Мой любимый певец. Дмитрий Хворостовский

 
Это одно из самых сильных художественно-вокальных впечатлений в моей памяти:концерт Дмитрия Хворостовского "Песни победы" 2003г. Телеканал "Россия" транслировал его.
Сказать, что я была потрясена впечатлением:еще ничего не сказать!Феноменальный вокал. Так поют только боги на Олимпе. О внешней харизме и артистизме, глубокой прочувствованности исполнительских трактовок петых-перепетых песен военных лет и говорить нечего. Хворостовский вернул этим песням ту первозданную мощь воздействия, с которыми они пришли в мир. Сенсация была огромной. Д.Хворостовского  принял Президент РФ.В.В.Путин. 
Еще годы я слушала снова и снова эти песни в его невыразимом по силе воздействия исполнении. Как и романсы, арии, партии его репертуара.

На Красной площади в Москве под открытым небом Дмитрий Хворостовский спел двухчастный концерт, в первом отделении-классические арии и романсы, во втором отделении песни военных лет. Присутствовали В.Путин и Хосне Мубарак, тогдашний египетский лидер, еще до арабских революций.

Потом был Концерт советских песен "Московские ночи". Программа из самых известных песен А.Пахмутовой и др.советских композиторов, песни, любимые народом. Была программа русских романсов из произведений Чайковского, Рахманинова, Гурилева, Булахова и других, в котором Д.Х также выдал абсолютно свежие и сверкающие трактовки запетых романсов. Резонансным было его еще ранее сотрудничество с великим композитором Георгием Свиридовым. Цикл "Отчалившая Русь" на стихи Сергея Есенина и другие романсы Г.Свиридова(на стихи А.Блока и др.).

Об опере. "Лучший Онегин" по оценке западной прессы. И действительно:и вокально, и внешней статью, и благородством истинного русского аристократа немногие могли бы во всей истории исполнения этой оперы сравниться с прирожденным Онегиным-Хворостовским. В советское время лучшим Онегиным называли многих, например, Георга Отса в ансамбле с Галиной Вишневской-Татьяной, но Г.Отс с его изысканно-благородной исполнительской манерой все же уступал многим баритонам по силе, не уступая никому по популярности и узнаваемости своего бархатного лирического баритона. Но Онегин-Хворостовский абсолютный Онегин! Я смотрела спектакль "Евгений Онегин", транслировавшийся из Метрополитен-опера с Дмитрием Хворостовским в партии Евгения Онегина и Рене Флеминг в партии Татьяны. Не могу сказать, что на меня сильное впечатление произвела Татьяна-Флеминг с ее сильным акцентом, едва справлявшейся с русским текстом, и тем более была неприятно удивлена "конвульсивной мимикой", как иронично писали о внешнем стиле выступлений другой знаменитой певицы Чечилии Бартоли. Рене Флеминг отличная вокалистка, но Татьяна, как ни старалась, у нее, на мой взгляд, в драматическом плане не получилась. Но Онегин-Хворостовский был великолепен! При том, что исполнительские версии Онегина богатейшие, ибо самая популярная русская опера в мире это "Евгений Онегин" Чайковского. Но в целом эта постановка Онегина была, как и "Пиковая дама" с Германом-Доминго малоудачной во всех отношениях в Метрополитен-опера. За границей, по моим наблюдениям, русская опера ставится примерно также, как снимаются Голливудом фильмы, в которых русские персонажи неизменно вызывают смех русской аудитории. Я смотрела и "Пиковую даму" из Мет. Князь Елецкий молодого Хворостовского был достаточно скован и неуверен в себе, но пел всегда прекрасно.

Фильм-оперу "Дон Жуан" Моцарта видела фрагментами, и мне понравился его жизнерадостный герой, кстати, вопреки тому, что сам Д.Х. в интервью музыковеду и телеведущему С.Бэлзе признавался, что "не в восторге" от этой работы в Италии, которая однако принесла ему большое личное счастье. Эта опера, в  которой он пел в ансамбле с меццо-сопрано второго плана Флоранс Илли, свела его с его большой любовью, с Флоранс. Я сожалею, что она, выйдя замуж за Д.Хворостовского, оставила сцену, полностью посвятив себя мужу и детям. Об этом сожалеет в интервью даже сам Дмитрий Александрович. На сцене это была бы на редкость красивая певческая пара(как М.Магомаев и Т.Синявская, к примеру). Есть певицы голосистее и знаменитей, с которыми он пел, но вряд ли любимее у Д.Хворостовского! Лишь раз они спели на ТВ перед публикой дуэт из оперетты, и Дмитрий держал за руку дрожащую от волнения прекрасную Флоранс.

Есть точка зрения, по которой Хворостовский, как исполнитель камерной и песенной лирики и Хворостовский, как концертирующий певец(в том числе с оперными ариями в программах), превзошел Хворостовского-оперного певца. Он и сам высказывался на эту тему:концертная деятельность с его динамичной натурой больше ему подходит, чем опера, эта коллективная работа, а поэтому оперных партий у него сравнительно немного. Хотя его певческая органика абсолютно оперная, эталонная, он и был признан эталоном современного медийного оперного певца.

Тем не менее, он стал много работать в вердиевском репертуаре, самом благодатном для баритона такого масштаба. Зрелый возраст и полный расцвет вокального мастерства самый подходящий период для вердиевских певцов-баритонов и крепких сопрано. У Д.Х. большие планы. Д.Хворостовский исполнял главные партии в операх  в моцартовском, россиниевском, вердиевском, доницеттиевском репертуаре. В операх"Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" Вольфганга Амадея Моцарта. Не знал себе равных в итальянском и французском репертуаре. В "Риголетто", "Травиате", "Симон Бокканегра" и "Отелло" Джузеппе Верди. "Фаворитка" и "Любовный напиток" Гаэтано Доницетти. "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини. "Сельская честь" Пьетро Масканьи, "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. Исполнял партии во французских операх:"Фауст" Шарля Гуно,  Был признан западной прессой, как "лучший Онегин западной сцены", вообще блистал в операх П.И. Чайковского:в "Евгении Онегине", "Иоланте" и "Пиковой даме". "Царская невеста" Николая Римского-Корсакова.  "Демон" Антона Рубинштейна. Сделал несколько интриговавших музыкальную общественность и меломанов концертных программ, например,"Дежавю" из композиций Игоря Крутого на стихи Лилии Виноградовой. Был любим Георгием Свиридовым, много пел его произведения. После победы в 1989 году в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе  с 1990 года ангажементы в лучших оперных театрах мира: Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Баварская государственная опера (Munich State Opera), Берлинская государственная опера,  оперная сцена Зальцбургского фестиваля.  Венская государственная опера, Театр Колон (Буэнос-Айрес), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Лирическая опера в Чикаго, театр Ла Скала (Милан), Мариинский театр Санкт-Петербурга, московский театр «Новая Опера»...

Народный артист России. Кавалер орденов Александра Невского и "За заслуги перед Отечеством" и многих других заслуженных наград и регалий. Занимается благотворительностью, творческой и материальной помощью коллегам, что не спешит много афишировать.

В честь Д. А. Хворостовского назван астероид (7995) Хворостовский, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 4 августа 1983 г.


Последней его заметной и даже ставшей весьма резонансной работой в опере стал Демон в опере Антона Рубинштейна "Демон" по поэме Лермонтова. Полуконцертную постановку специально для Дмитрия Хворостовского и "под него" осуществила "Геликон-опера", режиссер Дмитрий Бертман. Прямая трансляция премьеры из Геликон-оперы шла на телеканале "Культура" в начале февраля 2015г.
Пресса много писала об этой версии "Демона".
Я, автор этих строк, также оставила свои противоречивые впечатления в статье:

http://www.stihi.ru/2015/02/03/995
Демон в постановке Геликон. Скорее нет, чем да

Сегодня, спустя полгода, невольно задумаешься:а не стала ли эта работа роковой для певца?.. Артиста, находившегося в расцвете голоса, славы, личного и творческого счастья и с большими планами одного из лучших оперных и концертных классических певцов современности. Нет, конечно, это просто совпадение. Но пришлось справиться в Википедии и кое-что уточнить. Два самых известных предшественника в партии Демона(оперы, которая несмотря на ее известность, не ставилась на большой русской сцене уже почти полвека)- Федор Иванович Шаляпин в Российской империи и Георг Карлович Отс на советской сцене. На постсоветской российской оперной сцене самый известный Демон, несомненно, Хворостовский, да и первый постсоветский исполнитель в долго не ставившейся опере по лермонтовской поэме.

Дмитрий Хворостовский, народный артист России:

“Думаю, несмотря на представление в концертном зале, у нас получилась постановка не «semi-stage», а «full-stage» – тотальный театр. Ты открыт зрителю на все 360 градусов, будто играешь в кино. О чем думаешь, как ты мыслишь, как чувствуешь, читается публикой со всех сторон. Ничего не нужно изображать, укрупнять, как для большой сцены иногда приходится делать. Хотя есть другая трудность – к сожалению, это не идеальный зал для вокального искусства, акустика очень неровная. Но, надеюсь, и эта задача оказалась решаемой".

"У меня была давняя мечта исполнить эту роль на оперной сцене. Несколько лет назад мы с Валерием Гергиевым попытались представить в концертном исполнении отдельные сцены и не получилось – я жестоко заболел. В этом, казалось, проявилось некое предзнаменование, но меня это нисколько не испугало. И когда я встретился с Дмитрием Бертманом идея с «Демоном» возникла вновь. Начиная учить эту роль, я слушал записи Баттистини, Руффо, Шаляпина, русского баритона Максакова… Из советских певцов Георг Отс, по-моему, гораздо интереснее исполнил Демона знаменитых солистов Большого театра. Я работал над ролью, собирая по крупицам штрихи, какие-то исполнительские «трюки».

Впрочем, уточните сами причину смерти Шаляпина и Отса. Особенно Отса. Я не хочу омрачать этот текст такими мед.терминами. Это только совпадение, как и череда странных смертей, последовавших за экранизацией В.Бортко "Мастера и Маргариты"(18 смертей за 5 лет после премьеры, включая как исполнителей главных ролей, так и эпизодов, и просто технических работников). Кто доказал, что роман "Мастер  Маргарита" проклятый? Просто есть такое мнение. Когда кто-то сказал, что А.Абдулов сыграл беса(Коровьева) и это ему аукнулось - ну что за темные люди! И кто доказал, что фильмы и спектакли, в которых актеров, играющие мир Тьмы, потом настигает мистика? Это из разряда городских легенд. Да, подозрительно много актеров пострадало от роли Ивана Грозного, но это тоже недоказуемые совпадения.

Это ужасно...Нет.
Миллионы поклонников Д.Хворостовского сражены известием о его недуге, свалившемся в буквальном смысле на голову в расцвете таланта.

Дмитрий Александрович, выздоравливайте!

Читала когда-то, что на концертах Дмитрия Хворостовского экстрасенсы видят золотые свечения нимбами вокруг голов слушателей. Голос Орфея-Хворостовского, как и пение мифологического Орфея, выравнивал и корректировал биополя слушателей, захваченных его необыкновенным пением. Д.Хворостовский исцелял своим пением людей!

Теперь пришло время, когда армия поклонников Певца должна послать целительные эманации любви сквозь пространства, которые укрепят волю Артиста в борьбе с недугом. Вы победите и Ваш голос с новой силой зазвучит над миром!

28 июня 2015г.

P.S.Спустя 2,5 года. Сегодня, 22 ноября 2017г пришло печальное сообщение об уходе Великого Артиста. Бесконечно жаль...

Кого теперь нам слушать, разве есть достойные преемники?

Давайте будем слушать, наслаждаться голосом и мастерством, это то, ради чего он жил:

 Центральные партии в операх русских и зарубежных композиторов:

Евгений Онегин — «Евгений Онегин» (П.Чайковский)
Елецкий — «Пиковая дама» (П.Чайковский)
Грязной — «Царская невеста» (Н.Римский-Корсаков)
Жермон — «Травиата» (Д.Верди)
Де Луна — «Трубадур» (Д.Верди)
Родриго — «Дон Карлос» (Д.Верди)
Риголетто — «Риголетто» (Д.Верди)
Рикардо — «Пуритане» (В.Беллини)
Альфио — «Сельская честь» (П. Масканьи)
Сильвио — «Паяцы» (Р. Леонкавалло)
Граф — «Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт)
Дон Жуан, Лепорелло — «Дон Жуан» (В. А. Моцарт)
Фигаро — «Севильский цирюльник» (Д. Россини)
Альфонсо — «Фаворитка» (Г. Доницетти)
Белькоре — «Любовный напиток» (Г. Доницетти)
Валентин — «Фауст» (Ш.Гуно)

Дискография, 41 компакт-диск:

1990 — Tchaikovsky and Verdi Arias
1991 — Пьетро Масканьи. «Сельская честь». Philips
1991 — Russian Romances
1993 — Пётр Чайковский. «Евгений Онегин». Philips
1993 — Traviata, Kiri Te Kanawa, 2CD
1994 — Songs and Dances of Death
1994 — Rossini, Songs of Love and Desire
1994 — Dark Eyes
1995 — Tchaikovsky, My Restless Soul
1996 — Dmitri
1996 — Russia Cast Adrift
1996 — Credo
1996 — Г. В. Свиридов — «Отчалившая Русь»
1997 — Джузеппе Верди. «Дон Карлос». Дирижёр — Бернард Хайтинк. Philips
1997 — Russia’s War
1998 — Kalinka
1998 — Arie Antiche
1998 — Arias & Duets, Borodina
1999 — Николай Римский-Корсаков. «Царская невеста». Дирижёр — Валерий Гергиев. Philips
1999 — Пётр Чайковский. «Иоланта». Philips
2000 — Don Giovanni: Leporello’s Revenge, 1CD
2001 — Verdi, La traviata DVD
2001 — From Russia With Love,
2001 — Passione di Napoli
2002 — Russian Sacred Choral Music, 7CD
2003 — Пётр Чайковский. «Пиковая дама». RCA
2003 — «Песни военных лет», DVD
2004 — Георгий Свиридов. «Петербург». Delos
2004 — Дмитрий Хворостовский в Москве DVD
2005 — Songs and Dances of Death Symphonic dances
2005 — «Свет берёз»: Любимые советские песни. CD
2005 — Пётр Чайковский. «Пиковая дама», лучшие фрагменты. Delos
2005 — I Met You, My Love
2005 — Verdi Arias
2005 — Moscow Nights
2006 — Portrait
2007 — Heroes and Villains
2007 — «Евгений Онегин», дирижёр Валерий Гергиев (Онегин)
2009 — Дежа Вю 2CD + DVD
2010 — Tchaikovsky Romances 2CD
2010 — Pushkin Romances


Рецензии