там, где кончается небо

я открыла дверь. передо мной стояла ленка. в крови и потёкшей краске с ресниц.
привет, любимая, проговорила она. я сбежала из сумасшедшего дома. мне надо переночевать. кроме того я упала поэтому кровь. дай что-нибудь покушать а завтра дашь мне одежду. не могу же я так идти по городу и немного денег.

сын со страхом смотрел на нее. о какой красавчик сказала она. ты - счастливая мать, такого сына вырастила. и пошла курить на кухню. мама зашептал  сын. я надеюсь она не останется у нас ночевать. я вообще-то боюсь беженцев из дурдома. никогда не знаешь что им в голову взбредет. посмотри на кого она похожа. все мы сынок - тут я выразительно посмотрела на потолок типа взгляд на небеса - будем стоять беженцами из дурдома. когда-нибудь. но я подумаю и присмотрюсь.

ленка, действительно,  была похожа на ужасный сон из фильма фелллини.

последний раз я видела ее года три назад. с тех пор она усохла наполовину -  в объеме и даже в росте.
передо мной стояла кожа-да-кости ленка. которая сбежала из сумасшедшего дома. потому что нет сил берта  быть. нет сил. ты не представляешь и слава богу какой  садизм там. видишь - на руках синяки. это меня растягивали. привязывали к кровати. за то что я покурила в комнате. уроды. а я ведь больна. не спрашивай чем. эта информация для тебя лишняя. ты же просто так спрашиваешь.
 
я  слушаю ее и не могу понять -  она говорит правду  или это ее глюки.

Зинка моя сестра ты  помнишь ее она настроила моего сына против меня и он вчера сказал  - не звони мне больше. ты мешаешь мне жить.   мой любимый сын сказал - ты мешаешь мне жить.
эта предательница упекла меня в сумасшедший дом. я не спала две ночи, рисовала и она решила мне помочь. уговорила. пойдем говорит - тебе только укол сделают, и я как дура пошла.  ты не знаешь - я же начала рисовать. придешь ко мне и одуреешь когда увидишь мои работы. критики назвали их религиозной графикой. я рисую двуликих святых. один  лик смотрит на небо, другой - на землю. и вот у меня открытие выставки, а эта гадина упрятала меня и уже полтора месяца я там. господи, как ты не взорвешь нахрен это место.  кстати, у тебя был органит. где он? отдала кому-то?  как?? как ты могла его отдать. как ты могла не предусмотреть, что он  будет мне  нужен именно сейчас. я буду играть на органите, читать свои стихи а люди - смотреть на моих двуликих.

я слушаю ее и размышляю - невозможно не оставить. страшно оставить.  но невозможно не оставить.
 
ребенок твой испугался меня. я действительно такая страшная? ты скажи мне - я на твой взгляд сумасшедшая? может моя сестричка права? ей так хочется чтобы я была сумасшедшей. она же знает -  даже если я не сумасшедшая, из меня там сделают что ей надо - овощ и полную идиотку.

ленка говорю я. уже двенадцать ночи. может правда - спать?  скажи только - зачем ты убежала? потому что нету сил отвечает она. нет сил быть там. понимаешь. нет сил.
всю ночь я прислушиваюсь к ленке. не взбрело ли ей в голову сбежать из моей квартиры. или еще что-нибудь такое.

утром мы долго ищем одежду которая не спадала бы с нее. в конце концов она с удовольствием смотрит на себя в зеркало и говорит - очень прилично. очень. ты молодец. позвони кстати зинке и скажи что я ночевала у тебя. пусть не волнуется. потом добавляет - а ведь стоило убежать, чтобы узнать - есть  у меня подруга, которая в двенадцать ночи, накормит, спать положит и наутро оденет и снарядит. она благодарно обнимает меня и шепчет - как я тебя люблю. прости меня.

мама говорит мне сын. я хочу чтобы она никогда. никогда больше не приходила  в наш дом. я сегодня всю ночь не спал, прислушивался. понимаешь, ты ее знаешь давно. а я - вижу ее такой, какая она сегодня. и это - страшно.
хорошо, говорю я. я расскажу тебе о ленке.

но вместо того, чтобы рассказывать о ленке, вдруг начинаю говорить о себе. о том, как страшно когда  все отворачиваются. и   никто не подходит. потому что  считают что ты - причина смерти. и ты сама  так думаешь. и забываешь даже, что те, кто не подошел к тебе - с ним же вместе покупали эти наркотики. и ты чувствуешь себя прокаженной которую не выгнали из стаи, а просто оставили умирать на льдине. а сами курлыкая улетели в теплые края. чувствуешь себя отверженной из одноименного романа гюго хотя роман и в школе не читал. отверженной и землей  и небесами.

 знаешь, говорю я сыну, она вчера плакала. зачем говорит меня сюда позвали. я же не сама пришла. позвали, чтобы отвергнуть. я - отверженная. и это - самая ужасная боль. даже хуже той, которая в теле.

я  еще  долго-долго  что-то говорю ему. рассказываю как ленка познакомила меня с его папой. и какая она была раньше. и как она  отдавала все что у нее было - легко и радостно. и как трудно понять границы  между  нужно и  важно. между  можно и нужно.  как трудно понять человека, который не похож на других. хотя все мы -  отпечатки пальцев бога и ни один отпечаток не похож на другой.
сын слушает меня и даже  на свой мобильный не поглядывает, хотя телефон бесконечно тренькает полученными сообщениями.

он подходит ко мне обнимает и говорит - знаешь, мам, ты очень сильная.
а я начинаю плакать. плакать слезами вчерашней встречи с ленкой, слезами совершенного непонимания что правильно  а что неправильно, слезами вопроса что же делать и как  помочь. сыну. ленке. всем.  и говорю ему сквозь слезы - ну вот оно как получается.  и мы как два дурака стоим с ним  и такое чудесное между нами и мы с ним - как один двуликий святой. который одним ликом - в небо, а другим -  в землю. и я вдруг думаю - а ведь если бы не ленка то и не было бы этого сейчас.

двуликие. смотрите смотрите  сюда  где кончается небо. смотрите смотрите пристальнее на землю. смотрите и рассказывайте там - на небесах.  пусть никто никогда не скажет о человеке - слаб и виновен. пусть кто-нибудь еще, кроме человека,   попробует жить здесь как человек. тогда и поговорим.


Рецензии
Здравствуй, Берта! Приехал из Липецка, "всадника" приняли, собираем по этой теме в Питере конференцию лучших гончаров России, тема- "возрождение затухших ремёсел,мастерами сегодняшнего дня".
Ну, да ладно. Ленку Твою люблю, у каждого у нас, там, в закромах своя "Ленка", иного и не может быть. У З. Гиппиус есть рассказ о человеке, который знал всё до секунды что с ним случится.

Читал не однократно!!! Светлыни н. подрезов

Николай Подрезов   29.10.2016 07:55     Заявить о нарушении
Доброго тебе дня, Николай.Интересно, а что относишь ты к "затухшим ремеслам"? и гончарное ремесло относишь ли к таковым? вообще, каков критерий "затухания"? -количество мастеров? сам уровень мастерства? потребительский спрос? мне очень нравится слово "возрождение", но есть отличие возрождения и восстановления. в возрождении мне слышится крутой дух новаторства на основе традиции, а восстановление - это более возврашение что ли к прежнему.
и благодарю, что не забываешь и заглядываешь в гости. всегда рада тебе.

Берта Липанович   28.10.2016 11:20   Заявить о нарушении
Доброй ночи. Когда ??? Я напишу в твоём стиле о том, как я пришёл в мир гончарного ремесла, о своём житие в этом мире, наверно будет более ясно, нежели мой ответ на заданные тобой вопросы, и всё же. Востребованность в моей профессии, как и нужда в глиняной посуде ниже плинтуса.Причин здесь много объективных, а не только (как многие сводят к поганым коммунякам изведшим на корню гончарство). К основным факторам надо отнести изменения конструкции печи,утрата интереса к традиционной кухне, переход на бумажно-целлофанную еду быстрого приготовления. Тебе наверное известен тот факт, что учреждена премия "Шлимана" за раскрытия состава чёрного и красного лака, я всегда, любуясь в Эрмитаже сосудами покрытыми этим лаком, недоумевал, почему эта красота была предана забвению. Как и сейчас не могу понять,почему человечество вскормлённое из простого керамического горшка, не поставило достойный памятник этому сосуду?.....
Запечённая глина один из вернейших указателей в прошлое, от которого мы упорно пытаемся "отмыться" коленопреклонно молясь новому(порой сиюминутному). Отрываясь от традиции, мы начинаем походить на инкубаторских, как из под одного отца. Разнообразие гончарных кустов их самобытность и есть тот неповторимый цветок в многоцветье культуры любого народа. У народов проживающих на территории называемой Россия такого добра всегда было в изобилии, однако...
Мой папа говаривал-" Не умер Гаврила,его болячка задавила", исход один, так и со многими когда то процветающими гончарными кустами. Задачу которую мы решаем- вернуть к жизни ремесло с его традиционными особенностями,учитывая потребу сегодняшнего дня. Во наговорил, даже сам не верю, я ли это? Хотя, кратко это так и даже без пафоса.
Когда то,бабушка мне с ярмарки привезла свистульку(из Обояни), в Липецке уже будучи старше бабушки, я увидел как её делает мастер. Это фантастика! Простота и гениальность в оном флаконе.Вот сижу и ...
Тее только СВЕТЛЫХ минуток. н.подрезов

Николай Подрезов   29.10.2016 01:14   Заявить о нарушении
сейчас пишу с мобильного поэтому пока - большущее тебе спасибо за ответ. а завтра напишу подробнее. очень интересный мне разговор

Берта Липанович   29.10.2016 13:59   Заявить о нарушении
не знаю, почему твое как ты называешь "ремесло" так притягивает меня. то есть понятно что в нем - в ремесле этом - человек видит некий сакральный символ и, думаю, всегда в древней памяти человека есть взгляд на гончара как на модель Бога творящего из глины сосуд. и в тебе как в представителе этого древнего ремесла - тоже твои читатели чувствуют эту самую силу творения.
но видимо есть и еще что-то и ты обозначил это как возрождение традиции.
меня, как человека причастного народу, выжившему только благодаря сохранению традиции и памяти, тревожат вопросы традиции как самой прочной связи - и между поколениями, и между людьми вообще, и даже - между человеком в целом и той силой, которую человек называет Бог.
тревожат потому, что наблюдаю как традции будто даже осознанно разрушаются и искажаются.
знаешь, на иврите для есть 5 обозначений слова "глина". и например, глина из которой делали кирпичи определяется одним словом, глина как часть земного слоя - другим, и глина для гончара - третьим. и вот эта самая гончарная глина переводится и как глина, и как материя, и как материал.
но все-таки хотя часто говорят, что Всевышний сотворил человека из глины, на иврите человек сотворен не из глины, а именно из пыли\праха. и более того - сам процесс сотворения человека обозначен словом, который обозначает " создал из ничего нечто". то есть у меня все-таки процесс создания человека не ассоциируется с "гончарным мастерством" Бога.
почему же так магнитит это действие? наверно полнотой процесса трансформации. руки человека в соединении с движением круга из изначального природного материала создают форму. я понимаю, что все это - дилетантское фантазирование и попытка классифицировать непонятное , но ведь, действительно, какое еще ремесло из "куска природы" на глазах "зрителей" создает совершенно новую форму и изделие. для меня глина похожа на воск - материал соединяющий в себе все стихии и природные миры. недаром же так развиты сейчас в целительстве использование глины как почти универсального "лекарства".
но мы с тобой начали разговор не о глине и не о гончарстве даже, а о судьбе традиции, которая угнетена то ли обстоятельствами, то ли преднамеренными действиями тех, кто в традиции видит и знает силу объединяющую и соединяющую с корнями.
в израиле тоже, конечно, не сохранилось мастерство гончарства, хотя интерес к керамике есть и все больше молодых занимаются керамикой. вот такое модное ( и дорогое) увлечение))очень развит этот вид занятий с детьми и в магазинах продаются модернизированные гончарные круги для детей.
я думаю, что как раз гончарное искусство имеет очень хорошие шансы на возрождение - так как сильно проявлен интерес ко всему экологичному и здоровому питанию. одноразовая посуда постепенно теряет популярность и мои дети, например, уже отказываются от нее - в том числе и из-за того, что этот пластик так загрязняет землю. я думаю (опять же взгляд дилетанта) - нужно "нажать" на эти "брендовые" нынче рычаги, чтобы возродить потребность человека глиняной посуде... и тогда само мастерство гончара как художника, а не только изготовителя, будет восстребовано. но это, конечно, должна быть длительная и последовательная компания, не совсем и "художественная", но без реального "возвращения" глиняных изделий в быт - как изделий наиболее экологичных и здоровых, трудно по-моему, возродить и умение, и потребность в красивых гончарных изделиях.
ты пишешь об изменениях в технологии печей, о потере многих "секретов" мастерства... опять же по аналогии с возвратом многих людей к настоящему хлебу - самовыпеченному или выпеченному по старым рецептам, так же может произойти и с гончарством. процесс возрождения традиций связан с врожденной в поколении молодых потребностью в естественности, чувствовании "пластиковый привкус" новых привычек. вот это и есть суть по-моему - подмена традиции привычкой... а все-таки привычка, хоть и вторая натура, но все же слабее традиции... которая в своем течении то уходит под землю, то поднимается на поверхность и показывает всю свою красоту и стихийную силу. и Бог вам в помощь в восстановлении и возрождении традиции... только бы в чистоте и бескорыстии было это все осуществлено.

Берта Липанович   31.10.2016 09:51   Заявить о нарушении
я поняла, что так много слов было написано чтобы подойти к главному - подемна традиции привычкой. в этом - и корень "зла" и ключ к пониманию как можно проблему решать. привычку не легко, но все же по отработанным технологиям возможно внедрить не только в конкретного человека, но что более эффективно - в массовое сознание. традицию "внедрить" невозможно. она должна произрасти из "земли".
а в нынешнем обществе( я говорю об обществе не отдельной страны, а все-общем) происходит подмена понятий традиции, привычки и установленных правил. и вот мы уже слышим - "по традиции я хочу задать вам вопрос..." да не по традиции, а по привычке. или "по новой традиции праздновать день юмора..." какая уж тут традиция - установлено свыше, выделено денюжек и прочая.
традиция - как хорошее вино, должна "отлежаться" в подвалах... я вот подумала - раньше "статус" святого присваивали не раньше чем через 100 лет после смерти... смотрели на мощи - и если они сохранялись - то и "святым" можно было называть.. а теперь даже в церкви - святых множат как клонов... хотя может и правда святыми были эти люди царство им небесное... вот ведь интересно - опять земля как материя возникла в моих мыслях... может, действительно, традиция - это что-то, что обязательно с землей связано, с вполне физической землей... а привычки - да - из земли не растут... это как синтетические продукты - на конвейере произведены и всем в руки и головы - по пластиковому стакану. а когда опираешься на проросшее из земли и до неба дотянуться можно))

Берта Липанович   31.10.2016 10:23   Заявить о нарушении
Берта, дорогой мой человек, я не оставлю этот разговор( он меня зацепил до корешков). С твоим видением мной оплаканного положения в современном гончарном ремесле, перечёркнутое твоей надеждой на лучшее и прочих атавизмах сегодняшней действительности ремесленника.

Берта, прости, загружен..., дальше некуда. Собрать на конференцию гончаров(20-25 ноября), 1-3 декабря конгресс в С. Петербурге, 13?-декабря"Русь мастеровая". Вот мой режим,когда напишу обещанное?
Когда спокойно мы обсудим, нет, просто поговорим о ни о чём, как люди просто любящие эту ЖИЗНЬ.
Только светлых тебе дней. н. подрезов

Николай Подрезов   31.10.2016 21:42   Заявить о нарушении
очень люблю жизнь, наполненную интересными и значительными событиями. и люблю людей, которые сами создают эту наполненность. тебе - успеха во всех твоих делах. и пусть в конце декабря ты посмотришь на сделанное за год и останешься просто удовлетворенным и довольным совершённым тобой.
а просто поговорить - оно обязательно произойдет тоже. было бы желание.)) и ведь есть же.

Берта Липанович   01.11.2016 00:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.