феномен Грачевского -

Главный психологический рецепт своего кинематографического творчества Б.Ю.Грачевский раскрыл кратко и мудро, ссылаясь на известную мудрость: «Устами младенца глаголет истина». И это действительно самый короткий и простой путь к сердцу и мозгу зрителя. Похоже, сам режиссер в полной мере обладает способность посмотреть на мир глазами ребенка - в этом и секрет его успеха, разгадка зрительской любви, в равной степени как со стороны детской, так и взрослой аудитории.

В переводе на язык психотерапии, это означает разбудить в зрителе "внутреннего ребёнка", пусть на мгновение, но вернуть ему то детское состояние, которому свойственны и непосредственность переживаний, и полнота чувств, и искреннее любопытство, и радость жизни. Вот почему и дети, и взрослые смотрят "Ералаш", как зачарованные, порой просматривая один и тот же сюжет по много раз.

Каким образом достигается этот эффект "возврата в детство"? Отнюдь не сентиментальностью, а скорее неожиданностью. В экранном действии заложен парадокс, разрыв стереотипа, который и пробуждает смех, и обладает поистине гипнотический воздействием. Вот почему такое "детское" кино запоминается, становится визуальным и эмоциональным якорем ярких эмоциональных состояний.

Можно сказать, что "феномен Грачевского" состоит в том, что обаянию его творчества все возрасты покорны. А благодаря творческому долголетию режиссера, для сегодняшней взрослой аудитории его фильмы - еще и напоминание о детстве,и ностальгическое, и юмористическое "в одном флаконе".


Рецензии