Жизнь без маски. Вивьен Ли

               

        Вивьен Ли была великой английской актрисой. Она прожила всего 53 года. Из них 30 лет были отданы профессии. Вивьен Ли  обладала не только незаурядным талантом, но и необычайной красотой.  Режиссер Орсон Уэллс как-то сказал о ней, что раз в поколение появляется такая женщина, от которой не может отвести взгляд целый континент. Есть фильм... знаменитая одноименная экранизация романа Маргарет Митчел "Унесенные ветром",  где Вивьен Ли сыграла в образе Скарлетт О’Хара  себя. Вернее, себя в первом периоде жизни. Она делила лавры славы со своим мужем Лоуренсом Оливье, признанным при жизни лучшим британским актером. Он был официально возведен в рыцари (1947)и удостоен  в 1970 году пожизненного титула пэра Англии. Но мой небольшой рассказ прежде всего о том, как ошеломительный мировой успех, а также личная трагедия сломали эту хрупкую и удивительную женщину, похожую на фарфоровую статуэтку. Ведь есть и второй оскароносный фильм "Трамвай желание", где Вивьен Ли сыграет судьбу бедной сумашедшей. Это роль Бланш ДюБуа в пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“». По мистическому совпадению, Оливье стал режиссёром  постановки. Это тоже она... Вивьен, только во второй и последней части своей жизни, похожей на трагикомедию. Третьей было не дано.  Вопреки логике, диктовавшей здравомыслие, она всегда поступала как ей хотелось, но никогда не играла со своей душой. И душа ее не выдержала...

               
                а) блестящая дебютантка               


            Вивиан Мэри Хартли родилась 5 ноября 1913 года  в индийском городе Дарджилинге. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела ирландское, французское и армянское происхождение. Единственный ребёнок в семье, Вивиан Хартли, незадолго до семилетия была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии, а также училась в Италии, Париже и Германии. Отсюда такое знание иностранных языков и различных культур. Она прекрасно играла на рояле и пела.
            
       Как и ее будущая Скарлет, миссис Хартли была остра на язык. По жизни ей вменяют десятки афоризмов. Так, якобы с юности она заявляла: "У меня всего лишь два недостатка... Плохая память и ещё что то!" Можно поверить и без особого труда определить это "что-то".  Вивиан, осознавая свою привлекательность и неотразимость, была на редкость  тщеславна и хотела блистать в мире. Обучаясь в Монастыре Святого Сердца в Англии она впервые призналась своей подруге Морин О'Салливан, что хочет стать великой актрисой.  К тому были определенные предпосылки, так как она с трех лет выступала в любительском театре вместе со своей матерью.

               Правда, наряду с большими творческими устремлениями, она не забыла и о себе как о молоденькой очаровывающей особе, к тому же  материнская миссия заговорила в ней очень рано. Так, Вивиан Хартли неожиданно она делает крутой жизненный поворот, когда вдруг встречает адвоката Герберта Ли Холмана. Видя перед собой истинного  джентльмена, молниеносно решает: он станет ее мужем. В 19 лет она действительно вышла  замуж, как того хотела, и через год у нее родилась дочь Сюзанна. И это несмотря на почти 14-летнюю разницу в возрасте и тот факт, что тот был недавно обручен. Как тут не вспомнить ее Скарлет из фильма "Унесенные ветром", которая смело принимала самые судьбоносные личные решения, например, когда та уводит из-под носа у своей сестры жениха - Фрэнка Кеннеди, который находясь в средних летах, имел и успешную лавку, и собирался приобрести лесопилку. Безусловно, ее личный опыт очень пригодится потом при "лепке" образа Скарлетт.
 
          Достаточно быстро Вивиан почувствовала, что супружеские цепи не для нее. А у ее мужа хватило ума понять это. Он первым осознал всю меру незаурядности своей жены и с "миром" отпустил ее на сцену, чем по праву заслужил признательность и дружбу до конца дней. Отец же ее, Эрнест Хартли, помог дочери поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне, тем самым открыв путь к желаемому.  Актриса поменяла имя,  взяв новое - творческое и на всю жизнь – Вивьен Ли.

              1935 год был особенно урожайным: актриса играла в четырех фильмах и двух спектаклях. Но условия  были продиктованы не ею, что логично вытекало из положения, как начинающей. Со слов агента Джона Глиддона, требовалось «работать быстро и не просить слишком много». Вивьен Ли была фанаткой и трудоголиком сцены. Она приходила в театр раньше всех, текст пьесы учила наизусть задолго до начала репетиций и повторяла каждый вечер. Неизменно  готовясь к каждой своей роли, она всегда собирая информацию о персонаже и исторической обстановке. Сама она утверждала, что "жизнь так полна и щедра, что человек всегда найдёт, где досыта нахлебаться". И никогда не щадила себя, доводя актерскую технику до филигранности.  В ее «тренинг» входили систематические  занятия танцами и речевые упражнения.   Так, позже она брала даже уроки балета для роли танцовщицы, вынужденно ставшей проституткой и покончившей с собой, которую сыграла в фильме «Мост Ватерлоо». А чтобы играть Клеопатру, ей пришлось научиться иначе использовать голос: верхние тона для молодой царицы, нижние – для более зрелой.

          Критики еще в ранних  рецензиях называли ее «блестящей дебютанткой» и отмечали, что обаяние миссис Ли может соперничать лишь с ее интеллектом. Окажись на месте театралов психолог, он, вероятно, разглядел бы и зачатки будущей душевной болезни, которая позже подточила здоровье Вивьен и в конце концов погубила ее. Но будучи от природы  очень умной и чуткой,  актриса никогда не страдала манией величия, так свойственной многим выскочкам.

       В тоже время, она безусловно знала себе цену.Так, когда Мэрлин Монро приехала в Лондон, то Вивьен Ли даже не удостоила ее своим вниманием, считая абсолютной пустышкой. Своего же будущего мужа - знаменитого актера Лоуренса Оливье она будет боготворить всю свою сознательную жизнь и даже после развода табличка на фасаде их дома останется прежней.


                б) роковая встреча с гением

        Они прожили вместе 20 лет. Лоуренс Оливье был любимым Гамлетом Вивьен еще до их личного знакомства, которое состоялось в 1934 году за кулисами после  спектакля с его участием. К слову, его игрой, уже в пятидесятые годы, восторгался Жерар Филип, который  вместе с Анн удостоил посещением спектакль в Лондонском Королевском театре.

          Ее же восторгам тогда не было предела, она расцеловала его, о чем он не забыл. Оливье принял близко к сердцу ее искренность, а особенно свежесть. Что же касается Вивьен, то она "все уже решила", что не трудно представить вспомнив эпизоды из "Унесенных ветром".   "Я выйду за него замуж", — эти слова вырвались у Вивьен Ли, когда она впервые увидела Лоуренса Оливье на театральных подмостках. "Но ведь вы оба женаты", — возразила ей подруга. "Все равно я выйду за него. Вот увидишь".   

        Лоуренс Оливье происходил из бедной среды и относился к числу людей,  которые сделали себя сами.  Оливье был  во всем невероятно талантлив, но своим поприщем избрал сцену, став ее лордом, а может быть и королем.  Он имел фантастический темперамент, а  планку игры задавал настолько высокую, что критики   уже с молодости  признали его одним из ярчайших актеров британской сцены.   У него также, как и у Вивьен, была за плечами семья и только что родился сын.

        Но Лоуренс, поддавшись нахлынувшим чувствам,  не удержался и нанес ответный визит влюбленной актрисе - на спектакль, применительно к разворачивающейся ситуации, под символическим названием "Под маской добродетели". Вивьен Ли играла уличную девицу из времен века 18-го, выдающую себя за невинное создание. Как истинного эстета его привлекла чудесная, выточенная словно статуэтка, ослепительно прекрасная Ли. Поразили ее фиалковые глаза,вопрошающие и излучавшие свет. Но особенно его впечатлила удивительная игра Вивьен: она мгновенно и без труда меняла образ и выражение лица. Он видел универсальную пластику игры никак не связывая ее с неустойчивой психикой актрисы. Вот партнерша, о которой можно только мечтать!  Знаменитый актер был покорен.

      Сценическая карьера свела  его наконец  с Вивьен Ли в исторической драме «Пламя над Англией». Играя пылких влюбленных, Лоуренс и Вивьен вышли за рамки сценария. С того вечера стало ясно – прошлые браки будут разрушены этой страстью. Любовь Вивьен и Лоуренса отмела и ее мужа Ли Холмана, и его жену Джил Эсмонд, недавно родившую первенца. Те долго не соглашались дать разводы и только через шесть лет, а именно в 1940 году через суд прежние браки были расторгнуты.  Спустя шесть месяцев после процесса Вивьен и Лоуренс поженились на скромной церемонии в США. В связи с происходящим переворотом в своей судьбе Вивьен Ли резонно заметила: "Признав реальность - не пытайся ее оправдать...".


                в) время Скарлетт или восхождение на кино-олимп

         Восхождение на кино-олимп началось для Вивьен Ли во второй половине 30-х годов, когда она хотела получить роль Скарлетт О'Хары, на которую претендовало до полутора тысячи актрис. Среди претенденток были первые звезды Голливуда: Таллула Бенкхед, Кэтрин Хепбёрн, Джоан Кроуфорд, Клодетт Кольбер, Маргарет Салливан, Полетт Годдар,Джоан Беннетт, Джин Артур, Бэтт Дэвис и другие.  А проводником молоденькой номинантки явился ни кто иной, как ее собственный, пусть  тогда еще не узаконенный, муж - Лоуренс Оливье.Вивьен Ли привёл на студию брат Дэвида Селзника Майрон, по совместительству — агент Лоуренса Оливье.

       Сегодня вряд ли кто-нибудь услышит имя этого прославленного продюсера тех времен. Дэвид Селзник (Зельцник)был сыном кинопродюсера еврейского происхождения — Лазаря Железника, выходца из Киева. Он руководил созданием таких шедевров середины XX века, как «Кинг-Конг» (1933), «Унесённые ветром» (1939) и «Ребекка» (1940). Его брат представил ему Вивьен Ли, воскликнув: «Вот она, твоя Скарлетт!»  Но Дэвид долго не решался утвердить Ли на роль, в чем впоследствии признавался: «Я понял, что это моя героиня, как только увидел Вивьен. И всё-таки я не знал, как американская общественность воспримет фильм, главную роль в котором будет играть иностранка».

      Его сомнения помог разрешить другой, очень авторитетный и уважаемый мастер, который собирался вначале работать над картиной. По свидетельствам, режиссер Джордж Кьюкор восхвалял невероятную безудержность актрисы. Сам он, снимая в своих фильмах, вывел на "Оскар" двух голливудских див -  Ингрид Бергман и Джуди Холидей. У Кьюкора сыграла свою первую роль 4-кратная обладательница «Оскара» Кэтрин Хепберн, а Грета Гарбо — свою прощальную роль.
 
        Вивьен Ли оправдала их выбор! И это несмотря на то, что работа была очень тяжелой, и даже выматывающей. Одна из статей так описывала обстановку на студии и дала оценку плодам "сотворчества": "Истеричный режиссёр Флеминг, равнодушный ко всему происходящему Лесли Говард (Эшли Уилкс), придирающийся к мелочам Селзник и подтрунивающий над строгостью партнерши и отчитывающий её за опоздания Кларк Гейбл (Ретт Батлер)". Интересно, что в режиссёрском кресле «Унесённых...» успели побывать три человека: Джордж Кьюкор — не поладил с Кларком Гейблом и вынужден был уйти; Виктор Флеминг, выбывший из рабочего процесса в середине съёмок по состоянию здоровья; Сэм Вуд и снова Флеминг, которому в итоге достались все режиссёрские лавры.

             Даже в такой непростой обстановке Ли сумела создать образ, за который её полюбила сначала вся Америка, а после — весь мир. Сама Вивьен так отзывалась о своей кино-героине:"Тщеславная, испорченная и высокомерная — все это есть в Скарлетт. Но также она смелая и решительная. Вот почему, я думаю, все женщины должны тайно восхищаться ею".  Во многом, благодаря обаянию Скарлетт-Вивьен  фильм стал кинохитом года, а режиссерская работа в целом признана шедевром. Картина режиссёра Виктора Флеминга  "Унесенные ветром"(1939 г.) получила восемь премий «Оскар», одна из которых  в номинации «лучшая женская роль» досталась исполнительнице роли Скарлетт О’Хары — Вивьен Ли.

               После невероятного успеха фильма Вивьен стали называть голливудской кинозвездой.  «Так хороша, что не нуждается в таланте, и так талантлива, что не нуждается в красоте», – писали впоследствии о Вивьен американские издания. Но она не любила, когда о ней  говорили как о "звезде". Для нее это означало жить фальшивой жизнью. Вивьен же, в первую очередь, отличалась от других актрис скромностью и трудолюбием. Она просто любила свою работу и отдавала ей все свои силы. Но пресса была неутомима. «Англичанка, отобравшая хлеб у ослепительных звёзд Голливуда, стала одним из символов Америки», — захлебывались от восторга критики.

          После премьеры «Унесённых ветром» в Атланте популярность актрисы во много раз превзошла популярность её мужа — барона Оливье. И пресса изо всех сил старалась подлить масла в огонь. Так один из любителей дешевых сентенций назвал Вивьен «великой актрисой», а его — Лоуренса Оливье — «её мужем, приехавшим в Голливуд по делам».  Пользуясь зрительской любовью к актрисе, режиссёры один за другим начали предлагать ей роли. За «Унесёнными ветром» последовали драмы «Мост Ватерлоо» (1940 г.) и «Леди Гамильтон» (1941 г.). В последней Ли снялась вместе с Оливье и, по единодушному признанию критиков... переиграла его.

        Вивьен Ли отбивала атаки всякого рода писак, показывая свое  истинное лицо, которое было и умным, и благородным. Вивьен искренне любила мужа и старалась сделать всё для того, чтобы не задевать его самолюбие. Она рвала и выметала из дома газеты с хвалебными статьями в свой адрес, а статуэтками «Оскара» подпирала двери спальни. Более того, Ли отдала  все свои сбережения для удовлетворения режиссерских амбиций своего супруга.

              Но Америка не приняла Лоуренса Оливье и с его шекспировским театральным репертуаром. Разочарованный, он вернулся с женой в Англию - родину Шекспира и его пьес, где дела, увы, обстояли еще хуже. Как основной жанр, в английских театрах также шли мелодрамы, удовлетворяющие вкусам невзыскательного посетителя, а истинное искусство находилось в загоне.

              Англия, как никогда,  нуждалась в национальном театре с классическим  репертуаром, серьезной режиссурой и постоянной труппой. Дело стояло за подвижниками - настоящими и большими профессионалами, что  было по силам таким мастерам, как Лоуренс Оливье и Вивьен Ли. Те же, в свою очередь, осознали и усмотрели в данном свою миссию. Поэтому, несмотря на грандиозный мировой успех, Вивьен Ли незамедлительно последовала за мужем. Им вместе предстояло возрождать театральное искусство Англии.



                г) испытания судьбой и последняя роль.
      

           В послевоенные годы века ХХ английское театральное искусство переживало глубокий кризис. В то время превалировали  две основные формы. Первая, когда «сборная» труппа собиралась до тех пор, пока постановка была востребована зрителем. И вторая, когда маленькие театрики, которые находились в лондонском Вест-Энде, ставили, в основном, развлекательные   представления, что делалось из-за коммерческих интересов на потребу  буржуа.

           Но, как писал еще Сенека, искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Чтобы поднять театральную культуру из упадка, английские режиссеры и актеры, как и до войны, обратились к трагедиям Шекспира. Самой  великолепной парой проявили себя Лоуренс Оливье и Вивьен Ли. С доброй иронией заметим, что муж блистательно исполнял роли величественно-победоносных героев, а жена оттеняла их мужественную роль, создав нежно-женственные образы.  Офелия, Клеопатра, Лавиния... сколько подлинной нежности и страсти в них было вложено! В 1946 году они сыграли в успешной лондонской постановке Торнтона Уалдера «The Skin of Our Teeth», а также в спектакле «The School for Scandal». Оливье играл в «Ричарде III».  Фильмы, в которых актриса исполнила роли в то время — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина» — также были шагом вперед.  В 1947 году за огромный вклад в дело возрождения культурного наследия страны Оливье был посвящен в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию. Она станет леди Оливье, и сохранит этот титул до конца. 

            Но, к величайшему сожалению, это была больше внешняя картина напряженной творческой работы и успеха, а внутренне  Лоуренс и Вивьен все больше и больше испытывали друг с другом дискомфорт. Как это часто бывало, за восхождением на жизненный и творческий Олимп, следует падение, правда, у всех оно различается во времени и по форме. Брак Вивьен Ли и Лоуренса Оливье, к невообразимой горечи обоих партнеров, не был счастливым и постоянно подвергся испытаниям зависти и измен, а также взрывам безотчетного гнева и отчаяния.

                К 1948 году в совместном турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра Олд-Вик, это проявилось особенно очевидно.  Участники труппы позднее вспоминали скандалы, которые случались, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину и она в ответ тоже ударила его по лицу, а потом вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов».

           Почему это происходило?  И как такое могло вообще случиться?! Справедливо отметить особенную психическую организацию  актрисы - быстрые перепады настроения, выделявшие её среди других.   Вивьен, чтобы как-то укрепить отношения "изнутри", в 1945 году решила  родить ребенка, но ее ослабленный недосыпанием и постоянными перегрузками организм не сумел выполнить этой задачи. За годы  супружества они так и не смогли завести детей, о которых мечтал Оливье, — обе попытки закончились выкидышем. Это, главным образом,  и привело к затяжной депрессии, сопровождаемой эмоциональными взрывами, о которых сама гиперактивная Вивьен потом не помнила.  Кстати, сохранились некоторые эпистолярные свидетельства об их жизни: недавно у внуков Вивьен Ли Британский Музей приобрел ее переписку с Оливье.

          Кроме того, семью постигло еще одно несчастье: Вивьен заболела туберкулезом. Это произошло в 1948 году и именно в этого времени пошел "обратный отсчет". Дело в том, что лекарства, прописанные для лечения легких, пагубно действовали на психику и у Вивьен начались приступы маниакальной депрессии. Однако, будучи человеком с пошатнувшейся психикой,  Вивьен Ли  начинает играть в пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“». Актриса 326 раз  выходила на театральную сцену как Бланш - играла потрясение и «сходила с ума».  А в киноверсии (режиссёр Элиа Казана (1951 г.). получила за роль Бланш Дюбуа свой второй «Оскар».  «Мы отлично сработались с Марлоном Брандо, сыгравшим роль Стенли. Мы оба любили использовать в разговоре крепкое словцо и посмеяться», — вспоминала Вивьен. Вместе с тем актриса признавала, что именно роль Дюбуа нанесла непоправимый вред её душевному здоровью. Лечение в психиатрической клинике — электрошок, обёртывания в ледяные простыни, продолжительные беседы — не давало нужного результата.
«Вивьен изменилась до неузнаваемости. Это была не та женщина, на которой я женился»,— вспоминал ее муж.

        Оливье очень устал  от истерик жены, с которой жить стало невозможно.  И он начал все чаще заглядываться на молодых актрис, одна из которых -  Джоан Плоурайт станет его женой и впоследствии родит ему троих детей. А Ли согласится в 1960 году на развод и, как бы это цинично не казалось, получит в "приданное" от бывшего мужа шикарный Rolls-Royce. В жизни актрисы появился еще один близкий человек, который ее поддерживал до последних дней. И все же сила ее любви к Лоуренсу была настолько велика, что до самой смерти актриса искренне верила, что он вернется к ней и берегла свой титул "леди Оливье", который носила с 1947 года. "Ко многому мне пришлось привыкать в этой жизни, но труднее всего было привыкнуть к отсутствию Лоуренса", — признавалась она. Говорят, и он никогда не забывал о "той"  Вивьен, ностальгируя по дням, когда они были вместе и с любовью пересматривая фильмы с ее участием.  Вивьен Ли покинула наш мир 7 июля 1967 года.   Лоуренс Оливье пережил Вивьен  на 32 года.


*     *     *


         Человек с "сверхострочувствительной" психикой -  вот как бы я охарактеризовала харизму этой актрисы. Будучи от природы и философом, Вивьен Ли понимала мир, в котором живет и стремилась не допускать внутренней фальши  ни к себе, ни к другим. Она  рассуждала: "Красота спасет Мир, если она добра. Но добра ли она? Не красота спасет Мир, а светлые помыслы. Ибо какой прок от надменной и безбожной красоты?" Наверно, так могла думать не лицедейка, а только высокодуховная личность. И поэтому, анализируя всю ее жизнь, я вправе была написать вот такие строки:

Нежнейшая нимфа из снов
Спустилась на грешную землю.
Свет двух голубых огоньков
Ловлю дивный отблеск и внемлю.
Точеная юная  стать
И взгляда небесного тайна...
Но нам всех глубин не понять:
Суть феи тепла... и астральна!
С экрана богиня глядит.
Вновь хрупости шарм покоряет.
На сердце ж щемит и знобит…
Ведь  Вивьен с душой - не играет!



                июнь 2015 


_________________________


Фото(из интернета). Вивьен Ли, леди Оливье ( урождённая Вивиан Мэри Хартли; 5 ноября 1913, Дарджилинг — 7 июля 1967, Лондон) — английская актриса, обладательница двух премий «Оскар» за роли американских красавиц: Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром» (1939) и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание“» (1951).      


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.