Ци Байши. Осенняя цикада на цветках лапины
Творчество Ци Байши – всегда поэзия. Да и как могло бы быть иначе? Ведь и название места рождения великого художника – это удивительный поэтический образ: «Болото Большой Медведицы». И процесс постижения грамоты в трехлетнем возрасте – это сгущение метафор: под руководством деда маленький Ци Байши выводил иероглифы своего имени не пером и не кистью по бумаге, а палочкой по земле... Поверхность Земного шара представала и тетрадью, и книгой, и свитком, и учебником, и иероглифом.
Картина, о которой идет речь, - «Осенняя цикада на цветках лапины». Название – не просто обозначение изображенных объектов (насекомого да растения из семейства ореховых), а высокая концентрация символики, высокая емкость обертона, поэзии, философии. В названии все слова на своих местах, их никак нельзя переставить: не «Цикада на осенних цветках лапины», не «Цикада на цветках осенней лапины», не «Цикада на лапине». Насекомое – хрупкое, недолговечное, оно распрощалось с теплым, полным жизни, временем года и теперь припадает к цветкам, которые яркие, нежные и такие трепетные в их ощущении наступившей осени. От лапины могли бы исходить хотя бы какие-нибудь сила и устойчивость, но крупным планом взяты не ствол, не ветви, а именно нежные, трепетные цветки. В картине концентрированно и лаконично совмещены и гармонично уравновешены слабость и сила, мгновение и вечность. И здесь гармоничное равновесие не только смысла и содержания, но и формы: сочетания каллиграфической линии и прозрачных, чистых цветовых пятен, лаконичного сочетания красного цвета и черного. К такой палитре - «красное-черное» - Ци Байши прибегал нередко.
Картина наполнена не только цветом, краской, но и звуком, музыкой. Конечно, стрекотание цикады здесь не факт, а только предположение, но такая игра слухового вымысла имеет особую стереофоничность. Ведь приходит она из космоса тишины. Вообще-то стрекотание характерно для самцов цикад преимущественно при жарких температурных условиях, а на картине Ци Байши – осень. Но ведь слуховой вымысел всесилен...
Конец Х1Х – первая половина ХХ вв. – время, в которое жил и творил Ци Байши, было, мягко скажем, неспокойным для Китая (как и для всего мира). Конфликты и войны с Францией, Великобританией, Германией, Россией, Японией, восстания и революции, репрессии... Хаос, мозаика крика и боли, вселенский сумасшедший дом, милитаристская машинерия... А Ци Байши своим творчеством противопоставляет всему этому красоту, умиротворение, любовь к живому и сущему. Любовь к небу и земле, горам и водам, птицам, растениям, цветам, каждой букашке, каждой рыбешке... Вот, например, саранча для любого огородника и полевода – злостный вредитель и недруг, муха для любого из нас – назойливое существо, переносчик микробов, креветки для большинства из нас – просто предмет еды, кулинарии, наполнения желудка. Для Ци Байши же на его картинах «Метелка риса и саранча», «Муха на блюде», на картинах с креветками эти существа – чудеса из чудес природы, волшебства из волшебств мироздания, непостижимая красота. Бездумию и безумию истории Ци Байши своим творчеством противопоставляет мудрость, гуманизм, просветленность великой философской, религиозной традиции Китая. Например, учения чань-буддизма, которым серьезно увлекался. Основные принципы этого учения: внутренняя тишина в самой гуще жизни, направленность на духовную сущность человека, направленность на созерцание своей изначальной природы. Тогда возможно достижение совершенства Будды.
Картина «Осенняя цикада на цветках лапины», как и все творчество Ци Байши, - это совершенномудрое послание миру (к слову, в 1956 году художнику была присуждена Международная премия Мира).
Свидетельство о публикации №115062107997