22

   Свершение Сократа в человеческой Истории, как первого свободного человека или первого человека свободно идущего на смерть, не может потерять своей значимости во Времени или от Времени. Ближайшая подобная "кандидатура", выбравшая смерть, а не жизнь в обычном человеческом понимании, это Христос, появившийся лишь пять веков спустя и также, независимо от времени, утвердивший свою метафизическую сущность..
И хотя в традиционном русле понимания эти два человека принадлежат совершенно различным мирам, но не трудно догадаться, что сами эти миры стали законченно возможными лишь через фигуры этих людей - как языческий, платонический мир и как мир христианский. Поэтому, повернув угол своего зрения с плоскостей этих уже ставших миров, на их творцов, зададимся вопросом о личностях, способных порождать подобные миры - не только свои собственные, но миры народов и тысячелетий.
Традиционный способ мышления давно устарел, но он, как и скончавшаяся благополучно философия, мешает нам мыслить. Мы слишком много "знаем" об этих фигурах, для того чтобы прийти к Истине. Мы не в состоянии открыть любой диалог Сократа и читать его с "чистого листа", т. е. увидеть его "первым светом", как говорит Мераб. Спонтанность нашего духа и сознания кажется нам чем-то варварским, негодящимся, нам всегда требуются какие-нибудь "костыли" - предпосылки, чьи-либо комментарии, труды о... Мы ещё не читаем ни одной буквы, но уже знаем - ЧТО сказал и КАКИМ был...
Это смертельное заболевание конца Истории и человечества в нём, которое уверено, что знает практически обо всём, но в тоже время, смутно догадывается, что ничего ещё не знает по-настоящему.
Но почему бы не отбросить эту девичью стыдливость и не сказать прямо - Сократ существует и продолжает существовать не в трудах о нём и уж тем более не в наших о нём представлениях, Сократ существует в Сократе. И до сих пор, он остаётся ТАМ, пока мы его оттуда не извлекли))).
В советские времена было такое гнусное, замученное и затёртое слово - "первоисточники", так вот, настало время его вспомнить, но теперь уже не для получения твёрдых пятёрок в зачетке, а в смысле ключей или родников, откуда проистекает всё. Или опять же, вспомнить, уже упоминаемую мной цитату Пикассо о копиях и оригиналах, и обратиться наконец-то к оригиналам, коих не так уж и много, к стыду нашей истории.
Чего стоит только один постыдный факт, который мы уже рассматривали, - что вся западная философия традиционно началась с Копии, а не с оригинала - с Аристотеля, а не с Сократа. Сократ же продолжает оставаться точкой неизвестности, неопределённости, сингулярности философии, плюс неизменным народным любимчиком, чем-то навроде "тёмного" Гераклита - ясной неясностью или ответом без заданного вопроса.
Но, если мы хотим мыслить по-новому и мыслить современно - то нам к Сократу и не через философские привычные установки, которые сами уже произведены и сняты с копии - а к Сократу непосредственно!!! Здесь без "срезания" напластованых слоёв Культуры никак не обойтись, нужно выскочить, практически из всей философии в первобытность человеческого прамышления, чтобы понять первые акты становления её свободы. Этот взгляд будет не взглядом "сверху вниз" - вашего цивилизованного, модернового "я" на дикаря Сократа, а "снизу вверх" - взглядом вашей едва становящейся личности на крупные шаги свободного человека, на его прыжки в Свободу - это уничтожение Времени в абсолютном смысле слова, ибо в таком отношении оно здесь уже не играет никакой роли. Это, когда вы пришли к Сократу и встали с ним вровень, не потому что вы такого же роста как и он, а потому что вы стали на его основание и вместе с ним снова и снова проходите его Путь. Помните, у Паскаля - "агония Христа длится вечно и мы всякий раз переживаем её заново" - это у Паскаля о том же самом - о чём пишу и я...
Но риск становления, рядом с оригиналом, с первоисточником, с Именем настолько велик, что люди не становятся, а предпочитают "писать труды".
Если мы такого человека, как Гёте, превратили в памятник, то кто мы такие? - спрашивал Свасьян. Я также спрошу - если мы такого человека как Сократ до сих пор вспоминаем, лишь как чудака или же только прародителя логики, то кто мы сами такие?...
Почему и до сих пор для нас существуют школы, течения, идеи, материализмы, идеализмы - вот эти вот все бесконечные "измы", но для нас не существует философов, тех людей, которые и воплощали в себе мир философии, мы не можем их понять и ничего о них не знаем, как о конкретных живых лицах, личностях. Как-будто личность философа является чем-то абсолютно нейтральным в деле его учения, чем-то таким совершенно "не существенным", чему можно оставить лишь имя и дату рождения вместе с датой смерти, прибавив для смеха к ним пару курьёзных случаев из разряда "забавное из жизни философов как всем известных чудаков". - О, мы "существенные" философы!!! - с застарелой, замшелой, окаменевшей существенностью, в которой нет ни лёгкости, ни игры, ни живой глубины. Мы словно индейцы от философии сняли скальпы со всех философов в виде понятий, а тела и души выбросили вон.
Скальпы развесили вокруг своих тотемных костров, верней университетских кафедр, и прыгаем победный танец удовлетворённых дикарей. Редко кому из нас удавалось дорасти в этом деле до рабства, когда философов мы не убивали, а всё же живыми, хоть и подневольными, уводили в свои владения, и там рабы-философы прислуживали нам: прислуживал Сократ, и прислуживал Гёте. Но одно только это слово, поставленное рядом с благородными именами, будоражит своей несовместимостью мне кровь - Гёте и Сократ в услужении?!
Настанет ли то благословенное время, когда Сократ придёт к нам в гости, как равный к равным, вместе со своей философией и мы забудем, что до сих пор промышляли от случая к случаю - то убийством, то рабством - настанет ли когда-нибудь это благословенное время, если мы сами к нему не поспешим?!


Рецензии