21

    Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее...
Эта цитата из Евангелия от Матфея, во все времена подвергалась многочисленным толкованиям, и конечно же, сплошь религиозным, то есть, читайте таким, которые убивают и душу, и цитату наповал, на месте)))
Но я о ней поговорю философским языком, чтобы не пропало даром зерно Свободы))).
И как всегда, буду говорить предельно просто, "имеющий уши да услышит!"
Не нужно обладать какими то сверхнаучными знаниями, чтобы понять одну элементарнейшую вещь - на заре становления человечества, то бишь в тот переходный, исторический момент когда обезьяна превращалась в человека, а длился этот период достаточно долго, но мы всё равно можем назвать его лишь"моментом" в истории человека, на этой заре - человек отличался от остальных животных тем, что не поглощал найденной им пищи непосредственно, а преобразовывал её.
Грубо говоря, обезьяна нашла банан - съела банан, тигр убил антилопу, добыл мяса - съел мясо... А человек? Самый дикий, самый пещерный, самый неразвитый?! А вот про него нельзя уже сказать так однозначно: нашёл плоды или коренья - притащил в племя, сделал запасы и может быть сам уже и не питался ими, ел что-то другое; добыл мясо? - поджарил его, ну и т.д. Дальше- больше... Чем больше человек преобразовывал то, что дикий зверь съедал на месте и сразу, тем больше он сам становился человеком - выращивание растительных культур началось, приручение диких животных. И к чему я это всё?
А к тому, чтобы мы наконец-то уразумели, в какую сторону мы должны двигаться.
Сегодняшняя хозяйка принося продукты домой, приносит конечно же, массу таких, которые можно поглощать сразу, но это лишь благодаря тому, что общество потрудилось и изготовило их в законченную продукцию. Однако, плоха та хозяйка, которая только покупает и приносит, но ничего сама не готовит, значит и здесь требуется - преобразование - в домашнюю, самую любимую пищу - чудо преображения из казённого и магазинного в родное и вкусное. И вот это чудо и называется Культурой. Культур на самом деле много. Потому что, вообще-то, любая Культура это всего лишь техника преобразования какого-то предмета в человеческий. Есть и Культура приготовления пищи, и она разная, у разных народов и в разные времена, но всё это огромное количество рецептов и можно назвать в целокупности - Культурой питания. Есть Культура речи, письма, есть Культура тела. Сколько существует для человека предметов, с которыми он "возиться", управляется, которые он преобразует, столько существует и Культур. Мы ошибочно называем Культурой лишь то, что принадлежит миру так называемого идеального - литературе допустим, другим искусствам, но в действительности это только одна из Культур. Сейчас я покажу откуда произошла эта ошибка.
Значит, человеку свойственно, за что бы он ни брался - всё преобразовывать - не поглощать сразу и в данном виде, а изменить, улучшить, приспособить, модернизировать. И если человек этим владеет, мы говорим, что у него есть Культура.
Теперь подходим к самым важным вещам, с каких и началось наше рассуждение. А может ли человек преобразовывать сам себя, как предмет? Ведь всё остальное в окружающем мире он всегда преобразовывает! А самого себя?...
Отвечаем - Да! И тот человек, который умеет преобразовывать самого себя и называется свободным!
Может человек при желании заняться своим телом? Не принимать его таким вот "пузатеньким" или "дохленьким", а сделать из него нечто стоящее - сильное, красивое? - да, и существуют для этого различные техники - Культуры. Посмотришь на человека, на его тело и сразу видно, владеет он хоть какой-нибудь Культурой тела или нет. Любой спортсмен владеет определённой Культурой тела, тело ему послушно, поскольку он его себе, как хотел, подчинил, преобразовав.
Но, подходим к самому главному! Может ли человек преобразовывать свою Душу? И свои Мысли?
На сегодняшний день это самая трудная задача, которая стоит перед человеком. И мы должны ответить тоже положительным образом - Да! Хотя это самые сложные, самые виртуозные Культуры.
Техника преобразования Души, Культура Души и есть Искусство.
Техника преобразования мыслей, своего мышления, Культура мышления и есть Философия.
Философия это не то, что вам дают почитать в какой-то книжке, чтобы вы сдали экзамен, это, ребята, не философия, а бескультурье - ваше собственное... бескультурье.
И Искусство, это не то, что вы смотрите в тёмных кинозалах, жуя попкорн и радостно похрюкивая, это тоже не Искусство, а бескультурье и свинство, и тоже ваше...
Всё это говорит лишь о том, что ни ваша голова, ни ваша душа не являются предметами ваших забот и вашей любви. Может быть, может быть! вы ещё как-то дорастаете до забот о своём теле, куда ни шло - ну там зарядочка раз в неделю, но ваша душа - бесхозна, а мысли - натуралистичны - "что вижу, то и говорю".
Значит, вернёмся ещё раз, к самой сути.
Человек становится свободным, когда он преображает и своё тело, и мысли, и душу. Если, что-то из этого тройственного союза мы теряем, то теряем и своё совершенство, как люди - красивое тело с тупой головой и уродливой душой будет вызвать только ещё большее отвращение и отторжение, нежели восхищение.
И поскольку техники преобразования души и головы - это передовые рубежи на которые вообще в состоянии выйти человечество, постольку, как правило, все люди традиционно именуют Культурой именно Культуру Души и Мышления - Искусство и Философию. Но я уже показала, что в действительности имеется множество других Культур, только гораздо менее значимых. Потому что, если кто-то не умеет готовить, то это можно пережить, но тупость головы и неразвитость сердца - пережить значительно труднее. Головой и сердцем не мешало бы заняться каждому, а вот остальными Культурами уже можно по склонностям. Так что, если хотите быть Свободными, то вам туда - в Искусство и Философию. Другого пути нет, ну кроме конечно, собственного варварства и дремучести.
Но, при чём здесь цитата из Евангелия скажете вы, с которой всё и началось, и при чём к ней все наши рассуждения? А я скажу, что все наши рассуждения и есть ответ на эту цитату, верней её пояснение.
Человек, который хранит свою Душу - "внутри" - дикий варвар, он думает, что Душа у него уже есть, такая какая есть и другой мол не надо, он не может свободно взглянуть на свою Душу, он её вечно "хранит" и "бережёт". Как денежки припрятанные храним мы душу внутри своего тела и она там гниёт, сама по себе - такая, какая есть. Но не таково настоящее человеческое отношение - мы уже рассмотрели, что оно преобразует, а не берёт, как "есть".
Значит, свою Душу нужно уметь отдавать переживанию и воспитанию - в Искусстве мы сопереживаем мир с другими людьми - научаемся его сопереживать, и другим душам соучаствовать, научаемся Культуре чувств и тогда, когда наступает время нам любить и страдать - мы МОЖЕМ.
Нужно отдать свою Душу в человеческий мир Культуры и Искусства, чтобы она там росла и подрастала - чтобы она была живой - и чтобы мы могли при желании, свободно отдавать её потом другому человеку и всему, что любим.


Рецензии