Я поведу тебя в музей Гончарное ремесло

С давних времен люди занимались гончарным делом. Глина прочно вошла в быт человека. Из глины издавна и по сей день делают посуду, глиняные обожженные черепицы для крыш домов, керамическую плитку для стен, полов и многое другое. Мы приглашаем своего читателя в очередной раз на заочную экскурсию в Краснотуранский историко – этнографический музей для знакомства с коллекцией гончарных изделий.
В узком смысле слово «керамика» обозначает глину, прошедшую обжиг, она является древнейшим искусством. В музеях разных стран хранится немало шедевров керамического мастерства. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки.  Гончарство  - это ремесло по обработке глины посредством формовки на гончарном круге с нанесением глазури, с последующим обжигом и превращением её в керамику. Глина в природе  является не очень прочным материалом, она легко крошится, размокает в воде. Но, обожженная при высокой температуре, она обретает крепость камня.  Сегодня нет возможности точно назвать  время, когда впервые человек обратил внимание на свойства этого природного материала , на ее вязкость, способность затвердевать при обжиге и оставаться в окаменелом состоянии длительное время. Скорее всего, это произошло  случайно. Однажды сидевший у костра первобытный человек  бросил кусок глины в огонь, и спустя время в кострище нашел камень.  Доказательством использования человеком  этого природного материала в древности служат фигурки бизонов, слепленные из глины 12 тысяч лет назад. Металлические изделия имеют свойство ржаветь, дерево истлевает, а глина сохраняется в прекрасном состоянии в течение многих тысячелетий.
Первоначально люди использовали необожженную глину, причем не как основной материал, а в качестве связующего компонента. Основным же материалом для изготовления посуды являлся птичий помет, смешанный с пухом, осколками скорлупы и кусочками раковин. По мнению первобытных людей, именно эти компоненты обладали клейкостью и пластичностью, глины в этом сырье было не более 30%.
Спустя много веков люди научились использовать глину для скрепления непластичных материалов – осколков камней, песка и раковин. А уже после этого стали применять глину в качестве основного сырья для изготовления посуды. Со временем древние мастера научились отделять глину от вредных примесей – отмучивать ее. Метод  очистки глины с тех пор почти не изменился – современные гончары до сих пор неизменно пользуются технологиями, которым несколько тысяч лет.
В Краснотуранском музее собрана достаточно большая коллекция керамических изделий. В зале археологии можно увидеть осколки глиняных сосудов (3 тысячи лет до нашей эры – 700 лет нашей эры). По остаткам разнообразного орнамента ученые определяют возраст данного изделия и культуру, к которой оно относится. В фонде музея хранится хорошо сохранившийся глиняный сосуд из древнего захоронения. Это небольшой горшок, округлой формы Его хрупкие  стенки почернели от времени и даже отдают синевой. Скорее всего, он имел ритуальное предназначение и был произведен для сопровождения в «мир иной».
 Изучая историю развития керамики, можно не только установить хронологию гончарного дела, но и развитие цивилизации, которая производила эти изделия. 
Посетители музея могут полюбоваться коллекцией керамической посуды конца 19 – начала 20 века. Наиболее распространенными являются  горшки с короткой шейкой и максимальным расширением в верхней части тулова, кринки для молока и сметаны, бутыли. Сделаны они из глины с добавлением песка и хорошо обжарены на огне. Изделия гончаров этой поры не отличались  особой красотой, но были удобными и дешевыми. Из гончарных изделий 19 века в музее находится ряд предметов посуды.  Это глиняный бочкообразный горшок желтого цвета и глиняная бутыль с узким горлышком, покрытая глазурью, переданные на хранение жителями села Листвягово. Глиняную шероховатую бутыль цилиндрической формы передали музею жители села Кортуз. Семья Свининых из села  Листвягово также пополнила фонды музея такими гончарными изделиями, как: светло-коричневая глиняная, покрытая глазурью, бутыль и большой глиняный горшок, бочкообразный, покрытый глазурью. Черную, с въевшейся в глину вековой копотью, бутыль предоставила семья Шевелевых из деревни Салба. Музей получил в дар глиняные изделия из села Беллык от Марии Филлиповны Афанасьевой и Е. Д. Альшевской, из Краснотуранска от Хариной Капиталины Харитоновны и Нины Никитичны Витюговой, из деревни Усть-Сыда от Анны Гавриловны Маслаковой, от семьи Павлушкиных и многих других. Многие гончарные изделия нашего музея покрыты глазурью. Для получения глазурованной посуды разного цвета мастера использовали металлические порошки и опилки: для красного цвета – свинец и медную окалину, для белого – свинец на белой глиняной поверхности, для зеленого – медную окалину. Эти порошки насыпались на высушенную и намазанную дегтем поверхность изделий перед обжигом. Для получения так называемой муравленой (блестящей) посуды использовали перед обжигом крепкий раствор соли. Обварная техника декора получалась после опускания горячей, вынутой из печи посуды в «обвар», то есть разболтанную в воде прокисшую ржаную муку с добавлением мела или пивных дрожжей. Запекшаяся мука создавала красивые случайные затеки, пятна, пузыри, а также делала крепче керамический сосуд. Черная же (задымленная) поверхность изделий получалась при обжиге в коптящем пламени. Технология изготовления гончарной посуды была довольно сложной и  состояла из нескольких этапов. Сначала отбирали и тщательно готовили глиняную массу. Глину перебирали и удаляли ненужные примеси, месили в корыте с водой ногами и руками. Затем на гончарном круге продукцию декорировали, а после сушили и обжигали прямо в избе, в русской печи или в горне – специальной печи на улице.
Да, живем мы теперь по-другому! Трудно представить себе русскую печь, расположившуюся посреди современной кухни, затянутой в пластик, стеклопакеты  и линолеум. С исчезновением русских печей отпала необходимость в глиняных горшках и кринках. А между тем блюда в глиняных горшках получаются особенно сочными, ароматными и вкусными.  Наши предки в  такой посуде готовили рыбу, мясо, овощи, каши, щи, борщи, топленое молоко и прочее.
В последние годы гончарное ремесло, как основная часть  керамики, возрождается, но, скорее, не на профессиональном уровне, а на любительском.
Елена Савицкая


Рецензии