Прозаический этюд о книге В. Савина
В. Даль
Толковый словарь живого великорусского языка,
Государственное издательство иностранных
и национальных словарей, Москва, 1955, т:4, стр.233.
Моей любимой книгой является сборник стихов на коми языке В.А.Савина «Светлая звезда» (Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1980).
Трудная доля выпала Виктору Савину. Были в его жизни «огонь, вода и медные трубы», и он прошел этот путь с достоинством. Сначала «медные трубы»: до ареста Виктор Алексеевич Савин был самым популярным человеком в Коми крае. Его знали везде, даже в таких глухих в то время уголках, как Печорский край. «Медные трубы» не испортили Виктора Савина, не возгордился он, не изменил осанку, остался простым и доступным. Виктор Алексеевич всегда был готов помочь тому, кто в этом нуждался. А сам жил бедно, обремененный большой семьей.
Работал он круглыми сутками, так как днем был занят разной, не всегда полезной для него работой, а ночь оставалась для творчества. Утром опять уже был среди людей, в гуще событий. В очень интересном стихотворении «О будущем» Савин мечтает увидеть жизнь через сто лет. Он был уверен, что люди заживут умно и весело. Посмотрел бы теперь на свой театр и узнал, как живут сегодня земляки.
Затем наступили для Виктора Савина «огонь и вода»: в 1937 году он был арестован. Это поразило людей. Никто не верил, что человек, столько сделавший для коми культуры, может быть врагом народа. Из библиотек выкинули его книги, но в сознании людей он остался навечно (сто лет значит вечно). Я счастлива, что хоть короткий срок, с 1937 по 1943, была его современницей.
Теперь Виктор Алексеевич Савин занимает в коми культуре подобающее ему место. В 1980 году вышел сборник его стихов «Светлая звезда», затем, в 1882 году, – сборник пьес «Омут», в 1983 году – «Звени, моя парма» (на русском языке, в переводах разных поэтов), в 1985 – «За холмами, за долами». А альбом о нём был издан только к 100-летию со дня рождения. Но главное - то, что популярность Виктора Савина снова растет. И надо быть благодарным судьбе, что он вернулся и стал первым, как прежде.
***
Читая стихи Виктора Савина на коми языке, я не устаю восхищаться ими. Знала их с детства, но по-настоящему оценила, конечно, позже.
Надо сказать, что этого поэта любила вся наша семья. Родители, когда учились в Сыктывкаре, иногда встречались с ним. После войны, когда мы жили в Печоре, отец и мать, вспоминая свою молодость, обязательно говорили о Савине. Отец мой был русский, но и он любил Савина.
Мне кажется, что в стихотворении «Родная земля» (1923 г.) поэт выразил именно мои чувства. Как я горевала, когда уезжала из своей маленькой деревушки, где было 9 домов, где родилась и где прошло моё детство! Когда он пишет «Родился и вырос средь лесов я темных» – это опять про меня. Может быть, поэтому мне он так близок и дорог. Я всю жизнь прожила в городе, но ни на один день не забывала свою деревню. В конце концов написала её историю.
Очень трогательно Виктор Савин писал о своих детских годах. В стихотворении «Родился и вырос средь лесов я темных...» (1920) в двадцати четырех строчках он умещает всё своё детство. Где родился и как рано пришлось работать, и детские игры, и радость, когда мать приходила с работы и приносила ягоды.
Как мне всё это знакомо: и маленькая деревня, и как мы с сестрой нянчились, и как взрослые нас, уходя на работу, оставляли одних, без присмотра. Несмотря на это, детство запоминается на всю жизнь, как лучшая пора. Это стихотворение я очень люблю, но мне не нравится перевод Г.Гончарова. Он, наверное, не знал деревенской жизни.
В стихотворении «Зимний вечер» (1918 г.) Савин тоже рассказывает о своем детстве, когда он уже был постарше и умел читать. Зимний вечер наступает постепенно и долго. На окнах занавесок не было, поэтому хорошо видна улица. Небо начинает темнеть и синеть. Синева всё усиливается, и, наконец, небо становится тёмно-синим. Мне нравилось наблюдать эту картину в детстве, и я до сих пор люблю сумерки.
Виктор Савин пишет, что, когда стемнеет, то в комнатах зажигали лучину (кто был богаче – свечу). Лучина чадила, заполняла едким дымом дом, слезились глаза. Взрослые продолжали работать: прясть, валять валенки, качать люльку, а дети - шалить.
Мне эта картина тоже очень знакома, только у нас уже не было лучины. Её заменила керосиновая лампа. Нас тоже угрозами заставляли спать. Тогда ведь в каждом доме было много детей, и нам почему-то хотелось смеяться безо всякой причины.
Картина зимнего вечера тоже написана Виктором Савиным с теплотой. Всё это он вспомнил, когда вернулся домой, в Коми, и увидел знакомые места, а может быть, никогда и не забывал.
Гораздо позже Виктор Алексеевич пишет стихотворение «Матери» (1928 г.). Мать была неграмотна и набожна, поэтому просила для своего первенца счастья и долгой жизни у Бога. Поэт опять вспоминает детские годы, как мать отвозила его учиться в село Деревянск, когда он был по сути дела ещё ребенком. Как двенадцать лет скитался в чужих краях и ни разу не приезжал домой. При этом он всегда чувствовал любовь матери, её желание сыну лучшей доли.
Виктор Алексеевич благодарит мать за всё хорошее, что она сделала для него. За то, что родила, за то, что вскормила, за то, что любила. Обещает поминать её добрым словом до конца дней своих: «Спасибо дорогая мама».
В детские годы я не знала, что В.А.Савин находится в лагере в поселке Адак. Это совсем недалеко от моей деревни Ипат Усть-Усинского района, примерно сто километров. А когда он в сорок третьем году зимой шёл по этапу в Кожву, то должен был пройти через Усть-Усу, от которой до нашей деревни было всего сорок километров. Это была его дорога смерти.
Мы ничего этого с бабушкой не знали. Она весело читала наизусть «Туту-руту» и пела «Частушки». А я внимательно слушала. Сейчас я подробно знаю биографию поэта, а тогда – только его стихи. Конечно, взрослые знали, что он находится в лагере, но что он умер в том же 1943 году, этого не знали.
***
Гораздо позже я задумалась над вопросом, почему Виктор Савин, который так любил свой край, уехал в чужие места и скитался там целых 12 лет. Когда очень внимательно прочитала его поэму «Тиюк» (читала несколько раз), возникла мысль о возможных причинах этого. Я высказываю свои собственные соображения и не знаю, разделяют ли их другие.
В.А.Савин писал в своей автобиографии на коми языке, что в деревне Трофим, где он родился, было пять домов: его деда, отца, Тиюк, и ещё два дома (у Зины и Захара). Самым богатым был дом Тиюк. Обо всём этом он написал в поэме «Тиюк» (Христина или Харитина).
В 1906 году отец надумал Виктора (который тогда работал на Печоре) женить. Из поэмы ясно, что жениться Виктору предстояло на чернобровой красавице Тиюк. Об этом стали говорить всерьёз. Виктор и Тиюк вместе росли, ходили в школу. Они были как брат и сестра. Все думали: быть им мужем и женой.
Виктор отнекивался, говорил, что ему нет ещё восемнадцати лет, что ещё не нагулялся, что жениться ещё рано, но сердце его чувствовало иное. Время меж тем шло. Богатую невесту уже сватали другие, но это ничуть не волновало жениха. Мать невесты уговаривала «будущего зятя» перейти в их дом, говорила, что когда-нибудь всё – и постройки, и поля, и покосы – перейдут по наследству к нему. А приданое дочери такое, что не увезти на лошади. Она называла Виктора ласковыми словами. Уговаривали обе семьи, и надо было принимать решение.
Поэма читается очень легко, но не это удивительно, а то, что она будто написана молодым человеком именно в 1906 году: так точно автор описывает чувства и переживания молодых людей, не пропускает ни одной детали. Вспыхнуло было его сердце, когда Виктор узнал, кто его невеста, но скоро успокоилось. Очень трогательно пишет он о первой любви, но не Тиюк была ею. Знал парень первую любовь, была у него девушка, по которой сердце сохло, но пока он работал на Печоре, та вышла замуж. Сильно горевал Виктор. А теперь это предстояло Тиюк.
Савин радовался, что проходил один церковный праздник за другим, а его ещё не женили. Он не хотел жениться и решил прямо и откровенно сказать Тиюк, что она ему не по сердцу.
Мне кажется, что здесь была ещё и другая причина. Женившись, Виктор должен был перейти в дом тестя. Тогда бы он попал в полную от него зависимость. Даже взрослые женатые сыновья тогда были во власти отца. А в доме тестя он стал бы батраком, как молодухи были батрачками в доме мужа. Тесть, конечно, не разрешил бы ему читать книги и, вообще, думать о каком-либо творчестве. Это не могло устроить Виктора.
После приезда в Коми он был в своей деревне и видел Тиюк. У неё не сложилась жизнь, но это вызвало всего лишь жалость, да светлые воспоминания о прошедшей юности. Его упрекали, зачем взял жену из чужих мест. Но было поздно: у него уже были дети. Во второй части поэмы Виктор Савин рассуждает уже как зрелый человек о том, что ничего не вернуть.
***
Двенадцать лет Виктор Савин жил в чужих краях. Вернулся домой и понял, как тосковал по родной земле, как жалел, что юные годы прошли далеко от неё. В 1918 году ему было уже тридцать лет. Он был в расцвете физических и, как оказалось, творческих сил.
В начале XX века слой коми интеллигенции был весьма тонким. Приезд В.А.Савина имел огромное значение. Он владел тремя языками (коми, русским и украинским), был начитан. Проехав через всю Россию, узнал и увидел многое из того, чего не видели другие. Как он сам писал в автобиографии, образование у него было «низшее», но на самом деле он оказался одним из самых образованных людей в Коми.
Виктор Алексеевич Савин обладал способностью видеть, что нужно для того, чтобы строить новую жизнь: в первую очередь, поднять коми культуру, создать новую песню и национальный театр. Он также мог определить, кто может сделать это с хорошими результатами.
Вокруг Виктора Савина объединилась группа молодых людей, которая жаждала поскорее построить новую жизнь, но не всегда знала, как это сделать. И.Т. Чисталёв, В.А. Молодцов, В.И. Лыткин, Н.П. Попов (Жугыль), А.А. Маегов, Т.П. Попов, А.С. Иевлев, А.А. Анисимов... – это были самые активные помощники Савина.
Многими, многими талантами был награждён от природы Виктор Савин, но, пожалуй, самым главным его талантом было то, что свои знания и умения он отдал людям.
Надо было создавать национальную культуру, то есть литературный язык, грамматику, организовать выпуск книг, газет, радиопередач на коми языке. Виктор Савин всё это умел делать сам и мог привлечь нужных людей. В.А. Молодцов составил коми алфавит, букварь. В.И. Лыткин написал зырянскую грамматику. М.П. Ползунов работал вместе с В.А. Савиным в редакции газеты «Светлый путь». С П.А. Анисимовым Виктор Савин был в фольклорной экспедиции. П.А. Анисимов – композитор, музыкант, фольклорист – в 1926 году издал первый сборник коми песен.
Работы было много. Сам В.А. Савин читал лекции, дирижировал хором, пел, играл на балалайке, с которой не расставался. Ещё он писал стихи и пьесы, в которых сам исполнял главные роли и был режиссером. Создание театра было его мечтой. Популярность его была огромной, потому и значение его было огромным. Он стал творцом и лидером коми культуры. После его ареста в коми культуре больше не было лидера.
***
Виктор Алексеевич Савин был прекрасным лирическим поэтом и песнотворцем. Нельзя не любить и не восхищаться его чудной песней «Светлая звезда» (1919 г.), которая дала название книге. По мнению Виктора Савина слова песни должны жить самостоятельно, как хорошее стихотворение. Таким является «Югыд кодзув». Это словосочетание переводится на русский язык как «звезда светлая (или ясная)». Конечно, это фольклорный образ. Творчество Савина вообще связано с фольклором, но в этом нет ничего удивительного: коми литературный язык только складывался, а народное творчество он хорошо знал.
Этот эпитет в коми и русском языках точно передаёт состояние звезды таким, каким видит его поэт. Такая звезда и только может сиять и сверкать. Поэт видит в этом что-то необыкновенно возвышенное, прекрасное, то, что радует сердце, душу, которой хочется петь. Так возникает мелодия.
Эту радость, это необыкновенное лирическое состояние души он переносит на образ своей любимой девушки. Звезда радует поэта «серебряная», а девушка у него «золотая, милая, сердечная, любимая». Словосочетание «сердце моё» обозначает для человека самое дорогое, хорошее, лучше и дороже которого нет ничего. Приход любимой для него такая радость, какой больше не бывает. Поэт пишет простыми словами, но они говорят о главном: о любви, о радости, о том, что волнует сердце.
Выйди, выйди, звезда ясная,
Выйди, девушка любимая...
Тёмная туча – это тоже фольклорный образ, отрицательный, злой, способный вредить человеку, уничтожить его радость, его счастье. Она всегда связана с силами тьмы, и не просто связана, а способна закрыть своей тьмой и небо, и яркую звезду, и всю вселенную. Вот эта тёмная туча и не позволила встретиться влюблённым. Вольно или невольно Виктор Савин отмечает общие черты у тёмной тучи и строгой матери. Она не понимает радости и счастья своей дочери. Может быть, потому, что сама его никогда не испытывала. И вместе со злыми силами природы она мешает свиданию.
У В.А.Савина не так много лирических стихов и песен, но они такие, что прекраснее их нет. «Югыд кодзув», безусловно, лучшая из них. Она всегда жила в народе и будет жить.
***
У Виктора Алексеевича Савина есть в стихах мотивы сожаления об ушедшей молодости. Может быть, потому, что прошла она в чужих краях. Стихотворение «Осенняя сказка» написана в 1919 году, когда Савин был ещё молодым. В этом стихотворении дано прекрасное описание природы осенью, перед приходом зимы. Здесь вымысел и фантазия автора. Виктор Савин придаёт черты человека явлениям природы. Над красавицей Эжвой на крутом берегу стоит берёза, роняя всё больше свои жёлтые листья в воду. На ней всё меньше зелёных листьев, а они так украшали её! Она стоит и плачет, что скоро зима, что останется совсем голой и замёрзнет. Берёза завидует Эжве, которая покроется льдом, и будет ей тепло. Эжва услышала эти слова и сказала: «Зря ты плачешь, берёза. Ты не знаешь, каково мне всю зиму плыть в темноте и держать этот тяжёлый лёд». Обе недовольны судьбой. Их разговор подслушал старик, который переехал на лодке Эжву и сел под берёзой покурить. Потом сказал, что это горе поправимо. Придёт весна, растает снег, уйдёт лёд. Берёза снова оденется в красивый зелёный наряд, а Эжва будет любоваться ярким солнцем. Опять будет чудесная пора. Старик глубоко вздохнул и подумал, что для него весна и молодость никогда не вернутся. Эта мысль не выходила из головы, пока он плыл обратно. Вот это – настоящее несчастье, горе.
В стихотворении «Весенняя ночь» (1927 г.) Виктор Савин тоскует о том, почему же молодость уходит навсегда, а вместо неё приходит старость. Ему уже никогда не придётся быть молодым.
***
И совершенно другой является песня «Однажды бывает» (1921 г.). Это произведение Виктора Алексеевича Савина является, по моему мнению, шедевром коми поэзии и песни. Коми поэт Альберт Ванеев считал его поэтическим цветком, а я думаю, что это не простой цветок, а такой яркий, каких больше не было.
Здесь можно опять наблюдать связь с фольклором. Но поэт оживляет фольклорные образы, связывает их с современностью, делает их динамичными и создаёт совершенно оригинальное произведение. Это стихотворение нельзя отрывать от мелодии (в отличие от «Югыд кодзув»): они слиты воедино, дополняют и украшают друг друга.
Девицы-красавицы
К Эжве побежали.
Фраза такая простая, что каждый может сказать так же. Но не каждый, а только поэт, который усиливает смысл тем, что переносит глагол «побежали» на другую строчку. Этой словесной фразе соответствует музыкальная фраза. Эту строчку можно петь самостоятельно.
Удалые молодцы за девушками
Поспешили.
Об этой фразе можно сказать всё то, что уже сказано о первой. Остаётся добавить, что «девушки-красавицы» и «удалые молодцы» – фольклорные образы. Каждое предложение заканчивается глаголом, и это придаёт стиху динамичность.
Молодые люди сели в лодки, стали грести и запели. У Виктора Савина написано:
Запели песню
Очень весело поют.
В данном случае поэт употребил эти глагольные сочетания опять-таки для усиления смысла предложения. Люди не просто запели, а запели весело.
Дальше идёт прекрасно написанный диалог между парнями и девушками. Им уже мало весело петь. Хочется выйти на стремнину, переплыть реку. А на Эжве дует ветер и качает лодки.
Наконец, непослушную водную преграду одолели, вышли на зелёный луг. Здесь дышится легко и радостно, жизнь так прекрасна! Молодёжь веселится, играет, танцует, поет песни. В лесу эхо громко повторяет их слова. Здесь опять прекрасный диалог, который заканчивается словами автора:
– Девицы-красавицы,
Жизнь прекрасная какая!
– Удалые молодцы,
Раз даётся нам такая.
Это время золотое пусть же не кончается.
Веселитесь, молодые:
Жизнь не повторяется!
Ой, да молодость второй раз не даётся.
Эхо повторяет, а жизнь не повторяется.
Веселиться можно в любом возрасте, но так, как в молодости, никогда. Вначале стихотворение носит повествовательный, хотя и динамичный характер. Затем начинается диалог. И тут же опять описание (реки Эжвы) в середине диалога. То есть у поэта всё время чередуется диалог с повествованием. Но, что интересно, музыка одинаково соответствует тому и другому. Автор оставляет простор для мелодии. Музыка может идти свободно и плавно, она действительно течёт широко, как Эжва. От этого песня только выигрывает. Она легко запоминается и легко поётся.
Мне эта песня симпатична ещё и тем, что она написана о простых людях и для них. Она бессмертна. Эта песня всегда будет жить в коми народе. Поэзия Виктора Алексеевича Савина вообще оптимистична. Но в этой песне он особенно подчёркивает, чтобы люди знали и ценили свою молодость, которая не повторяется. К этому призывает сама жизнь, данная человеку один раз.
***
Одно из лучших лирических стихотворений-песен Виктора Савина «Я иду зелеными лугами» (1919г.). Оно, как и многие другие стихи, связано с фольклором, начинается сразу с фольклорного образа – это зелёный луг («веж видз»), усыпанный цветами, яркими, красивыми цветами. Они создают особый настрой, особое состояние души идущей по этому лугу девушке. Ей весело, она поёт и танцует. И, конечно же, думает о милом.
Здесь происходит как бы слияние человека с природой. Прекрасны и золотистые цветы, и мысли девушки о самом лучшем, о счастье, о любимом. Возникает желание сделать для него что-то хорошее, приятное, например, венок сплести из красивых цветов. Здесь не может быть другого поведения, других мыслей: сама природа подсказывает их девушке.
Она милуется со своим суженым с вечерней зари до утренней, потом идёт по лугу, и к ней снова приходят счастливые мысли и желания. А луг весь в красивых цветах, которых так много, очень много.
***
Большое место в поэзии Виктора Савина занимала тема революции. Но эти стихи перестали отражать действительность, они вместе с ушедшими событиями остались в прошлом веке. Другие же перешагнули век и остались с нами. Вот несколько стихотворений, в которых он наиболее ярко выразил свою любовь к родной земле. Одно из таких – «Гажаин, мусаин (Ас му)» («Моя родимая, (Земля)»).
Поэт пишет, что в других землях почему-то тоскливо до слёз. А в своем краю он любит и весну, и лето, и дождливую осень, холодную зиму, хлеб деревенский и всё, что делают крестьяне, а особенно, когда девушки поют на берегу.
И вот в другом стихотворении: – «Гажа тулыс» («Весна красна») (1921 г.). Мне очень нравится это стихотворение. Оно течёт плавно, как Эжва. А речь идёт об одном и том же – о любви к родной земле, хотя сказано по-другому.
В стихотворениях Савина отражена крестьянская жизнь, быт, мысли, мечты, радость, мораль, красота родной земли и родного языка.
Лучшее из произведений о родном крае, на мой взгляд, это стихотворение «Коми море» (1933г.). Не видел Виктор Савин никогда синего моря, не знал, каким голосом оно поёт. Зато видел и хорошо знает коми море – без конца и края зелёный лес. Говорят, что красиво сине море, если бури нет на нём. А разве скучно в коми море, когда там поёт пила и играет топор? Говорят, глубоко сине море, зато широко коми море.
Виктор Савин летал на гидроплане и видел «лес без конца и края». Мне приходилось летать на самолёте из Сыктывкара в Усть-Кулом. В иллюминаторы было видно: со всех сторон до самого горизонта лес, лес и лес. Это впечатляет.
Лес и вода – вот лицо Коми земли, её образ. Они составляют её богатство и красоту. «Коми земля широка и длинна, Коми земля исключительно богата» (газета «Светлый путь» («Югыд туй»), 1921г.).
В стихах, собранных в книге «Югыд кодзув», Виктор Савин очень задушевно написал о своей родной земле, о своей любви к родному краю, о его зелёных лугах, глубоких реках, могучих лесах.
***
В нескольких стихотворениях и поэмах В. Савина показаны образы крестьян, его современников. Они даны в комическом, чуть сатирическом плане, например в стихотворениях «Туту-руту», «Бырган Дарья», «Зырянизация». Трудно, даже невозможно сосчитать, сколько дано типов неграмотных крестьян, которые не разбираются в политике, но зато прекрасно знают жизнь, какова она и чего она стоит.
Любая городская новость или неизвестное прежде слово понимается деревенскими людьми как начало новых поборов, продразвёрстки или ещё чего-нибудь в этом духе. Каждый высказывается по этому поводу. У всех одна тревога. Не зря в коми языке бумага называется «кабалой». Подписал бумагу – значит, попал в кабалу. Бумаги боялись больше всего. Рассуждения крестьян, хотя и бывают наивными, в конечном счёте, здравы и правильны. Как Виктор Савин знал их психологию!
Интересно, что поэт не повторяет ни один образ. Например, в поэме «Зырянизация» крестьяне-спорщики показаны сугубо индивидуально: внешность, речь, манера говорить, мысли, поведение у каждого совершенно особенные.
Очень смешно читать, как спорщики искажённо произносят новые для них русские слова: «ператив» (кооперация), «капискация» (конфискация). Виктор Алексеевич вставляет в коми речь русские слова и целые предложения: например, «братцыяс», «Кыдъя роч» (1919г.) и т.д. Это невозможно читать без смеха.
Юмор и сатира в стихах Виктора Алексеевича были в каждом слове, не только в образе. Но сатира его не злая, а юмор весёлый. Все, кто знал поэта, отмечали эти его качества (юмор и сатира). Он и в обращении с товарищами был такой. Сатирические мотивы в произведениях Виктора Савина появились очень рано: «Кыдъя роч» (1919г.), «Советская» (1919г.), «Солнце всходит и заходит, а...» (1921г.). Потом уже сатира его стала острее.
***
Виктор Савин мечтал создать новую коми песню. Старые он тоже любил. Часто пел. Считал, однако, их грустными и даже жалобными. Самой популярной песней была тогда «Шондiбан» (1920г.). Её пели и молодые, и старые, и даже дети. Но и она имела невесёлый конец. Сожалела об ушедшей молодости, когда человек только и мог по-настоящему веселиться и ждать счастья.
Сам Виктор Алексеевич был оптимистом. Ему хотелось таких песен, какие распевала вся страна в тридцатые годы: марши, жизнерадостные мелодии.
Он писал задушевные песни, такие, как«Песня сердца», 1920г. Они были нужны и в пору веселья, и во время грусти. Он хотел петь долго, всю жизнь, и призывал других воспевать всё хорошее, а всё плохое отбрасывать.
От этих песен отличается «Коми песня» (1921г.). Здесь Савин воспевает уже дружную работу в лесу и на реке, на сплаве. Он надеется, что коми песня всегда будет веселить родную землю – и осенью, и зимой, и весной. Когда люди много трудятся, им должна помогать хорошая песня.
Особое место занимает песня «Варыш поз (коми писателям)» (1923г.). В тёмном лесу соколы свили гнездо; их соколята вырастут могучими птицами и будут знать, куда лететь, чтобы показать дорогу светлую для своего народа.
На основе этой песни создан гимн Республики Коми:
Север, наш родимый край,
Глубоки твои снега,
Холодны твои ветра,
Высока твоя тайга!
Нас несут через века
Соколиные крыла.
Коми край, твоя судьба
Благодатна и светла!
(Текст Государственного гимна Республики Коми, слова В. Савина в редакции В. Тимина на коми языке, в редакции А. Шергиной и А. Суворова на русском языке, мелодия В. Савина в редакции М. Герцмана;
введён Законом РК от 04.07.2006 №44 -РЗ)
***
Виктор Алексеевич Савин своей жизнью и творчеством совершенно опроверг мнение, будто из бедняков не может выйти ничего путного, что это лентяи, неудачники и неумехи. Будто после того, как отъехала из России интеллигенция в 1918-1920 г.г., страна погрузилась во мглу и из неё не выбиралась. Нам внушают эту мысль методично и довольно успешно, и многие в это уже поверили.
Но такая книга, как «Югыд кодзув», доказывает, что талантливый поэт, вышедший из бедняцкой крестьянской семьи, может создать замечательные произведения. В этом сборнике помещены лучшие стихи и поэмы Виктора Савина. В них он не просто отражает народную жизнь, а передает душу народа с большим поэтическим мастерством.
Я думаю, что книга Савинских стихов и поэм должна быть в каждой коми семье, их должен знать каждый житель нашей республики. Это – дорогое наследие для будущего поколения.
Свидетельство о публикации №115062304389