16

    О том, что мы в самых своих глубоких чувствах можем быть несвободны, активно заговорила лишь литература ХХ века, гений же Шекспира, предугадывая будущее, говорил об этом, вполне полноценно, и заранее. Максимально подробный метафизический смысл такой современной литературы раскрывает Мераб Мамардашвили в своих лекциях "Психологическая топология пути", где основанием является роман Пруста "В поисках утраченного времени" - любовь, как обладание, человеком, которого любишь, и попытка уйти, избавиться от этого обладания. Романы Фаулза, показывающие как наши чувства порой не могут стать действительными и "схлопываются", "спрыгивают" с самих себя, или же, всё-таки, каким образом они становятся настоящими("Башня из чёрного дерева", "Женщина французкого лейтенанта", "Волхв"). Есть и множество других имён, большинство из которых упоминает Мераб в своих лекциях, я бы добавила туда же, из неназванных, того же "Парфюмера" Зюскинда или же "Пианистку" Эльфриды Елинек(оба произведения известны широкой публике больше по фильмам).
Но вернёмся к Шекспиру и его "угадыванию" через века.
Шекспир рисует своих героев мазками действий, поступков и слов, действительно походя на Художника, смело орудующего палитрой. Шекспир пишет пьесы, но для нас, читающих их, как литературные произведения, он пишет картины. Мазок кисти и характер человека уже задан, ещё мазок - и можно предугадать Судьбу. Гамлет и Офелия - тема, гораздо чаще обыгрываемая и обговариваемая, чем непопулярная тема Отелло, но и здесь, на слуху в большинстве своём пребывает Гамлет, а Офелия постоянно находится лишь в его тени. Кто-то её защищает, кто-то её укоряет, но какой она была дана Шекспиром, вне наших пристрастий - можно ли нам узнать? Можно ли вглядеться в её образ, можно ли вычитать, из молчаливой, и мало действующей Офелии её саму?
Боюсь, мы поймём Офелию, только на фоне разыгрывающейся трагедии Гамлета, потому что другой Офелии вообще-то и не существует. Можно, конечно, её измыслить, вообразить - саму по себе, ну как хорошую, послушную девушку и дочь, к примеру, но поскольку за этим дальше ничего стоять не будет, то всё остальное наше воображение будет уже "от лукавого", то бишь, другими словами, - от нас)). Итак, звезда Офелии горит лишь в трагедии Гамлета, и есть какая-то правда в том, что мы её воспринимаем всегда "в тени". Какая?
Трагедия Гамлета это трагедия предательства. Отец Гамлета вероломно убит, родным братом, захватившим престол и власть, мать Гамлета "спит" с убийцей, хотя не прошло ещё и месяца после смерти мужа, бывшие друзья по учёбе Розенкранц и Гильденстерн готовы убить его самого по приказу и в услужение новому королю, а любимая... любимая Офелия... что делает она?... - но, помня наставленье,
Не принимала больше ни его,
Ни писем от него.
Вот, что делает она - тоже, что и остальные вероломные убийцы и предатели, поскольку считает, что не вправе ослушаться отца(!!!). Можно ли и это назвать предательством?
А чем ещё, извините, вообще, это можно назвать?
О чувствах Гамлета докладывается королю-убийце, так как послушная дочь послушно рассказывает своему отцу всё, что ей говорит и доверяет Гамлет, ну а отец уже потом "стучит" королю... Все они, рядком, встраиваются в одну цепочку причин-действий, направленных на то, чтобы устранить Гамлета, как единственную досадную помеху королю. И Офелия пассивно "подпевает" злодеям, замышляющим стереть с лица земли её любимого. Она соглашается на то, чтобы Полоний подслушал их разговор с Гамлетом, чтобы он подслушивал их любовный разговор! На какие же ещё низости, не соглашается, эта правильно воспитанная дочь? Кажется, на любые она согласна, лишь бы остаться в "долгу", в "узах", в "традициях", лишь бы не нарушить "святое"...
Итак, Офелия, не менее предаёт Гамлета, чем все остальные...
Гамлет - это трагедия одинокой, свободной души человека, загнанной в угол... Либо становись таким же зверьём, как все окружающие и подпевай королю, либо будешь убит!
А как мы воспринимаем эту трагедию, с нашим внешним, поверхностым зрением? - мы утверждаем, что это трагедия мести. Отелло у нас это трагедия ревности, а Гамлет - трагедия мести. Мы не в состоянии проникнуть в суть вещей, и лишь покрываем их покрывалами наших собственных заблуждений, а потом неизвестно откуда вдруг появляется множество вопросов, на которые никак нельзя дать ответ в русле нашего конъюнктурного понимания. Если Гамлет мстил, начинаем спрашивать мы, то почему он так медлил? Было множество возможностей "ткнуть короля в бок" - и "дело с концом". Стал бы Шекспир заморачиваться такой трагедией мести?!
Не месть ведёт Гамлета по коридорам его Судьбы, но Свобода, которой некуда приткнуться и не на что опереться, и не в философские раздумья впадает Гамлет на досуге, произнося свой известный монолог "быть или не быть" - это его ядро, его суть - быть Свободе или не быть? - умереть самому, сдаться или решиться Быть? - вот что его беспокоит, а не месть.
Месть здесь является лишь внешней фабулой и выражением восстания Свободы в царстве зла, она неизбежна, когда любимый мир превратился в мир зла, но вовсе не она ведёт руку и ногу и вовсе, не она - цель. Цель - БЫТЬ! Наперекор всему, назло всем!
Поэтому устраивается и театр - увидеть содрогания злодея перед правдой, поэтому же увещевается и мать - понять до каких глубин простирается её собственное предательство, способно ли оно пожертвовать и сыном? Гамлет ходит, мечется, ищет, находит обрывки истинного, частицы правды, собирает их по крупицам в себе - приходит к Офелии, размышляет над черепом Йорика, "сечёт" словами о дуде и человеке Розенкранца и Гильденстерна, он бытийствует! бытийствует, как может, а не мстит... Он движет Свободу через самого себя, тянет сам все возможные нити Свободы, чтобы они вели события в какую-то другую сторону, нежели в ту, куда хотели бы привести их злодеи, куда ведёт обыкновенная человеческая выгода, низменные страсти и слабости человека.
Вот что интересно Шекспиру! Вот, что он описывает!
КАК всё это происходит...
Вот какой оригинал и чего оставил нам Шекспир - это оригинал Свободы в окружении Зла. Так будет вести себя Свобода во все века и времена, лишённая возможности быть и всё равно, даже через смерть, выбирающая и утверждающая это БЫТЬ!
Вот кто такой Гамлет и вот кто такая Офелия, перед лицом Вечности, не знающей внешних покрывал...


Рецензии