О Пушкине

      Добрый день, друзья! Хочу выразить свою искреннюю признательность ВСЕМ, кто заглянул на мою страничку. Давно собирался выложить наиболее интересные и красивые отрывки из прочитанных когда-то любимых произведений, касающиеся мнений и высказываний о наших знаменитых писателях и поэтах.Мне кажется, что это будет актуально именно СЕЙЧАС, когда утрачены основные нравственные ориентиры. Насколько это интересно и полезно- судить ВАМ.

"Продолжающиеся по вечерам разговоры о Пушкине.Разбирали лицейские стихотворения первого тома.Как много зависело от выбора стихотворного размера!

    В стихах с длинными строчками пределом юношеского честолюбия был Арзамас, желание не отстать от старших,пустить дядюшке пыль в глаза мифологизмами,напыщенностью,выдуманной испорченностью и эпикурейством, преждевременным, притворным здравомыслием.

    Но едва с подражаний Оссиану или Парни или с "Воспоминаний в Царском Селе" молодой человек нападал на короткие строки "Городка", или "Послания к сестре",или позднейшего кишиневского "К моей чернильнице",или на ритмы "Послания к Юдину", в подростке пробуждался весь будущий Пушкин.

    В стихотворение, точно через окно в комнату, врывались с улицы свет и воздух,шум жизни,вещи, сущности.Предметы внешнего мира ,предметы обихода, ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, теснясь и наседая,завладевали строчками, вытесняя вон МЕНЕЕ определенные части речи. Предметы,предметы,предметы рифмованной колонною выстраивались по краям стихотворения.

   Точно этот, знаменитый впоследствии, пушкинский четырехстопник явился какой-то измерительной единицей русской жизни, ее линейной мерой, точно он был меркой, снятой со всего русского существования подобно тому, как обрисовывают форму ноги для сапожной выкройки или называют номер перчатки для приискания ее по руке, впору.

   Так позднее ритмы говорящей России, распевы ее разговорной речи были выражены в величинах длительности некрасовским трехдольником и некрасовской дактилической рифмой."
                (Б.Пастернак"Доктор Живаго")


Рецензии