю
я кладбище погибших кораблей


нуль миров вращается звезд
это взгляд возвращается к своему истоку

1960 г.


Рецензии
наверное, зря Вы напечатали сразу несколько стихотворений, ибо каждое вызывает столько дум, требует отдельного осмысления и размышлений... одно понимаю точно: у Вас удивительное видение мира в целом и всех его частности... очень интересные образы, некоторые очень по душе пришлись....
"На обнаженный нерв нанизывая звуки
все глубже чувствую великий диссонанс
и радость возвышения над миром –
Поэзия – вершина бытия"

Поэзия - вершина бытия,
Вы - на вершине

Рената Юрьева   04.07.2015 10:18     Заявить о нарушении
Рената! Это я для американской анталогии подборку выстраиваю. Спасибо за понимание!

Кедров-Челищев   04.07.2015 13:31   Заявить о нарушении