87. План

...указательные знаки своему вдохновению.
Павел Анненков.

87.1 – 87.14: Ясно представлять, что хочешь сделать. – Даёт объём вещи. – В процессе работы изменяется. – Его вырабатывают сами герои. – Без предварительного плана. – Помогает организовать мысли.  – Композиционная функция плана. – Пошаговый план. – В сжатой формуле. – Если пишется рассказ, повесть. – План романа. – Наметить долгосрочный. – Обязательно составляю план. – Редко завершаются удачей.


87.1. Ясно представлять, что хочешь сделать…

Я увидел ясно, что больше не могу писать без плана, вполне определительного и ясного, что следует хорошо объяснить прежде самому себе цель сочинения своего, его существенную полезность и необходимость, вследствие чего сам автор возгорелся бы любовью истинной и сильной к труду своему, которая животворит всё и без которой нейдёт работа. Николай Гоголь. // Я пришёл к выводу, что большинство идей являются в этот мир мертворожденными или недоношенными и им требуется глоток воздуха в виде чёткого плана и незамедлительных действий. Наполеон Хилл. // В произведении должна быть ясная, определённая мысль. Ты должен знать, для чего пишешь, иначе, если идти по этой живописной дороге без определённой цели, то ты заблудишься и твой талант погубит тебя. Антон Чехов. // Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время. Элберт Хаббард. // Хорошо спланировано – наполовину сделано. Когда тратишь время на планирование, его становится больше. Безымянный автор. // Надо поставить себе определённые рамки, нужно иметь какой-то чертёж, ясно представлять себе форму того, что хочешь сделать. Максим Горький. // План – это верёвочка, протянутая от замысла к воплощению. Держась за неё, никуда не сбиваешься, шагаешь уверенно к цели, не теряя здравого смысла, и ведёшь за собой читателя самой короткой дорогой к тому, во имя чего пишешь. Валерий Аграновский. // Очень работаю над планом… Но если выйдет план удачный, то работа пойдёт как по маслу. То-то как бы вышел удачный план! Фёдор Достоевский. // Как часто эти найденные строки для нас таят бесценные уроки. Уильям Шекспир.


87.2. Даёт объём вещи…

Хорошо задуманное часто плохо удаётся. Публилий Сир. // Когда план слишком долго и тщательно выстраивают, он в результате исчезает. Гюстав Флобер. // То есть я хочу сказать, что иногда и самый план летит в тар-тар. Вячеслав Шишков. // Чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится. Закон Мэрфи. // Не строй планы в радостном возбуждении. Хун-Цзычен. // Когда были написаны первые два листа, первоначальный план рухнул. Вениамин Каверин. // Тургенев был больше художник в своём романе, чем думают, и оттого сбился с дороги и, по-моему, очень хорошо сделал – шёл в комнату, попал в другую, зато в лучшую. Александр Герцен. // Куприн собирался иначе закончить «Поединок», писатель не хотел оставаться в рамках его сюжета так же, как, скажем, Лев Толстой первоначально предполагал сделать «Войну и мир» только прологом к книге о декабристах или Горький думал написать продолжение романа «Мать». Николай Вержбицкий. // Точное определение плана: выбор направления непредсказуемых злоупотреблений. Тадеуш Котарбиньский. // Именно тот, кто упорно держится за свои планы, прежде всего почувствует бессилие своего разума. Георг Гадамер. // План всегда меняется в процессе написания, и я нахожу его по окончании работы в таком трансформированном виде, что только мне он и заметен. Однако для меня это тот скелет, костяк, без которого вещь рухнула бы. Не имея плана, то есть, верней, не зная основного сюжета вещи, не могу писать. Михаил Слонимский. // План – вещь, конечно, хорошая. Но план обычно пишешь, чтобы его потом опровергнуть. Когда начинаешь писать, выходишь из этого плана. Пишешь другой план. Элементы первого плана всегда есть в последнем плане. Но первый план даёт как бы объём вещи, он словно указывает, сколько воздуха нужно набрать в лёгкие, чтоб вещь писалась. Юрий Либединский. // У меня при писании «Железного потока» был обдуманный и разработанный «рабочий план». Конечно, в точности по плану у меня всё-таки не вышло. План в процессе работы мне пришлось в деталях несколько изменить, однако общие черты, основы плана остались те же. Александр Серафимович. // План необходим, но он не должен тяготеть над произведением, как чертёж, не подлежащий изменению. Константин Паустовский. // Есть писатели (говорят), которые составляют план, разбивают его на главы и затем пишут то, что им в подробностях уже всё известно. Я не принадлежу к их числу. Если я буду писать по придуманному плану, то мне начнёт казаться, что искусство – бесполезное и праздное занятие, что жизнь в миллион раз интереснее, глубже и сложнее, чем то, что я придумал за трубкой табаку. Я даже не верю в существование писателей, пишущих по плану. Алексей Н.Толстой.


87.3. В процессе работы изменяется…

Поэма, роман, повесть редко выходят в свет в первоначально задуманном виде. Писателю с призванием словно заранее дана программа того, что он должен исполнить и, как бы тайно вложена сила, заставляющая исполнить предназначенное. Если произведение пишется в периоды нервного возбуждения, эта внутренняя сила немедленно вступает в права. Она часто отбрасывает прежде задуманное и в результате является неожиданно нечто новое, о чём не было помысла. Дмитрий Григорович. // Случай то изменял и расстраивал мои планы, то способствовал их выполнению. Непредвиденные события подсказывали мне сюжеты. Произведение получалось совсем не таким, каким я его себе представлял. Андре Моруа. // Пишу я, правда, тот сюжет, который вы рассказывали мне, но я так никогда не знаю, что выйдет из того, что я пишу, и куда оно меня заведёт, что я теперь сам не знаю, что я пишу теперь. Лев Толстой – Анатолию Кони. // Почти всегда в процессе работы и план, и часто даже тема изменяются. Виктор Шкловский. // Раньше я составлял план. Намечал примерное содержание глав. Всё нарушалось очень скоро, чуть ли не со второй, третьей страницы. Юрий Трифонов. // План – лучший способ добиться случайного результата. Амброз Бирс. // В процессе творчества какая-нибудь значительная, всплывшая в подсознании мысль или идея может целиком поглотить идею или мысль, спокойно выдуманную, даже вдвинутую расчётливым умом в рамки писанного плана. Вячеслав Шишков. // Полагать, что задуманное будет развиваться по заранее намеченному плану, – всё равно что качать взрослого человека в люльке младенца. Эдмунд Берк. // План в художественном произведении немного значит. Даже основная мысль не укладывается так, как вначале предполагаешь. Камнерезы, пожалуй, правы: «Хочу вырезать виноградную ветку, а может капустный листок выйдет». Неожиданность поворотов в зависимости от деталей настолько существенная, что любая творческая заявка лишь первоначальное намерение, то, чего не найдёшь в сделанной вещи. Не верю, что есть произведения, целиком написанные в соответствии с первоначальными авторскими предположениями. Павел Бажов. // Шведской писательнице Сельме Лагерлёф всемирную известность принесла книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1907), первоначально задуманная как учебник по географии для первого класса. Стала первой женщиной – Нобелевским лауреатом по литературе в 1909 году.


87.4. Его вырабатывают сами герои…

Я никогда не составляю плана: кто станет действовать и куда пойдёт действие. Начинаю, не зная, что будет на следующей странице. Это как течение самой жизни: подвинется она, озарится новый день, и появятся люди и дела. Лишь бы повествовательная струна не обвисала, оставаясь в постоянном натяжении. И язык, язык… Валентин Распутин. // В молодости я составил несколько планов романа, но когда пишешь планы, то теряешь всякое вдохновение. Стендаль. // Плана никогда не делаю, план создаётся сам собою в процессе работы, его вырабатывают сами герои. Нахожу, что действующим лицам нельзя подсказывать, как они должны себя вести. Максим Горький. // Чувствую уверенность руки – и больше, как ни странно, – когда пишу без плана или с довольно общим планом. Точный план меня связывает, хотя я понимаю, что всё предварительно выдуманное всегда идёт в дело. Александр Гладков. // В общих чертах план, конечно, есть, я только не пишу его на бумаге. Максим Горький. // Перед сражением каждый план хорош, после сражения каждый план плох. Владислав Гжещик. // В ранние годы я тщательно разрабатывал план – главу за главой, прежде чем приняться за работу. Так было с романом о великом русском математике Лобачевском. План был тщательно продуман, материал собран, а роман так и не написан. Потом я стал свободнее обращаться с планом. Я уже знал, что он сильно меняется, когда начинаешь писать. Принимаясь за работу, я открываю черновую тетрадь. План и заметки, связанные с композицией в общем смысле слова, с постройкой сюжета, наброски диалогов – всё находит своё место в этой тетради. Вениамин Каверин. // Даже самый план, в известной мере, может созреть лишь благодаря самому выполнению его. Без этого действительно угрожает опасность впасть в холодность, сухость и напыщенность, так как ведь и самый план должен возникнуть из жизни. Фридрих Шиллер. // Когда завязывается нечто надёжное, – примерный план обрастает множеством забегающих вперёд строк, ходов, оборотов, слов и тому подобного. Правда, они не вдруг и не все встанут в нужный ряд, но должны жужжать над головой роем, умножаться, меняться, сливаться и развиваться. Александр Твардовский. // Творение должно рождаться и расти подобно дереву. В воздухе нет правил, невидимых линий, по которым будут точно располагаться ветви: дерево выходит из семени, где оно заложено всё целиком и развивается вольно на вольном воздухе. Это садовник набрасывает планы, пути развития и губит дерево. Жюль Ренар. // Плох тот план, который нельзя изменить. Публилий Сир. // Если первый принятый тобою план срабатывает плохо, замени его новым; если и новый план не сработает, замени его другим; и делай это до тех пор, пока план не сработает. Наполеон Хилл.


87.5. Без предварительного плана…

Мост уже запланирован, теперь планируют реку. Хенрик Ягодзиньский. // Кланяюсь планщику Рылееву, как говаривал покойный Платов, но я, право, более люблю стихи без плана, чем план без стихов. Александр Пушкин. // Говоря о предварительной продуманности работы, я не хотел, чтобы поняли, будто я советую писать по составленному плану. Я никогда не составляю плана. Если составлю, то с первых страниц начну писать не то, что в плане. План для меня лишь руководящая идея, вехи, по которым двигаются действующие лица. План как заранее проработанное архитектоническое сооружение, разбитый на части, главы, детали – бессмысленная затея, и я не верю тем, кто утверждает, что работает по плану. Алексей Н.Толстой. // Искусство отличается от ремесла тем, что в нём нет плана. Рефат Шакир-Алиев. // Если это спланировано, то это скучно. Фредди Меркьюри. // Некоторые авторы пишут без плана и отрицают его значение. Таковы Ламартин, Жорж Санд, Фр.Геббель, Горький, А.Толстой, Ю.Олеша, Н.Никитин и другие. Павел Медведев. // Ничего наперёд придумать не могу. Всё, что писал, писал без плана. Даже пьесу. Даже авантюрный роман «Три толстяка». Не знаю, как другие пишут романы, Золя составлял точнейший план и точнейшим образом определял дату и час, когда будет поставлена последняя точка. Я даже и не пытаюсь составить такой волшебный календарь. Юрий Олеша. // Я могу писать без плана и без эскиза. В одной вещи я пробовал составлять план, но в работе он оторвался, он был не нужен, события текли не так, действующие лица говорили не то, и вещь выписывалась, очевидно, по тому внутреннему плану, который составился в подсознании. Николай Никитин. // Знать всю историю не обязательно для начала работы. Продумывание сюжета и спонтанность истинного творчества несовместимы. Получившаяся вещь вполне может выйти искусственной и вымученной. Я писал романы и с запланированным сюжетом, но результаты не вдохновляют. Как неприятно признать, эти романы окостенелые, слишком усердные. Рассказывай, не планируя сюжет – пусть тебя несёт ситуация и неожиданная инверсия. Я тебе предсказываю непременный успех, если ты будешь честен в том, как разговаривают и ведут себя твои персонажи. Стивен Кинг. // В процессе всего своего творчества Олеша всегда видел свою цель и всегда работал без плана. Виктор Шкловский. // Я очень неорганизованный человек и никогда не делал предварительных записей и не писал по плану. Уильям Фолкнер. // Бернард Шоу никогда заранее не составлял плана и не набрасывал сюжета пьесы. Проникшись главной идеей, он усаживался за работу и полностью доверялся вдохновению, не предвидя ни того, что напишет на следующей странице, ни того, что должно произойти. Хескет Пирсон. // Планы большого значения не имеют, но планировать – очень важно. Уинстон Черчилль. // Импровизация великолепна только в том случае, если ты знаешь, куда она заведёт. Кристофер Кен. // Только писатели, обладающие даром импровизации, могут писать без предварительного плана. Константин Паустовский.


87.6. Помогает организовать мысли…

Михаил Булгаков, напротив, всегда заранее имел вполне определённый план каждой своей вещи. Рукописи его романов свидетельствуют, что он не только составлял планы, но и подновлял их, менял, а изменив, заново переписывал. Каждая новая редакция почти всегда имела свой план, аккуратно записанный на особых страницах. Мариэтта Чудакова. // Прежде чем взяться за работу над новой вещью, до предела конкретизировала её замысел, строила план, от которого не давала себе отходить, чтобы вещь не увлекла её по своему течению, превратясь в неуправляемую. Ариадна Эфрон – о Марине Цветаевой. // В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана. Дмитрий Менделеев. // Если ты пишешь рассказ на три странички, то план тебе совершенно ни к чему. Однако, создавая нечто большое и сложное (или просто великое), без плана не обойтись. План помогает организовать мысли. Говоря откровенно, я уже давно не пишу, предварительно не составив план в той или иной форме. План позволяет увидеть весь замысел целиком и рассмотреть отдельные пункты. В любом случае, начиная создавать более или менее крупное произведение, набросай план, это не только поможет упорядочить мысли, но и сделает документ связным. А кому не понравится связное, последовательное повествование?.. Дэн Гукин. // У человека, имеющего план или умеющего видеть общую картину, будут рождаться мысли, которые придадут дополнительную ценность его мышлению. Джон Максвелл. // Простота замысла обычно исключает необходимость специальной проработки его плана. Поэтому у Пушкина, например, нет планов его лирических стихотворений и в то же время нет ни одного более или менее крупного по замыслу и размерам произведения, которое не было бы предварительно, порою в нескольких вариантах, спланировано. «Я думал уж о форме плана, и как героя назову». Павел Медведев. // Ничто так не очевидно, как то, что каждый замысел, достойный этого имени, должен быть выработан вплоть до своей развязки, прежде чем делать какую-нибудь попытку с пером в руке. Лишь постоянно имея в памяти развязку, мы можем придать замыслу необходимый вид последовательности, причинности, заставив события, и в особенности весь общий тон, тяготеть к развитию замышленного. Эдгар По. // Вполне уяснил себе в голове весь план Катехизиса. Хорошо, радостно. Лев Толстой, запись в дневнике. // План – это своеобразные строительные леса, которые помогают возвести здание сочинения. Существует два основных вида плана: сложный (в котором есть пункты и подпункты) и простой (подпунктов в нём нет). Серьёзность и значительность рассматриваемых проблем обычно заставляет обратиться к сложному плану. Аркадий Крундышев.


87.7. Композиционная функция плана…

Грамотное планирование – основа успеха. Наполеон Хилл. // Планы – это мечты знающих людей. Эрнст Фейхтерслебен. // План – весьма важное средство организации умственного труда. Примером плана, правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы, служит обычное оглавление. Просматривая его, без чтения самой книги можно получить представление о её содержании и схеме построения. План же более подробно передаёт содержание, чем оглавление книги. Георгий Гецов. // Не выносив должным образом замысла, трудно создать что-нибудь стоящее, а для вынашивания надобны время и мысли. Надобно вещь спроектировать. Ведь проза, как известно, это архитектура, а не искусство декоратора. Василь Быков. // Первоначальный замысел и собранный для его художественного воплощения материал в плане не только систематизируются, но и композиционно распределяются. Эта композиционная функция плана является для него основной и главнейшей. Павел Медведев. // Верный и точный план – это полдела. Александр Гладков. // Флобер, составляя план романа в течение многих месяцев, ежедневно работал по многу часов; а закончив план, говорил: «Мой роман готов, остаётся только его написать». Ян Парандовский. // Лучше думать перед тем, как действовать, чем после. Демокрит. // План прежде всего. Всё зависит от плана. Вчера целый день я работал с Монсеньёром над планом моей книги. К вечеру мы оба были так измучены, точно занимались битьём камня. Но зато мы, кажется, наделали делов. Главная мысль определилась, и теперь всё ясно. Гюстав Флобер. // …уяснил план «Хаджи-Мурата» больше, чем когда-либо. Лев Толстой. // Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться. Финская поговорка. // Хороший план работы – это дуб, куда сами слетятся птицы. Пьер Беранже. // Проза не растёт, как лопух и лебеда, она строится, как город. План этого города лежит перед глазами, меняясь, повинуясь воле автора, который знает, где живут и встречаются (или не встречаются) его герои. Вениамин Каверин. // Почему-то многие думают, что мои произведения – чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. «Есть ли у вас план, мистер Фикс? О-о! У меня есть целых три плана, мистер Фикс!» Жюль Верн. // Пушкин придавал планам чрезвычайное значение и деятельно их обдумывал и изменял. «Дубровский», например, имеет семь дошедших до нас общих и частных планов, «Арап Петра Великого» – шесть. Сохранилось несколько черновых планов «Капитанской дочки». Павел Медведев. 


87.8. Пошаговый план…

Когда замышляется написание книги, ты думаешь, что этот труд непреодолим. Но потом ты разбиваешь замысел на крохотные задания, которые в состоянии сделать любой дебил. Энни Диллард. // Никакое дело не будет особенно трудным, если ты разобьёшь его на ряд мелких задач. Генри Форд. // Пошаговый план является детальной пошаговой схемой последовательности событий в произведении. Некоторые писатели разрабатывают его детально, некоторые обходятся набросками. Решать автору. Пошаговый план нужен для того, чтобы отслеживать причинно-следственную связь событий, а также наблюдать за ростом и развитием персонажей. Пошаговый план – ориентир, а не смирительная рубашка. Джеймс Фрэй. // Составляемый на каждое новое произведение рабочий хронологический план Валентин Пикуль называл «почасовиком». Именно создание почасовика требовало огромного многолетнего труда, знаний, таланта. Сам процесс написания книги по подробному почасовику был для Пикуля, как говорится, делом техники. Просмотрев почасовик, можно было иметь довольно полное представление о содержании будущей книги. Было ясно, какие события происходили в тот или иной год и даже день, с кем встречался герой, о чём они говорили, где можно прочитать об этом событии и герое. Антонина Пикуль. // Нужна дорожная карта, показывающая последовательность шагов, которые следует сделать. Джозеф Джуран. // Я всё ещё сижу за планом моего будущего романа «Земля» и начну писать его не ранее чем недели через две. Эмиль Золя. // «(Зима, конец октября, 1860, суббота). Жан засевает поле. Другие. Широкое описание местности, зима, чернозём, луга, обнажённые деревья. Франсуаза и корова. Случай с коровой. Жан спасает Франсуазу. Они идут на ферму. Время завтрака. Болтают о Фуане…» И так далее, сцена за сценой, деталь за деталью. «План» и «Набросок» к роману занимают, как всегда, много времени. Золя стремится точно формулировать свои мысли. Такое у него правило: чем яснее представляешь себе замысел, тем легче пишется роман. План романа «Накипь», например, занимает более 200 страниц. // Крайне полезно составить не только по возможности подробный, не в ущерб общему рисунку, логический план, но и даже графическую схему сюжетного развития. Леонид Леонов. // В труде должна быть система, у каждого своя. Ещё в юности Золя убедился в том, какое значение имеет предварительная подготовка к работе. Всякий его труд начинался с собирания материалов и их осмысления. От общей идеи – к конкретному, разнообразнейшему и богатейшему содержанию живой действительности. Он начинал с «Набросков» – размышлений над замыслом будущего романа, формулируя основную идею произведения. Затем составлял характеристики действующих лиц. В его архиве сохранились черновые бумаги с надписью «Персонажи». После этого следовал «Краткий план», содержащий фабулу будущего произведения, потом «Аналитический план», в котором всё произведение дробилось на главы. Здесь уже встречаются готовые страницы, переходившие почти целиком, без особых исправлений в роман. Сюда же прибавлялись зарисовки с натуры, вплоть до точных планов местности развития событий романа, вырезки из газет и выписки из книг и документов. Такая система родилась у Золя из мысли о сродстве творчества писателя и труда учёного. Александр Пузиков.


87.9. В сжатой формуле…

Нельзя ли всё то, что намереваешься изложить в целом сочинении, с самого начала набросать кратко. Георг Лихтенберг. // От показаний жизни и свидетельств источников Пушкин обращался к составлению планов своего будущего создания. Он любил их краткими, чёткими, динамичными. Обычно в немногих терминах намечаются линия действия, ход событий, движение фабулы. Устанавливаются лишь главнейшие вехи рассказа, но с предельной выразительностью. Несколько слов почти алгебраически выражают сложную драму в её полном развитии и завершении. Десятком резких черт спланирован весь «Кавказский пленник»: «Аул. Пленник. Любовь. Бештау. Черкесы. Пиры. Песни. Воспоминания. Тайна. Набег. Ночь. Побег». Так же лаконична программа второй южной поэмы: «Гарем. Мария. Гирей и Зарема. Монах. Зарема и Мария. Ревность. Смерть Марии и Заремы. Бахчисарайский фонтан». Таковы же планы «Цыган», «Гавриилиады», «Дубровского», «Капитанской дочки». Даётся как бы кривая сюжетного развития в её основных и главных изломах. В сжатой формуле концентрируется целый мир страстей, преступлений, подвигов, страданий и смерти. Трудно представить себе больший лаконизм при высшем трагизме. Леонид Гроссман. // Как рождаются простые и великие планы? Подсознательным вынашиванием мыслей, когда ещё никуда определённо не предназначаешь их. Потом элементы давно известные, может быть и не тебе одному, вдруг проступают дружно к центру и именно в твоей голове соединяются в единый план – и до того же простой и ясный, что удивляться надо, как он не сложился ни у кого прежде. Александр Солженицын. // «Человеческая комедия» разбита автором Оноре Бальзаком на три части. Первая часть «Этюды о нравах» имеет шесть отделов: «Сцены из частной жизни» («Модест Миньон», «Тридцатилетняя женщина», «Отец Горио» и другие), «Сцены из провинциальной жизни» («Евгения Гранде», «Парижане в провинции» и другие), «Сцены из жизни Парижа» («Банкирский дом Нусенгена», серия романов «Блеск и нищета куртизанок», «Тёмная история» и другие), «Сцены из военной жизни» («Шуаны», «Страсть в пустыне»), «Сцены из деревенской жизни («Крестьяне», «Деревенский врач» и другие). Вторая часть «Философские исследования» включает 22 произведения: «Шагреневая кожа», «Неизвестный шедевр», серия романов «Екатерина Медичи» и другие. Третья часть «Аналитические исследования» включает одно произведение «Физиология брака». // Есть высшая смелость. Смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью. Единый план Дантова «Ада» есть уже плод высокого гения. Байрон мало заботился о планах своих произведений или даже вовсе не думал о них: несколько сцен, слабо между собой связанных, были ему достаточны для всей бездны мыслей, чувства и картин. Вот почему, несмотря на великие красоты поэтические, его трагедии вообще ниже его гения, и драматическая часть в его поэмах не имеет никакого достоинства. Александр Пушкин.


87.10. Если пишется рассказ, повесть… 

Перед началом работы я составляю её план. Если пишется рассказ, то на двух, трёх листках бумаги я размечаю по главам или частям весь его сюжет. Отдельные эпизоды, коротко записанные, дополняют, иллюстрируют основную разметку. Финальное положение записывается точно, часто заранее устанавливается окончательная редакция последней фразы. План рассказа во время работы меняется редко, мысленно я вижу рассказ совершенно законченным, знаю его общий размер, объём каждой главы. Весь труд сводиться к поискам наилучшего словесного выражения уже существующих образов. Константин Федин. // Нужно ли для переезда через лужу в челноке раскладывать перед собой морскую карту? Николай Надеждин. // Я не принадлежу к писателям, которые составляют себе план, потом размышляют. Большинство из того, что я написал, получилось как-то само собой, и я не могу сказать, как это происходило. Возникала мысль или воспоминание, тянуло меня к бумаге – и я писал, не вымышляя ничего. Про многие рассказы я и не знал, что напишу их. И часто, когда начал писать, – не знал, чем кончу. Иван Соколов-Микитов. // Я теперь занят составлением плана для новой повести. Это работа довольно утомительная, тем более, что она никаких видимых следов не оставляет. Лежишь себе на диване, или ходишь по комнате, да переворачиваешь в голове какой-нибудь характер или положение. Смотришь, часа три, четыре прошло, а кажется немного вперёд подвинулся. Иван Тургенев. // Конечно, каждый прозаик составляет планы своих романов и повестей. Часто свободное воображение писателя сопротивляется заранее составленным планам и схемам. Одни разрабатывают планы «до последней точки», другие набрасывают их коротко, даже неясно. Константин Паустовский.


87.11. План романа… 

Работа романиста – печальное ремесло. Единственные счастливые часы – это часы обдумывания плана. Всё остальное время приходится мучиться и страдать. Эмиль Золя. // План романа значительно сложнее. Здесь над каждой долей приходится работать, как над рассказом, не имеющим однако самостоятельного тематического и сюжетного разрешения. Отдельные мотивы, различно служащие пониманию общей темы, пересекаются между собой в разных главах, то исчезая, то вновь появляясь. Закрепить их своеобразное мышление – задача плана. Я отмечаю всё существенное для тематического замысла, множество этапов развития действия – фабульные «узлы», кривую сюжета. Весь этот костяк медленно обрастает мясом, появляются обрывки диалогов, слова и словечки, начальные фразы описаний, характеристик, метафоры. Как драматург заботится о том, чтобы каждая картина пьесы была наделена постепенным драматическим ростом и кончалась каким-нибудь сильным заключением, точно так же романист строит главы и книги своего романа, никогда не забывая об эффекте «занавеса». Я стараюсь распределять драматическое напряжение с таким расчётом, чтобы подъём чередовался с упадком, высокое с низким, помня, что в живописи нет «плохих» и «хороших» тонов, но всё зависит от искусства сочетания и распределения красок. Константин Федин. // У меня работа над романом протекает таким образом: сначала я в течение двух-трёх лет готовлюсь к тому, чтобы писать его. Это не значит, что я занимаюсь только им, но я подбираю и читаю специальную литературу, накапливаю детали, подробности, ситуации. И когда начинаю писать, плана, как такового у меня нет, есть ряд сцен, написанных или продуманных. Они находятся как бы в одном русле, и это и есть мой план, я иду от одной сцены к другой, хотя затем я могу менять их последовательность. Ни разу заранее намеченный порядок мне не удавалось выдержать до конца, а когда написана половина или две трети вещи, я останавливаюсь и начинаю всё сначала. Это происходит потому, что сначала я веду героев, а перевалив через половину, оказываюсь в подчинении у них. И теперь снова приходится приниматься за начало вещи, потому что в первоначальном виде оно уже не соответствует героям, характеры и поступки которых окончательно сложились только к середине романа. Сергей Залыгин. // В отличие от плана рассказа, план романа часто меняется во время работы. Композиция «Городов» по первоначальному замыслу была иной, чем к середине работы, иной, чем при окончании романа. Процесс письма помогает мне многократно переоценить значение того или другого эпизода и соответственно изменить план. Мысль постоянно бежит на много впереди слова, и план романа живёт вместе с жизнью его текста. Константин Федин.


87.12. Наметить долгосрочный…

Прежде чем приступить к исполнению, необходимо разработать избыточное количество планов. Наполеон Бонапарт. // Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим. Георг Лихтенберг. // В конце концов, мы уже не дети. Пришло время спланировать нашу жизнь. Моше Даян. // Цель без плана – не более чем пожелание. Американское изречение. // Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведёт тебя речь. Николай Чернышевский. // Молодая женщина мечтала писать романы, но идей хватало едва на рассказы. Друг посоветовал ей задумать целую серию романов, наметить долгосрочный план. Писательница начала планировать перипетию сюжетных линий. Представила последовательность появления своих романов. Постепенно план превратился в проект захватывающе интересной карьеры. Когда план был закончен, она увидела, как легко сегодняшняя работа ложится в грандиозный проект, и поняла, с чего следует начинать. Она уже мысленно представляла себе первую книгу. К моменту её издания, писательница уже работала над второй. Проблема заключалась не в писательском даровании, а в ограниченном понимании своих способностей. Более широкий подход помог реализовать заветную мечту. Джон Темплтон. // Не строй маленьких планов, они не обладают волшебным свойством волновать кровь. Николай Рерих. // Множество отдельных планов не составляет большого целого. Сами плановики должны бы признать, что это даже хуже отсутствия плана вообще. Фридрих Хайек. // Только имея программу, можно рассчитывать на сверхпрограммные неожиданности. Кароль Ижиковский. // Предприимчивость – это дерзкое планирование и энергичное исполнение. Кристиан Боуви. // Ничто так не удивляет людей, как здравый смысл и действия по плану. Ральф Эмерсон. // Работать планомерно и сосредоточенно. Сергей Залыгин. // Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ. Карл Маркс. // Эмиль Золя – один из писателей, заранее составивший для себя программу действий на десятилетия. Нельзя не удивляться его подвижничеству. Необыкновенная собранность, воля и вера, чтобы изо дня в день идти к намеченной цели. Строчка за строчкой, глава за главой, роман за романом строил он пирамиду «Ругон-Маккаров». Четыре страницы в день, обычной школьной бумаги, разрезанной пополам. Золя умел удивительно организовывать свой труд. Не вдохновение владело им, а он – вдохновением.


87.13. Обязательно составляю план…

Когда пишешь роман, никогда не удаётся удержать в памяти весь. Многое здесь возникает именно в процессе написания и заранее никак не предусмотрено. Сергей Залыгин. // Обязательно составляю план. Без предварительной большой работы над планом мной не написан ни один роман. Но и к составлению плана я подхожу постепенно. Ибо сразу трудно охватить, предусмотреть все возможные линии, сюжетные повороты, фабульные ходы. Сначала на листе бумаги я записываю очень краткий конспект, основную идею будущего романа. Затем я завожу специальную тетрадь с пометкой названия романа, ибо одновременно работаю и над другими произведениями, имею и на них тетради. Теперь наступают дни раздумий. Процесс перехода от первоначальной, что ли, заявки к более оформленному замыслу долог и незаметен. В тетрадь заносятся какие-то мысли, факты, заметки, возможные сюжетные ходы, отдельные фразы, детали, имена, названия, предметы – словом, всё, что может сгодиться. Постепенно тетрадь пухнет от записей. Я их перечитываю и могу уже как бы возвести определённые столбы, опору будущего сюжета. Затем я пишу второй конспект, сюжетный, который гораздо шире первого. К нему добавляются намётки будущей фабулы, отдельные картины, целые абзацы, намётки характеров героев. Из сопоставления первого и второго конспектов можно строить план. Но и это ещё не тот рабочий план, которым я буду руководствоваться в дальнейшем. Это только план поэтапного развития идей в произведении. Я считаю, что для романиста такой план особенно важен. Здесь предоставляется возможность хорошо обдумать ступени той «лестницы», по которой писатель собирается повести своих героев. И надо, чтобы все ступени были прочны, ни одна не шаталась, не было бы провалов. Прослеживая развитие идей, я как бы цементирую основу будущего романа, фундамент, на котором будет построено здание. И только после этого я вновь возвращаюсь ко всем моим записям, касающимся этого романа, и на основе всего накопленного составляю развёрнутый рабочий план. Однако это всё голый скелет. Здесь нет ещё ни кусочка плоти. Впереди непочатый край работы, всё самое трудное впереди. Иван Ефремов. // Вся работа по-немецки, в рамках строго обдуманного плана. Мой роман «Угрюм-река» находится в производстве много лет. Работа над ним часто перебивается новыми темами, с отрывом от романа на год, на два. Я предвидел, что так долго буду писать его, и весь роман фиксировал в рамках плана. Сначала выдумал голую краткую схему на четырёх писанных страницах, затем составил схему глав, потом – более или менее подробное – содержание каждой главы в отдельности. Несмотря на своё скептическое отношение к «плановому творчеству», я всё-таки, противореча сам себе, стою за работу с планом. Вячеслав Шишков. // Хороший план сегодня лучше безупречного плана завтра. Джордж Паттон.


87.14. Редко завершаются удачей…

Чтобы определить, сколько времени потребует работа, возьми время, которое, по-твоему, на неё необходимо, умножь на два и замени единицы измерения на единицы более высокого порядка. Так, мы выделяем два дня на одночасовую работу. Правило Вестиймера. // Всякая работа требует больше времени, чем кажется. Артур Блох. // Бесчисленные планы человека редко завершаются удачей, в них есть что-то общее с рыбьей икрой: из миллионов икринок лишь несколько десятков удачливы. Эдмон Гонкур. // У всех твоих планов есть одна замечательная особенность: они всегда, как полуоткрытые двери, и захлопываются от первого ветра. Владимир Набоков. // Я беру на себя смелость утверждать, что люди лучше умеют составлять планы, нежели выполнять их, им легче решить, что нужно сказать или сделать, чем сказать или сделать то, что нужно. Жан Лабрюйер. // Планы нужно строить с умением, а состоит оно в способности предотвращать трудности на пути их воплощения в жизнь. Люк Вовенарг. // Того, кто не задумывается о далёких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности. Конфуций. // Сначала займись трудными задачами. Лёгкие задачи решатся сами собой. Дейл Карнеги. // План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумаешь. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение. Льюис Кэрролл. // План отличается от мечты только количеством израсходованной бумаги. Владислав Гжегорчик. // Не загадывай надолго, будь в надеждах осторожен: колесо судьбы коварно, поворот любой возможен. Хусрави. // Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня. Сенека. // Хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах. Народная мудрость. // У всякого человека широкого диапазона планов столько, что их выполнить невозможно. Александр Любищев. // …тороплюсь работать. Работы всё больше и больше впереди. Если бы мне двадцать лет тому назад сказали: придумай себе работу на двадцать три года, я бы все силы ума употребил и не придумал бы работы на три года. А теперь скажите мне, что я буду жить в десяти лицах по сто лет, и мы все не успеем всего переделать, что необходимо. Лев Толстой. ///


Рецензии