89. Подсознание

Великая литература идёт по краю иррационального.
Владимир Набоков.

89.1 – 89.15: Конкретные образы Иррационального. – Сливаясь с предметом размышления. – Отпусти свой ум. – Песни создали меня. – Идеи приходят от Бога. – Эти маленькие гномики. – Древний закон притяжения. – Думать около. – Когда бессознание скомбинировало. – Метод предсонного внушения. – В утреннем режиме грёз. – Когда тело отвлекается на простые действия. – Творческое мгновение. – Уметь не мешать ему. – Запись потока сознания.


89.1. Конкретные образы Иррационального…

Поэты и философы раньше меня открыли бессознательное. Я открыл лишь научный метод, с помощью которого оно может быть изучено. Зигмунд Фрейд. // Полагаю, что мою выставку посетят два миллиона человек. Я ведь изображаю коллективное подсознание. Сальвадор Дали. // Фрейда поразило что подсознательное, которое он мучительно выискивал в картинах Микеланджело, Леонардо, Энгра и других великих мастеров, в работах Сальвадора Дали просто лезло в глаза. «Ваша тайна, – заявил он художнику при встрече, – лежит на поверхности, картина – лишь механизм её раскрытия». Полотна завораживали странной пугающе загадочной красотой и удивительно точными, реалистически выписанными деталями. В них наличествовало всё, кроме обывательского здравого смысла. // Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального. Сальвадор Дали. // Я не знаю, что мною движет. Это действительно очень важно. Разница между мною и другими писателями состоит в том, что они всячески стараются исходить из того, что оформилось у них в голове. Я же всячески стараюсь извлечь на поверхность то, что скопилось ниже, в области солнечного сплетения, в подсознании. Генри Миллер. // Художники подобного склада, по меткому определению писателя В.Соловьёва, в процессе творения «спускают с привязи своё подсознание». // Подсознание – то в душе, что Творец из недоверия к нашему уму вывел из-под контроля, – как не в нашей власти управлять сердцем или желудком. Александр Круглов. // Две тысячи лет назад Аристотель задавался вопросом: «Как же сознание прикрепляется к телу?» Мы всё ещё задаём тот же вопрос. Чарльз Шеррингтон. // В широко простирающейся области бессознательного мы беззащитны перед лицом возможного влияния и психического заражения, так как эта область недостижима для критики и контроля сознания. Карл Юнг. // Поэма начинается не с мысли. Сначала – это волнующая неопределённость. Затем мысль появляется, и тогда поэма достигает цели, в противном случае она оканчивается ничем. Роберт Фрост.


89.2. Сливаясь с предметом размышления…

Я определял медитацию как сосредоточенность на конкретной теме, внутреннее осознание её. Отличие между обычным умственным напряжением и состоянием медитации лишь в качестве сосредоточенности. Медитация – собранность внимания необычного рода и силы, когда человек фокусирует внимание на некой единой точке, целиком сливаясь с предметом размышления. Большей частью неосознанно это состояние испытывали все творческие люди. Достичь его, разумеется, не просто, требуется особый внутренний настрой. Медитация учит искусству создавать его. Начинают активно работать планы подсознания, вступает в действие механизм интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и чёткое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом. Медитация – то чудо, когда не ты поднимаешься на гору, а гора сходит к тебе, это соединение творца с творением, с первозданной несотворённой основой бытия. Не предмет твоей мысли имеет наиболее важное значение, но качество твоего мышления. Валентин Сидоров. // Медитация – искусство углублённого размышления, умение смотреть на что-либо с неотрывным вниманием, размышлять о чём-то. Словарь Уэбстера. // Просветление – это осознание бессознательного. Дайсетцу Судзуки. // Освободить ум от всяких мыслей и наполнить его духом большим, чем ты сам, означает простереть его в царство, недоступное обычным мыслительным процессам. Эдвард Хилл. // Я не верю в бесконечную силу разума, рационального начала. В рациональное я верю постольку, поскольку оно способно подвести меня к иррациональному. Когда рациональное тебя покидает, ты на время оказываешься во власти паники. Но именно здесь, в пограничной полосе на стыке рационального и иррационального, тебя ожидают откровения. По крайней мере, три таких откровения мне пришлось пережить, и они оставили ощутимый след. Иосиф Бродский. // Сознание боится пустоты. Поль Валери.


89.3. Отпусти свой ум…

Лучшие мысли обыкновенно те, которые приходят без всяких усилий и неизвестно как. Джон Рескин. // Самые лучшие мысли приходят по глупости. Карел Чапек. // С древнейших времён существует и медитация, устремлённая в абсолютное безмолвие. Именно её имеет в виду Кришнамурти, призывая ловить промежуток между двумя мыслями. Великий же философ новой Индии Ауробиндо Гхош заявляет буквально следующее: способность думать – замечательный дар, но способность не думать – дар ещё больший. Фактически все открытия делаются, когда мыслительная машина остановлена хотя бы на мгновение. Этот психологический закон хорошо известен. Периодическая система элементов предстала внутреннему взору Менделеева не в момент наибольшего мыслительного напряжения, а во сне. Убедительных примеров подобного рода достаточно. Парадоксальный призыв: «Думай не о словах, не думай словами» основан на знании тонких закономерностей человеческой психики. Научившегося «не думать» настигает озарение потому, что он свободен даже от невесомого груза и давления, какое несёт с собой мысль. Валентин Сидоров. // Обезумевший ум работает без остановки. Если он остановится, это и будет просветление. Китайская дзэнская поговорка. // Великие художники умеют «останавливать» ум; в процессе творчества к ним приходит внезапное интуитивное прозрение, которое позволяет «подсознательному» или «сверхсознательному» выдвинуться на передний план. Вэс Нискер. // Отпусти свой ум. Буддийская мудрость. // Не позволяй возникнуть в своём сознании ни единой мысли. Шестой китайский дзэнский патриарх. // Вероятность получения желаемого результата находится в обратной зависимости от силы желания. Закон Гамперсона. // Ответ на любой вопрос явится тебе, когда перестанешь задавать вопросы и сотрёшь из своего разума само понятие вопроса. Уильям Берроуз. // Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий. Михаил Пришвин. // Сегодня важная мысль пришла мне в голову относительно небытия (neant). Когда я начал обдумывать эту проблему, вначале ровно ничего не приходило в голову – пустота, и я хотел уже перестать думать на эту тему. Но затем, сделав несколько шагов, я сел на скамейку и вдруг сразу понял нечто важное, а именно, что понятие о небытии не связано с этим тварным миром. Оно принадлежит миру духа. Николай Бердяев. // Мысль появляется лишь тогда, когда исчезает привычка думать. Сирил Конноли. // Твардовский иронизировал вот над таким существованием лирического поэта-профессионала: встал, хорошо выспавшись, попил кофе, положил на стол писчую бумагу и перо, сел и думает, вперив взор в окно – что бы мне сегодня написать? Лирические стихи возникали у Александра Твардовского непреднамеренно – дорогой, на прогулке, среди ночной бессонницы – и переписывались им в дневник между других записей дня, будто часть его.


89.4. Песни создали меня…

Творчество, на мой взгляд, во многом подсознательно. Родион Щедрин. // «Стихи не пишутся – случаются». Это о работе подсознания. // Это не я мыслю, это мои идеи мыслят за меня. Альфонс Ламартин. // На некоторой стадии процесса созидания картина, поэма или научная теория, любое творческое произведение начинает самостоятельную жизнь и переносит свои потребности на своего создателя. Творение отстраняется от творца и собирает материал из его подсознания. Поэтому создатель должен знать, когда ему следует перестать управлять своим творением и позволить творению управлять им. Он должен знать, когда его творение может стать мудрее, чем он сам. Джордж Неллер. // Карл Юнг считал, что вся творческая работа происходит в подсознании, то есть: «Не Гёте создал «Фауста», но «Фауст» создал Гёте». // Художник выбирает свой объект в той же мере, в какой объект выбирает его. Альбер Камю. // Я пишу картину потому, что не понимаю того, что пишу. Сальвадор Дали. // Песни создали меня, а не я их. Иоганн Гёте. // …творчество бессознательно. Томас Карлейль. // Сознательно дающий пищу бессознанию и бессознательно выявляющий есть актёрский талант. Евгений Вахтангов. // Американская поэтесса Эми Лоуэлл говорила: я запускаю в мозг тему для стихотворения, как человек опускает письмо в почтовый ящик, и потом просто жду ответа с обратной почтой. Полгода спустя слова стихотворения на выбранную тему обязательно приходят мне в голову. // Черепаха закапывает свои мысли, как яйца, в песок и позволяет морю вынашивать малышей. Пословица американских индейцев. // Моцарт сам признавался друзьям, что музыкальные идеи являются ему невольно, подобно сновидениям. // Итальянский драматург Витторио Альфьери на одном из своих сонетов собственноручно сделал такую пометку: «Случайный. Я не хотел его писать». // Немецкий писатель и композитор Амадей Гофман отмечал в дневнике: «Я работаю за фортепьяно с закрытыми глазами и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны».


89.5. Идеи приходят от Бога…

Попробуй усилием воли создать произведение искусства. Ничего не получится. Напротив, надо расслабиться и отогнать все мысли. Тогда они сами начнут настойчиво являться. Андрей Яхонтов. // Оригинальные идеи приходят в шальные, сумасбродные моменты, словно прибывая откуда-то извне. Ты не можешь скомандовать идее, чтобы она явилась. Она придёт, когда будет хороша и готова. Как говаривал Эйнштейн: «Идеи приходят от Бога». Основное открытие пришло к нему однажды утром. В момент пробуждения он внезапно увидел всю свою идею, словно в мозгу случился прорыв и вместе с ним пришли готовые ответы. Идея блуждала на задворках разума на протяжении нескольких лет и внезапно пожелала перебраться в сознательную часть ума. Дэнис Брайен. // Очень часто происходит так, что открытие делается во время решения совсем другой проблемы. Томас Эдисон. // Однажды, поднимая ногу, чтобы сесть в пролётку, я вдруг нашёл решение задачи, которое на протяжении многих лет не давалось мне. Причём в данную минуту я не думал об этом. Анри Пуанкаре. // Лучшее из того, что совершает наш мозг, совершается независимо от сознания. Френсис Гальтон. // Джон Мильтон ссылался на свою небесную покровительницу, которая диктует ему его не обдумываемые заранее стихи. Сократ говорил, что мысли диктовал ему невидимый «демоний». Призрачные голоса давали советы Конфуцию. Итальянскому математику Кардано, изобретателю «карданова подвеса» и мнимых чисел, нередко слышался таинственный внутренний голос. Как отмечал итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, многие известные гениальные люди обладали ярко выраженными странностями; их озарения нередко сопровождались «голосами», диктующими стихи, музыку или формулы. // Мне кажется, во взглядах на природу творчества вы недопустимо рационализируете процессы неясного, интуитивного, метафизического характера. На эту «метафизику» с почти неправдоподобным единодушием указывали чуть ли не все крупные художники. (Ахматова: «Мне голос был…») По моим ощущениям 90% всего этого дела разворачивается в подсознании, остальные 10% – техника, канцелярия, почерк, ремесленные хитрости и прочее. Сергей Довлатов. // Искусство, говорят, не терпит посредственности. Оно ещё не терпит сознательности. Лев Толстой. // Из этих «набеганий» произошли в большинстве «стихи из Записной книжки», то есть пришедшие вдруг строфы или строчки, не получившие развития в целые «пиесы». Только с годами понял, что такие «набегания» – наибольшая драгоценность. Это как самородки, что вдруг выблёскивают из-под лопаты, перерывшей прорву породы ради малого сбора золотого песка. Александр Твардовский.


89.6. Эти маленькие гномики…

Художник, я уверен, всегда создаёт своё произведение сознательно. Однако, познакомившись с произведением, видишь, что его красота и безобразие наполовину, если не в основном, порождены таинственным миром, лежащим вне пределов сознания художника. Рюноскэ Акутагава. // Великие писатели, композиторы, художники ищут контакта с силами своего подсознания, черпая вдохновение из этого неиссякаемого источника. Стивенсон регулярно перед сном поручал своему подсознанию придумывать для него истории. Его сновидения отличались исключительной жизненностью. // Писатель знал, что лучшим из того, что он пишет, он в большей мере обязан собственному подсознанию. Сомерсет Моэм. // Эти маленькие гномики (то есть творческая сила подсознания) выдают мне историю, которую я хочу; часть за частью, как роман с продолжением, держа меня, мнимого автора, до последней строки в полном неведении. Часть моей работы, которую я весь день выполнял (конечно, под наблюдением и с помощью сознательного разума), ни в коем случае нельзя рассматривать, как единственно мою собственную работу. Многое свидетельствует в пользу того, что и здесь потрудились «гномики». Роберт Стивенсон. // Сосредотачивай своё сознание на том, что ты хочешь, и тогда твоё подсознание безошибочно приведёт тебя к этому. Наполеон Хилл. // Забытые или полузабытые жизненные впечатления, образы, характеры людей и даже личные настроения давних лет, запечатлевшись глубоко в подсознании, могут однажды воскреснуть и предстать перед автором как увиденное или почувствованное им впервые. Особенно если несколько стёртых характеров трансформируется в один сборный – яркий и полнокровный. Как известно, роль подсознательного в процессе творчества чрезвычайно важна. Василь Быков. // Ты хочешь писать рассказы? Нет ничего легче. Твой инстинктивный разум помнит каждое событие, когда-либо происходившее с тобой. Он сам создаст сюжет из твоих переживаний. Наш инстинктивный разум никогда не спит. Когда мы засыпаем, отключаются только высшие уровни мозга. Ты довольно легко можешь проверить это на себе. Перед тем как уснуть, мысленно сообщи своему подсознанию, чего ты хочешь. Наутро рассказ будет готов. Здесь нечего бояться. И было бы неплохо звать ночного слугу, таящегося внутри тебя, по имени; допустим – Помощником. Джулиан Дюгид. // У меня шесть слуг, которые обучили меня всему, что я знаю. Имена их таковы: Что, Почему, Когда, Как, Где и Кто. У нас умный дух, но ему нужно задавать вопросы. Редьярд Киплинг.


89.7. Древний закон притяжения…

Бессознательное не производит новых идей, пока не окажется до предела забито фактами, впечатлениями, понятиями и бесконечными размышлениями и попытками найти решение. Об этом свидетельствуют многие творческие личности. Мортон Хант. // Только тот, кто любит свою работу, добивается в ней успеха. Специализируйся в избранной области и стремись разбираться в ней лучше других. Путеводной звездой должно быть желание служить людям и миру, а не эгоистические побуждения. Каждое зерно, посаженное в почву, обладает способностью притягивать к себе всё необходимое для развития. Древний закон притяжения гласит: кому ясна его цель, тому нужно лишь пожелать, чтобы нашлись средства для её осуществления. Чётко уясни, к решению какой задачи более всего стремишься. Как только подсознание воспримет идею, оно тотчас принимается за её реализацию. Джозеф Мерфи. // Писатель должен вступить в брак с бессознательным. Если он сталкивается с какой-то проблемой в своей работе, он просто выбирает время и говорит: «Встретимся завтра», – и бессознательное к тому времени что-нибудь приготовит для него. Норман Мейлер. // Пишу я всегда по утрам, потом после обеда просматриваю и правлю написанное. Если не ладится, бросаю работу, иной раз даже посреди абзаца. Бывает, что-то не даётся в тексте. Пожалуй, больше я уповаю на подсознание. Как оно участвует в работе? Проходит ночь, на следующее утро садишься за письменный стол, как правило, с решением уже найденным. Грэм Грин. // Я научился не думать, о чём я пишу, с той минуты, как прекращал работу, и до той минуты, пока на следующий день не начинал писать снова. Таким образом, моё подсознание продолжало работать над рассказом. Эрнест Хемингуэй. // Озарения, которые выглядят на первый взгляд случайными и неожиданными, посещают далеко не случайных людей. Бонифатий Кедров. // Удача благоволит тому, чьё сознание к ней подготовлено. Луи Пастер. // Вы спрашиваете, как я его открыл? Да я думал над ним всю жизнь!.. Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, – только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка. Дмитрий Менделеев. // На случай наталкиваются те, кто его заслуживают. Жозеф Лагранж. // Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль. // Как-то раз пошёл я в собор Святого Петра (у меня было дело в Риме). Там меня вдруг осенило – я ясно увидел всё то, что мне хотелось бы высказать в своём произведении. Всё, над чем я без толку мучился целый год, теперь выкинуто за борт. Генрик Ибсен. // Настоящий композитор думает о своей работе всё время. Он не всегда отдаёт себе отчёт в этом, но понимает это позже, когда внезапно узнаёт, что ему делать дальше. Игорь Стравинский.


89.8. Думать около…

Как я пишу? Бессознательно. Я не кокетничаю. Вот так, товарищи, в бессознательном состоянии и пишу. Меня воодушевляет шариковая ручка. Она водит моей рукой. Валентин Катаев. // Сознание никогда ничего не творит. Творит бессознание. В область бессознания, помимо её бессознательной способности вбирать без ведома сознания, может быть послан материал для творчества путём сознания. В этом смысле каждая репетиция пьесы только тогда продуктивна, когда на ней ищется или даётся материал для следующей репетиции. В промежутках между репетициями и происходит в бессознании творческая работа перерабатывания полученного материала. Из ничего нельзя ничего и создать, вот почему нельзя создать роли без работы – «по вдохновению». Евгений Вахтангов. // Сознание остаётся неизменным в своей сущности, но вызывает во время работы вихри, потоки, каскады новых мыслей и образов, ощущений и слов. Поэтому иногда человек сам удивляется тому, что написал. Константин Паустовский. // Отличное состояние одинокого творчества. Его свойство: во время пустых дел (хозяйство, лыжи, велосипед) какая-то подъёмная площадочка в тебе всё время подаёт и подаёт наверх мысли, просто заваливает, успевай записывать в разные места. Это работает подсознание, домысливая то, чего ты не домыслил вчера и позавчера. В таком именно стиле, заглотом, навалилась на меня вся шулубинская глава (из «Ракового корпуса») во время хозяйственной велопоездки. Хорошо, что были бумага и карандаш, слезал и записывал. Александр Солженицын. // Чтобы творить – надо думать около. Поль Сурьё. // Надо на вещь, на собственную работу мысли, на технические схемы разрешения задач, которые мы применяем, взглянуть непривычным взглядом; подойти к ним по-новому, сойдя с привычного круга. Подобное отчуждение от обычной работы может быть связано с отпуском, болезнью, с перерывом на поездку. Многие решения, которые не давались, просто и естественно приходили в результате отчуждения от нормальной колеи. Андрей Туполев. // Не надо стараться! Кое-что оставь для Провидения. Генри Миллер. // Я вполне согласен с Руссо, что лучшие мысли приходят ночью, когда человек просыпается от сна, утром и во время прогулок. Лев Толстой. // Хочется скорее начать мои прогулки в лесу. Я давно не обдумывал мою книгу о духе, а во время прогулок мне всегда приходят новые мысли для этой книги. Николай Бердяев.


89.9. Когда бессознание скомбинировало…

Уже давно замечено, что в искусстве не всё исполнено сознания, что вместе с осознанною деятельностью должна быть связана известная бессознательная сила. Фридрих Шеллинг. // Вся сущность системы Станиславского заключается в том, чтобы путём сознательным дойти до подсознательного творчества. Вольдемар Пансо. // Потом земля какое-то время остаётся под паром. Как Христова невеста, художник ждёт озарения, от которого родится новая духовная жизнь. Он терпеливо занимается повседневными делами; подсознание между тем ведёт свою таинственную работу; и вот, как будто бы из ничего, возникает идея. Сомерсет Моэм. // Мысль учёного упорно работает в определенном направлении, ища решения задачи, стремясь понять, в чём же состоит трудность, а значит, увидеть способ её преодоления. В этот момент другая мысль, развившаяся независимо от первой, внезапно «пересекается» с ней и как бы «подсказывает» учёному решение задачи посредством наведения на определённую ассоциацию, аналогию. Такую «подсказку» можно назвать «трамплином» для исследовательской мысли, стремящейся преодолеть познавательный «барьер» на пути к познанию истины. История научных открытий и технических изобретений знает множество примеров такого рода: «трамплин» в виде ассоциации или аналогии, дающий возможность внезапно блеснувшей догадкой преодолеть «барьер». Бонифатий Кедров. // Вдохновение – это момент, когда бессознание скомбинировало материал предшествующих работ и без участия сознания, только по зову его, даёт всему одну форму. Огонь, сопровождающий этот момент, – состояние естественное, как естественно тепло при соединении нескольких элементов в одну форму. Выдуманное сознательно не носит признаков огня. Всё, что сотворено в бессознании и формируется бессознательно, сопровождается выделением этой энергии, которая, главным образом, и заражает. Евгений Вахтангов. // Байрон создавал свои произведения, как женщины рождают прекрасных детей, бездумно и бессознательно. Иоганн Гёте. // Я разбирал письма и очень устал, а от писанья не устаю. И это потому, думаю, что процесс писанья у меня не сознательный, а бессознательный. Источник его в бессознательном. Современная психология подтверждает мою мысль, говоря, что источник бессознательного никогда не иссякает. Николай Бердяев. // Исследователи мозга считают, что в нашем подсознании хранится информации в десять миллионов раз больше, чем в сознании. Именно эта «база данных» – источник нашей скрытой природной одарённости. Другими словами, часть тебя куда умнее, чем ты. И мудрые люди постоянно обращаются к помощи этой более умной части. Майкл Дж.Гелб. // Сознание занимает лишь небольшое место в психической жизни. Вильгельм Райх. // Даже величайшие учёные утверждают, что наиболее значительные открытия делаются вовсе не благодаря рациональному уму. Здесь имеет место явление другого порядка. Вэс Нискер. // Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном, минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Если бы это было иначе, то почему нам случается иногда «удивляться», притом совершенно спонтанно, тому или иному восприятию. Альберт Эйнштейн.


89.10. Метод предсонного внушения…

Сознание размышляет, а подсознание управляет. Психоаналитический афоризм. // Все гениальные произведения созданы инстинктивно. Мудрецы всего мира вместе не могли бы написать знаменитой басни «Мор зверей», которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из неё выйдет. Французский драматург Корнель написал трагедию «Гораций» так же инстинктивно, как птица вьёт гнездо. Франсуа Вольтер. // Заразительность, то есть бессознательное увлечение бессознания воспринимающего, и есть признак таланта. Кто сознательно даёт пищу бессознанию и бессознательно выявляет результат работы бессознания – тот талант. Кто бессознательно воспринимает пищу бессознанию и бессознательно выявляет – тот гений. Выявляющий сознательно – мастер. Лишённый же способности сознательно или бессознательно воспринимать и всё-таки дерзающий выявлять – бездарность. Ибо он, опустив в бессознание – область творчества – нуль, нуль и выявляет. Евгений Вахтангов. // Метод предсонного внушения. Засыпая, дождись момента, когда мысли начинают смешиваться и разбегаться. В состоянии предзабытья, шёпотом, скороговоркой и с выражением полнейшего безразличия повторяй слова: «Я хочу получить ответ…» Произноси их механически, пока окончательно не заснёшь. Тон вопроса должен быть безучастно нейтральным, словно не ты, а сторонний произносит заданную фразу. Подсознание – штука каверзная, «маскировка» должна быть надёжной. Продолжай внушение в течение нескольких дней. Одним прекрасным утром с удивлением обнаружишь, что решение тебе известно. Эмиль Куэ. // Душа обязана трудиться и день, и ночь. Николай Заболоцкий. // Подсознание легче всего поддаётся воздействию в состоянии близком ко сну, когда любое напряжение сознания ограничено до минимума. Если привести себя в такое совершенно пассивное состояние, то можно внушить своему подсознанию путём чисто умственной концентрации желаемое представление. Наиболее эффективно и просто – в одно короткое, легко запоминающееся предложение, которое потом как в колыбельной песне постоянно повторяешь. Шарль Бодоин. // Рассудок больше всего действует в темноте, бессознательное – «акушерка мыслей». Иммануил Кант. // Засыпаю с вечера мгновенно, а утром просыпаюсь с полуготовой строфой. Как будто положила накануне комочек теста в волшебную печку – и за ночь испёкся колобок. Вера Инбер. // В подсознание я очень верю. Был даже такой случай – в одном месте застрял, думал совсем безнадёжно, никак не мог выбраться. Лёг спать. Приснился мне сон – такой, что он должен был присниться не мне, а моему герою. Я его от начала до конца вставил в текст – в то самое место, где завяз накануне. Грэм Грин.


89.11. В утреннем режиме грёз…

В литературе истинно гениальное произведение можно создать скорее за три часа праздности, не отвлекаемых никакими посторонними заботами, чем за недели напряжённых занятий. Самуэль Кольридж. // Первый свой рассказ я увидел во сне. Я ощутил не только сюжет, характеры и фабулу, но даже стиль моего рассказа. Николай Никитин. // Большей частью в полусонном состоянии ранним утром у меня рождались мотивы, которые я затем, после того как проснусь, в состоянии бодрствования продолжал развивать до законченного произведения. Так новелла «Клеопатра» возникла из сновидения, в котором я пережил невероятно страшную борьбу с каким-то фантастическим чудовищем. Пауль Гейзе. // Подсознательно человек знает больше, чем сознательно. Лидия Бердяева. // Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? Гавриил Державин. // Расслабляясь перед сном, наш мозг входит в состояние, идеальное для гипноза. Самое время задать ему вопрос. Практику заданных сновидений используют и буддисты. Если проснуться пораньше и в утреннем «режиме грёз» задать вопрос, ответ во сне практически гарантирован. С «вечерними» вопросами дело не всегда обстоит так успешно. Игорь Вагин. // Рассудок должен спрашивать в искусстве, но он не должен отвечать в нём. Фридрих Геббель. // Яркий пример тому – случай с автором известной поэмы «Кубла-хан». Она целиком приснилась Самуэлю Кольриджу однажды ночью. Потрясённый, он проснулся, все 200 строф поэмы отчётливо помнились. Холодея от восторга, принялся записывать её на бумагу. Пятьдесят строф записал, когда в дверь постучали. Выпроводив незваного гостя, поэт в нетерпении снова уселся за стол. Увы, все остальные строки улетучились из памяти. Кольридж так никогда больше и не смог написать ничего подобного.


89.12. Когда тело отвлекается на простые действия…

Иногда во время работы мне необходимо встать, прогуляться или сделать что-нибудь на кухне. Когда приходит идея, я вновь немедленно сажусь за компьютер и продолжаю работу. Движение всегда помогает мне рождать идеи. Пегги Вельт. // Ну почему все самые лучшие идеи осеняют меня, когда я моюсь в душе? Альберт Эйнштейн. // Я привык говорить, что ношу свой бизнес под шляпой. За рулём автомобиля, верхом на лошади, занимаясь греблей или идя под парусами, я способен мыслить значительно эффективнее, чем сидя за столом в моём офисе или в отеле. Эдвард Скриппс. // Известный британский физик как-то сказал американскому психологу: «Мысль нельзя придумать. Мы часто говорим о трёх «В»: Bus, Bath, Bed (автобус, ванна и постель). Именно там делаются великие открытия в нашей науке. // Менеджеры свидетельствуют: многие важные мысли приходят к ним, когда они едут на работу, принимают душ. Других наилучшие мысли осеняют во время бритья, на поле для гольфа, в лодке на озере или при безмятежном копании в саду. Когда тело отвлекается на простые, часто повторяемые действия, разум освобождается для творческого мышления. // Лучше всего думается на коне, в постели и в отхожем месте. Старая японская поговорка. // С мыслями бывает именно то же, что и с людьми. Их нельзя призывать во всякое время, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами. Артур Шопенгауэр. // Мы так же не властны в течении наших мыслей, как и в обращении нашей крови. Франсуа Вольтер. // Более всего на свете я презираю Родена, который изваял этого «Мыслителя». В такой позе не то что мыслить, даже гадить неудобно. Сальвадор Дали. // «Мыслитель» Родена – шахматист, у которого отняли доску. Рамон Серна. // Мысли, подобно людям, имеют свою юность. Френсис Бэкон. // Недозрелую мысль невозможно ничем подстегнуть. Больше всего приходит мыслей в конке. Конку трясёт, меня трясёт, мозг трясётся, и из мозга вытрясаются мысли. Василий Розанов (в конке). // Лучшее из придуманного мною заранее, то есть не на самой репетиции, всегда всё-таки придумывалось не за письменным столом, как говорится, а на людях, в шуме, в движении, когда казалось, что вовсе и не думаешь о работе. Не надо забывать, что художник работает непрерывно. Всеволод Мейерхольд.


89.13. Творческое мгновение…

Находясь в нормальном состоянии духа, я сочиняю всегда, каждую минуту дня и при всякой обстановке. Иногда я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой, которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от людей, с которыми нахожусь, происходит в этой области головы моей, которая отдана музыке. Иногда это бывает какая-то подготовительная работа, а в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль, и стараешься удержать её в памяти. Откуда это является – непроницаемая тайна. Пётр Чайковский. // Вдруг передо мною встал конец романа ясно и отчётливо, так что, кажется, я сел и написал бы всё сейчас. И тут же у меня сам собой при нём развился и сложился, или, лучше сказать, разрешился тот узел романа, который держал меня в праздности своей неразрешимостью, – я как будто распутал последние нити. Иван Гончаров. // Я внезапно – ничего подобного я ни до, ни после не переживал – моментально всё увидел внутренним зрением. Это было подобие молнии, осветившей вдруг целый регион и пробудившей во мне ясное представление о дотоле скрытых центральных мыслях. С того мгновенья система в её главных чертах уяснилась мне, во мне родилось убеждение, что я постиг её сокровенное ядро. Сёрен Киркегор. // Искусство всегда растёт благодаря благоприятному случаю, а не сознанию. Андрей Платонов. // Всё решает творческое мгновение, как теперь, так и в молодости, налетающее сразу, без подготовки, как будто «кто подсказал», то, что раньше называлось наитием. Нина Симонович-Ефимова. // То что вас удивит прежде всего, это видимость внезапного внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы. Анри Пуанкаре. // Сколь раз – ищешь, ищешь и всё как будто стоишь на месте и вдруг, всё как светом осветится – увидишь всё с необыкновенной ясностью, безо всякого усилия со своей стороны. Когда вся внутренняя работа в душе уляжется, вдруг выделяется из души светлый образ, который сразу полон и готов. И какая удивительная вещь – в этом образе я всё-таки вижу весь круг своей бесконечной работы. Значит, я недаром мучился. Николай Ге.


89.14. Уметь не мешать ему…

Центр нашего сознания бессознателен, так же как ядро солнца темно. Анри Амьель. // Сколь ни была бы велика сегодня популярность подсознания, всё же от сознания мы зависим сильнее. Иосиф Бродский. // Творческий процесс не признаёт формализации. Существуют только косвенные пути сознательного влияния на механизм творчества. Надо уметь сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества. Предоставим же всё подсознательное волшебнице-природе, а сами обратимся к тому, что нам доступно, – к сознательным подходам к творчеству и сознательным приёмам психотехники. Они прежде всего учат нас, что, когда в работу вступает подсознание, надо уметь не мешать ему. Константин Станиславский. // Подсознание работает по тем же принципам, что и сознание, но быстрее и системнее. Подсознание может улавливать закономерности, скажем так, высокого порядка и готово выдать результат. Проблема только в том, что результат этот выдать некуда – как правило, голова у всех забита не нужной информацией. Но если сознание почистить, то подсознание вытолкнет решение в свободное место, откуда мы его и заберём. Наталья Бехтерева. // Первое средство привлечения дельных мыслей – не думать ни о чём пустячном и пошлом. Расчисти для них место, и они придут. Артур Шопенгауэр. // Рациональное мышление помогает сделать наилучший выбор в простых случаях, в то время как бессознательное решение эффективнее в случаях более сложного выбора. Когда мне надо принять важное решение, я вначале собираю все необходимые факты и осмысливаю их. Потом я на какое-то время обо всём забываю и полагаюсь на интуицию. Дейкстерхюс, психолог из Амстердама. // Когда делаешь большую работу и весь захвачен ею, она продолжает расти даже в часы отдыха, безделья и сна. Надо только уметь ввериться свободному течению, несущему тебя на своих волнах. Это тоже не просто. По рационалистическому недоверию ко всему бессознательному иногда вместо того, чтобы дать нести себя этому потоку, который сильнее тебя, начинаешь пытаться плыть против течения, тратить силы на ненужные и лишние движения. Надо уметь доверяться мнимому художническому безделью, отдаваться ему без понуканий и самоупрёков. Потребность в таком безделье – чаще всего неосознанная необходимость перескочить в том, что называют подсознанием, трудный барьер, который не удалось взять в рабочие часы с лёту. Как часто я бессознательно и поражающе легко брал такие барьеры, стоило только мне перестать стараться и погрузиться в подобное безделье или в неожиданный сон. Борис Пастернак. // Лучший способ достичь желаемого – пренебречь: когда ищешь чего-то, ни за что не найдёшь, а как думать о том забудешь, само идёт в руки. Бальтасар Грасиан.


89.15. Запись потока сознания…

(О сознании и подсознании): Это как бы два потока, параллельных и непрерывно взаимодействующих, взаимно контролирующихся и индуктирующихся. Иван Ефремов. // Поэт рыбачит в потоке своего сознания. Станислав Лец. // Термин «поток сознания» был введён философом Уильямом Джеймсом в 1890 году. Метод повествования, при котором писатель излагает непрерывный поток мыслей, впечатлений и чувств персонажа, не прибегая к диалогу и описанию. Широко применялся в начале ХХ века. В сочинениях Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера этот приём становится доминирующим. Из словарей. // Выбери вопрос и проработай в блокноте; записывай любые мысли и ассоциации, которые приходят тебе в голову, не редактируя их. Приступая к записи потока сознания, спонтанно нарождающегося в твоей голове, помни, что секрет максимальной эффективности в непрерывном движении пера. Не отрывай перо от бумаги и ни на секунду не останавливайся, чтобы подправить орфографию или синтаксис; твоя единственная задача – непрерывно и безостановочно писать. Несложный приём может одарить тебя прозрением или более глубоким пониманием сути дела, если сумеешь распахнуть окно, через которое воссияет твой интуитивный интеллект. Завершив сеанс потока сознания, обязательно сделай перерыв. Затем перечитай вслух всё, что ты написал. Удели особое внимание тем словам или фразам, что вызывают при чтении самый сильный эмоциональный отклик. Вновь и вновь ищи сквозные темы, зачатки стихотворных строф и новых вопросов. Поразмысли над метафорой, заложенной в поэтическом мотто: «Пиши на пьяную голову, проверяй на трезвую». Запись потока сознания – превосходное орудие для решения личных и профессиональных проблем. Майкл Дж.Гелб. // Чем произвольнее будет твоё письмо, тем лучше результат. Идея состоит в том, чтобы открыть, раскрепостить твоё подсознание – важную составляющую поэтического мастерства – и попробовать использовать обширную сокровищницу твоих чувств и эмоций. Гордон Смит. // Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоём сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал. Константин Паустовский. // Творческое начало в человеке бессознательно; сознательна – и то лишь частично – его цензура. Авессалом Подводный. // В искусстве, как в любви, достаточно одного инстинкта, а наука вносит только ненужную ясность. Анатоль Франс. // Трагедия и горечь творчества заключается в том, что сознание насилует бессознательное творчество и искажает его результаты. Николай Бердяев. ///


Рецензии