19

   Вернёмся к Гамлету. Он нам ещё не всё сказал. Гамлет - целиком впереди. Пока критики роются в окаменевших остатках прошлого, как в навсегда ушедших от нас временах, Гамлет ожидает нас за следующим поворотом нашей судьбы.
Критики просматривают будущее, в прошлом же копаются, словно в мёртвом черви, и конечно, не им дано восстановить распавшуюся связь времён. Это призвание Гамлетов и дело рук их Судьбы...
Мы будем отталкиваться в своих размышлениях о Гамлете вовсе не от бумагомарательства, благополучно почивших в бозе, или столь же благополучно, доныне здравствующих критиков, а от взгляда оригинального русского философа Льва Шестова, именуемого мной "русским Ницше" - от взгляда, достойного внимания и оживлённого спора.
Отправной точкой этого взгляда является уже не такая "герунда" как месть, заполняющая и будоражащая головы обывателей, но утверждение, что Гамлет был мыслителем, по существу своему философом, идеальным мальчиком, не знающим как следует жизнь, и когда эта жизнь "ударила его по голове", то, как и большинство философов, оказался не готов к решительным действиям. Таким образом, Лев Шестов видит в Гамлете трагедию философа, только сравнительно юного, или же трагедию идеального человека, столкнувшегося наконец-то с реальностью. Здесь все вопросы уже гораздо ближе "к телу", а потому спорить с ними и отвечать на них, во много раз интересней, чем в случае мести.
Итак, в путь. Я покажу вам совершенно иную картинку всех происходящих событий, поскольку сразу же оговорюсь, никак не могу согласиться с Шестовской, при всём уважении к ней и восхищении её слогом.
Мы оставили нашего Гамлета, в момент столкновения его со страшным открытием, кощунственным злодейством, правда о котором пронзила ему сердце, и мы сказали, что Гамлет "держит удар Судьбы". Я знаю только одного философа, из всей плеяды блистательных и знаменитых, который успел в своей жизни, совместить учение философии со свободным, героическим поступком. И прежде чем бежать глазами по строчкам дальше, попробуйте дать ответ вы, самостоятельно - кто этот философ, и где мы можем найти подобного?... Не случайно вся философская братия подвергалась во все времена столь мощному остракизму, в связи с осуществлением на практике, так сказать, собственного же учения. Философы, как известно "земли не пашут", не сажают, не растят и не "родют", как говорят у нас в народе. Достаточно туповато говорят, поскольку речь идёт, всё же, немного о другом, и Гамлет тоже "земли не пахал", но некоторый дымок от костра правды здесь всё же улавливается.
Но вот ответ. Единственный философ, о котором можно говорить, как о практике Свободы, а не только теоретике, это Сократ, а его предание самого себя на суд афинских граждан и осуществление, принятие их приговора, такое же держание удара Судьбы, как и у Гамлета. Героический поступок, свободный поступок Сократа - это выпитая им чашка цикуты, а ведь всем известно, что Сократ мог бы и сбежать, ему предлагали друзья, его бы запросто спасли, при его желании. Но нет, стал " в точку" и стоял - не на своём, а на чём-то другом, нам совершенно непонятном. Не мог иначе. Та самая фраза, которая вербально всегда пустовато для нас звучит, но визуально мы видим, что это как раз такой случай. И во всех подобных случаях, мы продолжаем не понимать - "почему?" Почему???...
И мне хочется спросить, не интересней ли всего его философского учения данный жизненный поступок, не перевешивает ли он остальное "всё"? Не больше ли смыслов мы можем отыскать в Сократовской речи на суде, чем в его сократовской Логике??? Где Сократ - больше Сократ? Или - где "сам" Сократ, его "самое само"?... И может ли являться трагедией столкновение любого философа с реальностью, как всего лишь крушение его надежд? Или же трагедия это всегда нечто большее и нечто похожее скорее на Сократа и его смерть, чем на слёзы, падающего с пьедестала философа?
И Гамлет не мог иначе. Ещё до появления призрака, душа Гамлета уже смущена скорой свадьбой матери, то есть Гамлет заранее предчувствует свою Судьбу, заранее чует Зло, которое пока не проявило себя как следует, но которое уже бродит коридорами Датского замка, а Гамлет чует его на нюх... Думаете, Сократ тоже не знал куда вела его, его деятельность, его соблазнение юношей и граждан, невозможными вопросами, не предвидел скорого возмездия афинской общественности? Ах, эта общественность, она во все времена одна и та же! Ничего нового - месть разъятых свободному. Приведение к общему знаменателю слишком яркой индивидуальности - или выкинуть прочь или пусть умрёт!
И Гамлета ожидает такая же судьба - убирайся из Датского королевства, но ещё лучше, будь убит!
Но ведь греческое общество знало сотни философов!!! И самых, мягко говоря, разнообразных, и чего они только не вытворяли, и как ни безобразничали! Почему же, ни один, кроме Сократа, не был приговорён к смерти?! Мы не умеем задавать себе таких простых вопросов. Я уже писала об этом, что мы вроде всё видим, но ничего не замечаем))) Особенно ловко "скользят" наши глаза мимо всех странностей, которые происходят на свете. Сократ - единственный, кто удостоился Смерти.Так, позвольте спросить, а за что? А вот, как раз за то, что мы ищем, за Свободу!
Можно иметь какие угодно учения и проповедовать какие угодно поучения, но нельзя же ходить на двух ногах в стае обезьян! Древние греки и сегодня дадут фору нашему развитию, во многом и многом, и всё же и они, когда дело дошло до личной Свободы - отмстили за себя жестоко. А Сократ потому не отказался выпить яду и умереть, что прекрасно понимал - лишь так можно подтвердить, что он Другой, что он свободный, что его поступки руководствуются не заботой о спасении его частной жизни, но заботой о бессмертии - души, философа, Истины.
В акте своей смерти Сократ показал миру каким должен быть действительный философ, и что же? увидели ли мы после него хоть одного действительного философа???
Итак, обычные, привычные нам философы, пусть даже и знаменитые, не преследуются, и идеальные мальчики тоже никому, простите, на фиг, не нужны. Их достаточно много, чтобы за ними гоняться. Преследуются лишь редкие птички. Почти ископаемые виды)) так сказать. И шекспировский гений "преследовал" подобные же экземпляры, но конечно, не для того, чтобы убить, расчленить и включить, как это делают "добрые люди", а для того, чтобы показать внутреннюю механику движения их Души. Равный стремился понять Равное.
Теперь о механике.
Для своей объёмной, выпуклой зарисовки, она требует именно художественного, не философского языка, как говорил Высоцкий у которого спрашивали - о чём ваша песня? - но ведь я уже написал эту песню, слушайте её, там всё есть... И это верно, мы своей жизнью должны приближаться к Гамлету, чтобы понять его, свои опытом должны чувствовать написанное, и состязаться с Шекспиром в умении "показать" трудно, он уже всё сделал, уже первоклассно всё "показал", мы только "увидеть" не можем, и путаемся, и путаемся...
Но рискну, выделить самое крупное. "Держит удар", медлит, созревает - это мы уже упоминали. К этому, сегодня, ещё добавилось - "предчувствует", и не считайте, что это лишь красивое слово, на самом деле, любая Свобода действительно всегда предчувствует(ещё раз приведу фразу из Ницше - гадает по внутренностям настоящего о будущем). Предчувствие - такая же неотъемлемая характеристика Свободы, как и "стояние перпендикулярно" - в противовес Времени, происходящему, Судьбе(судьбе назло). Чувства свободного человека простираются несколько глубже чувств человека исключительно социального, и становятся, развиваются значительно быстрее последних, отсюда, закономерный итог - иное зрение этих чувств(вспомним, описанный мной случай Ван Гога - его портреты лиц, какими они только станут). Ещё одна характеристика - "готовность".
Мы практически всегда, в своей жизни не готовы к Событиям - подумать не готовы, когда нужно, взволноваться не готовы, совершить поступок не готовы, мы всегда не собраны, размазаны по своей прошлой жизни и по своим представлениям о будущем, но свободный человек - собран, сосредоточен(почти в одной точке), готов. В одном из монологов Гамлет восклицает: "Готовность это всё!"
Каждая из этих характеристик достойна отдельной, внятной, задушевной беседы и может быть к этим беседам мы ещё придём в следующих постах, а пока... пока просто не считайте Гамлета - идеальным мальчиком или заумным мыслителем, он не таков, он - принц Душевной Смуты!


Рецензии