Читая классику
Татьяна Ларина воскликнула: О Боже!
И даже злой Онегин был в слезах,
Но Пушкин говорит: "Любовь еще быть может"!
***
В блаженстве Чацкий чуть ли не рыдает -
Залез рукою в Софьины трусы.
Тут у него и спи@дили часы,
"Счастливые часов не наблюдают"!
***
Вдову Базаров не позвал к венцу,
От этого она, конечно, в слезы,
Потом, его букетом по лицу.
"Как хороши, как свежи были розы"!
Свидетельство о публикации №115063000979
Валентина Коньшина 25.06.2025 14:56 Заявить о нарушении
С нескрываемым удовольствием прочёл Ваш откровенный и темпераментный отклик на судьбу Татьяны Лариной. Признаюсь, такие письма не читают — их пьют, как терпкое вино: с первого глотка щиплет язык, но послевкусие не отпускает.
Позвольте всё же позволить себе несколько мягких возражений. Не в защиту мнимой «добродетели», а в защиту возможности женской любви быть сложной, зрелой — и не всегда инфантильно-пылающей.
Генерал — не дедушка
Вы остро назвали мужа Татьяны холдеющим дедушкой с мешком денег. Увы — он в тексте вовсе не описан как старик, а всего лишь гораздо старше Татьяны. По моим расчётам, ему около 45–50 лет, то есть в современном понимании — мужчина в расцвете зрелости, статусный, опытный, уважаемый. И, что важно — искренне вежливый и заботливый к жене.
В отличие от Евгения, который в момент юношеского пыла от скуки убивает друга и уезжает бродить по Европе, генерал — человек сдержанный, надёжный, немодный, но вменяемый.
А разве не это — новая эротика?
Женская любовь не ориентирована на молодость
Вы совершенно правы в одном: женщина, если любит — идёт на многое. Но что часто упускается:
женская любовь — не всегда биологически тянется к юности и "жаркому возлюбленному".
Для мужчин молодость женщины — маркер фертильности, для женщин же привлекательны стабильность, зрелость, надёжность, опыт, власть — те самые признаки, которые приходят с возрастом.
Поэтому любовь Татьяны к мужу могла быть настоящей, не через огонь гормонов, а через уважение, доверие и глубокое притяжение.
"Предназначение женщины" — не только романтический прыжок
Вы блестяще отметили: Осуществить себя в роли возлюбленной, жены, матери.
Но ведь Татьяна стала женой — и, возможно, матерью (Пушкин умолчал, но не исключил).
Просто она не изменила мужу ради позднего раскаяния Онегина, который вспомнил о любви только тогда, когда она стала чужой.
Это ли не заслуживает уважения?
Она не выбрала жизнь "вопреки" чувству, но и не разрушила уже построенную ею судьбу, в которой, быть может, тоже было место для нежности и тихой любви.
А кто же игрушка?
Вы остроумно заметили, что генерал мог бы жениться на маме Татьяны. Но ведь игрушкой в этой истории был, скорее, сам Евгений. Он тосковал не по женщине, а по своей юношеской возможности быть любимым без условий.
А Татьяна, повзрослев, сказала:
Я Вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана —
Я буду век ему верна.
Это не поза. Это трагическая ясность.
Вы правы: Татьяна не ангел в пеньюаре. Но и не алчная хабалка, ждущая смерти генерала. Она — женщина, которая пережила любовь и осталась целой. Не обесценив чувство, но и не позволив ему разрушить свою жизнь.
Она — не героиня романа в розах, а первая взрослая героиня русской литературы.
А если в ней кто-то и видит расчёт — что ж, пусть будет расчёт на уважение к себе.
С теплом к Вашей остроте и мужеству мысли,
Тео
Тео Ванин 26.06.2025 18:25 Заявить о нарушении
В конце первой серии Татьяна продолжает вещать о своём незатухающем чувстве к Евгению, понимая, что благополучием отношения не светят. Вторая серия, даже по несовременному Пушкину, началась бы со знакомства с условно съедобными или ядовитыми эукариотами. А по современному сценарию: «Я устала от твоих брюзжаний, тошноты и горечи во рту по утрам, шаркающей походки. Ты отобрал цвет моей молодости. Я ухожу не к Евгению, а просто на свободу со щедрыми твоими откупными. Соглашайся на все мои условия «любимый», иначе узнаешь много интересного о себе из СМИ и от круга наших общих друзей».
Эволюцию и законы природы ещё никому не удавалось переиграть и повернуть вспять.
Валентина Коньшина 13.11.2025 23:44 Заявить о нарушении