К родословной Ивана Бунина

 
   Наиболее обширным исследованием родословной Буниных является известная работа Ю.Д. Гончарова "Родословная Буниных (мценских)" от Якова Савельевича Бунина, жалованного царём Петром I, до семьи внучатого племянника поэта Э.Н. Ласкаржевского, здравствующего в Минске. Семейные же предания Буниных хранят память об основателе рода Буниных Симеоне Бунковском, муже знатном, прибывшем из Литвы на службу к великому князю Василию Тёмному. Но тёмной для нас, исследователей, остаётся вся допетровская эпоха. Не велико и наше усердие проникнуть в неё. Безосновательное мнение Ю.Д. Гончарова о вероятном отсутствии родовых связей мценских Буниных с Бунковским серьёзного исследователя вводит в недоумение. Но надо искать аргументы. Увы, главный липецкий бренд так и остаётся без опёки и методичных исследований.
 
   Упоминание в "ЛГ" за 22.10.10. о найденных в Каменке древних нательных крестах польского происхождения осталось без последствий. Между тем дистанция до юбилея Бунина стремительно сокращается с 10-и до 8-и и далее лет. Похоже, что кроме как очередным дивертисментом в 2 притопа, 3 прихлопа отметить 150-летие будет нечем.

   Однако, вернёмся к родословной Буниных. Ни в одной из книг о Бунине не говорится точно о степени родства отца и матери поэта, или о родстве их с Рышковыми.

   В дневнике поэта смущает фраза: "Анна Ивановна (Чубарова, урождённая Бунина)". Иванов Буниных, даже не поэтов, той  поры в родословной нет. Но есть свояк, зять Иван Чапкин, ставший мужем Глафиры,  одной из сестёр деда поэта Николая Дмитриевича. Глафира, естественно, урождённая Бунина. Не от этой ли четы родилась  Анна Ивановна? Именно так решает вопрос племянник Бунина Н.И. Ласкаржевский в своей версии родословной.

   Анна Чапкина выходит замуж за Александра Фёдоровича Чубарова. И в этой семье в Озёрках в 1835 году родилась Людмила, мать поэта. То есть отцу поэта тёща доводилась  двоюродной сестрой, а жена Людмила - двоюродной племянницей.
Снова бунинский дневник. Среди "тронувшихся" И.А. Бунин называет другую Анну, Рышкову, одну из семи (!) дочерей Владимира Дмитриевича Бунина, двоюродного деда поэта. Стало быть Анна, но Владимировна, тоже кузина отца поэта. И в браке с Николаем Рышковым она  становится матерью Валентина Рышкова, знаменитого на весь уезд 8-и пудового смутьяна, которого остерегались даже елецкие городовые. Рышков в свою очередь - двоюродный племянник Алексея Николаевича Бунина.

   Упоминает И. Бунин в дневнике и Аполлона Бунина, сына Никифора, двоюродного прадеда. Это имя вошло в название балки "Аполлонов верх", та, что по пути от Озёрок к Бутыркам. В её русле и был по словам И.Н. Красова знаменитый Провал, в котором погибает Сенька с лошадью ("Жизнь Арсеньева"). И ещё факт: Рышков наследует землю и усадьбу Аполлона, значит, есть его родство с Буниными и по второй ветви.

    Бытует в Озёрках название барской деревни у большака: Чамадуровка. А на мастер-классе по псовой охоте, который проводит лёжа на печи старый повар Леонтий ("Ловчий"), барином, дедом барчука-слушателя является Пётр Алексеич Чамадуров. "Охотник смертный, завзятый". Вот  ещё один литературный герой и реальный зять-бонвиван в Аполлоновом роду...  Спираль рода Буниных закручивается ещё круче...

   Вспомним ещё раз бабушку поэта по отцу, умершую после тяжёлых родов дочери Варвары, Марию. Её девичья фамилия Уварова. Вот и корни татарских князей синеглазого поэта, о которых он говорит в поэме "Суходол".
Заинтригуем ли мы наше начальство такими спиралями бунинской темы, или по истечении 29 лет пустых хлопот надо призывать в защиту наследия русского гения  ЮНЕСКО?


Рецензии