17

    Коль скоро мы признали в душе Гамлета - душу свободную, открытую, а не отрицательную только, впавшую в аффекты мести, то расскажем несколько подробней о характеристиках этой свободной души, тех характеристиках, которые не отличают, не отделяют её от других свободных душ, но напротив, объединяют их все в одно, единое пространство, и тем самым, соединив эти характеристики с характеристиками других свободных литературных героев, мы дадим, одновременно и метафизику Свободы и психологию формы души свободного человека вообще.
Начнём с самой бросающейся в глаза характеристики, упоминаемой многими авторами - с того простого факта, что Гамлет "медлил", постоянно "медлил". Причём, каждый автор, подмечающий эту интересную особенность Гамлета, почему-то всегда автоматически придаёт ей негативную окраску, ну мы уже упоминали об этом, почему так происходит, ведь если считать однозначно, что человек занят и озабочен лишь делом мести, то естественно, в таком деле - досадно всякое промедление. Однако, стоит лишь убрать это неправильно понятое основание, и "замедленность" Гамлета тотчас же теряет чётко выраженный знак "-", но... чем же тогда, она, в таком случае, становится? Увиденная в совершенно ином свете? - Посмотрим, приобретает ли она знак "+" в своём новом качестве.
Здесь, сделаю небольшое отступление и отдалюсь, чтобы приблизиться, как говорят философы))) В своё время, при прочтении "Одиссея" Гомера меня поразила та же самая характеристика "промедления" главного героя в сцене его "разборок" с женихами. Краткая фабула такова - пока Одиссея нет и он даже считается уже погибшим, к его жене сватаются женихи - лучшие сыновья, знать и элита Итаки и близлежащих земель, но ведут себя эти лучшие сыновья, мягко говоря не лучшим образом, пользуясь тем, что женщина в древнем мире, сама за себя постоять не может, а сын Одиссея ещё слишком юн, пользуясь своим происхождением и силой(женихов ни много, ни мало, а около ста человек), эти "прекрасные мужи" живут в доме Одиссея, насыщаются его добром, проедают его хозяйство, "давят" на Пенелопу поскорей за них выходить(выбрать кого-нибудь), насмехаются над родными и домочадцами, а позже ещё выясняется, что и устраивают оргии с некоторыми служанками. Предельно отвратительная картина, растянутая на годы, и прежде чем Одиссей возвращается в родную землю, ему не один человек рассказывает об этом, творящемся у него в доме безобразии, и... вот... казалось бы, Одиссей, вступивший на родную землю Итаки, должен спешить с "местью", как её понимает обычное человеческое разумение, ну, или лучше сказать с возмездием, при том вполне справедливым. Но, представьте себе, Одиссей, как-будто бы совершенно никуда не спешит! Он всего лишь живёт в доме своего пастуха и бродит по окрестностям. Может быть, он устал и ему не хватает сил? Конечно, не без этого, и силы, и план необходимы, но то, что делает Одиссей после этого( в данном случае, по описанию Гомера), в обычное человеческое разумение явно не вписывается - он переодевается старцем и неузнанным приходит в свой дом, а затем, как нищий сидит на пороге своего дома и выпрашивает у женихов "милостыню"(!!!), при этом терпит от них издевательства и насмешки(!!!). И здесь я предвижу, уже очередную защиту "слабых умов" - наверное, как Штирлиц)) чего-нибудь разнюхивает, да, да, конечно))) - например, план своего дома, известный ему "каждой досточкой" или планы женихов, которые изо дня в день занимаются одним и тем же - только жрут, пьют и трахаются(пардон). Мы не хотим видеть странностей, мы хотим всё поскорее как-нибудь приемлемо нам объяснить, чтобы не думать, не задумываться... Чтобы не ставить вопросов, на которые моментально не отыщется в наших карманах, ответов.
Так вот, Одиссей ведёт себя очень странно. Также странно, как и Гамлет. Я вообще, считаю, гомеровскую сцену "Одиссей и женихи" - первым прообразом Гамлета в мировой литературе.
Характеры Гамлета и Одиссея, конечно, абсолютно разные, но вот характеристики Свободы, ведущей их путями земными, отважными, явственно имеют перекличку.
Я думаю, прежде всего такое "промедление" говорит о глубинном восприятии, когда герой, личность пытаются войти в новую "систему координат", стать Участниками новых Событий и Смыслов. Не формула "пришёл, увидел - и тут же победил", а формула - "ставлю себя в новую точку мира" - вот их промедление.
Одиссей был Участником Троянской войны и там был один Одиссей, потом появился другой Одиссей - Одиссей-путешественник, но Одиссей, вернувшийся в родную землю это снова иной Одиссей. Обычные люди просто перемещаются в пространстве и времени, претерпевают приключения, но герои - это всегда их мир, они всегда несут свой мир вместе с собой, причём в этом мире, они стоят вертикально, а не лежат "плашмя", но ведь, извините, для этого надо ещё встать "на ноги". Нельзя просто так, моментально, перескочить из одного мира в другой, даже свободные личности должны развернуть свою душу от одного к другому.
Вернёмся к Гамлету. С чего начинается для него "новый мир"? С душераздирающего рассказа призрака о том, как его подло убили. Помните знаменитое выражение "порвалась связь времён"? - скрепы старого мира задрожали и распались, и он остался один на один - с чем? - со злодейством; со Злом - с лежащим в руинах старым миром. Вернуться к прошлому более невозможно, поскольку Судьба нанесла Удар. Есть запрет на то, чтобы быть таким, "как раньше". "Мама роди меня обратно, в утробу!" - но не получается. Обратно нельзя. Сдаться? - Нет, выстроить новый мир из пепла и горя, выжимая из зла, время от времени, все соки и пуская ему кровь!
Вот вам ещё одна характеритика Свободной души - она держит Удар. Скажите, каждый ли день вы встречаетесь с призраками, не страшно ли было бы вам с ними встретиться? Ведь можно было спокойно и мирно дальше жить в своём Датском королевстве, ничего не зная и ни о чём не подозревая.
Нет, подавайте ему встречу с призраком, от одного голоса которого уже можно "наделать в штаны", а выслушав его горестный рассказ, не лучше ли было упаковать чемоданчики и мирно "слинять"?! Вот, вот... понимаете, к чему я клоню?... что значит - держать Удар?
Короля Датского королевства подло и гнусно убили и это реальность, но где она существует? Все продолжают заниматься своими обычными делами, как-будто ничего и не произошло, а значит ничего и не произошло - всё как всегда... Но эта реальность уже живёт в сердце Гамлета, он принял эту Истину в своё сердце, и это свободное сердце теперь вызревает, чтобы Истину вернуть миру, оно "медлит", чтобы через него Истина вошла в мир.
Значит, "держит Удар", "медлит", "вызревает"(как плод на дереве)... Тоже самое и Одиссей, в него швыряют объедки со стола, а он продолжает разговаривать с женихами - трус? Этот трус, спустя некоторое время перебивает всех женихов до единого - всех! числом за сотню!
Любители внешних форм, вам такого движения не понять, оно действительно возникает для вас из ничего и неоткуда...

Но шпага твоя ещё остра,
И ты быть другим, никем не можешь...
Рази же безжалостно, как вчера,
Своих современников, толстокожих!!!


Рецензии