культура повседневности, где ты?

                Обзор 8-го номера альманаха «Звёздный голос»

                Читатель ищет в книгах отражение
                Счастливого секрета бытия,
                И сохраняет к слову уважение
                Писателей сплочённая семья…
                Татьяна Боган. Журнал 8-ой номер
       Вот, вот… Сами пишем, сами издаём, сами читаем друг друга, писателей счастливая семья. Увы, читателей остаётся всё меньше. Мы уже давно не самая читающая страна в мире, какой была когда-то.   И как же должна прийти культура к нам, выходцам из народа? В наши дома, в наши взаимоотношения между собой, в наши мозги, наконец, если из нашей жизни исчезнут книги за ненадобностью? И болит душа  Анатолия Константиновича Белозёрцева, писателя прошедшей эпохи  читательского бума:
        «Поезд прибыл к перрону Челябинского вокзала. Было уже 12 мая. Заливистый женский голос в динамике многократно повторял:  «Я тебя ненавижу! Я тебя ненавижу! Я тебя ненавижу!». Говорят, писк моды. А мне стало горько и больно на душе: неужели закончились дни всенародной Любви друг к другу, Скорби и светлой Памяти по погибшим?»
    А ведь культура повседневности это не только быт, судьбы, это ещё и история, экономика. Да, не будет культуры мысли и чувства, не будет и культуры производства, как говорит колумнист местной прессы Герман Надеждин. Так и будут падать наши самолёты, тонуть пароходы, взрываться ракеты.  Потом будем искать врагов народа и гнобить на Колыме работяг, чья вина только в том, что нет в них культуры отношения к делу. А остальные будут петь, -«Чтобы мы не делали не идут дела, видно в понедельник нас мама родила».
     Почти половина журнала посвящена памяти о войне.  Об этом, конечно, надо писать, пока помним.  Но почему-то,  ни в стихах, ни в прозе нет тревоги по поводу милитаризации сознания народа российского.  Гремучая смесь – воинственный дух при отсутствии культуры. Вспыхнет, мало  никому не покажется. Хотя нет, у Виктории Иващенко есть несколько строк, что война это, прежде всего, ужас убийства простых людей, натравливаемых друг на друга:
                Так стреляют друг в друга они,
                Жалко, страшно, но долг заставляет.
                Словно вечность тянутся дни…
                Для чего же всё это? Кто знает?
                Кто затеял всё это? Пойми,
                Пойди, разберись, если сможешь!
                Боже! Музу войны уйми!
                Лишь один Ты, я знаю, поможешь.
    Ещё у Саши Щербакова в стихотворении «В мае жгут костры» прозвучало предостережение, что когда уничтожают книги, это плохой знак:
                …Лишь вчера звонок из министерства:
                «Старые учебники в утиль!»
                Тяжело дышать. Легла на сердце
                Поднятая с книжных полок пыль…
                -- - - - - - - - - - - - -- -- -- ------ ---
                Завтра – в класс войти походкой шаткой,
                Под огонь открытых настежь глаз.
                «Дети, знайте: начинался Аушвиц
                С майского костра на Опернплац!»
   Патриотизм это хорошо, но лучше, если бы он был не вынужденным  от ошибок и бездарности тех, кто сейчас так громко призывает к нему. Невольно вспомнишь Салтыкова-Щедрина:  «Заговорили о патриотизме, значит, проворовались…». После обязательной темы патриотизма свободное плавание.
      Малоизвестные страницы истории отечественной литературы начала ХХ века автора Евгения Лобкова о футуристе В.Каменском. Наверное, это интересно профессионалам-историкам, тем более что стиль написания ярок, напорист, иногда даже остроумен. А вот его публицистику на современные темы я не читаю. Он такой страстный защитник всех  кремлёвских затей, что я с грустью думаю, как через много лет он осознает, что строки, которые я сейчас  процитирую, Евгений Феликсович написал для своего прозрения в будущем:  «В процессе собственной работы, я неоднократно убеждался в том, что «общеизвестные факты» не выдерживают серьёзной проверки и являются  ничем иным, как многократно повторённой выдумкой (или целенаправленной дезинформацией, для распространения которой привлекаются большие средства и мощности).
     Не менее горячее патриотическое сердце бьётся в груди другого студийца, Алексея Кухарева. Пламенно призывает он одуматься американцев и европейцев, и полюбить Путина, так как любит его он, автор статьи «Одумайтесь». Собственно,  обычное мнение среднестатистического телезрителя. Долгих Вам лет, Алексей Фёдорович. Надеюсь, вы  ещё увидите времена, когда всё тайное станет явным.  Если, ваш  кумир позволит  подданным  своим, которым «на миру и смерть красна», так  он  сказал как-то в своей речи, дожить до лучших времён…    
     С интересом прочитала раздел «Сатира и юмор». Удачные воспоминания Владимира Стога: «Как совершенно справедливо заметил А.С.Пушкин: «Мы все учились…» Ну, ясно, кто понемногу, кто как-нибудь. Мы же такие разные. Но заглядывать в книгу, во времена моего детства востроногого и востроглазого, по-моему, любили все».  Да, были времена!
      Очень меткая эпиграмма Евгения Трубникова: «Цены вздорожали, а страна кряхтела,- Тяжело державе нефть подешевела. Лист летит осенний, свищет ветер шалый. Снова в гору цены – нефть подорожала».  Браво! Вполне может стать народным анекдотом…
       У В. Никулина интересный рассказ «Космонавт Сидоров». Интригует, что там дальше хочется знать. Очень понравиться современным любителям детективов, фантастики и мистики.
        Несколько слов об ироничных стихах Дины Лобковой. Я не согласна с тем, о чём она пишет, но считаю, что каждый имеет право на своё мнение. Вступать в полемику с Диной Абрамовной я бы не рискнула. От её напора и веры в своей правоте даже оторопь берёт.
                «Нам нужен очень сильный враг,
                Чтоб нам не стыдно было,
                Как нам сказал Осёл Барак,
                Чтоб скулы всем сводило.
                Тут зарычал двухспальный Лев:
                -Не будем долго париться:
                Тайги хозяин, осмелев,
                Уж нагло стал пиариться!
        А теперь представьте автора  с её дикцией, громкостью, Маяковской интонацией, читающей  этот текст… И где тут вставить особое мнение?  Да и кто позволит? Мнение должно быть только одно, угодное партии и правительству.
       Чего нет в журнале? Разных точек зрения. А ведь в «споре рождается истина».- сказал кто-то из великих. И опять вернусь к вопросу о культуре. Нет у нас культуры спора ни на центральных каналах  телевидения, ни в семейных скандалах, ни в каких слоях российского общества.  Нет культуры повседневности , отсутствие которой могла бы компенсировать Любовь. Но…
        Миниатюра Натальи Рахматуллаевой  - это доброжелательный взгляд  на красивых девушек – манекенщиц со своего рабочего кресла кондуктора. Потом она видит их на демонстрации мод и сколько любви и восхищения вызывает у автора просто человеческая красота. Жаль, что половина Натальиной странички  осталась в журнале не заполненной. А ведь я знаю, у неё  много таких вот маленьких очаровательных миниатюр.   И ведь это знаменательно,  что страница о любви к людям наполовину пустая. Кому она(любовь к ближнему) сейчас нужна в эпоху катастрофического абсурда?
       Завершить свой обзор 8-го номера альманаха я бы хотела стихами Юрия Холщигина.  Мне показалось, что этот автор наиболее отвечает запросу воспитания культуры:
                Уж вы меня за это не судите:
                Прагматиков у нас хоть пруд пруди.
                На лириков вниманье обратите,
                Чтоб хоть на шаг душой быть впереди.


Рецензии