18
Можно было бы легко спросить - кого больше не понимают? - самого Шекспира или его героев? Но это был бы пустой вопрос, потому что, я думаю, что это одно и тоже, одно и тоже непонимание, и степень этого непонимания крайне высока, а запущенность его - предельно кричаща... Всякое время сталкивалось с Шекспировским вопросом, "присваивало", истолковывало и радостно скакало на взнузданном, ею самой жеребце, но в конце концов, кубарем летело в близлежащий овраг со всеми своими присвоениями и пониманиями, а Шекспировский мустанг-иноходец, радостно ржал своему освобождению и уносился в туманную даль... Наше время, отсчёт которому, следует задавать с начала ХХ века, с тех революций в разных областях, что потрясли мировое сознание, выплёскивается в шекспировскую тематику странным, неровным пульсом, промежутками и историческими моментами, как бы соприкасаясь с обнажённостью вещей. Складывается впечатление, что наше сегодняшнее существование, время от времени, словно приговаривается столкнуться лбом с хребтом человеческой Свободы, с тем, что можно назвать мировой трагедией человека. А ведь Шекспир - действительно обнажённый мастер, или мастер мировой трагедии, или мастер трагедии личности, все эти названия об одном, и единственное лицо, которое можно поставить рядом с ним, это мастер древнегреческой трагедии - Еврипид.
Оба этих автора так и остались загадкой для человечества.
Они - авторы будущего, но нужны нам сейчас, и мера нашего несовершенства и задаёт огромнейшую степень нашей нужды в них, и в тоже время нашего непонимания - о чём же собственно?!...
Ницше любил употреблять следующую фразу, которая принадлежит вовсе не его перу, но частенько используется им, во многих случаях, - гадать о будущем по внутренностям настоящего... Вот, что отлично умели делать и Шекспир, и Еврипид, они разглядели в неставших, несвободных обществах прообразы человеческих свобод и трагедий, они обнажили все "внутренности" человеческого существования, а лицезрение внутренностей не меньший ад для зрителя, чем и для творца. И поэтому, мы не спешим, не спешим...
Мы пытаемся отвернуться и намекнуть - "уберите это", как-нибудь сгладьте и пригладьте, чтобы я мог смотреть...
И критики трудятся, строчат труды, и приглаживают и ретушируют всё, что можно; не сознательное извращение и не недостаток ума плодят какофонию шекспироподобия, но Страх, - большой человеческий, непреодолимый страх перед неизведанным Свободы.
Отобъеснённый Шекспир читается в разы труднее, чем Шекспир просто забытый; автор, увенчанный памятниками и увитый лаврами забывается надёжнее; вписать в Культуру и присоединить к общей номенклатуре гения, практически превратилось в "пережить более лёгким способом то, что могло быть потрясением"...
Но не так-то легко справиться с тем, что по своей природе имеет характер взрыва. Пока собирают и упаковывают обломки, летящие в одну сторону, другие улетают по всем направлениям. Истина фонит как радиоактивный радий в руках критиков, так что опытному взгляду не приходится даже бороться с ними, главное "прочитать" верно самих критиков.
Сейчас покажу как это делается. Уже давно мусируется тема того, что под обликом Шекспира скрывалось множество авторов, что Шекспир был типа - не один человек, и без сомнения, множество отдельных лиц, как оно и может только пониматься бедными критиками, как различные, ограниченные, человеческие голоса и существования, в творчестве Шекспира обнаружить не стоит труда, бедным критикам лишь невдомёк, что обнаружив это непостижимое множество - совсем не обязательно приписывать его создание такому же множеству отдельных лиц. Критики не понимают, что множество не всегда отсылает к множеству, здесь им бы помогли древнегреческие философы, подсказав, что множество порой может отсылать и к единству. Критики не понимают, что наталкиваются лишь на проблему многоликости, разноплановости,универсальности гения. Множество они видят, а вот объяснить его свободно и Свободой - не в состоянии. Кажется, не хватает самого маленького толчка, нет вернее пинка, чтобы мозги перестали бегать по заведённому кругу - да, много лиц, да много планов, да много способов, но всё это в ОДНОМ Шекспире, и потому только он и есть Шекспир!
Аналогичную головоломку, кстати, они задают самим себе и в отношении Гомера, там всё тоже самое - ослиное тупоумие, не способное понять, что значит многое в одном...
Но, любой гений - это многие...
И Сократ - многие... и он слышит голоса своих даймонов...
И Жанна дАрк - многие и она тоже слышит голоса...
Потому что быть многими, в каком-то смысле, только и значит - Быть. Впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся, чуть позже.
Таким образом, большинство предъявляемых миру "обликов" Шекспира вызывает у меня, мягко говоря, явление "когнитивного диссонанса", Шескспира я в них не вижу. Я вижу в них, как раз, много различных ограниченных лиц, которых можно всегда с равным успехом приписать Шекспиру. Хватайте любого на улице - к Шекспиру подойдёт!
Умеем ли мы читать по лицам? Чуть лучше, чем умеем читать по буквам))) И поскольку в последней способности мы уверены, что умеем, то и владеем ей мы хуже, чем лицами))) Лица всё же иногда нам кое-что и говорят, особенно, когда это касается наших чувств, буквы же - более беззащитны перед нашей устоявшестью.
Шекспир, Шекспир... может быть легкий, может быть быстрый, маленький, подвижный, с глубокими ясными глазами, с послушным телом, с утончёнными чертами лица, но ни в коем случае не сухой, часто задумчивый, уходящий в себя или улетающий в нечто вовне, но не замкнутый, чувствительный, мягкий и добрый во многих отношениях, и в тоже время во многих отношениях отсутствующий, человек-призрак почти что..., тот человек, который всегда рядом но так, что его как-будто и нет, я думаю, он ещё и при жизни задавал загадки своим современникам.
Для меня, здесь, представлен единственный его портрет, из всех знакомых, в котором мелькает нечто угадываемое...
Свидетельство о публикации №115060607030