20 ноября 2019г 150 лет Зинаиде Гиппиус. Понимание

Её стихи - дыхание,

просты,

вмещают сложности - поэмы:

о жизни,
 
где  года  длинны,

ну, а вопросы - без ответов - неизменны...


Натали Ривара. 09-06-2015  09:17б
*****

Возвышенность — то неземной полёт —
Попробовать быть равной эмиссарам —
Непреходяще, ведь, который год —
Присущ ей символ—статус:»О, блестящая!»


Натали Ривара   22.11.2019 09:58   
*********************************************
*******

Есть люди,у которых на лице
Не отражается души волнение —
То профиль иль анфас, но Дух уже
Резцом  — увековечил мягкость
И воля —не спешит — припасть к чертам
И изменять в какие-либо *складки*,
А нежность — грациозно — с шалью —
Дарует окружающим — очарование само...


Натали Ривара   22.11.2019 10:53   • 

*********************************

   Зинаида Гиппиус.  Стихотворения.   1901 г.


        "ДВА СОНЕТА"

                Л. С. Баксту

 

I. Спасение   


Мы судим, говорим порою так прекрасно, 

И мнится - силы нам великие даны. 

Мы проповедуем, собой упоены, 

И всех зовем к себе решительно и властно. 

Увы нам: мы идем дорогою опасной. 

Пред скорбию чужой молчать обречены,- 

Мы так беспомощны, так жалки и смешны, 

Когда помочь другим пытаемся напрасно.   

Утешит в горести, поможет только тот, 

Кто радостен и прост и верит неизменно, 

Что жизнь - веселие, что все - благословенно; 

Кто любит без тоски и как дитя живет. 

Пред силой истинной склоняюсь я смиренно; 

Не мы спасаем мир: любовь его спасет.


 

  II. Нить   


Через тропинку в лес, в уютности приветной, 

Весельем солнечным и тенью облита, 

Нить паутинная, упруга и чиста, 

Повисла в небесах; и дрожью незаметной 

Колеблет ветер нить, порвать пытаясь тщетно; 

Она крепка, тонка, прозрачна и проста. 

Разрезана небес живая пустота 

Сверкающей чертой - струною многоцветной.   

Одно неясное привыкли мы ценить. 

В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной, 

Мы ищем тонкости, не веря, что возможно 

Величье с простотой в душе соединить. 

Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно; 

А тонкая душа - проста, как эта нить.

*******************************

А. Блоку
Дитя, потерянное всеми...

Все это было, кажется, в последний,
В последний вечер, в вешний час...
И плакала безумная в передней,
О чем-то умоляя нас.

Потом сидели мы под лампой блеклой,
Что золотила тонкий дым,
А поздние распахнутые стекла
Отсвечивали голубым.

Ты, выйдя, задержался у решетки,
Я говорил с тобою из окна.
И ветви юные чертились четко
На небе — зеленей вина.

Прямая улица была пустынна,
И ты ушел — в нее, туда...
Я не прощу. Душа твоя невинна.
Я не прощу ей — никогда.

Апрель 1918
СПб
***********

Журавли
                Ал. Меньшову

Там теперь над проталиной вешнею
                Громко кричат грачи,
И лаской полны нездешнею
                Робкой весны лучи...

                Протянулись сквозистые нити...
                Точно вестники тайных событий
                С неба на землю сошли.
Какою мерою печаль измерить?
О, дай мне, о, дай мне верить
                В правду моей земли!

Там под ризою льдянои, кроткою,
                Слышно дыханье рек.
Там теперь под березкой четкою
                Слабее талый снег...

                Не туда ль, по тверди глубинной,
                Не туда ль, вереницею длинной,
                Летят, стеня, журавли?
Какою мерою порыв измерить?
О, дай мне, о, дай мне верить
                В счастье моей земли!

И я слышу, как лед разбивается,
                Властно поет поток,
На ожившей земле распускается
                Солнечно-алый цветок...

                Напророчили вещие птицы:
                Отмерцали ночные зарницы, —
                Солнце встает вдали...
Какою мерою любовь измерить?
О, дай мне, о, дай мне верить
                В силу моей земли!

Март 1908
Париж

*****************************





*********************
А также:
Журавли
Земля
А. Блоку
Вся




*****************************
***************************

Гиппиус, Зинаида Николаевна
******************************
***

Зинаида Гиппиус
Gippius 1910s.jpg
Имя при рождении Зинаи;да Никола;евна Ги;ппиус
Псевдонимы Г-с; Денисов, Л.; З.Г.; Кр., А.; Крайний, А.; Крайний, Антон; Мережковский, Д.; Товарищ Герман;
Дата рождения 8 (20) ноября 1869
Место рождения Белёв, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти 9 сентября 1945(75 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство Российская империя
 Франция
Род деятельности: поэт, прозаик, литературный критик, драматург
Годы творчества 1888 — 1941
Направление символизм
модернизм
Жанр поэзия
проза
мемуары
литературная критика
Язык произведений русский
Дебют стихи «Посвящение» и «Песня», «Северный вестник», 1888, декабрь
gippius.com (рус.)
Произведения на сайте Lib.ru
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Зинаи;да Никола;евна Ги;ппиус (по мужу Мережко;вская; 8 [20] ноября 1869, Белёв, Российская империя — 9 сентября 1945, Париж, Франция) — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века. Гиппиус, составившая с Д. С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.


Содержание
1 Биография
1.1 Начало литературной деятельности
1.1.1 Поэзия Гиппиус
1.1.2 Дом Мурузи
1.2 Общественная деятельность
1.2.1 «Новая церковь»
1.2.2 1905—1908
1.2.3 1908—1916
1.3 Гиппиус и революция
1.4 Эмиграция
2 Анализ творчества
3 Семья
3.1 Личная жизнь
3.1.1 З. Гиппиус и Дм. Философов
4 Сочинения
4.1 Поэзия
4.2 Проза
4.3 Драматургия
4.4 Критика и публицистика
4.5 Современные издания (1990 —)
5 Экранизации
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
***
***Биография:
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье[6]. Отец, Николай Романович Гиппиус, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате; мать, Анастасия Васильевна, урождённая Степанова, была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера. По необходимости, связанной со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками[8].

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет[8]. В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во 'вдохновение' и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). Стихи мои всем казались 'испорченностью', но я их не скрывала. Должна оговориться, что я была нисколько не 'испорчена' и очень 'религиозна' при всём этом…» При этом девочка запоем читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца. Один из них, генерал Н. С. Драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и посоветовал ей всерьёз заняться литературой.

Уже для первых поэтических упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения. «Я с детства ранена смертью и любовью», — позже признавалась Гиппиус. Как отмечал один из биографов поэтессы, «…время, в котором она родилась и выросла — семидесятые-восьмидесятые годы, не наложило на неё никакого отпечатка. Она с начала своих дней живёт как бы вне времени и пространства, занятая чуть ли ни с пелёнок решением вечных вопросов». Впоследствии в шуточной стихотворной автобиографии Гиппиус признавалась: «Решала я — вопрос огромен — / Я шла логическим путём, / Решала: нумен и феномен / В соотношении каком?»:Владимир Злобин (секретарь, проведший подле поэтессы большую часть своей жизни) впоследствии отмечал:

Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. 'Всякая любовь побеждается, поглощается смертью', — записывала она в 53 года… И если она четырёхлетним —ребёнком так горько плачет по поводу своей первой любовной неудачи, то оттого, что с предельной остротой почувствовала, что любви не будет, как почувствовала после смерти отца, что умрет.

— В. А. Злобин. Тяжёлая душа. 1970.
Н. Р. Гиппиус был болен туберкулёзом; едва получив должность обер-прокурора, он почувствовал резкое ухудшение и вынужден был срочно выехать с семьёю в Нежин, в Черниговскую губернию, к новому месту службы, председателем местного суда. Зинаиду отдали в Киевский женский институт[8], но некоторое время спустя вынуждены были забрать обратно: девочка так тосковала по дому, что практически все шесть месяцев провела в институтском лазарете. Поскольку в Нежине не было женской гимназии, она училась дома, с преподавателями из местного Гоголевского лицея[13].

Николай Гиппиус скоропостижно скончался в Нежине в 1881 году; вдова осталась с большой семьёй — четырьмя дочерьми (Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна), бабушкой и незамужней сестрой — практически без средств к существованию. В 1882 году Анастасия Васильевна с дочерьми переехала в Москву. Зинаида поступила в гимназию Фишер, где начала учиться поначалу охотно и с интересом[8]. Вскоре, однако, врачи обнаружили туберкулёз и у неё, из-за чего учебное заведение пришлось оставить. «Маленький человек с большим горем», — такими словами вспоминали здесь девочку, постоянно носившую печать печали на лице.

Опасаясь, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, могут последовать его путём, и особенно тревожась за старшую дочь, Анастасия Гиппиус уехала с детьми в Ялту. Поездка в Крым не только удовлетворила с детства развившуюся в девочке любовь к путешествиям, но и предоставила ей новые возможности для занятий двумя любимыми вещами: верховой ездой и литературой[13]. Отсюда в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру. Тот обладал достаточными средствами, чтобы снять для племянницы дачу в Боржоми, где та и поселилась с подругой[11][13]. Только здесь, после скучного крымского лечения, в вихре «веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» Зинаида сумела оправиться от тяжёлого потрясения, связанного с утратой отца. Год спустя две большие семьи отправились в Манглис, и здесь А. В. Степанов скоропостижно скончался от воспаления мозга. Гиппиусы вынуждены были остаться в Тифлисе.

В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью вновь отправилась на дачу в Боржоми. Здесь она познакомилась с Д. С. Мережковским, незадолго до этого выпустившим в свет свою первую книгу стихов и в те дни путешествовавшим по Кавказу. Ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость со своим новым знакомым, резко отличавшимся от её окружения, восемнадцатилетняя Гиппиус на его предложение о замужестве не задумываясь ответила согласием. 8 января 1889 года в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания, за которой последовало короткое свадебное путешествие. Союз с Мережковским, как отмечалось впоследствии, «дал смысл и мощный стимул всей её исподволь совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы», а в более широком смысле — сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века»[6].

Начало литературной деятельности

Гиппиус и Аким Волынский (Флексер).
Поначалу Гиппиус и Мережковский заключили негласный уговор: она будет писать исключительно прозу, а он — поэзию. Некоторое время жена по просьбе супруга переводила (в Крыму) байроновского «Манфреда»; попытка оказалась неудачной. Наконец Мережковский объявил о том, что сам собирается нарушить договор: у него возникла идея романа о Юлиане Отступнике. С этого времени они писали и стихи, и прозу каждый, в зависимости от настроения.

В Петербурге Мережковский познакомил Гиппиус с известными литераторами: первый из них, А. Н. Плещеев, «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем, что во время одного из ответных визитов принёс из редакторского портфеля «Северного вестника» (где он заведовал отделом поэзии) некоторые стихотворения — на её «суд строгий». В числе новых знакомых Гиппиус были Я. П. Полонский, А. Н. Майков, Д. В. Григорович, П. И. Вейнберг; она сблизилась с молодым поэтом Н. М. Минским и редакцией «Северного вестника», одной из центральных фигур в котором был критик А. Л. Волынский. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление «от позитивизма к идеализму», были связаны первые литературные опыты писательницы. В эти дни она активно контактировала с редакторами многих столичных журналов, посещала публичные лекции и литературные вечера[8], познакомилась с семьёй Давыдовых, игравшей важную роль в литературной жизни столицы (А. А. Давыдова издавала журнал «Мир Божий»), посещала Шекспировский кружок В. Д. Спасовича, участниками которого были известнейшие адвокаты (в частности, князь А. И. Урусов), стала членом-сотрудником Русского Литературного обществ].

В 1888 году в «Северном вестнике» вышли (с подписью «З. Г.») два «полудетских», как она вспоминала, стихотворения. Эти и некоторые последующие стихи начинающей поэтессы отражали «общую ситуацию пессимизма и меланхолии 1880-х годов» и во многом были созвучны произведениям популярного тогда Семёна Надсона.

В начале 1890 года Гиппиус под впечатлением разыгравшейся у неё на глазах маленькой любовной драмы, главными героями которой были горничная Мережковских, Паша и «друг семьи» Николай Минский, написала рассказ «Простая жизнь». Неожиданно (потому что к Мережковскому этот журнал тогда не благоволил) рассказ принял «Вестник Европы», опубликовав под заголовком «Злосчастная»: так состоялся дебют Гиппиус в прозе.


Гиппиус испытывала пристрастие к мужской одежде, мужским псевдонимам, мужскому лирическому «я» в поэзии и курила ароматизированные папиросы[16].
Последовали новые публикации, в частности, рассказы «В Москве» и «Два сердца» (1892)[15], а также романы («Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны»), — как в «Северном вестнике», так и в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях[8]. «Романов этих я не помню, даже заглавий, кроме одного, называвшегося 'Мелкие волны'. Что это были за 'волны' — не имею никакого понятия и за них не отвечаю. Но мы оба радовались необходимому пополнению нашего 'бюджета', и необходимая Д‹митрию› С‹ергеевичу› свобода для 'Юлиана' этим достигалась»[10]:93, — позже писала Гиппиус. Многие критики, впрочем, относились к этому периоду творчества писательницы серьёзнее, чем она сама, отмечая «двойственность человека и самого бытия, ангельского и демонического начал, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа» в качестве основных тем, а также — влияние Ф. М. Достоевского. Ранние прозаические работы Гиппиус были в штыки встречены либеральной и народнической критикой, которым претила, прежде всего, «противоестественность, невиданность, претенциозность героев»[17]. Позже «Новый энциклопедический словарь» отмечал, что первые произведения Гиппиус были «написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других властителей дум того времени»[18]. Ранняя проза Гиппиус была собрана в двух книгах: «Новые люди» (СПб., 1896) и «Зеркала» (СПб., 1898).

Всё это время Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд «бесконечных ангин и ларингитов». Отчасти, чтобы поправить здоровье и не допустить туберкулёзного рецидива, но также и по

*


*





*********************


 


фото  - из интернета
http://er3ed.qrz.ru/gippius.jpg


Рецензии
Ты, ангел-сюр Серебряного Века,
Ты, Зинаида Гиппиус, ты в шали
Крылатой - публике стихи читаешь
Сухие, ироничные. Зеркал
Вокруг тебя мерцающие зыби,
И книги в золочёных переплётах,
И сцена, и софиты. Ты одна
Серебряный весь Век в себя вмещаешь,
Когда читаешь публике стихи.

*

Агата Кристи 4   21.11.2019 15:44     Заявить о нарушении
Люба!
Удивительно умеете
Новым мыслям дать приход!

Натали Ривара   21.11.2019 14:18   Заявить о нарушении
Очень рада!!

Агата Кристи 4   21.11.2019 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.