Перхоть. Прости меня!.. Нечаянная грусть

Из цикла «ПЕРХОТЬ»

Прости меня!.. Нечаянная грусть
обрушилась прицельно, с недолётом.
Отец мой был евреем. Так по плоти —
и я Аврам… крещённый?! С тем — умру!!!



РАКУРС:


I


«

          Предисловие

               Откровение1
               Виктора Виттинга

   Нахальное название, которое я дал своему  короткому предисловию к новой книге Виктора  Виттинга призвано не столько ударить читателя  по голове парадоксом, сколько вызвано желанием  точно определить жанр написанного. Сказать  что это новый сборник стихотворений нельзя, это  не стихи, а, как их называет автор, силлогизмы2.
С другой стороны — это больше чем логические упражнения, они ясно направлены на поиск и раскрытие  истины бытия и сознания. Учитывая сложную  многослойную оболочку каждого послания: посвящения, эпиграфы, постскриптумы, авторские  комментарии, трудно определить, где зарыт ключик к коробочке смысла. Читателю предстоит

1 Откровение — обнаружение, раскрытие истины, самовыявление  Бога, божественного, духа. Откровение воспринимается  не рассудком, а сердцем. Сущность откровения  заключается в том, что восприятие его свободно  от заблуждения. <…> Иногда под откровением понимается  всеобщее обнаружение, раскрытие природы,  которое должно быть доступно любому религиозному  постижению. (Философский энциклопедический словарь).

2 Силлогизм — умозаключение, в котором из двух суждений-посылок  получается третье — вывод (в логике).

серьезная работа по разгадыванию задач, придуманных  автором и самой жизнью.

   Беда в том, что становясь старше, мы отвыкаем  от решения задач, стараемся обходиться в жизни готовыми клише испытанных проторенных путей.
В данном случае это не проходит. Каждая строчка  — новая загадка, каждое имя или понятие требует поиска в справочниках или энциклопедиях.

   И когда осознаешь, насколько мелка привычная эрудиция, которой всегда гордился, тогда только сможешь прикоснуться к глубине мыслей автора.

От «визуальщиков» — мы, «слухачи»,
не так отличны «рвением» извилин,
как интенциональностью…

   Вот, еще одно понятие, которое, по мнению автора, является принципиально важным — интенция1.
На что же направлено сознание автора? К чему подталкивает нас он в своих стихотворениях-силлогизмах?
Тем несколько: философское осмысление мира (Э. Гуссерль, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Ж. Деррида), истоки религиозного сознания (Ветхий Завет и Новый Завет, Маймонид), взаимоотношения власти и человека…

   При этом автор подчеркивает, что все написанное — это не предложение пойти на баррикады или попытка поссорить всех со всеми.

1 Интенция (лат. intentio — намерение, тенденция, стремление) направленность сознания, мышления на какой либо предмет.

   …жизнь литературного героя, (героев) — всего лишь больные фантомы такого же больного ума любого, да хоть бы и классика, взявшего в руку свою перо. И, посему, судить реальную жизнь по меркам их — достоевских, буниных и прочих — бесперспективно и глупо.

   Все написанное — размышления, игры разума, погруженного, но не ушедшего, в себя, воспринимающего сигналы из внешнего мира, осознающего их, реагирующего на окружающую действительность.

   Э. Гуссерль (философ, которым особенно увлечен В. Виттинг) пишет: «…Предельное обоснование любой истины есть отрасль универсального самоосмысления, которое, выполненное радикально, является абсолютным. Другими словами, это есть самоосмысление, которое  я начинаю с трансцендентальной редукции, ведущей меня к схватыванию моего абсолютного Я, моего трансцендентального еgо. В качестве такого абсолютного еgо рассматривая впредь себя самого как исключительно мое фундаментальное тематическое поле, я выполняю все мои дальнейшие смысловые исследования, те, которые являются специфически философскими — то есть чисто феноменологическими»1.

   И вслед за ним Виктор Виттинг повторяет:

1 Husserl E. Formal and Transcendental Logok. Hague, 1969. — P. 274—275)

Я всё дальше и глубже от дел ухожу, от себя.
Вот и нынче случилась беда — обнаружил пропажу:
Кто-то выгреб огонь… и золу. И, видать, не судьба
обогреть, перед бегством в «ничто», нестерпимую жажду.

   С религией тоже все не так просто. Автор считает, что у здорового дерева иудаизма вырос кривой и хилый побег, который разросся, расчленился и заполонил пространство бытия — христианство.
Вернуться к здоровому корню и если не отсечь, то хотя бы определить место непокорному побегу — вот задача, которую он перед собой ставит, вот цель, к которой должен стремиться Homo
Sapiens.

Кто скажет, какой изболевшийся зуб
мне надобно выдернуть — чтобы, оглохнув,
не слышать… не помнить: в бессонном мозгу —
где прячутся серой ничтожности блохи?!

   14:35 тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме показалась как бы язва…
   14:39 В седьмой день опять придет священник, и если увидит, что язва распространилась по стенам дома, …
   14:45 должно разломать сей дом, и камни его и дерево его и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое…
Библия-ВЗ Левит

   А ты, рыцарь веры истинной, чья единичность высится несокрушимой скалой среди мирского хаоса (христианско-общего), разве не видишь эту язву на стенах храма (дома) Отца нашего? И тогда, обозрев всё, разве не пристало ли тебе от конечного обратиться к началу, к Аврааму?
И вот, ты пройди с Авраамом, с сыном его, Исааком, от шатра их, со стоящей у входа в него Саррой, весь их трёхдневный путь к горе Мориа! И делай так каждый раз, как появляется язва. И тогда будешь жить вечно!

   И третья тема — тема гражданской позиции человека. Жить в башне из слоновой кости, наверное, интересно, но выжить там не удастся. Об этом всегда помнит и постоянно напоминает нам автор:

   …в сознание никак нельзя поместить физическое тело, вещь, а уж тем более плоть человеческую. Посему и бунтую я!

Во второй главе есть удивительные строки:

   Лес, смертельно раненный, умирал.
   Тут и там, повсюду, лежали расчленённые стволы деревьев, истекая сукровицей на порубах и срезах. Стоял запах смерти, удушающий и тошнотворный. Смола, цепляясь за одежду и налипая густой сывороткой на подошвах, не отпускала и слезилась, слезилась на сучьях, ветвях и вершинах, наваленных в кучи.

   История конфликта между жаждой наживы и жаждой жить — вечна. Она принимает разные формы, разные повороты делает сюжет, но за кем правда решает каждый для себя. Виктор Виттинг видит, что на данном отрезке, куда не кинься, побеждает нажива.

   Я ездил. Я видел. Я — плакал!

   Не сказать об этом, как человек и гражданин, он не может. Переломить тенденцию в одиночку — невозможно. Нужны соратники, нужны единомышленники, нужны друзья.

   Без друга, что без соли, в доме пусто...

   И тогда снисходит откровение, тогда отверзаются уста молчащие, тогда рушатся стены и оболочки, тогда начинается Слово.

И в чём, кто скажет мне, я не пророк?
Пока что всё сбывается под солнцем,
как, впрочем, под луной. Иль не пророс,
взгляните, корень зла? Кто отзовётся?!

                Владлен Феркель,
                поэт, издатель

---------------



               Президенту посвящаю, уповая на гений его.

          ВИКТОР ВИТТИНГ
          ГАЛУТ. ХРОНИКИ ГАЛГАЛА

http://www.proza.ru/avtor/yutvis

«


II

''Если человек отказывается от своего врожденного стиля, он не обретает другой, а искажает собственный. Душа, которая живет не в согласии со своими законами, ведет двойную жизнь: она оказывается между своим собственным и чужим законами и в тайне чувствует себя неполноценной и перед тем, и перед другим. Если все время воспринимать чужое, это приведет к разрушению собственной сущности''.
Нордическая душа.
Людвиг Фердинанд Клаусс
/
РАСОЛОГИЯ
Наука о наследственных качествах людей.
В. Б. Авдеев

http://samlib.ru/r/raspopow_w_w/


P.S.  РУСИЧ Я, РУСИЧ!!!


Рецензии