Необходимость возникла или Большое Болдино-2015

Необходимость возникла – необходимость в русской доктрине.
Российской доктрине, если хотите какой-то мнимой политкорректности.
Но – российский, россиянин – и пусть меня упрекнут в неполиткорректности! – в некоторых случаях это слишком обтекаемое слово, осторожное, стеснительное, заигрывающее, даже подобострастное. Русским пора прекратить стесняться – невозможно никого обидеть, произнеся: русский, русское. Ведь никто не обижается, когда звучит: мордвин, белорус, татарин, дагестанец, калмык. Пожалуйста, не тычьте мне в лицо другими примерами и разными ассоциациями – вплоть до ассоциаций с анекдотами. Мы сами довели себя до того, что произнести название национальности кого-либо из нас стало стыдным или почти стыдным!

Но вернусь к тому, с чего начала – к необходимости создания русской доктрины. Почему чувствую нужду в ней? Потому что вижу, как унижают русских даже тогда, когда это кажется крайне неуместным и даже невозможным. Вчера вернулась из села Большое Болдино, где проходил Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. В год литературы ждала от этой поездки чудесных встреч с российскими поэтами (здесь слово "российский" вполне на своем месте), с красотой русского поэтического слова. Но вернулась униженная и оскорбленная.

Узнав имена специальных гостей нынешнего Пушкинского праздника из числа российских поэтов, удивилась, мягко выражаясь, слабому творческому потенциалу некоторых (если не большинства) из них, который посчитали достойным, чтобы представить русскую и российскую поэзию на таком-то празднике да в Год литературы. Захотелось немедленно узнать, каким образом определялся их состав – ах, подумала я, возможно, почти никто из маститых поэтов не смог присутствовать в этом сакральном для каждого стихотворца месте в Год литературы? А приехали только те, кто самолично пожелал почтить своим присутствием Пушкинский поэтический праздник? Пришлось пойти на определенный шаг, чтобы выпытать эту организационную тонкость у местных устроителей Пушкинского праздника: оказалось, что состав представителей от российской поэзии выбирался и утверждался заранее и в очень высоких инстанциях.
Вот чего ворчишь, скажете вы мне, ну не нравится тебе кто-то из поэтов, так это твое личное дело, а организаторам виднее, кого приглашать и представлять российскому народу как последователей пушкинских традиций. Или не пушкинских, что тоже хорошо, если выглядит достойно. Ну да, отвечу я, мое личное дело, кто мне нравится или не нравится. Но ведь обида возникла далеко не личная.
Представьте себе: прекрасный дворец, построенный (со многими трудностями достроенный, но не в этом суть) только благодаря сакральности этого места и для России, и, хочется думать, для мировой литературы в целом. Представьте на сцене этого дворца высоких гостей из Правительства России и Правительства Нижегородской области, произносящих в самых возвышенных тонах приветствие Празднику и его зрителям. Представьте музыкально-танцевальные номера местных артистов, достойные и столичной сцены. И портрет А.С. Пушкина, висящий над сценой. А что же после? А после вышли на сцену те, кто должен олицетворять собой гордость нашей Поэзии. И первое, что услышали зрители – это посредственно-дворово-застольное стихоплетство про граненый стакан, похмелье, девок на поляне, и в коем был мимоходом помянут – случай обязывал? – поэт с курчавой головой и с этим самым стаканом в руке. Завершился сей выход призывом "пить" и выкриком "ура". Следующий  выступающий как-то неловко попытался исправить эффект от "поэтического слова" своего предшественника, но – увы! – первое впечатление ничем не исправишь, что и подтвердила своей репликой моя незнакомая соседка по месту в зрительном зале. Из примерно десятка выступающих только один-двое – ну, максимум, трое – произвели достойное или более-менее достойное впечатление. Да еще пара юных литераторов, приглашенных на сцену дополнительно, дали надежду, что русская поэзия все же имеет виды на свое достойное существование. Но это мало помогло - все просто утонуло в первых бравурных звуках оды граненому стакану. И, увы, рифмованные строчки о рюмке прозвучали не от единственного автора.
Финальным аккордом в выступлении поэтов была песенка, текст которой показался мне, православной, весьма оскорбительным – молодой автор, назвавшийся русским репером, спел под гитару свои стихи про некоего иудея, который путем мошенничества (по тексту: подсыпал заранее принесенный в кармане порошок в воду, придавая ей вид и вкус вина, бросал камни на дно водоема, чтобы пройти по нему "аки по суху" и т. п.) создал христианскую веру – мол, вот какой хитрец-молодец, всех облапошил, но зато мы теперь имеем свою религию. Текста этого в интернете не нашла, рассказываю о своем его восприятии в момент выступления "репера" – но хотелось бы найти этого автора (фамилии не запомнила), и спросить, что же он хотел всем этим сказать.
На следующий день поэты продолжили свои выступления в Лучиннике, и среди в основной своей массе не запоминающихся, серых строк "выделился" текст про жизненный кайф от "русских пельменей из свиной ляжки, которая толще Дашки", и только они-то и делают человека счастливым. К сему автором "пельменной оды" были присовокуплены слова Достоевского о том, что русские без чего-то там дрянь – но с добавлением "от себя": а вот, мол, без Пушкина так точно дрянь. Ну, сказать можно все, что угодно. Особенно гению. В определенном контексте. Но кто дал право негению одним махом стирать высокие и неисчислимые достоинства русских? Возможно, Пушкин не стал бы Пушкиным, не родись он на земле русской и не напитайся истинно русским воздухом, который в Большом Болдино чувствуется особенно ярко?

Что же запомнилось из выступлений поэтов на этом празднике Поэзии, что звучало особенно навязчиво? А то, что русский бренд – это граненый стакан, похмелье, девки, еда вместо духовности и что русские – пьянь, рвань и вообще полная дрянь. Вот это все, считаю, унизило и оскорбило и Пушкинский поэтический праздник, и год литературы, и пришедших на праздник любителей поэзии, да и всех русских, и память самого Пушкина. Попросту выражаясь, произошло осквернение этого сакрального места. И даже портрет Поэта, висевший над сценой, – так показалось не только мне одной – менял выражение лица в зависимости от того, что звучало со сцены. Чаще оно было недовольным, а временами и просто возмущенным. 
И только один из поэтов вспомнил, что нынешний год литературы еще и юбилейный год Великой Победы.

Но есть о чем сказать и самыми добрыми словами – как же хороши были выступления приглашенных нижегородских артистов и участников художественной самодеятельности! Как отточены их танцы, как восхитительно звучали их живые голоса, как великолепны их костюмы! Реплика из зала обычного зрителя: "Такого концерта не увидишь даже по телевизору!" Сама организация праздника была на очень высоком уровне - устроители этого Праздника Поэзии - и русского духа вообще - достойны самых благодарных слов. Вот только поэты, на мой взгляд, очень уж подкачали. И даже если я плохо знаю творчество приглашенных на этот праздник авторов, то уж они-то знали, куда едут и какая ответственность на них лежит – представлять русскую поэзию в святом для русских месте да еще и в год литературы... Поэт - существо чуткое. Настоящий поэт должен знать наверняка, какое впечатление он оставляет после себя.

Да, а при чем же здесь русская доктрина? А была бы она, помнили бы о ней, знали бы ее назубок те, кто вещает нам со сцен больших и маленьких, то, может быть, не пытались бы некоторые их них – особенно с таких высоких трибун как трибуна Всероссийского пушкинского фестиваля поэзии – не пытались бы они опускать до уровня стихоплетства и уровня граненого стакана и "дашкиной ляжки" нашу поэзию. А значит, и весь русский народ. Уж не говорю о других аспектах нашей жизни, в которых кто походя, а кто настырно, пытается представить все русское никчемным, низменным или вообще выдать за фикцию.

Не знаю, есть ли на самом деле доктрина, направленная на уничтожение русского духа, но теперь я уверена, что доктрина на его сохранение точно быть должна. Не потому, что есть риск русским стать бездуховной нацией, а чтобы поддержать русских в такие вот моменты - когда взявшие слово этих самых слов не выбирают.


Рецензии
Знаете .... национальности Русский не существует. Русский это МНОГОнациональный народ, проживающей на данной территории. Так что запашок национализма есть. Жизнь мне часто показывает как кто то "ПОДНИМАЕТ" себя за счет уменьшения, унижения других. Только это фикция .... голые слова. Историю переписывали, переписывают и будут переписывать.

Так что ... планета одна ! Национальностей много, как и стран, НО СЕМЬЯ ТО ОДНА !

Может хватит раздувать огонь ВАЖНОСТИ ? Пора бы повзрослеть.

Вадим Кочубей   10.06.2015 12:54     Заявить о нарушении
Вот-вот, русские - это величина многонациональная - здесь я с Вами в полном согласии. Но не заметила, чтобы где-то сказала, что русский - нация выше всех (хотя лично для себя именно так могу и считать - никто не имеет право мне запретить), и нигде не сказала, что русский это национальность - так отчего Вы почуяли запашок национализма? Не от того ли, что сработал стереотип восприятия: о русских не говорить, а то это не лояльно ко всем остальным народам? Но я-то вообще считаю верным обозначать - русский татарин, русский калмык, русский еврей и т.д. Может специально задумано, что русский как часть речи звучит как прилагательное?:)

Да, мне тоже жизнь часто показывает, как кто-то поднимает себя за счет унижения других, и - почему-то это чаще всего происходит именно в контексте "если ты русский, то ты пьянь, рвань и дрянь". По-Вашему выходит, что пусть так говорят и дальше, но защищаться русским - не моги! иначе, мол, веет запашком национализма.

Заметьте, в своей статье я ни одну нацию не принизила ни единой буквой. А Вы в своем комментарии возмутились всего за то, что я попыталась русских защитить от дурного поветрия - гнобить нас всегда и везде.

Иногда мне приводят в пример высказывания наших знаменитых - мол, они-то тоже критиковали себя, русских. Но все дело в том, что, как и любая другая нация, мы имеем право на самоиронию, на самокритику и прочее-прочее, но только мы пользуемся этим правом налево и направо. Не потому ли и другие нас рады приложить любыми словами - ну, раз уж мы сами себя стегаем?.. Вот же какое дело - ни разу не слышала от немцев шуток по поводу их собственного скупердяйства (немцы, не обижайтесь, я тоже несу в себе несколько капель немецкой крови). Зато гадких высказываний о русских от кого только не слышала.
Цитата: "Я, конечно,презираю моё отечество с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство" - ах, так ли уж Александр Пушкин презирал свое родное Отечество? Сомневаюсь!

Простите, не поняла Вашей последней фразы о раздувании важности - к кому это - к русским ли, ко мне ли... а то бы ответила.:)

Алла Приц   10.06.2015 14:51   Заявить о нарушении
когда Кто то выделает Часть Целого .... то что он преследует ? Цель ? Какую ?

"Запретить" .... Люди выдумали очень много слов, одно из них Свобода. Лучше рассмотрите слово ЗАВИСИМОСТЬ, оно полнее показывает Ваши связи=отношения с окружающим миром.

.... не усложняйте жизнь окружению своими ЖЕЛАНИЯМИ. Повзрослейте. ;)

Вадим Кочубей   11.06.2015 01:47   Заявить о нарушении
Вадим, Вы о чем? Вообще-то, я о непотребстве, которое звучало со сцены Пушкинского фестиваля, в котором, по моему мнению, унижали русский народ и оскорбляли православную веру. А Вы о чем?:)

Алла Приц   11.06.2015 08:50   Заявить о нарушении
о том что:
ВЕЛИЧИЕ чего-либо легче всего достичь УНИЖАЯ кого-либо.

В чем разница Их слов ? И твоих ?

Вадим Кочубей   11.06.2015 16:12   Заявить о нарушении
Я могу рассказать, в чем разница моих слов и ваших. В том, что в моих словах - мое личное мнение о выступлении некоторых - если не большинства - поэтов в Болдино в жтом июне, а в ваших - обида, обида и обида. На кого или на что? Предположу, что вас уже обижали, унижая. Почему я так решила? Потому что вы хотите унизить других: еще в первом посте посоветовали - мне? - повзрослеть. И упорно повторяете - повзрослей, повзрослей.:))) Хотя мы с вами, человек под псевдонимом, не знакомы - может, я взрослее вас? А... может, мы знакомы? О, вас задела моя заметка? Так вы имеете отношение к тем самым выступающим поэтам? Вы сами там были? А может, даже это вы их туда приглашали?:))) И будьте любезны вести диалог в рамках приличия, то есть, не трудитесь больше советовать мне что-либо. Повзрослейте сами. Хотя бы до степени, в которой люди не переходят на "ты" без взаимного согласия.

Алла Приц   11.06.2015 22:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.