Ген гулага

(жертвам сталинских репрессий)


От маршей парадных
                сердца наши глохли,
От марева лжи
                наши души ослепли,
Отвергшие рабство
                по родине сохли;
Мы били своих,
                чтоб чужие окрепли!


                (1990 г.)

         


Рецензии
ОТ МАРЕВА ЛЖИ НАШИ ДУШИ ОСЛЕПЛИ

Можно в чем угодно убедить
целую страну наверняка,
если дух и разум повредить
с помощью печатного станка.
Игорь Губерман.1

Тяжкую историю расправы тирании сталинизма со всеми народами СССР, в особенности, с депортированными народами, Мастер Гирей сумел мастерски отразить всего лишь в четырех строках стихотворения «Ген Гулага», которое он посвятил жертвам сталинских репрессий:

От маршей парадных
сердца наши глохли,
От марева лжи
наши души ослепли,
Отвергшие рабство,
по Родине сохли,
Мы били своих,
чтоб чужие окрепли!2

Эти строки весьма информативны, начинены болью и яростью неприятия режима бесчеловечности и непревзойденной жестокости. Его стих представляет собой самую краткую поэтическую историю диктата безбожия, аморальности и воинствующей жестокости.

Режим бесчеловечности и жестокости наиболее тяжкую долю уготовил «наказанным народам». Они, в отличие от других этносов СССР, находились не только под игом экономического, политического и социального рабства, но и поголовного отлучения от Родины. Но Личности - представители многих других народов, осмелившиеся выступать против кровавой тирании тоже подвергались отлучению от Отечества. Жалкой заменой Отчизны для них становился ГУЛАГ - Истязатель плоти и духа граждан СССР. Именно эта прискорбная и тяжкая душе, разуму и сердцу идея вложена Мастером в следующую строку:

Отвергшие рабство,
по Родине сохли...

Вместе с тем нужно отметить, что такой же участи подверглось множество граждан, ни в чем беззаконном с точки зрения режима не принимавших участия и не посмевших встать на тропу противостояния ему. И они были в числе тех, кто угодил под жесткий пресс преследования тиранией. Таким образом, если брать шире, с учетом действительного положения дел у граждан, вроде бы живущих на воле, то и они прозябали в зоне жестокости, страха и нищеты. Именно об этом и писал студент литературного института Дм. Патрин, угодивший в ярмо ГУЛАГа за свои оппозиционные стихи:

Всё, что покорно, то в ярме,
Что непокорно - то в тюрьме.

Главную роль в становлении такого режима играли не только репрессии, переходящие в массовый террор, но и «марши парадные», от которых «сердца (людские) глохли» и, в особенности яро разнузданная пропаганда, призванная отключить общественное сознание от восприятия истины и справедливости и под страхом преследования либо смерти отлучить человека от нравственности и ее узловой части - сострадания и милосердия.

Тему злобствующей против истины и нравственности пропаганды Мастер Гирей сумел вложить в одну очень информативную и образную строку. В то же время И. Губерман могущество пропаганды в оболванивании народа отразил в четырех строках (смотри эпиграф). Вот эта весьма объемная по смыслу и образу строка Мастера Гирея:

От марева лжи
наши души ослепли...

Очень уместным и удачным является использование слова марево, оно означает мираж; дымка, туман; непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами, мельчащей пылью, частицами гари и снежной пелены. Значит, образ марева - миража, тумана, промозглой мглы, который использовал Мастер Гирей, является в пропаганде совершенно незаменимым средством сокрытия истины и подмены справедливости ее суррогатом, изготовленным в кузнице диктатуры. Кроме того, марево несет в себе не только ложь, но и другие пороки, которые Мастер Гирей не отметил прямым текстом, а вписал между слов своей образной и насыщенной смыслом строки.

Под другими пороками имеются в виду следующий аспект. С лживостью неразрывно связаны алчба, гордыня, зависть, двуличие, пристрастие к двойным стандартам, подлость, вероломство и прочие отклонения от общечеловеческой нравственности. Практически подавляющее большинство пороков аморальщины совершенно не реализуемы без содействия их извечной и верной союзницы - лжи. Подноготную лживости и сопутствующих ей пороков Гирей вместил в эту одну, красноречиво и образно говорящую, строку.

В заключение Мастер Гирей подводит итог своих поэтических раздумий, утверждая: «Мы били своих, чтоб чужие окрепли!» Этой строкой он вынес свой приговор авторитарной системе, сумевшей быть почти впереди планеты всей в военной сфере, космонавтике, некоторых направлениях науки и культуры, и как это не прискорбно в сфере репрессий и массового террора против собственного народа.

Наряду с этим, сталинизм и поздний социализм создали в стране режим тотального дефицита товаров народного потребления и всеобщей бедности при откровенно жирующей номенклатуре. Распад СССР и вообще социалистического лагеря явно доказал слабость, однобокость развития не только экономики, но и политическую несостоятельность государства. Оно не сумело путем проведения назревших реформ в экономике, социальной сфере и политике создать заслон тенденциям развала страны.

Все перечисленные его пороки в совокупности и стали причинами распада СССР и всего социалистического лагеря. Написав свой стих в 1990 г. накануне его развала в декабре 1991 г., Мастер Гирей сделал поэтическое предсказание о том, что государство беспощадно бьющее собственных граждан в различных сферах и создающее предпосылки для своего распада, явно способствовало укреплению других государств, в частности, Евросоюза, США, Китая и прочих стран, а также их военно-политических блоков:

Мы били своих,
чтоб чужие окрепли!..

Хамзат Фаргиев

1 марта 2023
http://stihi.ru/2023/03/01/5066

Хамзат Фаргиев   04.03.2023 23:31     Заявить о нарушении