Лошицкий парк

   Впервые я посетил Лошицкий парк в первой половине февраля, 2015 года. Я часто гулял по странному месту, название и истории которого ещё не знал на тот момент. Уже после, изучая историю города Минска, я то и дело постоянно натыкался на статьи и выдержки из газет о некоем парке, символом которого, по праву может считаться лошадь. Сколько я не искал, я так и не мог найти не фильма, ни чьего-либо стихотворения об этом месте. Много стихов написано о Бородинском сражении, о деревни Бородино. Много слов сказано о Куликовом поле и ещё больше о Курской дуге. Но о Лошицком парке, наполненном бесчисленным количеством мифов и различных изысканных красот – не сказано ни одного стиха! Тут я и решил ликвидировать культурный пробел поэтическим письмом. Само стихотворение я решил писать четырнадцати-строчным английским сонетом. Впервые берусь за подобную работу в таком объёме.


  * * * Лошицкий парк * * *
I
Быть может, на реке Немиге,
Лет эдак, тысяча назад,
Подняли войны к небу пики,
И звоном в бой их вёл набат!
Быть может Игорь, внук Олега,
В конце двенадцатого века,
Испил водицы из реки,
И в бой повёл свои полки.
Травою битва зарастала,
И к вечности тянулся век,
Но что же видит человек?!
В камнях, ко дну реки пристало.
Пристало прошлое - завет,
Вся память всех минувших лет!

II
Боярин Минский Миловид,
Кого предал завистник Нежич.
В лесу, как западный друид,
Скрывался наш лесной царевич.
Боярин лошадью спасённый,
Рекою чистой умилённый,
Он "Лошей" речку прозвал ту,
И вдаль скакал в седьмом поту!
Там князь с войной на брата шедший,
Чуть после отдыха и сна,
Вся речь была его красна,
Под ложем криничку нашедший,
Вскричал: "Какая благодать!
Убить ведь легче, чем жизнь дать!".

III
Чуть позже Горские-Друцкие,
Князья давно минувших дней,
Там их усадьбы приходские,
Что слышали шаги царей.
Аллея лип благоухает,
Там образ призрачный витает,
И в парке он же - силуэт,
Но как же завершить сонет?!
Быть может это граф Прушинский,
Сей королевский адъютант,
На шеи орден - диамант.
Быть может и не в стиле римском
Лошица строилась тогда,
Мне не сдержать восторга, да!

IV
Дом графский славно перестроен.
Там двухэтажный флигель есть,
Корчма, сторожка, пруд спокоен.
Всего смогу не перечесть -
О камень, зданий сотворитель!
Там каплица князей обитель,
А в недрах каплицы седой,
Лежат друзья эпохи той!
Седая винокурня смотрит,
Упёршись взглядом вгладь пруда,
Я в отраженье, сквозь века,
Узрю тот мир, что в нас подбодрит,
Веков минувших, дальний рай -
Всуе забытый птичий грай.

V
Взгляни в дерев, мир дружный старый.
Увидишь сосны крымских гор,
Орех маньчжурский, многопалый,
Цветов магнолии узор,
Ветвей колючих, пихт Сибирских,
Душе моей безумно близких.
И "обручальный" дуб - старик,
Вся наша жизнь ему как миг!
Быть может, просьбы не исполнил,
Какой-то девушки младой.
Был дуб в ответе головой,
Терпенья чашу переполнил
И наш всемилостивый Бог,
Скорей дожить ему помог!

VI
Вонзив копьё, блестящих молний,
Во грудь немого старика,
Он этим приговор исполнил,
Легенд хватает на века!
Потомок дуба Чарадзея,
Ты был царём деревьев всея,
Последний брат из братьев трёх,
Упал со треском, здесь и слёг!
Сиреней ветви задрожали,
Поникла чёрная сосна,
Пень разгорелся до красна,
И всё с него как со скрижали,
Прочло сей дивный, краткий слог:
«Ваш князь не он, ваш царь я - Бог!».

VII
Всмотревшись в ленту старых лет,
Там друг сей места, наш Евстафий,
Под ним слуга – велосипед.
Он не увидит фотографий!
Из наших дней о парке том.
Слова мои как ясный гром,
Векам, ушедшим эпитафий.
У музы много каллиграфий,
Когда слагаешь о былом,
О том, что душу так ласкает,
Хоть древность все вокруг и хают,
Но для меня Она как дом!
Она, как сказочная лира,
Любви исток, Святая Мирра.

VIII
Вернёмся ж к шляхетской фольварке,
На дом Любанского взглянём.
Помилуй друг, дом как цесарка,
Пестрит красою, всё при нём.
Для вестибюля стиль английский,
На тот момент он всероссийский.
В гостиных право, рококо -
Пестрит изыском широко!
А коридор, подъёмы лестниц,
В помпейских росписях горят,
Художества красу творят.
Найти попробуй им ровестниц!
Библиотека – renaissance,
Читаю: «в переводе с франс.

IX
Рождённый заново», аль «снова»,
Красивый стиль, здесь спору нет!
Вновь образ из мира иного,
Рисует графов, двор карет,
МельнИца та в три этажа,
Сколь жизней пьяных унесла?!
Изыск Евстафия барона,
Проект конторы Якобсона,
А ныне лишь руин гора.
Танцуют черти в танце диком,
Маня хмельных бродяг лишь криком,
У сей творенья Лившица!
Но право, не пугайся друг,
Дурное дело Ваш испуг!

X
Чертей проклятых там не видел,
Но видел, нечто помрачней:
Стоял над Лошей дух Ядвиги,
Светился тысячью свечей.
В одеждах белых свет белесый,
Я удивился – рядом леший,
Под ослепляющим лучом,
Стал виден вечером как днём!
Покрытый мхом он рухнул наземь,
Пытаясь образ претворить,
Быть может, страх в меня вселить?!
Лежал, смотря дубовым глазом!
Окрас он принял под орех,
Под листья, трав зелёный мех.

XI
Виденье быстро растворилось,
Когда я смех сдержать не смог,
Возможно, всё это приснилось?!
Прекрасный лес - красот чертог!
Крутых обрывов с камышами,
Полей с зелёными лугами,
И рек извилистых удел.
Лишь ветер в голове шумел,
Неся прохладу, запах речки -
Сладчайший, словно бриз морской.
И в отраженье рек с тоской,
Светились звезды, словно свечки,
А я душой красу внимал,
И всё живое понимал!
                23.06.2015, 1:40



  * * * Редкоиспользуемые слова, встречающиеся в стихотворении * * *

  КРИНИЦА — источник, родник, ручей, ключ, колодец Словарь русских синонимов. криница см. ключ Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011
  ДИАМАНТ — муж. адамант, бриллиант, алмаз. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 (устаревшее название бриллианта)
  ФЛИГЕЛЬ — (нем. Flugel букв. крыло), отдельно стоящая вспомогательная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы и композиционно подчиненная ее главному сооружению …
  КОРЧМА — корчмы, род. мн. корчем, жен. (устар.). В Украине и в Белоруссии трактир, постоялый двор с продажей крепких напитков. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …
  КАПЛИЦА —    1. Небольшая культовая постройка (в отличие от часовен может иметь алтарь).    2. Обособленное небольшое помещение для молитв и религиозных обрядов, входящее в состав католического храма или гражданского здания на юго западе России (Архитектурный словарь).
  ВИНОКУРНЯ — ВИНОКУРНЯ, винокурни, род. мн. винокурен, жен. (спец.). Заведение, где изготовляется хлебное вино. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …
  ГРАЙ - грая, мн. нет, муж. (обл. и поэт.). Карканье, гомон птичьей стаи. Вороний грай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940
  ЭПИТАФИЙ — (греч., от epi над, и taphos гроб). Торжественная речь у древних греков в честь павших за отечество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. В современности, термин часто интерпретируется как заупокойный текст.
  ФОЛЬВАРК — (польск. folwark). Господский двор, сельскохозяйственное заведение, небольшая мыза в западных губ. России. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОЛЬВАРК в запад. губерниях России название мызы, усадьбы.
  РОКОКО — Архитектурный и декоративный стиль 18 в., возникший во Франции, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом.

И в завершение немного ссылок ;)
   Ссылка на альбом с фотографиями парка, сделанными мной:
http://vk.com/album282850196_217155699
   Ссылка на фотографии, взятые из интернета:
http://vk.com/album282850196_217155962
   



* * * История, мифы, быт * * *

   Чтобы более подробно понять суть стихотворения, предлагаю окунуться в исторические недра самого парка, изучив текст, от которого я и отталкивался, при написании сие работы (Крупным шрифтом, в тексте, обозначены слова и фразы использованные в поэме. Текст, приведённый ниже взят из глубин интернета). 

   Лошицкий парк является единственным сохранившимся в Минске уникальным садово-парковым комплексом, история которого начинается на рубеже XV-XVI веков.
Достоверно установлено, что уже в XVI веке на месте слияния двух рек – Свислочи и Лошы – существовало феодальное поместье. Первые письменные воспоминания про Лошицу возникают на страницах «Лiтоускае метрыкі». Удачное место привлекало внимание многих дворян, поэтому поместье несколько раз меняло владельцев.
   Начиная с XVIIвека до 80-х годов XIX века урочищем владели Прушинские герба Любич. Последним владельцем стал Евстафий Иванович Любанский, представитель женской линии рода Прушинских.
После 1917 года все события социально-политической жизни советской Беларуси отразились в Лошицких событиях.
   В годы оккупации в Лошицком особняке разместилась резиденция минского областного комиссара В. Фрайтага. С июля по ноябрь 1944 года в Лошице размещался штаб партизанского движения Беларуси. После войны Лошицкий парк был отдан под сельхозугодия совхозу “Лошица”. В 1988 году Лошицкий усадебно-парковый комплекс был взят под охрану государства и объявлен памятником истории, культуры и архитектуры.
Историки и археологи установили еще одну уникальную особенность парка: около 10 тысяч лет назад здесь проходила граница, на которой остановился последний ледник. Поэтому в этих местах наблюдаются 32 почвенные разновидности и более чем 400 биологических видов, среди которых встречаются и редкие интродуценты.
   Здесь также около 40 лет существовал институт селекциии экологии, где проводились уникальне научно-исследовательские работы по скрещиванию разнообразных древесных растений, под руководством академика Н.И. Вавилова.
   В последние годы Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Правительством Республики большое внимание уделяется охране памятников архитектуры и природных парков, а также их восстановлению и реконструкции. Поэтому в настоящее время является, безусловно, актуальным исследование исторических, архитектурно-ландшафтных и биологических особенностей комплекса “Лошицкий парк” – одно из элементов программы сохранения и развития культурно-исторического наследия Беларуси.
   Лошицкий усадебно-парковый комплекс расположился на месте слияния двух рек - Свислочи и Лоши. История не оставила письменных источников возникновения Лошицы, однако события можно проследить по народным сказаниям.
   Легенда о возникновения названия реки Лоша гласит: « КНЯЗЬ СОБИРАЛ ДРУЖИНУ В ПОХОД ДЛЯ ВОЙНЫ С РОДНЫМ БРАТОМ. Войско князя продвигалось через леса, луга и поля. Казалось, что листва деревьев шептала: «Остановись!», а нежные луговые цветы опутывали копыта его лошадей, чтобы замедлить ход благородных животных.
   Вечером уставший князь приказал разбить лагерь. ПОСЛЕ НОЧНОГО ОТДЫХА КНЯЗЬ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО НА ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ НАХОДИЛОСЬ ЕГО ЛОЖЕ, ПОЯВИЛАСЬ КРИНИЧКА. Князь мечом расчистил ей дорогу. И виделась ему большая полноводная река.
«Она появилась, - сказал князь, - откликнувшись на тепло моего тела. УБИТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ДАТЬ ЖИЗНЬ». Князь низко склонил голову и приказал повернуть лошадей обратно.
   Криничка не позволила старшему брату развязать войну против младшего и превратилась в полноводную река и назвали ее Лоша, так как ее начало было под княжеским ложем. Со временем река дала название местности.
   Еще одну романтическую версию происхождения этого местечка изложил зам. директора усадебного комплекса Евгений Терехов, в своей книге «Казкi Лошыцкага парку»: он пишет «Налетели однажды на нашу землю враги: стали деревни жечь, крестьян грабить. Собрал тогда князь свою дружину и вышел навстречу разбойникам. Встретились войска на небольшой речке. Тяжелой была битва... был ранен князь, упал в беспамятстве. Но белая лошадь спасла хозяина. Вынесла с поля боя. Войско отступило. Прошло время. Вновь собрал дружину князь и прогнал врага со своей земли. А речку ту, в память о белой лошади князя, люди стали звать Лоша или Лошица. «(Слова лошадь в белорусском языке нет, и не было: каняка, конь, кабыла).
   И еще одна легенда о происхождении названия реки Лоша - рассказ Игоря Готальского «Много веков назад МИНСКИЙ БОЯРИН МИЛОВИД построил на берегу реки Свислочи, в лесу, небольшой дом. Когда враги жгли Минск, он прятался здесь. Узнал об этом неприятель. Но никогда бы не нашел дорогу к убежищу Миловида, если бы не ЗАВИСТНИК НЕЖИЧ.»
Не было у Нежича такого белого коня дивной красоты. Будто туманами умытая, ветрами взлелеянная, чистой водой опоенная – прекрасная Лоша.. Паслась Лоша на лугу, когда враги подобрались к тайному убежищу Миловида. Почуяв недоброе, заржала. Удивился Миловид – чего бы Лоше волноваться? Оседлал коня, и вот уж птицей летит бесстрашная Лоша на врага. Вырвавшись из плена, понесла хозяина подальше от страшного места. Много лет прошло, на месте усадьбы Миловида стоят другие дома, речку, когда-то безымянную, что в Свислочь впадает, назвали Лошей или Лошицей, как просил Миловид.
   Первые письменные воспоминания о Лошице относятся к 16 веку. Согласно «Лiтоускае метрыкі» вдоль течения рек Свислочи и Лоши, размещались «Лошыцкiй двор» князя Толочинского, « Сухая Лошица» князя Одинцова, « Лошица Горностаевская» и другие усадьбы.
Позже Лошица была во владении М. Тышкевича, С. Медведя, а в 1582г. Принадлежала дочке минского городничего Мартина Володковича – Полонии, которая вышла замуж за князя П. ДРУЦГОГО-ГОРСКОГО. Тогда же начинает формироваться архитектурный облик Лошицкой усадьбы.
В 1787г. на территории Лошицкой усадьбы была построена Лошицкая римско-католическая церковь Рождения Пани Марии (КАПЛИЦА.). В 1780-х владельцы усадьбы Прушинские превратили каплицу в костел, который действовал до разгрома восстания 1863года. После 1905 года он возобновил свою деятельность, но ее прервали уже советские власти в 1920- х. годах. В ПОДЗЕМЕЛЬЯХ КАПЛИЦЫ ХОРОНИЛИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛОШИЦЫ.
Начиная с XVII в. До 80-х XIX урочищем владели Прушинские (Прушинские) герба Любич. В 1724 году ПРУШИНСКИЙ, КОРОЛЕВСКИЙ ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТ, взялся за благоустройство имения и на месте старого господского дома возвел новый, основная планировка которого дошла до наших дней. Он же заложил и новый парк с разными сортами экзотических деревьев и кустарников.
   А потом до 1917г. Лошицкой усадьбой владели - Любанские, которые принадлежали к женской линии Прушинских. Благодаря хозяйственности и старательности представителей этого шляхетского рода Лошица приобрела известность среди шляхты того времени.
   Значительную роль в формировании архитектурного и ландшафтного облика Лошицкого усадебно – паркового комплекса сыграл ЕВСТАФИЙ ИВАНОВИЧ ЛЮБАНСКИЙ, владелец усадьбы в 1884 году. При нем была проведена последняя реконструкция усадебного дома (белого дома: это название здание получило за свой белый внешний вид), белый дом состоит из двух частей: деревянного одноэтажного и двухэтажного каменного, прилегающего к торцовой части первого. Разный строительный материал и внешний вид говорят о том, что создавались они не одновременно.
   У Любанского было много увлечений, он был завзятым любителем нового модного средства передвижения - ВЕЛОСИПЕДА. Летом тропинки Лошицкой усадьбы делались театральными подмостками для зрелищных спектаклей минских велосипедистов, товарищество которых возглавлял сам хозяин пригородной усадьбы.
Любанский обогатил здешний парк. Позже в этом же парке проводились эксперименты по скрещиванию разнообразных древесных растений. Первые саженцы для него специально заказывались из разных стран. Прямо здесь можно увидеть МАНЬЧЖУРСКИЙ ОРЕХ, ГОРНУЮ И КРЫМСКУЮ СОСНУ, СИБИРСКУЮ ПИХТУ, МАГНОЛИЮ…
   В 37 лет пан Любанский женился. Его избранницей стала двадцатилетняя дочь главы мозырьской шляхты ЯДВИГА КИНЕВИЧ. Красавица Ядвига была женщиной любвеобильной и успевала строить глазки многим видным мужчинам, с ее именем связаны также самые романтичные страницы истории Лошицы.
   В 1905 году обаятельная хозяйка усадьбы отмечала свой день рождения. Пан Любанский сделал своей любимой жене королевский подарок - наладил в ее честь шикарный бал, отличивши его театральной инсценировкой. Центральная липовая аллея, что соединяет усадьбу с городской улицей - Игуменским трактом (сегодня улица Маяковского) предстал для экипажей иностранных гостей как настоящая сказка, дорога вдоль которой горят праздничные огни, обнимали горящие смоляные бочки. Вечерний воздух наполняли чудесные мелодии венских вальсов Штрауса,- играла полковая музыка, приглашены оркестры Коломенского и Серпуховского военных полков, расквартированных в Минске. Одним словом все было в лучших традициях устройства балов великосветской знати.
   Но назавтра утром именинница, куда-то внезапно исчезла. Вскоре две комнатные собачки болонки нашли ее шляпу. Встревоженный недобрым знаком Любанский с прислугой кинулись на поиски. Предчувствие беды не было напрасным. Последним что увидели глаза молодой пани, была зеркальная поверхность Лошы, говорили, что пани Ядвига повстречала красивого молодого человека, который вскружил ей голову. Утопленницу нашли возле островка рядом с тем местом, где, Лоша встречается со Свислочью. То, что тогда случилась в Лошице окутано тайной, которую надежно хранит Лошицкий парк. Неумолимый двигатель времени уменьшает шансы на его разгадку...
   Сохранились некоторые фотоснимки пани Ядвиги Любанской. Остались только считанные старожилы деревни Лошица, которые видели пани Ядвигу, забальзамированную в гробу, который находился в усыпальнице Прушинских в Лошице. Говорят, она и там напоминала не покойницу, а скорее спящую вечным сном невесту и густыми косами на плечах.
   Оценкой глубокой скорби, было отдано соответствующее распоряжение хозяина Лошицы заложить кирпичами окно комнаты пани Ядвиги, размещенного на первом этаже белого дома. В таком необычном виде оно и сохранилось по сегодняшний день, как щемящее эхо потерянного счастья, и своеобразный памятник нестерпимому человеческому горю. Потом недалеко, по приказу хозяина усадьбы посадили печальную одинокую вербу
   Потерявший жену, пан Любанский стал меньше интересоваться делами хозяйства и вскоре уехал: по одной версии – на Кавказ, по другой в Варшаву, где и умер.
Ядвига же, судя по всему, покидать Лошицкие владения не собирается. О ПОЯВЛЯЮЩЕМСЯ В ПОЛНОЛУНИЕ БЕЛОМ ПРИЗРАКЕ рассказывают не только любящие посудачить бабки, но и люди вполне серьезные. Например, заместитель директора Лошицкого садово-паркового хозяйства Евгений Терехов. «В апреле, когда полнолуние совпадает с периодом цветения реликвии Лошицкого парка – Маньчжурского абрикоса, с10 до11 часов вечера на фоне луны появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах. А не далее как в 2003 г, в пятницу, 13,в канун Янова дня, который бывает примерно раз в 70 лет, у слияния Лошы и Свислочи также с 10 до 11 вечера силуэт белой дамы парил над водой.
   В довоенное время Лошицким парком занимались очень мало. Не пережила периода большевистской борьбы с религией католическая каплица, служившая усыпальницей последних владельцев. В 1935 взорвали ненужное строение, а свинцовый гроб с останками Ядвиги Любанской из могильника отправили на переплавку для аккумуляторов машинно-тракторной станции. Останки умершей, равно как и других представителей династии Прушинских, при этом были захоронены неподалеку, а затем разграблены.
   Планировка парка, заложенного Прушинским, дошла и до наших дней. Украшением этого парка был дом Прушинских. Уже в 1880-х годах в польских энциклопедических изданиях о Лошицком парке говорится, как о «красивой резиденции». Дом Прушинских, был не слишком велик. Внешний вид его характерен для шляхетской усадьбы средней руки или ФОЛЬВАРКА: прямоугольный в плане, одноэтажный, из бруса, на мурованном фундаменте, накрытом тесом от дождя, под высокой гонтовой крышей, с небольшим крыльцом без покрытия таким дом простоят без изменений почти 150 лет.
   Любанский превратил для своей невесты Ядвиги провинциальный дом в изящную резиденцию в стиле модерн. Дом стал не только удобным, но и красивым – деревянные резные детали придавали ему особую эстетику. Внутренняя отделка соответствовала тогдашним понятия о роскоши: стены облицованы дубовыми панелями, печи и камины выложены удивительного достоинства изразцами, уникальными на сегодняшний день. Любанские выбрали ДЛЯ ВЕСТИБЮЛЯ АНГЛИЙСКИЙ СТИЛЬ, ДЛЯ КОРИДОРА И ЛЕСТНИЧНОГО ПОДЪЕМА – ПОМПЕЙСКИЕ РОСПИСИ. Оформляя БИБЛИОТЕКУ И СТОЛОВУЮ, ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЭЛЕМЕНТЫ РЕНЕССАНСА, а ГОСТИНЫЕ БЫЛИ ВЫДЕРЖАНЫ В НАРЯДНОМ И ЗАТЕЙЛИВОМ СТИЛЕ РОКОКО. Не последнюю роль в убранстве покоев сыграли кафельные печи. Их в доме сохранилась целая коллекция, центральное место в ней занимает камин, выполненный в Риге по немецким образцам. Заботливо были подобраны мебель, картины, библиотека. После перестройки Лошицкая усадьба стала упоминаться в европейских, в частности, в польских альбомах, как одна из самых живописных.
   Одновременно с реконструкцией белого дома рядом с ним был построен двухэтажный деревянный ФЛИГЕЛЬ (зеленый дом), сделана ограда из кованых прутьев. Не остались без изменений и хозяйственны постройки.
   Евстафий Любанский построил в Лошице несколько доходных предприятий: две мельницы, крахмально- паточный цех, ВИНОКУРЕННЫЙ «БРОВАР», кирпичный заводик (благодаря которому, кстати, обнес обширную территория кирпичной стеной, остатки которой существуют и сегодня).
   В 1901 Любанский обратился в Минское губернаторское правление с прошением о строительстве ТРЕХЭТАЖНОЙ МЕЛЬНИЦЫ. Проект, которой разрабатывала техническая контора, известной в Беларуси фирмы ЯКОБСОНА И ЛИВШИЦА, подтвердили, и вскоре на месте старой деревянной мельницы выросла новая каменная (по последнему слову тогдашней техники) трехэтажная новая. Ее живописные развалины можно увидеть и сегодня.
   Как говорят в народе: НА МЕЛЬНИЦАХ ЧЕРТИ ВОДЯТСЯ. Не стала исключением и Лошицкие мельницы. (А их было две). Видят чертей обычно те, кто изрядно принял на грудь. Но ВИДЯТ ИХ ЛИШЬ ОДНАЖДЫ. После встречи пьянчуги с чертом снова, первого находят наутро мертвым. На памяти Евгения Терехова, случаев, когда ПЬЯНЫХ НАУТРО НАХОДИЛИ МЕРТВЫМИ, И ИМЕННО НА РАЗВАЛИНАХ МЕЛЬНИЦЫ, наберется уже с десяток.
   Еще в Лошице обращают на себя внимание въездные ворота и мощные кирпичные пилоны, к которым пристроена в эклектических формах небольшая СТОРОЖКА. Ворота были построены в конце XIX в., частично разрушены во второй половине XXв., отреставрированы в 1996 г.
   Окружающий ландшафт необычайно красив. Возвышенности, открывающие взору широкую перспективу - ЗЕЛЕНЫЕ ЛУГА, ИЗВИЛИСТУЮ РЕЧКУ, ОБРЫВЫ И НИЗИНЫ С БОЛОТЦАМИ, ПОРОСШИМИ КАМЫШОМ. Парковой структурой пронизан и объединен одновременно весь комплекс. Головная часть парка — при главном усадебном доме. Она построена на системе четырех взаимосвязанных полян (партер перед зданием, большая верхняя поляна, широкое раскрытие на пойму Свислочи от юго-восточного фасада усадебного дома и нижняя поляна). Композиционный акцент — усадебный дом, прямо или косвенно (визуально) присутствующий во многих перспективах. Главное содержание верхней и нижней полян — солитерные деревья на газоне: роскошные лиственницы, дубы, сосны. В центр усадьбы приводит главная ЛИПОВАЯ АЛЛЕЯ (от ул. Маяковского), возраст насаждений которой — 200–300 лет.
   Кроме всего прочего, есть еще в Лошицком парке и культовое языческое место: ДУБ ВЛЮБЛЕННЫХ (ИЛИ ОБРУЧАЛЬНЫЙ ДУБ). Юноши и девушки столетиями приходят к нему, принимают здесь решение о свадьбе, просят у дерева счастья.
По легенде, кто-то из князей Друцких-Горских, около 1580г, посадил здесь, в день свадьбы дочери ТРИ ДУБА (тонюсеньких дерева): один, чтобы молодые любили друг друга, второй, чтобы дети были здоровы, а третий, чтобы дела спорились, и в доме был достаток. Не простые это были дубки, а ВЗРАЩЕННЫЕ ИЗ ЖЕЛУДЕЙ ДУБА ВСЕСЛАВА ЧАРОДЗЕЯ. Только один из трех, дожил до наших дней. НО В 2010 ГОДУ В НЕГО ПОПАЛА МОЛНИЯ, в результате чего дерево погибло.

Ссылка на исходный текст:
http://www.bestreferat.ru/referat-200056.html

P.S С огромной Благодарностью за Ваше светлейшее внимание! :)
   


Рецензии
Только что вернулись из Лошицы. Там много чего цветёт, и в следующие выходные надо обязательно поехать, чтобы посмотреть на яблоневый сад - пока только отдельные цветки раскрылись.

А вам - тем более надо посетить этот прекрасный уголок!

Тамара Залесская   28.04.2019 21:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.