Писать с Есенина этюды

Из цикла «Портрет к Дождю»


Писать с Есенина этюды,
как если бы кто попытался
звучать крещендо в лёгком вальсе
с неподражаемой и чудной
Дункан. О, головокруженье!
Так я люблю… и так в едином
порыве я кружусь под длинной,
под шалью с ней — как искаженье
здесь, в зеркалах моих, событий
минувших лет. Звучать крещендо,
как если б не вошёл Есенин
в свой номер в «Англетере». Быть ли
тогда всему, что совершилось?
Так я люблю, прикрыв подстрочник,
кружиться с Айседорой… Впрочем
уж не Серёгина ли милость —

писать под шум Дождя этюды?!



РАКУРС:

Есенин С.А.: Тайна гостиницы "Англетер".
/
«… Но газеты продолжали травлю Есенина. Ежедневно печатались статьи, заметки, фельетоны, авторы которых требовали отмены решения товарищеского суда и строгого наказания антисемита. Поэту был объявлен бойкот, его не принимали в редакциях и издательствах. У народа начали формировать мнение, что Есенин - хулиган, пьяница, подкулачник. Л. Сосновский написал об антисемитской выходке Есенина и в Америке, правда источник этой информации он не указал. Нервы поэта были на пределе. Чтобы скрыться от всего этого шабаша, он вынужден был лечь в стационар профилактория имени Шумской (ул.Полянка, д. 52). В это время он с горечью писал:

Защити меня, влага нежная,
Май мой синий, июнь голубой.
Одолели нас люди заезжие,
А своих не пускают домой.

Знаю, если не в далях чугунных,
Кров чужой и сума на плечах,
Только жаль тех дурашливых юных,
Что сгубили себя сгоряча.

Жаль, что кто-то нас смог рассеять
И ничья не понятна вина.
Ты Расея, моя Расея,
Азиатская сторона.

(ЦГАЛИ, ф. 190, оп. 1, ед. хр. 122)

(Стихотворение ранее не публиковавшееся. Последние две строки Есенин использовал в стихотворении <Снова пьют здесь, дерутся и плачут>).

Со свойственной ему прямотой Есенин дает оценку руководителям Союза писателей и дельцам, захватившим средства массовой пропаганды. Более шестидесяти лет скрывается от читателей его неопубликованная статья <Россияне>, которую я впервые напечатал в журнале <Москва> № 8 за 1990 год:

 
<Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем,- писал поэт в конце 1923 года.- Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть перед искусством. Выработав себе точку зрения общего фронта, где всякий туман может казаться для близоруких глаз за опасное войско, эти типы развили и укрепили в литературе пришибеевские нравы... Давно стало явным фактом, как бы не хвалил и не рекомендовал Троцкий разных Безымянских, что пролетарскому искусству грош цена...>

Против Есенина начинаются провокации. Начиная с декабря 1923 года его систематически задерживают работники милиции. Через короткие интервалы против него возбуждаются пять уголовных дел и направляются в Краснопреснеиский народный суд. С Есениным решают разделаться <законным> путем».
Эдуард Александрович Хлысталов


P.S.  А воз-то и ныне там!!!

Кто следующий?!


Рецензии