Холодный сумрак аметиста
«Пурпурный у аметиста цвет и цвет фиолетовый также,
Каплей вина он сверкает иль светлою розой блещет».
Многие современные исследователи считают, что слово аметист пришло в греческий язык из древнееврейского, либо ассирийского сравнительно поздно, и имеет намного более древнее происхождение. Судить об этом сегодня достаточно сложно, однако можно сказать, что упоминания об аметисте встречаются с древнейших времен. В Библии аметист упоминается в «Книге Исход» как девятый камень, украшающий наперсник иудейского первосвященника: «Сделай наперсник судный искусною работою... Третий ряд: яхонт, агат и аметист... Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их...». В «Апокалипсисе» Иоанна Богослова «небесный Иерусалим» предвещаемого конца света построен на основании из драгоценных камней, где аметист является двенадцатым камнем: «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист». Древнейшим минералогическим сочинением, в котором упоминается аметист и его свойства, считается трактат «О камнях» одного из учеников Аристотеля - Тиртамоса (371-286 г. до н.э.), получившего за свое красноречие прозвище Теофраст - «божественный оратор».
Мистическое значение аметиста связано с его символикой как драгоценного камня фиолетового цвета. Фиолетовый цвет – смешение красного (страсть, огонь) и синего (интеллект, вода) считается символом умеренности, искупления, очищения и духовного возрождения. В 380 году Собор в Сарагосе учредил время покаянного приготовление к Рождеству Христову – адвент - когда в литургии используются священнические облачения фиолетового цвета, сиволизирующие пост, печаль и покаяние. Фиолетовый «цвет покаяния» аметиста сделал этот камень также одним из лучших камней для драгоценных четок. К XVIII веку в Европе и в России аметист получил название «епископский» или «архиерейский» камень. Католическим кардиналам при посвящении в сан вручался перстень с аметистом, способным, как считается, активизировать духовные силы. Вспомним о таинственном мерцании аметистового перстня кардинала Ришелье в романах Александра Дюма. Анатоль Франс устами героя своего романа аббата Гибрель говорит, что епископ носит аметистовый перстень как символ своего духовного брака с церковью, и выражает идею чистоты и строгой жизни. Эдуард Мёрике (XIX в.) в «Истории о прекрасной Лау» пишет, что «аметист быстро выветривает из головы тяжелый угар вина и уже с самого начала отвращает от этого, так что и горький пьяница спасается, поэтому аметист часто предпочитают носить на пальце светские и духовные лица».
Аметист, считавшийся с древнейших времен одним из «могущественных камней» обладал и многими лечебными свойствами. Кроме уже известных нам «антиалкогольных» качеств аметиста камню приписывалась сила сдерживать злые намерения, омолаживать своего владельца, придавать бодрость и разумность. Считалось, также, что аметист способствует спокойному сну и приятным сновидениям, если его класть под подушку, охраняет имущество и поддерживает благосостояние владельца и даже разглаживает морщины и сводит веснушки.
В Древнем Риме аметист называли «благословенным камнем», приносящим удачу и покой, успокаивающим нервные расстройства и улаживающим распри. Хотя, надо сказать, что далеко не все верили в лечебные силы драгоценных камней. Историк Евсевий Кесарийский (ок. 263-339 г.), описывая жизнь и деяния императора Константина Великого (272-337гг.) рассказывает: «Он считал разнообразные камни, вызывающие восхищение, вещами бесполезными. Они не обладали никакими другими качествами, кроме натуральных, и не могли отвращать зло. Так каким же образом могли эти вещицы лечить болезни или предотвращать смерть? Несмотря на это, он никоим образом не противился их использованию в качестве украшений».
Средневековые алхимики связывали аметист с загадочным зверем единорогом. Астрологи - с планетой Сатурн, и рекомендовали носить его всем, родившимся под знаком Рыб, потому что «Когда солнце вступает в знак Рыб, родятся необыкновенные люди. К действиям магическим великий интерес питают» - писал друг Н. Коперника, астроном и астролог Доменико де Навара (XV в.).
Считается, что оправлять аметист можно только в серебро и кольцо надевать на безымянный палец. Причем астрологи замечают, что носить аметист надо лишь время от времени, иначе его сила слабеет.
Аметисту посвящены многие поэтические строки как древних так и современных нам поэтов.
И мы закончим этот рассказ лирическими строками из поэзии Эдмона Ростана, напоминающими о печальной истории происхождения аметиста:
" Вот аметист, наш перстень обручальный:
Такой любви приличен цвет печальный!"
октябрь 2002
Иллюстрация - работа немецкого художника Германа Гендриха
Свидетельство о публикации №115061807392
В отношении аметиста в золоте встречала фантазийное?, что такое кольцо - могут носить лишь маги, оно должно быть подарено - соответственно магом или магами; и друг друга маги видят на расстояниях именно по этим кольцам)
Нонна Пряничек 23.01.2017 19:00 Заявить о нарушении
Интересное фантазийное)
Вообще же, вещи переходящие из поколения в поколение или по особым «наследным случаям», как от мага к магу несут в себе колоссальный заряд. Поэтому ничего удивительного в том, что маг может узнать другого мага по такому вот кольцу. Вернее, даже не по кольцу, как таковому, а по той энергии, которую кольцо испускает.
С пожеланиями всего самого прекрасного и сказочного!)
Гали Росси 28.01.2017 12:59 Заявить о нарушении